1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа составлена с учетом воспитательного потенциала «Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №24»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюстре России 18.12.2020 №61573)
Учебный план МБОУ «СОШ 24» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа по физической культуре 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» В.И.Ляха., Зданевича А.А, М. «Просвещение» 2017 год.
Общая характеристика учебного процесса
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Реализация данных целей связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия: содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Оздоровительные задачи:
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
Воспитательные задачи:
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
Место учебного предмета «Физическая культура » в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 24» на изучение физической культуры в 6 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Возможна корректировка рабочей программы.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Содержание учебного предмета «Физическая культура», направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения и навыки, способы познавательной и предметной деятельности.
Личностные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
Патриотическое воспитание:
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
Гражданское воспитание:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.
Трудовое воспитание:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
Эстетическое воспитание:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
В области коммуникативного воспитания:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
– правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь: – выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни; владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. При оценивании учащихся учитывать позитивные сдвиги в количественных результатах, участие в спортивной жизни школы, желание заниматься физической культурой.
3.Содержание учебного предмета
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма, название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения ,правила соревнований в беге, прыжках и метаниях, разминка для выполнения легкоатлетических упражнений, представления о темпе, скорости и объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Измерение результатов, подача команд, демонстрация упражнений, помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.
Легкая атлетика :
- высокий старт от 30 до 40 м, бег с ускорением от 40 до 60 м, скоростной бег до 60 м, бег на результат 60 м, бег в равномерном темпе до 20 мин и девочкам до 15 мин, бег на 1500 м, прыжки в длину с 9-11 шагов разбега, прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.
Гимнастика с элементами акробатики:
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости, страховка и помощь во время занятий, обеспечение техники безопасности, упражнения для разогревания, основы выполнения гимнастических упражнений. Помощь и страховка, демонстрация упражнений, выполнение обязанностей командира отделения, установка и уборка снарядов, составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований.
Спортивные игры:
Терминалогия избранной спортивной игры, техника ловли, передачи, ведения мяча или броска, тактика нападений и защиты. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.
Баскетбол - стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение.
Кроссовая подготовка: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, прыжки через препятствия, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.
Волейбол – стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.), комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Знания о физической культуре | В процессе уроков | |
2 | Легкая атлетика | 38 | |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 12 | |
