Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 29 августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Щигрева Н.В. /__________/ ________________2018г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 94-р от «30» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«физическая культура»
(102 часа)
3 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика учебного предмета
1.2. Место учебного предмета в учебном плане
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование
5. Информационно-образовательный ресурс
5.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.),
ФБУПа (2004г.),
примерных программ начального общего образования,
программы по «физической культуре» для 3 класса под редакцией Шишкиной А.В.
Цель учебного предмета физическая культура – формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности при проведении разнообразных занятий по физической культуре, содействие развитию личности учащихся и укрепление их физического и духовного здоровья.
Задачи предмета «Физическая культура»:
укрепление здоровья школьников и формирование умений использования средств физической культуры во благо человека (оздоровительная деятельность);
формирование знаний по физической культуре и спорту, здоровому и безопасному образу жизни и обучение двигательным действиям (образовательная деятельность);
формирование социально значимых качеств личности и стремлений, содействие нравственному и социальному развитию, успешному обучению, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом (воспитательная деятельность);
формирование двигательной подготовленности, содействии гармоничному физическому развитию (развивающая деятельность).
Физическая культура является одним из важнейших предметов начальной школы:
во-первых, она жизненно необходима для естественного роста и развития ребенка;
во-вторых, выполняет функцию физической и психоэмоциональной рекреации, способствует снятию эмоционального напряжения школьника, в том числе и от гиподинамии в учебном процессе;
в-третьих, физическая культура призвана обеспечить развитие физических качеств и локомоций, сформировать интерес и потребность в регулярной двигательной активности и здоровом образе жизни.
Кроме того, физическая культура обеспечивает воспитание нравственных качеств личности и развитие социальных компетенций учащихся через участие в спортивно-игровой деятельности и физической подготовке.
Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура предполагает сопряженное развитие физических качеств, расширение двигательного арсенала младших школьников, формирование знаний об основных видах и формах физкультурной, спортивной и оздоровительной деятельности, в том числе о здоровом образе жизни. Причем, при возрастающей важности когнитивной составляющей, основным видом деятельности на уроках физической культуры остается развивающая двигательная деятельность, выполнение которой, однако, требует от ученика умения слышать и распознавать команды, соблюдать дисциплинарные требования и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, что содействует развитию социально значимых качеств личности.
В соответствии с ФГОС:
на ступени начальной школы осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление мировоззрения обучающихся, формирование способности к организации своей деятельности, осуществление ее контроля и оценки;
при итоговой оценке качества освоения ООП должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов, потребности в занятиях физической культурой и спортом; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет « физическая культура представлен в предметной области «Физическая культура». В 3 классе количество часов на изучение предмета составляет 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в положительном отношении школьника к занятиям физической культурой и спортом и накоплении необходимых знаний для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенствовании.
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой опыт подготовки человека к жизни, развития заложенных в него природой физических и психических способностей, но и опыт утверждения и закалки моральных, нравственных начал, проявляющихся в процессе физкультурной деятельности. Таким образом, в физической культуре находят свое отражение достижения людей в совершенствовании физических, психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств составляет ценности физической культуры и определяют ее как одну из граней общей культуры человека.
Кроме того, в процессе физкультурного образования происходит:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, готовности не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами являются:
соблюдение правил безопасного поведения на уроках, дома, на улице и на природе;
использование физической подготовленности в активной деятельности, в том числе учебной;
ведение здорового образа жизни с активным применением знаний предметных областей «Физическая культура», «Окружающий мир», «Технологии» и «Информатика»;
участие в спортивной жизни класса, школы, района, города и т.д.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками в спортивно-игровой деятельности.
Предметные результаты учебного предмета «Физическая культура» отражают:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы, трудовой деятельности и социализации;
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Предметные результаты проявляются в знаниях: о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека; правил предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: подборе спортивной одежды, обуви и инвентаря, организации мест занятий, поведения на занятиях; о здоровом образе жизни: его составляющих и правилах; основ истории физической культуры и Олимпийского движения; о физических упражнениях, их влиянию на физическое развитие и развитие физических качеств; о видах спорта.
Предметные результаты проявляются в умениях применять знания при решении самостоятельных физкультурно-оздоровительных задач. Выпускник начальной школы должен уметь:
использовать все формы физкультурной деятельности в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки, самостоятельные оздоровительные занятия, подвижные игры и др.);
целенаправленно составлять и использовать комплексы упражнений для утренней зарядки, профилактики и коррекции нарушений осанки, плоскостопия, развития физических качеств, гимнастики для глаз;
проводить самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, оценивать физическую нагрузку по показателям частоты сердечных сокращений;
вести здоровый образ жизни, соблюдать принципы здорового питания.
