СООТВЕТСТВУЕТ Руководитель МО учителей О.В. Яркинова ____________ Протокол №_1___ от«_29_»_августа_2018 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Т.И.Карпова_____________ «_29_»_августа_2018_ г | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №__1___ от«_31__»_августа_2018_ г | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 374 от«_1_»_сентября_2018 г |
Рабочая программа
по физической культуре для 4 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
2018 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 -11 классов». Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич (М.: Просвещение, 2012) и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1-4 классы» В.И. Лях (М.: Просвещение, 2017).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год, в неделю 3 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Миноборнауки России от 30 августа 2010г. № 889.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Обучающийся получит возможность узнать:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами;
- метать и бросать мячи; лазать и перелазать через препятствия; выполнять гимнастические и акробатические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России); будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
- выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, силы, скорости и гибкости;
- составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры на отдыхе и при проведении досуга;
- измерять индивидуальные показатели физического развития и развитие основных физических качеств;
- оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
- взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий физической культурой, оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение к одноклассникам;
- выполнять навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать
навыки коллективного общения и взаимодействия;
- организовывать место для занятий физическими упражнениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).
Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся и местных особенностей работы школы.
Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Название раздела | Количество часов |
1 | Базовая часть | 78 ч. |
1.1 | Основы знаний о физической культуре Способы физкультурной деятельности | В процессе урока |
1.2 | Подвижные игры | 18 ч. |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 ч |
1.4 | Лёгкоатлетические упражнения | 21 ч. |
1.5 | Лыжная подготовка | 21 ч. |
2 | Вариативная часть | 24 ч. |
2.1 | Подвижные игры с элементами спортивных игр. | 24 ч. |
| Всего часов | 102 ч |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока |
ПЛАН | ФАКТ |
| | | Лёгкая атлетика. (11 часов). |
1 | | | Ходьба и бег. |
2 | | | Ходьба и бег. |
3 | | | Ходьба в разном темпе под звуковые сигналы. и бег. |
4 | | | Челночный бег 3x10 м.. |
5 | | | Ходьба и бег. |
6 | | | Прыжки в длину. |
7 | | | Прыжки в длину. |
8 | | | Прыжки в длину. |
9 | | | Метание мяча. |
10 | | | Метание мяча. |
11 | | | Метание мяча. |
| | | Гимнастика. (18 часов). |
12 | | | Акробатика. Кувырок вперёд, кувырок назад. |
13 | | | Акробатика. Мост. |
14 | | | Строевые упражнения |
15 | | | Строевые упражнения |
16 | | | Упражнения в равновесии |
17 | | | Упражнения в равновесии |
18 | | | Висы |
19 | | | Вис углом. |
20 | | | Вис на согнутых руках. |
21 | | | Вис на согнутых руках. |
22 | | | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине. |
23 | | | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине. |
24 | | | Опорный прыжок |
25 | | | Опорный прыжок на горку матов |
26 | | | Лазание по канату |
27 | | | Лазание по канату в три приёма |
28 | | | Лазание по канату в три приёма |
29 | | | Лазание по канату в три приёма. Перелезание через препятствие |
| | | Лыжная подготовка. (21 час). |
30 | | | Правила поведения на уроках по лыжной подготовке. |
31 | | | Повторение поворотов переступанием на месте. Зачет. |
32 | | | Поворот переступанием в движении. |
33 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Передвижение попеременым двухшажным ходом. |
34 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Спуск в основной стойке. |
35 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Спуск в низкой стойке. |
36 | | | Одновременный двухшажный ход. |
37 | | | Равномерное передвижение по дистанции. |
38 | | | Подъём «Ёлочкой». |
39 | | | Равномерное передвижение по дистанции. |
40 | | | Торможение «Упором». |
41 | | | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах. |
42 | | | Спуски и подъёмы изученными способами. |
43 | | | Совершенствование изученных способов передвижения на лыжах. |
44 | | | Спуски и подъёмы изученными способами. |
45 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Равномерное передвижение. |
46 | | | Равномерное передвижение. |
47 | | | Эстафеты и подвижные игры на лыжах и санках. |
48 | | | Эстафеты и подвижные игры на лыжах и санках. |
49 | | | Равномерное передвижение. Зачет. |
50 | | | Эстафеты и подвижные игры на лыжах и санках. |
| | | Подвижные игры с элементами спортивных игр (24 часа). |
51 | | | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. Игра «Гонка мячей» |
52 | | | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. |
53 | | | Ведение мяча на месте со средним отскоком. Игра «Гонка мячей по кругу» |
54 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Игра «Подвижная цель» |
55 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Ведение мяча на месте с низким отскоком |
56 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. Эстафеты |
57 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Игра «Овладей мячом» |
58 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Игра «Овладей мячом» |
59 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. Игра «Подвижная цель» |
60 | | | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. Игра «Подвижная цель» |
61 | | | Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой. Игра в мини-баскетбол |
62 | | | Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой. Игра в мини-баскетбол |
63 | | | Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой. Игра в мини-баскетбол |
64 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Ловля и передача мяча в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой. Игра в мини-баскетбол |
65 | | | Актированный день. Самостоятельное изучение темы. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол |
66 | | | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол |
67 | | | Ловля и передача мяча в кругу. Броски в кольцо |
68 | | | Броски в кольцо. Игра в мини-баскетбол |
69 | | | Броски в кольцо. Игра в мини-баскетбол |
70 | | | Ловля и передача мяча в квадрате |
71 | | | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Тактические действия |
72 | | | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Тактические действия |
73 | | | Игра в мини-баскетбол. Тактические действия в защите и в нападении |
74 | | | Игра в мини-баскетбол. Тактические действия в защите и в нападении |
| | | Подвижные игры (18 часов). |
75 | | | Подвижные игры «Космонавты» |
76 | | | Подвижные игры «Белые медведи». Развитие скоростно-силовых качеств. |
77 | | | Эстафеты с обручами. Игры «Белые медведи», «Космонавты» |
78 | | | Игры «Прыжки по полоскам», «Волк во рву» |
79 | | | Игры на координацию движений: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела). |
80 | | | Игры на координацию движений: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела). |
81 | | | Подвижные игры «Пятнашки», «Прыгуны» |
82 | | | Подвижные игры «Пятнашки», «Прыгуны» |
83 | | | Подвижные игры «Удочка», «Зайцы в огороде» |
84 | | | Подвижные игры «Удочка», «Зайцы в огороде» |
85 | | | Подвижные игры «Мышеловка», «Невод». Развитие скоростных качеств |
86 | | | Подвижные игры «Мышеловка», «Невод». Развитие скоростных качеств |
87 | | | Подвижные игры «Весёлые старты». |
88 | | | Подвижные игры «Эстафета зверей», «Метко в цель». Развитие силовых качеств |
89 | | | Подвижные игры «Эстафета зверей», «Метко в цель». Развитие силовых качеств |
90 | | | Подвижные игры «Вызов номеров», «Кто дальше бросит» |
91 | | | Подвижные игры «Вызов номеров», «Кто дальше бросит» |
92 | | | Эстафеты с предметами. Развитие силовых качеств |
| | | Лёгкая атлетика (10 часов). |
93 | | | Прыжки в высоту с прямого разбега. |
94 | | | Прыжки в высоту с прямого разбега. |
95 | | | Прыжки в высоту с прямого разбега. |
96 | | | Бег и ходьба. |
97 | | | Бег и ходьба. |
98 | | | Бег и ходьба. |
99 | | | Бег и ходьба. |
100 | | | Метание мяча. |
101 | | | Метание мяча. |
102 | | | Метание мяча. |