4 | Спортивные игры (волейбол,баскетбол) | 52 (32+20) | |
| Итого | 102 часа | |
4.Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема урока | Кол –во часов | Дом. задание | дата |
план | факт |
| Легкая атлетика (18часов) |
1 | Инструктаж по охране труда. Основы знаний. | 1 | Комплекс 2 | | |
2 | Стартовый разгон. Бег 30 м. | 1 | Комплекс 1 | | |
3 | Высокий старт | 1 | Комплекс 2 | | |
4 | Финальное усилие. Эстафетный бег. | 1 | Комплекс 2 | | |
5 | Развитие скоростных способностей. Бег 60 метров. | 1 | Комплекс1 | | |
6 | Развитие скоростной выносливости | 1 | Комплекс 3 | | |
7 | Развитие силовой выносливости. Бег 1000 метров. | 1 | Комплекс 5 | | |
8 | Полоса препятствий. | 1 | Комплекс 1 | | |
9 | Развитие силовой выносливости. 6 -минутный бег. | 1 | Комплекс 2 | | |
10 | Метание малого мяча на дальность. | 1 | Комплекс 2 | | |
11 | Метание малого мяча на дальность. | 1 | Комплекс 1 | | |
12 | Развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | Комплекс 2 | | |
13 | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Комплекс 2 | | |
14 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс1 | | |
15 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 3 | | |
16 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 5 | | |
17 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 1 | | |
18 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 2 | | |
| Баскетбол (12 часов) |
19 | Основы знаний. Стойки и передвижения, повороты, остановки. Контрольные упр-я. | 1 | Комплекс 2 | | |
20 | Ловля и передача мяча. | 1 | Комплекс 1 | | |
21 | Ведение мяча | 1 | Комплекс 2 | | |
22- | Бросок мяча | 1 | Комплекс 2 | | |
23 | Тактика свободного нападения | 1 | Комплекс1 | | |
24 | Вырывание и выбивание мяча. | 1 | Комплекс 3 | | |
25 | Нападение быстрым прорывом. | 1 | Комплекс 5 | | |
26 | Взаимодействие двух игроков | 1 | Комплекс 1 | | |
27 | Игровые задания | 1 | Комплекс 3 | | |
28 | Игровые задания | 1 | Комплекс 5 | | |
29 | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | Комплекс 3 | | |
30 | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | Комплекс 5 | | |
| Волейбол (12часов) |
31 | Основы знаний. Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 | Комплекс 3 | | |
32 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 | Комплекс 5 | | |
33 | Прием и передача мяча. | 1 | Комплекс 3 | | |
34 | Прием и передача мяча. | 1 | Комплекс 5 | | |
35 | Нижняя подача мяча. | 1 | Комплекс 1 | | |
36 | Нижняя подача мяча. | 1 | Комплекс 3 | | |
37 | Нападающий удар | 1 | Комплекс 5 | | |
38 | Нападающий удар | 1 | Комплекс 1 | | |
39 | Развитие координационных способностей. | 1 | Комплекс 3 | | |
40 | Развитие координационных способностей. | 1 | Комплекс 5 | | |
41 | Тактика игры. | 1 | Комплекс 1 | | |
42 | Тактика игры. | 1 | Комплекс 3 | | |
| Гимнастика (12 часов) |
43 | Основы знаний Комплекс утренней гимнастики. Наклоны вперед из положения сидя. | 1 | Комплекс 3 | | |
44 | Акробатические упражнения и комбинации. Подъем туловища. | 1 | Комплекс 5 | | |
45 | Акробатические упражнения и комбинации. Подъем туловища. | 1 | Комплекс 1 | | |
46 | Развитие гибкости. Сгибание и разгибание рук в упоре. | 1 | Комплекс 3 | | |
47 | Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах. | 1 | Комплекс 5 | | |
48 | Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах. | 1 | Комплекс 1 | | |
49 | Гимнастическая полоса препятствий. Подтягивание. | 1 | Комплекс 3 | | |
50 | Гимнастическая полоса препятствий. Подтягивание. | 1 | Комплекс 5 | | |
51 | Упражнения и композиции ритмической гимнастики, Прыжки со скакалкой. | 1 | Комплекс 1 | | |
52 | Упражнения и композиции ритмической гимнастики, Прыжки со скакалкой. | 1 | Комплекс 3 | | |
53 | Опорный прыжок. | 1 | Комплекс 5 | | |
54 | Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | Комплекс 1 | | |
Волейбол -12 ч |
55 | Основы знаний Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 | Комплекс 3 | | |
56 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 | Комплекс 5 | | |
57 | Прием и передача мяча. | 1 | Комплекс 1 | | |
58 | Прием и передача мяча. | 1 | Комплекс 3 | | |
59 | Нижняя подача мяча. | 1 | Комплекс 5 | | |
60 | Нижняя подача мяча. | 1 | Комплекс 1 | | |
61 | Нападающий удар | 1 | Комплекс 3 | | |
62 | Нападающий удар | 1 | Комплекс 5 | | |
63 | Развитие координационных способностей. | 1 | Комплекс УГГ№3 | | |
64 | Развитие координационных способностей. | 1 | Комплекс УГГ№3 | | |
65 | Тактика игры. | 1 | Комплекс 3 | | |
66 | Тактика игры. | 1 | Комплекс 5 | | |
Баскетбол ( 8 часов) |
67 | Ловля и передача мяча. | 1 | Комплекс 3 | | |
68 | Ведение мяча | 1 | Комплекс 5 | | |
69 | Бросок мяча | 1 | Комплекс 1 | | |
70 | Тактика свободного нападения | 1 | Комплекс 3 | | |
71 | Вырывание и выбивание мяча. | 1 | Комплекс 5 | | |
72 | Нападение быстрым прорывом. | 1 | Комплекс 3 | | |
73 | Взаимодействие двух игроков | 1 | Комплекс 5 | | |
74 | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | Комплекс 1 | | |
Волейбол (8часов) |
75 | Прием и передача мяча. | 1 | Комплекс 3 | | |
76 | Нижняя подача мяча. | 1 | Комплекс 5 | | |
77 | Нижняя подача мяча. | 1 | Комплекс 1 | | |
78 | Нападающий удар | 1 | Комплекс 3 | | |
79 | Нападающий удар | 1 | Комплекс 5 | | |
80 | Развитие координационных способностей. | 1 | Комплекс 1 | | |
81 | Развитие координационных способностей. | 1 | Комплекс 3 | | |
82 | Тактика игры. | 1 | | | |
Легкая атлетика (20 часов) |
83 | Основы знаний. Длительный бег | 1 | Комплекс 3 | | |
84 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 5 | | |
85 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 1 | | |
86 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 3 | | |
87 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 5 | | |
88 | Кроссовый бег. Футбол | 1 | Комплекс 1 | | |
89 | Основы знаний. Высокий старт. | 1 | Комплекс 3 | | |
90 | Высокий старт. Бег 30 м. | 1 | Комплекс 5 | | |
91 | Финальное усилие. Эстафетный бег. | 1 | Комплекс 1 | | |
92 | Развитие скоростных способностей. Бег 60 м | 1 | Комплекс 3 | | |
93 | Развитие силовой выносливости. Бег 1000 м | 1 | Комплекс 5 | | |
94 | Полоса препятствий. | 1 | Комплекс 1 | | |
95 | Развитие силовой выносливости. Бег 1500 м. | 1 | Комплекс 3 | | |
96 | Переменный бег .Спортивная ходьба. | 1 | Комплекс 5 | | |
97 | Гладкий бег | 1 | Комплекс 3 | | |
98 | Кроссовый бег | 1 | Комплекс 5 | | |
99 | Метание мяча на дальность. | 1 | Комплекс 1 | | |
100 | Метание мяча на дальность. | 1 | Комплекс 3 | | |
101 | Прыжок в высоту способом перешагивания | 1 | Комплекс 5 | | |
102 | Прыжок в высоту способом перешагивания | 1 | Комплекс 1 | | |
5.Материально –техническое обеспечение
Комплект скамеек и систем хранения вещей обучающихся
Стеллажи для инвентаря
Стойки волейбольные
Ворота для минифутбола
Мячи баскетбольные
Мячи футбольные
Мячи волейбольне
Скамейка гимнастическая жесткая
Мати гимнастические
Мостик гимнастический подпружиненный
Бревно гимнастическое напольное 3 м
Стойки для прыжков в высоту
Планка для прыжков
Стол для настольного тенниса передвижной для помещений
Комплект для настольного тенниса
Конь гимнастический малый
Определитель высоты прыжка
Обруч гимнастический
Снаряд для подтягивания/отжимания
Канат для перетягивания
Стеллажи для инвентаря
Учебно –методическое обеспечение для учителя
1.Гринин Л. Е., Волкова-Алексеева Н. Е.Справочник учителя физической культуры. ФГОС -М: Учитель, 2016 г. -118 с.
2.Каинов А.Н., Курьерова Г.И.: Физическая культура. 1-11 классы.
3.Комплексная программа физического воспитания учащихся Ляха В.И.- М: Учитель, 2014 г.-169 с.
4.Лях В.И.: Физическая культура.. Учебник. ФГОС-М: Просвещение, 2017 г.-286 с.Патрикеев А.Ю.: Физкультура..
5. Поурочные разработки к учебникам А. П. Матвеева и В. И. Ляха. ФГОС-М: Вако, 2017 г.-272 с.Погадаев Г.И.
6. Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1-11 классы. Учебно-методическое пособие