Планируемые результаты освоения учебной программы
В результате изучения теоретического раздела «Физическая культура» обучающиеся в третьем классе научатся: различать и сравнивать различные формы физической культуры, их направленность; раскрывать правила составления комплексов упражнений для разных форм физической культуры; перечислять упражнения для развития равновесия; наблюдать за действиями спортсменов.
Обучающие получат возможность научиться: планировать и организовать использование различных форм занятий физической культурой в режиме дня; разъяснять основы развития быстроты.
В результате изучения теоретического раздела «Здоровый образ жизни» обучающиеся научатся: перечислять правила составления режима дня; составлять комплексы утренней гимнастики; наблюдать и запоминать упражнения, предлагаемые учителем, тренером и другими участниками учебного процесса; разъяснять роль дыхания и называть упражнения для формирования правильного дыхания; перечислять основные принципы закаливания.
Обучающиеся получат возможность научиться: понимать и объяснять механизмы закаливания; организовать самостоятельное закаливание организма; перечислять названия и значение витаминов и биологически значимых элементов для здоровья человека; наблюдать за здоровым образом жизни окружающих людей.
В результате изучения теоретического раздела «Основы анатомии человека» обучающиеся научатся: обосновывать значение дыхания для физкультурной и спортивной деятельности; перечислять упражнения, формирующие правильное дыхание и развивающие дыхательную систему.
Обучающиеся получат возможность научиться проводить наблюдения за собственным дыханием в покое, в быту и во время занятий физической культурой.
В результате изучения теоретического раздела «Спорт» обучающиеся научатся узнавать спортивные эстафеты в разных видах спорта; перечислять и сравнивать особенности стилей плавания; объяснить роль участников спортивной тренировки; перечислять основные правила и приемы игры в волейбол.
Обучающиеся получат возможность научиться: перечислять виды спорта, которыми можно начинать заниматься третьеклассникам; узнавать отличительные черты видов спорта из программы Олимпийских игр.
В результате изучения теоретического раздела «История физической культуры. Олимпийское образование» обучающиеся научатся: излагать факты истории физической культуры в видах спорта из школьной программы; перечислять символы и атрибуты Олимпийских игр.
Обучающиеся получат возможность научиться узнавать талисманов Олипийских игр.
В результате освоения практического раздела предмета «Физическая культура» обучающиеся в третьем классе научатся:
- выполнять комплексы общеразвивающих физических упражнений, комплексы упражнений пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, для профилактики плоскостопия, для формирования и коррекции осанки;
- выполнять физические упражнения для развития физических качеств: быстроты и силы, координации, гибкости и выносливости;
- выполнять прыжки в длину с места и разбега; передвигаться на лыжах с палками; самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками; играть в пионербол; выполнять акробатические упражнения (стойки, перекаты, висы);
Обучающиеся получат возможность научиться: лазать по канату (3 метра); играть в баскетбол по упрощенным правилам; уверенно передвигаться на коньках по прямой и по повороту; выполнять упражнения дыхательной гимнастики.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов: теоретической и физической подготовки.
Содержание раздела теоретической подготовки включает 5 содержательных блоков:
1 блок. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
3 класс. Содержание различных форм физической культуры. Способ передвижения: бег. Особенности спринта в лёгкой атлетике. Новые подвижные игры. Гимнастика: лазание по канату и упражнения для развития равновесия. Обучение технике катания на коньках и классическому ходу в лыжных гонках. Спортивная экипировка для занятий в зимнее время. Физические качества: быстрота и основы методики её развития.
2 блок. Здоровый образ жизни.
3 класс. Правила составления режима дня. Комплексы утренней гимнастики: упражнения с предметами. Усложнение комплекса для формирования осанки. Комплексы для профилактики плоскостопия. Дыхание: упражнения
для формирования правильного дыхания. Основы закаливания. Роль витаминов и биологически значимых элементов для здоровья человека.
3 блок. Начальные основы анатомии человека.
3 класс. Сердечнососудистая и дыхательная системы. Процесс дыхания.
4 блок. Спорт.
3 класс. Спортивные эстафеты. Плавание: стили плавания. Волейбол: основные правила и технические приёмы игры. Понятия: спортивная тренировка, тренер, спортсмен. Видов спорта, которыми можно заниматься с 9-10 лет: биатлон, волейбол, водное поло, гандбол, велоспорт, фехтование, скалолазание, конный спорт.
5 блок. История физической культуры и Олимпийское образование.
