Тематическое планирование составлено в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа физического воспитания учащихся 5 – 10 классов коррекционной школы (8 вид) направлена на формирование у учащихся целостного представления о физической культуре, способности включиться в производительный труд.
Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физического воспитания:
Согласно учебному плану образовательного учреждения на проведение уроков физической культуры отводится 3 часа в неделю. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры – подвижные и спортивные. Из них на изучение гимнастики - 18 часов, на изучение легкой атлетики - 20 часов, подвижных игр – 16 часов, лыжной подготовки – 14 часов. Таким образом тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.
под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой;
В. М. Мозговой
«Уроки физической культуры в начальных классах» В. М. Мозговой
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания.
Тема | Количество часов | Цель изучения. Коррекционные задачи. | Обязательные результаты обучения |
Гимнастика | 16 | Продолжать обучать учащихся различным общеразвивающим упражнениям с предметами и без. Выполнять упражнения в парах, на координацию движений конечностей в прыжковых упражнениях, упражнения в расслаблении мышц. Переноска груза и передача предметов. Совершенствовать лазанье по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Учить выполнять опорные прыжки, преодолевать препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. Корригировать ослабленные группы мышц. избирательно воздействовать на мышцы туловища; осуществлять коррекцию дыхания, моторики, осанки и др. Следить за правильным сочетанием дыхания с выполнением трудовых приемов. Осуществлять коррекцию основного и сопутствующих дефектов. | Знать: как правильно выполнять размыкание уступами; как перестроиться из колонны по одному в колонну по два, по три; как осуществлять страховку при выполнении другим учеником упражнения на бревне. Уметь: различать и правильно выполнять команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!»; выполнять опорный прыжок способом «согнув ноги» через коня с ручками; различать фазы опорного прыжка; удерживать равновесие на гимнастическом бревне в усложненных условиях; лазать по канату способом в два и три приема; переносить ученика втроем; выполнять простейшие комбинации на гимнастическом бревне. |
Легкая атлетика | 20 | Знакомить с основами кроссового бега, бега по виражу. Выполнять ходьбу и бег в различном темпе, используя различные беговые упражнения. Совершенствовать выполнение прыжков, метания. Развивать точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Упражнения в ходьбе и беге широко использовать не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Осуществлять коррекцию гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Корригировать эмоциональные и поведенческие реакции детей. | Знать: значение ходьбы для укрепления здоровья человека; основы кроссового бега; бег по виражу. Уметь: пройти 20—30 мин в быстром темпе; выполнить стартовый разгон с плавным переходом в бег; бежать с переменной скоростью 5 мин; равномерно в медленном темпе 8 мин; выполнять полет в группировке, в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги»; выполнять переход через планку в прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание»; выполнять метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м; выполнять толкание набивного мяча с места. |
Подвижные игры Волейбол Баскетбол | 16 | Систематизировать представления учащихся о правилах игры в волейбол. Совершенствовать двигательные и физические навыки, вести коррекцию имеющихся нарушений физического и интеллектуального развития. Совершенствовать умения игры в баскетбол, закреплять ее правилах. Корригировать навыки владения мячом и взаимодействия игроков. Развивать такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Корригировать умения организовывать и регулировать свою деятельность во время игр, доброжелательно относиться к соперникам, уметь взаимодействовать во время игры. Способствовать благоприятным эмоциональным взаимоотношениям между группами детей. | Знать: права и обязанности игроков; как избежать травматизма. Уметь: выполнять верхнюю прямую подачу; играть в волейбол. Знать: когда выполняются штрафные броски, сколько раз. Уметь: выполнять остановку прыжком и поворотом; броски по корзине двумя руками от груди с места. |
Лыжи | 16 | Продолжать совершенствовать катание на лыжах, используя различные способы. Совершенствовать лыжные ходы, торможение «плугом», подъем «полуелочкой», «полулесенкой». Развивать умение передвигаться в быстром темпе, взаимодействовать во время эстафет. Способствовать развитию движений, коррекции осанки, дыхания, координации, моторики и др. Способствовать укреплению здоровья детей в зимний период, сокращению количества заболеваний, характерных для данного времени года | Знать: как влияют занятия лыжами на трудовую деятельность учащихся; правила соревнований. Уметь: координировать движения рук, ног и туловища в одновременном двухшажном ходе на отрезках 40—60 м; пройти в быстром темпе 160—200 м одновременными ходами; тормозить лыжами и палками одновременно; преодолевать на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). |
| Дата | Тема урока Пункт учебника |
1 | | Техника безопасности на уроках физической культуры. Правила поведения в физкультурном зале. Значение физической культуры в жизни человека. Стартовый разгон. Бег медленный до 4 мин. Бег по 100 м 2 раза за урок. |
2 | | Основные положения и движения головы, конечностей, туловища. Ходьба в различном темпе с выполнением упражнений для рук. |
3 | | Бег в гору и под гору на отрезках до 30 м. Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору шириной 10 м. |
4 | | Ходьба с изменением ширины и частоты шага по команде учителя. Метание мяча на дальность; игра «Попади в цель».. |
5 | | Бег 60 м с низкого старта; метание на дальность . Бег по кругу (дистанция между учениками 3—5 м); игра «Сильный бросок». |
6 | | Стартовый разгон и переход в бег по дистанции. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (зона отталкивания — 40 см); сдача нормативов по метанию; игра «Меткий стрелок». |
7 | | Упражнения для расслабления мышц. Ходьба с выполнением движений на координацию. Кросс по слабопересеченной местности до 300 м. |
8 | | Бег с переменной скоростью до 5 мин. Бег с ускорением и на время 60 м . прыжок в длину с разбега. |
9 | | Преодоление полосы препятствий (4—5 штук) на дистанции до 60 м. Эстафетный бег по кругу, прыжки на одной на двух ногах с поворотом. Игра «Дотянись». |
10 | | Многоскоки с места и с разбега на результат. Прыжки через скакалку до 2 мин; игра «По кочкам и линиям». |
11 | | ОРУ в движении. Бег по виражу. Бег 80 м с преодолением 3-4 препятствий.; прыжки в длину с разбега; игра «Прыжок за прыжком». |
12 | | Эстафетный бег; прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» (зона отталкивания — 40 см); движение рук и ног в полете. |
13 | | Встречная эстафета.. Бег с ускорением. прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» (зона отталкивания — 40 см) сдача нормативов. |
14 | | Кроссовый бег 500-1000 м. Метание: сдача нормативов. |
15 | | ТБ и правила поведения в спортивном зале. Выполнение команд. Чаще шаг!» «Реже шаг!» Повороты кругом. Ходьба змейкой, противоходом. Лазание по гимнастической стенке. |
16 | | ОР и КУ с палками. Размыкание уступами Лазание по гимнастической скамейке. Стойка на руках. Лазанье по канату в два приема (мальчики), в три приема (девочки). |
17 | | ОР и КУ с обручами. Взмахи ногами у гимнастической стенки. Передвижение по ней влево-вправо. Лазанье по канату. |
18 | | ОР и КУ с обручами. Упражнения с удержанием груза на голове. Наклоны на гимнастической стенке. Стока на лопатках. Совершенствование лазанья по канату. Вис и раскачивание на канате (слабые девочки). |
19 | | Упражнения на гимнастической стенке. Подъем, переворот на низкой перекладине. Передвижение вправо, влево в висе на гимнастической стенке.. |
20 | | Чередование ходьбы на месте с шагом «галопом» в сторону в темпе музыки. Подъем, переворот на низкой перекладине. Опорный прыжок через козла, преодоление препятствий прыжком боком. Подтягивание в висе на гимнастической стенке на результат (количество). |
21 | | ОР и КУ со скакалками. Танцевальный шаг на носках. Подъем, переворот на низкой перекладине. Переноска груза(скамейки) и передача предметов(набивного мяча). Ходьба по гимнастической скамейке, бревну |
22 | | Упражнения с обручами. Простейшие комбинации упражнений на бревне (высота 60—70 см). Опорный прыжок через козла, коня. |
23 | | Расхождение вдвоем на бревне при встрече. Опорный прыжок через козла. Игра «Вот так поза». |
24 | | Упражнения с палками. Простейшие комбинации упражнений на бревне (высота 60—70 см). Опорный прыжок через козла, коня. |
