Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена для учащихся 2 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373, Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по физической культуре и составлено на основе программы курса «Физическая культура» для учащихся 2 классов авторов .И.Лях, А.А.Зданевич, изд.Просвещение, 2019г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже на изучение данного курса отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
Целью программы по физической культуре является формирование разносторонне развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам, контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Физическая культура» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Выпускник 2-го класса научится:
-выполнять правила поведения на уроках физической культуры;
-рассказывать об истории возникновения Олимпийских игр, о летних и зимних Олимпийских играх; о физическом развитии человека;
-называть меры по профилактике нарушений осанки;
-определять способы закаливания;
-определять влияние занятий физической культуры на воспитание характера человека;
-выполнять строевые упражнения;
-выполнять различные виды ходьбы;
-выполнять различные виды бега;
-выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с разбега, с поворотом на 180°;
-прыгать через скакалку на одной и двух ногах;
-метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 4 м;
-выполнять кувырок вперед;
-выполнять стойку на лопатках;
-лазить по гимнастической стенке и по наклонной скамейке;
-перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов;
-выполнять танцевальные шаги;
-передвигаться на лыжах скользящим шагом, выполнять спуски в основной и низкой стойке, выполнять подъём «лесенкой», выполнять торможение падением, выполнять повороты переступанием;
-играть в подвижные игры;
-выполнять элементы спортивных игр.
Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:
-понимать влияние физических упражнений на физическое развитие человека;
-рассказывать о видах спорта, включённых в программу летних и зимних Олимпийских игр;
-определять влияние закаливания на организм человека; самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие определённых физических качеств;
-выполнять упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки;
-организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» в 1 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В области регулятивных УУД выпускник 2-го класса научится:
-понимать цель выполняемых действий;
-выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя;
-адекватно оценивать правильность выполнения задания; использовать технические приёмы при выполнении физических упражнений;
-анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям (под руководством учителя);
-вносить коррективы в свою работу.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-продумывать последовательность упражнений, составлять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток;
-объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
-самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
-координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
-организовывать и проводить подвижные игры во время прогулок и каникул.
В области познавательных УУД выпускник 2-го класса научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
-различать, группировать подвижные и спортивные игры;
-характеризовать основные физические качества;
-группировать игры по видам спорта;
-устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
-сравнивать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;
-устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека
В области коммуникативных УУД выпускник 2-го класса научится:
-рассказывать об истории Олимпийских игр и спортивных соревнований, о профилактике нарушений осанки;
-высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека;
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
-задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
-понимать действия партнёра в игровой ситуации.
Личностными результатами изучения курса «Физическая культура»
во 2 классе являются формирование следующих умений:
-положительное отношение к урокам физической культуры;
-понимание значения физической культуры для укрепленья здоровья человека;
-мотивация к выполнению закаливающих процедур.
Выпускник 2-го класса получит возможность для формирования:
-познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
-положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов;
-уважительного отношения к физической культуре как важной части общей культуры.
Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание). | 1 |
| Физкультурно-оздоровительная деятельность Способы физкультурной деятельности Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела. | 2 |
2 | Подвижные игры. Закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование естественных движений (ходьба, бег, метания, прыжки), элементарных игровых умений (ловля мяча, удары по мячу, передачи, броски), выбор места, взаимодействие с партнёром, командой. Коллективные подвижные игры без деления на группы: «Школа мяча», « Два Мороза», «Пятнашки», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Сова», «Волк во рву», «Метко в круг», «Мяч водящему» и др. Коллективные подвижные игры с разделением на группы: «К своим флажкам», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Попади в обруч», « Мяч в корзину» и др | 45 |
3 | Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами. | 25 |
4 | Легкая атлетика. Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой Подвижные игры На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка». На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 29 |
.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата по плану факт. |
Знания по физической культуре (1 час) |
1 | Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Спортивная одежда и обувь. | 1 | | |
Легкая атлетика (9 часов) |
2 | Ходьба и бег Правила построения. Ходьба под счет, на носках, на пятках. | 1 | | |
3 | Бег в чередовании с ходьбой по размеченным участкам дорожки. Эстафета. | 1 | | |
4 | Сочетание различных видов ходьбы. Бег с ускорением. | 1 | | |
5 | Челночный бег. Эстафеты. | 1 | | |
6 | Бег с высоким подниманием бедра, с преодолением препятствий. | 1 | | |
7 | Прыжки Прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед. | 1 | | |
8 | Прыжки на скакалке. | 1 | | |
9 | Прыжки в длину с места. Эстафета с мячом | 1 | | |
10 | Прыжок с высоты, прыжки через скакалку. | 1 | | |
Физкультурно-оздоровительная деятельность (1 час) |
11 | Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физминуток. | 1 | | |
Легкая атлетика (6 часов) |
12 | Метание. Метание малого мяча в цель с расстояния 3-4 м. Эстафеты. | 1 | | |
13 | Метание малого мяча на дальность. Прыжки на скакалке. | 1 | | |
14 | Метание мяча на дальность. Эстафеты. | 1 | | |
15 | Бег по пересеченной местности Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега. | 1 | | |
16 | Понятие «Бег на выносливость». Подвижная игра «Пятнашки» | 1 | | |
17 | Равномерный бег (3 мин). Преодоление малых препятствий. | | | |
Способы физкультурной деятельности (1 час) |
18 | Самоконтроль. Частота сердечных сокращений, способы ее измерения. | 1 | | |
Легкая атлетика (7 часов) |
19 | Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега. Прыжки на скакалке. | 1 | | |
20 | Понятие «короткая дистанция». Бег с ускорением. Игра «Салки с выручкой» | 1 | | |
21 | Равномерный бег (до 4 мин). Чередование ходьбы и бега. Прыжки на скакалке. | 1 | | |
22 | Чередование ходьбы и бега. Игра «Конники-спортсмены» | 1 | | |
23 | Кросс по слабопересеченной местности. | 1 | | |
24 | Равномерный бег до 4 минут. Эстафеты. | 1 | | |
25 | Бег с ускорением от 10 до 20 м | 1 | | |
Подвижные и спортивные игры (6 часов) |
26 | ТБ на занятиях с подвижными играми. Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. | 1 | | |
27 | Игры «Через кочки и пенечки», «Перемена мест» | 1 | | |
28 | Игры «Гуси-лебеди», «Посадка картошки». | 1 | | |
29 | Подвижная игра «Салки на одной ноге». Эстафеты. | 1 | | |
30 | Игра «Веревочка под ногами». Эстафеты. | 1 | | |
31 | Игры «Встреча», «Прыгающие воробышки» | 1 | | |
Гимнастика с основами акробатики (25 часов) |
32 | Акробатика.Строевые упражнения ТБ на уроках гимнастики. Основная стойка. Построение в колонну по одному. | 1 | | |
33 | Основная стойка. Построение в шеренгу Группировка. Перекаты в группировке . Игра «Совушка» | 1 | | |
34 | Основная стойка. Построение в круг. | 1 | | |
35 | Перекаты в группировке Упражнения на развитие гибкости. | 1 | | |
36 | Стойка на лопатках. Кувырок вперед. | 1 | | |
37 | Мост из положения лежа. Кувырок вперед. | 1 | | |
38 | Висы и упоры Упражнения в висе стоя и лежа, в упоре лежа и стоя на коленях. | 1 | | |
39 | Вис спиной к гимнастической стенке, поднимание согнутых и прямых ног. | 1 | | |
40 | Вис на согнутых руках. Упражнения в упоре лёжа. | 1 | | |
41 | Твой организм. Строение тела. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышц живота и спины. | 1 | | |
42 | Равновесие. Строевые упражнения Стойка на носках, на одной. Ходьба по гимнастической скамейке | 1 | | |