3 класс. История появления и значение лыж. Символы Олимпийских игр Программа и талисманы Олимпийских игр.
Содержание раздела физической подготовки включает освоение и совершенствование разных способов передвижения человека;
использование широкого спектра физических упражнений разной направленности в зависимости от задач уроков, применение элементов спортивной деятельности из следующих видов спорта: легкой атлетике, гимнастике, лыжных гонок, конькобежного спорта, плавания, футбола, волейбола, баскетбола и других - доступных для образовательного учреждения; гармоничное и эффективное развитие физических качеств младшего школьника в сенситивный (благоприятный) возрастной период.
Тематическое планирование практической части предмета «Физическая культура», с одной стороны, сохраняет традиционные содержание и порядок изучаемых тем, с другой стороны, Стандарт предоставляет возможность педагогу выбрать средства и методы физического воспитания исходя из возможностей учебного учреждения, опыта и интересов и учителя, и обучающихся.
При организации уроков физической культуры в начальной школе необходимо помнить, что основной метод - игровой; важными физическими качествами с точки зрения адаптации к обучению в школе и успешной учебы являются выносливость, координация и сила мышц, обеспечивающих позу школьника. Возраст 7-10 лет характеризуется высокой степенью сенситивности к воздействию физических нагрузок и наибольшим количеством периодов с высоким естественным приростом двигательных качеств. В младшем школьном возрасте происходит поступательное развитие всех механизмов энергообеспечения и развитие аэробных способностей.
Тематическое планирование
№ | | Количество часов |
| Легкая атлетика(15ч) | |
1 | Физическая культура: формы занятий (теоретический урок) | 1 |
2 | Бег и специальные беговые упражнения. | 1 |
3 | Бег с высокого старта | 1 |
4-6 | Прыжок в длину с места. Многоскоки | 3 |
7 | Челночный бег | 1 |
8 | Эстафетный бег | 1 |
9-10 | Прыжок в длину с разбега | 2 |
11 | Бег на выносливость | 1 |
12-14 | Метание малого мяча на дальность | 3 |
15 | Готов к труду и обороне (теоретический урок) | 1 |
| Гимнастика с основами акробатики( 18ч ) | |
16-20 | Строевые и акробатические упражнения | 5 |
21-22 | Лазание по канату | 2 |
23 | Правильное питание (теоретический урок) | 1 |
24-25 | Прыжки через скакалку | 2 |
26 | Прыжки через скакалку и упражнения в равновесии | 1 |
27-28 | Упражнения в равновесии | 2 |
29-30 | Опорный прыжок | 2 |
31-32 | Групповой способ выполнения акробатических упражнений | 2 |
33 | Спортивные эстафеты | 1 |
| Спортивные и подвижные игры (18ч) | |
34 | Баскетбол: передвижения в баскетбольной стойке и остановка | 1 |
35 | Баскетбол: передвижения в баскетбольной стойке и остановка | 1 |
36-39 | Баскетбол: ведение, передача и ловля мяча | 4 |
40-42 | Баскетбол: бросок мяча в кольцо | 3 |
43 | Символика Олимпийских игр (теоретический урок) | 1 |
44-46 | Волейбол: стойки и перемещения | 3 |
47-49 | Волейбол: верхняя передача | 3 |
50 | Волейбол: прием мяча снизу | 1 |
51 | Правильное питание (теоретический урок) | 1 |
| Лыжные гонки ( 17ч) | |
52-53 | Передвижение на лыжах с палками | 2 |
54-57 | Передвижение попеременными ходами | 4 |
58-61 | Передвижение одновременными ходами | 4 |
62-63 | Техника поворота переступанием в движении | 2 |
64-65 | Техника спуска в основной стойке и подъема лесенкой | 2 |
66-67 | Совершенствование передвижения на лыжах | 2 |
68 | Строение человека (теоретический урок) | 1 |
| Спортивные и подвижные игры (25ч ) | |
69-76 | Волейбол: прием мяча снизу и нижняя передача | 8 |
77-84 | Волейбол: передача и прием мяча | 8 |
85-92 | Футбол | 8 |
93 | Строение человека (теоретический урок) | 1 |
| Легкая атлетика (9ч ) | |
94-95 | Бег и специально беговые упражнения | 2 |
96-97 | Прыжковые упражнения | 2 |
98-102 | Эстафеты и подвижные игры | 5 |
5.Информационно-образовательный ресурс:
5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. М. Академкнига / учебник 2012 г
Шишкина А.В.Алимпиева О.П. Физическая культура 3-4 класс. учебник- М.: Академкнига,
5.3Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: