муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прохладненская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Утверждено приказом
заседании методического объединения № 42/1 от 18 августа 2021 г.
Протокол № 1 от 16 августа 2021 г. Директор школы
Председатель МО
____________ / Н.Н. Бородина/ ____________ / А.А. Крючкова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
6 класс
Составитель:
Бокшиц Дмитрий Сергеевич,
учитель физической культуры
п. Прохладное
2021 г.
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Физическая культура» пункта 2.2 раздела 2 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Прохладненская ООШ» в соответствии с приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года о введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и приказом № 1577 от 31.12.2015 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
Курс «Физическая культура» изучается в 6 классе из расчета 3 часа в неделю– 105 часов. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Планируемые результаты программы по физической культуре в 6 классе
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет “Физическая культура” способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета “Физическая культура”.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного
предмета «физическая культура» должны знать:
Основы развития физической культуры в России
Особенности развития изучаемых видов спорта
Психофункциональные особенности своего организма
Индивидуальные способы контроля за укреплением здоровья и повышением физической подготовленности.
Способы организации самостоятельных занятий, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при травмах на занятиях физическими упражнениями.
уметь
Технически правильно выполнять двигательные действия
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения.
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений.
Управлять своими эмоциями, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Соблюдать правили безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую мед. помощь при травмах и несчастных случаях.
Пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием.
№ | Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
1 | Бег 30 м. | 6.2 | 5.4-6.1 | 5.3 | 6.3 | 5.5-6.2 | 5.4 |
2 | Бег 60 м. | 11.2 | 10-11.1 | 10.0 | 11.7 | 10.5-11.6 | 10.4 |
3 | Бег 1000 м. | 6.46 | 4.46-6.45 | 4.45 | 7.21 | 5.21-7.20 | 5.20 |
4 | Прыжки в длину с места | 134 | 178-135 | 179 | 124 | 163-150 | 164 |
5 | Метание мяча (150г) | 14 | 15-20 | 21 | 20 | 21-33 | 34 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине | 3 | 4-7 | 8 | 5 | 6-13 | 14 |
7 | Бег 1500 м | 10.00 | 8.51-9.59 | 8.50 | 10.30 | 9.01-10-29 | 9.00 |
8 | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами | Пальцами | Ладонями | | Пальцами | Ладонями | |
9 | Поднимание туловища за(30сек.) | 11 | 12-21 | 22 | 9 | 10-15 | 16 |
Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкая атлетика
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Мини- футбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по мини-футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Двигательная деятельность
Легкая атлетика(16 часов)
Техника спринтерского бега. Высокий старт. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Скоростной бег до 40 м Бег на короткие дистанции ( 30 и 60 м) на результат.
Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».
Метание мяча(150г) на дальность с разбега. Метание мяча(150г) в цель.
Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Кроссовая подготовка (12 часов)
Техника длительного бега. Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000м.
Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий.
Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры и эстафеты с элементами кроссовой подготовки.
Спортивные игры.(30 часов)
Баскетбол (18 часов)
Техника передвижений, перемещений, остановок, поворотов. Стойка баскетболиста.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, в движении без сопротивления защитника.
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди с места и в движении без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60м. Вырывание и выбивание мяча.
Тактика игры: тактика свободного нападения, позиционное нападение (5:0), взаимодействие двух игроков.
Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол (12 часов)
Техника передвижений, перемещений. Стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами.
Техника приема и передачи мяча: передача мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой и через сетку.
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м. от сетки.
Техника нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Тактика игры: тактика свободного нападения, позиционное нападение без изменения позиций игроков.
Игра и игровые задания с ограниченным числом игроков. Игра по упрощенным правилам волейбола.
Упражнения общей физической подготовки.
Внутрипредметный модуль «Мини-футбол» (35 часов)
Стойки игрока. Перемещения в стойке игрока приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема.
Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.
Вырывание и выбивание мяча.
Игра вратаря.
Комбинации из освоенных элементов : ведение, удар, (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.
Комбинации из освоенных техники перемещений и владения мячом.
Техника свободного нападения.
Позиционное нападение без изменений позиций игроков.
Нападение в игровых заданиях 3:1 , 3:2, 2:1, с атакой и без атаки ворот.
Игра по упрощенным правилам.
Гимнастика с элементами акробатики (12 часов)
Комплексы ОРУ. Перестроения из колоны по одному в колону по четыре дроблением и сведением.
Акробатика: кувырок вперед и назад, стойка на лопатках. Комбинация из изученных элементов.