25 | | Волейбол. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол. Основные правила. Расстановка. |
26 | | Работа в парах. Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещения. |
27 | | Работа в парах. Упражнения с набивными мячами. Прием и передача мяча сверху и снизу. |
28 | | Работа в парах. Упражнения с набивными мячами. Нижняя подача мяча. |
29 | | Работа в парах. Прием и передача мяча сверху и снизу. Верхняя подача. |
30 | | Разминка в парах. Верхняя подача. Учебная игра. |
31 | | Упражнения в парах. Игра «Мяч в воздухе». Учебная игра. |
32 | | Упражнения с мячом в парах. Учебная игра. |
33 | | Правила поведения на уроках на свежем воздухе. Построение в одну колонну с лыжами и на лыжах. Передвижение на лыжах. |
34 | | Совершенствование двухшажного хода. Подъем «полуелочкой», торможение «плугом». |
35 | | Совершенствование двухшажного хода. Одновременный одношажный ход. Передвижение на лыжах на скорость на расстояние 100м. |
36 | | Совершенствование двухшажного хода. Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м. Подъем «полуелочкой», «полулесенкой», торможение «плугом». |
37 | | Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40—60 м (3—5 повторений за урок — девочки, 5—7 — мальчики). Спуск, подъем. |
38 | | Одновременный одношажный ход. Повторное передвижение на кругу 150—200 м (1—2 — девочки, 2—3 — мальчики). Спуск, подъем. |
39 | | Повторное передвижение на кругу 150—200 м (1—2 — девочки, 2—3 — мальчики). Подъем «полуелочкой», «полулесенкой», торможение «плугом». |
40 | | Одновременный одношажный ход. Передвижение на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). |
41 | | Совершенствование двухшажного хода. Передвижение на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). |
42 | | Лыжные эстафеты (на кругу 300—400 м). Игра «Переставь флажок», |
43 | | Совершенствование двухшажного хода. Лыжные эстафеты (на кругу 300—400 м). |
44 | | Произвольное катание на лыжах . Игра «Пустое место». |
45 | | Сдача нормативов дистанция 1000 м. Совершенствование спуска и подъема. |
46 | | Произвольное катание на лыжах. Игры «Слалом», «Метко в цель». |
47 | | Закрепление правил игры в баскетбол. Права и обязанности игроков; предупреждение травматизма. Работа в парах: передача двумя руками от груди и ловля мяча на месте на уровне груди. |
48 | | Штрафной бросок, бег с изменением скорости и направления. |
49 | | Упражнения с набивными мячами. Передача мяч в движении. Эстафеты с мячом. |
50 | | Ведение мяча одной рукой на месте и в движении, броски в корзину одной и двумя руками. Ведение мяча. |
51 | | Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Бросок мяча в корзину от плеча. Игра «Не дай мяч водящему». |
52 | | Бросок по корзине от груди с места. Эстафеты с ведением мяча. |
53 | | Работа в парах. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. |
54 | | Эстафеты с ведением мяча и броском в корзину. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. |
55 | | ОР и КУ с обручами. Лазание по гимнастической стенке. Упражнения для развития координации движений. Прыжок в высоту с разбега способом перешагивание |
56 | | Упражнения с набивными мячами. Ходьба по бревну. Лазание по гимнастической стенке с предметом в руке. |
57 | | Упражнения, укрепляющие осанку. Висы на гимнастической стенке. Комбинации на бревне. |
58 | | Упражнения на координацию движений. Лазание по канату способом в три приема. |
59 | | ОРУ со скакалками. Лазание по канату. Перелезание через препятствия различными способами. |
60 | | Упражнения в равновесии на бревне. Ходьба по бревну. Соскоки с сохранением равновесия. |
61 | | Ходьба «змейкой» с поворотами до ориентира. Метание в цель из положения лежа. Прыжок в высоту с разбега способом перешагивание. |
62 | | Ходьба и легкий бег на месте. Отжимания в упоре лежа. Переход через планку. Метание набивного мяча из-за головы. |
63 | | Ходьба. Медленный бег. Прыжок в высоту с разбега. Метание набивного мяча из-за головы, снизу, через голову. |
64 | | Прыжки со скакалкой до 2 мин. Толкание набивного мяча на дальность. |
65 | | Бег в чередовании с ходьбой. Прыжки с разбега. Сдача норматива. Метание малого и набивного мяча. |
66 | | Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Метание малого мяча с разбега. Бег 30 м. Сдача нормативов. |
67 | | Ходьба. Упражнения без предметов. Метание на дальность сдача нормативов. |
68 | | Медленный бег в чередовании с ходьбой. Эстафеты с бегом. |