43 | Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. | 1 | | |
44 | Команды «Направо», «Налево», «Шагом марш!», «Класс, стой». Перешагивание через мячи | 1 | | |
45 | Освоение строевых упражнений. Повороты на 90◦ | 1 | | |
46 | Лазание по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. | 1 | | |
47 | Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке. | 1 | | |
48 | Шаг с прискоком. Приставные шаги. Поднимание туловища. | 1 | | |
49 | Опорный прыжок, лазание Лазание по гимнастической стенке. Перелезание через коня. Игра «Ниточка и иголочка» | 1 | | |
50 | Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе. | 1 | | |
51 | Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке. . | 1 | | |
52 | Перешагивание через набивные мячи. Перелезание через горку матов. | 1 | | |
53 | ОРУ на месте. Эстафеты. | 1 | | |
54 | Преодоление полосы препятствий с элементами лазания и прыжков | 1 | | |
55 | Современные Олимпийские игры. | 1 | | |
56 | Разнообразные формы занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья | 1 | | |
Легкая атлетика (7 часов) |
57 | Ходьба и бег Правила построения. Ходьба под счет, на носках, на пятках. | 1 | | |
58 | Бег в чередовании с ходьбой по размеченным участкам дорожки. Эстафета. | 1 | | |
59 | Сочетание различных видов ходьбы. Бег с ускорением. | 1 | | |
60 | Челночный бег. Эстафеты. | 1 | | |
61 | Бег с высоким подниманием бедра, с преодолением препятствий. | 1 | | |
62 | Равномерный бег до 4 минут. Эстафеты. | 1 | | |
63 | Бег с ускорением от 10 до 20 м | 1 | | |
Подвижные и спортивные игры (39 часа) |
64 | Подвижные игры с элементами баскетбола Инструктаж по ТБ на уроках обучения баскетболу. | 1 | | |
65 | Бросок мяча от груди и ловля мяча на месте. Игра «Передача мячей в колоннах» | 1 | | |
66 | Ведение мяча на месте. Подвижная игра «Часы» | 1 | | |
67 | Ведение и передача баскетбольного мяча. Подвижная игра «Круговая охота». | 1 | | |
68 | Ловля и передача мяча. Подвижная игра «Передал — садись». | 1 | | |
69 | Ловля и передача мяча. Подвижная игра «Бросай – поймай». | 1 | | |
70 | Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Эстафета с баскетбольным мячом | 1 | | |
71 | Ведение мяча. Броски мяча в цель (щит) | 1 | | |
72 | Броски мяча в цель (щит). Подвижная игра «Передал - садись» | 1 | | |
73 | Ловля и передача мяча. Подвижная игра «Попади в обруч» | 1 | | |
74 | Броски мяча в цель. Ведение мяча. Эстафета с баскетбольным мячом | 1 | | |
75 | Броски мяча в цель. Ведение мяча. Эстафета с баскетбольным мячом | 1 | | |
76 | Упражнения и подвижные игры с мячом. | 1 | | |
77 | Подвижные игры с элементами волейбола Инструктаж по ТБ на уроках обучения волейболу. Стойки и передвижения. | 1 | | |
78 | Знакомство с приемом передачи мяча двумя руками сверху | 1 | | |
79 | Перемещение с направлением движения. Подвижная игра «Пионербол». | 1 | | |
80 | Отработка приема передачи мяча сверху. Игра «Мяч в воздухе» | 1 | | |
81 | Техника приема мяча двумя руками снизу. Эстафета с волейбольным мячом | 1 | | |
82 | Отработка приема мяча снизу, Подвижная игра «Мяч в воздухе» | 1 | | |
83 | Стойки и передвижения. Подвижная игра «Пионербол». | 1 | | |
84 | Прием мяча снизу, передача мяча сверху. Подвижная игра «Не давай мяча водящему». | 1 | | |
85 | Прием мяча снизу, передача мяча сверху. Эстафета с волейбольным мячом | 1 | | |
86 | Отработка приема мяча и передачи мяча снизу. | 1 | | |
87 | Подвижная игра «Пионербол» с элементами игры волейбол | 1 | | |
88 | Подвижные игры с элементами футбола Инструктаж по ТБ на уроках обучения футболу. Ведение мяча. | 1 | | |
89 | Профилактика утомления (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз) | 1 | | |
90 | Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы | 1 | | |
91 | Остановка мяча внутренней частью стопы; | 1 | | |
92 | Ведение и остановка мяча внутренней частью стопы. | 1 | | |
93 | Ведение мяча по прямой, с остановками по сигналу. | 1 | | |
94 | Ведение мяча по дуге, с остановками по сигналу. | 1 | | |
95 | Ведение мяча по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, | 1 | | |
96 | Ведение мяча между стойками, с обводкой стоек; | 1 | | |
97 | Остановка катящегося мяча. Подвижные игры: «Гонка мячей», | 1 | | |
98 | Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель». | 1 | | |
99 | Подвижные игры: «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд». | 1 | | |
100 | Подвижные игры: «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд». | 1 | | |
101 | Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель». | 1 | | |
102 | Организация и проведение подвижных игр на спортивной площадке | 1 | | |