Опорный прыжок: вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см.) Гимнастическая полоса препятствий. Упражнения общей физической подготовки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание материала | Количество часов |
Легкая атлетика – 16 часов Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. - приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия. |
1 | ТБ. История легкой атлетики. Высокий старт. Спринтерский бег. | 1 |
2 | Высокий старт. Бег 30 м. | 1 |
3 | Контрольный срез норматива: Бег 30 на результат. | 1 |
4 | Входной контроль. | 1 |
5 | Контрольный срез норматива: Бег 60 м. на результат. | 1 |
6 | Метание малого мяча. Метание малого мяча на дальность. | 1 |
7 | Контрольный срез норматива: Метание малого мяча. Метание мяча на результат. | 1 |
8 | Эстафетный бег | 1 |
9-11 | Прыжок в высоту с разбега | 3 |
12-14 | Высокий старт, техника спринтерского бега. | 3 |
15 | Контрольный срез норматива: Бег 60м на результат. | 1 |
16 | Эстафетный бег | 1 |
Кроссовая подготовка – 12 часов - узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур; - приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать различными способами. |
17-18 | ТБ. Техника длительного бега. | 2 |
19 | Бег 500 м, 1000 м. | 1 |
20 | Контрольный срез норматива: Бег 500 м, 1000 м. | 1 |
21-23 | Тактика длительного бега. | 3 |
24 | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. | 1 |
25 | Контрольный срез норматива: Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. | 1 |
26-28 | Техника длительного бега. | 3 |
Спортивные игры Волейбол – 12 часов -начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе "Физическая культура", при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге; - освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игры в волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия. Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения. Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка. |
29 | ТБ. Стойки и перемещения. | 1 |
30-31 | Передача двумя руками сверху. | 2 |
32-33 | Прием мяча снизу двумя руками над собой. | 2 |
34 | Контрольный срез норматива: Передача и прием мяча. | 1 |
35 | Подача мяча. | 1 |
36 | Нападающий удар. | 1 |
37 | Закрепление техники владения мячом. Тактические действия. | 1 |
38 | Контрольный срез норматива: Нижняя прямая подача мяча с расстояния 6 м от сетки. | 1 |
39-40 | Учебная игра. | 2 |
Баскетбол – 18 часов Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. - освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игры в баскетбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия. |
41 | ТБ. Стойки игрока, перемещения, передвижения. Остановки. | 1 |
42-43 | Ловля и передача мяча на месте. | 2 |
44 | Ловля и передача в движении. | 1 |
45 | Контрольный срез норматива: Ловля и передача в движении. | 1 |
46 | Ведение мяча. | 1 |
47 | Контрольный срез норматива: Ведение мяча. | 1 |
48-49 | Бросок мяча одной и двумя руками. | 2 |
50-51 | Закрепление техники владения мячом. | 2 |
52 | Вырывание и выбивание мяча. | 1 |
53-54 | Тактические действия. Позиционное нападение | 2 |
55 | Тактические действия. Нападение быстрым прорывом. | 1 |
56-58 | Учебная игра. | 3 |
Гимнастика – 12 часов Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. - научатся выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств. |
59-60 | ТБ. Висы, строевые упражнения | 2 |
61-62 | Акробатика. Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. | 2 |
63-64 | Акробатика. Мост из положения стоя с помощью (дев.), два кувырка вперед слитно. | 2 |
65-66 | Акробатическая комбинация. | 2 |
67 | Контрольный срез норматива: Акробатическая комбинация. | 1 |
68-69 | Опорный прыжок. | 2 |
70 | Контрольный срез норматива: Опорный прыжок. | 1 |
Внутрипредметный модуль «Мини – футбол» - 35 часов Развитие быстроты, силы, выносливости. Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения. Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка. - освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игры в футбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия. |
71 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». ТБ. Основные правила игры в мини-футбол. | 1 |
72 | Стойки игрока. Перемещения, передвижения. | 1 |
73-75 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Удары по мячу. | 3 |
76 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Остановка мяча. | 1 |
77 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Сочетание изученных приемов. | 1 |
78 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Ведение мяча. | 1 |
79 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Закрепление техники владения мячом. | 1 |
80-83 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Учебная игра. | 4 |
84-86 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Удары по воротам на точность. | 3 |
87-90 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Комбинация из освоенных элементов. | 4 |
91-92 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Спортивная игра «мини-футбол» по упрощенным правилам. | 2 |
93-94 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Вырывание и выбивание мяча. | 2 |
95-96 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Овладение техникой ударов по воротам. | 2 |
97-99 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Игра вратаря. | 3 |
100-101 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Тактические действия. | 2 |
102-103 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Тактические действия. Позиционное нападение. | 2 |
104 | Внутрипредметный модуль «Мини-футбол». Контрольный урок. | 1 |
105 | Промежуточная аттестация. | 1 |
Программа рассчитана на 105 учебных часов, из них – 90 часов - работа над учебными темами, внутрипредметными модулями; 15 часов – контроль и срезы нормативов.
9