СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  составлена на основе ФГОС 2022-2023г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для 6 класса.»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Пензенской области


Отдел образования Городищенского района Пензенской области

МБОУ ООШ р.п.Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

мо естественных наук

зам директора по УВР

директор


______________Мамелина Н.А.

______________Горелова А.А.

______________Тренина Н.В.

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "" 2022 г.

от "" 2022 г.

от "" 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2407811)

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 6 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Лапшина Галина Петровна

Учитель изобразительного исскуства

р.п. Чаадаевка 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.

Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).

Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.



ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными
материалами.

Задачами модуля «Живопись, графика, скульптура» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

МЕСТО МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Модуль «Живопись, графика, скульптура» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.



СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Общие сведения о видах искусства
Пространственные и временные виды искусства.

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.

Основные виды живописи, графики и скульптуры.

Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника.

Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.

Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.

Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.

Линейные графические рисунки и наброски.

Тон и тональные отношения: тёмное — светлое.

Ритм и ритмическая организация плоскости листа.

Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.

Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура.

Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.

Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства.

Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.

Натюрморт
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.

Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости.

Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений.

Изображение окружности в перспективе.

Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.

Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.

Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света».

Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.

Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических



техник. Печатная графика.

Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.

Портрет
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.

Великие портретисты в европейском искусстве.

Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.

Парадный и камерный портрет в живописи.

Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и европейском.

Построение головы человека, основные пропорции лица, ​соотношение лицевой и черепной частей головы.

Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека.

Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.

Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека.

Портрет в скульптуре.

Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.

Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.

Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.

Опыт работы над созданием живописного портрета.

Пейзаж
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.

Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.

Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.

Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Живописное изображение различных состояний природы.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.

Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.

Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.

Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.

Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.



Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.

Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.

Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.

Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.

Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.

Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.

Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над
исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.

Библейские темы в изобразительном искусстве
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.

Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.

Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета»Микеланджело и др.

Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»).

Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл.

Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Работа над эскизом сюжетной композиции.

Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой ​деятельности.

1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и
изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной ​духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, ​посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.

Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.

Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-
ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком



полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля:



1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего ​творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями



Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;
объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;
иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм;
знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик»,«полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка; понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального



анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета —и значение этих знаний для искусства живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической
выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.

Жанры изобразительного искусства:
объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства.

Натюрморт:
характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;
рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.

Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как
последовательности изменений представления о человеке;
сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;
понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.);
уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера



человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;
иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном.

Пейзаж:
иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;
знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);
уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению; иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению;
обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения.

Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;
уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станко​вая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимо​связи всех компонентов художественного произведения;



объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства;
обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.

Исторический жанр:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи»К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина; иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна»
С. Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.

Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на
библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,«Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета»Микеланджело и др.;
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как«Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге,«Христос и грешница» В. Поленова и др.;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение
отечественной культуры;



объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о видах искусства

1.1.

Искусство — его виды и их роль в жизни людей

1

0

1

07.09.2022

Называть пространственные и временные виды искусства.;
Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

2.1.

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства

1

0

1

14.09.2022

Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.2.

Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника

1

0

1

21.09.2022

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.;
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.3.

Выразительные возможности линии

1

0

1

28.09.2022

Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.; Характеризовать различные виды линейных рисунков.;
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.; Выполнить линейный рисунок на заданную тему;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.4.

Тёмное — светлое — тональные отношения

1

0

1

05.10.2022

Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.; Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.5.

Основы цветоведения

1

0

1

12.10.2022

Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».;
Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.6.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве

1

0

1

19.10.2022

Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет».;
Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.; Проводить эстетический анализ произведений живописи.;
Овладевать навыками живописного изображения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.7.

Выразительные средства скульптуры

1

0

1

26.10.2022

Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.;
Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 3. Жанры изобразительного искусства

3.1.

Жанровая система в изобразительном искусстве

1

0

1

02.11.2022

Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».; Перечислять жанры изобразительного искусства.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 4. Натюрморт

4.1.

Изображение объёмного предмета на плоскости листа

1

0

1

09.11.2022

Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.; Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.; Линейное построение предмета в пространстве.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/




4.2.

Конструкция предмета сложной формы

1

0

1

16.11.2022

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.;
Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.;
Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.3.

Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета

1

0

1

23.11.2022

Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс»,«падающая тень».;
Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.4.

Рисунок натюрморта графическими материалами

1

0

1

30.11.2022

Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.5.

Живописное изображение натюрморта

1

0

1

07.12.2022

Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 5. Портрет

5.1.

Портретный жанр в истории искусства

1

0

1

14.12.2022

Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.;
Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.2.

Конструкция головы человека

1

0

1

21.12.2022

Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.3.

Графический портретный рисунок

1

0

1

28.12.2022

Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.4.

Свет и тень в изображении головы человека

1

0

1

11.01.2023

Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.5.

Портрет в скульптуре

1

0

1

18.01.2023

Иметь начальный опыт лепки головы человека;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.6.

Живописное изображение портрета

1

0

1

25.01.2023

Иметь опыт создания живописного портрета.;
Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 6. Пейзаж

6.1.

Правила построения линейной
перспективы в изображении пространства

1

0

1

01.02.2023

Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».;
Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.2.

Правила воздушной перспективы

1

0

1

08.02.2023

Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.3.

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения

1

0

1

15.02.2023

Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.4.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре

1

0

1

22.02.2023

Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/




6.5.

Пейзаж в графике

1

0

1

01.03.2023

Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.;
Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок.; Приобретать навыки пейзажных зарисовок;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.6.

Городской пейзаж

1

0

1

15.03.2023

Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как
выражения самобытного лица культуры и истории народа.;
Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.;
Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве

7.1.

Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох

1

0

1

22.03.2023

Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

7.2.

Работа над сюжетной композицией

1

0

1

29.03.2023

Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.;
Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве

8.1.

Историческая картина в истории искусства, её особое значение

1

0

1

05.04.2023

Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр.; Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.;
Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение
мировоззренческих позиций и идеалов;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

8.2.

Историческая картина в русской живописи

1

0

1

12.04.2023

Характеризовать исторический образ России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

8.3.

Работа над сюжетной композицией

1

0

1

19.04.2023

Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве

9.1.

Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи

1

0

1

26.04.2023

Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

9.2.

Библейские темы в русском искусстве XIX в.

1

0

1

17.05.2023

Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов.«Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

9.3.

Иконопись в истории русского искусства

1

1

0

24.05.2023

Знать о смысловом различии между иконой и картиной.;
Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ:

34

1

33





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Искусство — его виды и их роль в жизни людей

1

0

1

07.09.2022

Практическая работа;

2.

Живописные, графические и скульптурные
художественные материалы и их особые свойства

1

0

1

14.09.2022

Практическая работа;

3.

Рисунок — основа
изобразительного искусства и мастерства художника

1

0

1

21.09.2022

Практическая работа;

4.

Выразительные возможности линии

1

0

1

28.09.2022

Практическая работа;

5.

Тёмное — светлое —тональные отношения

1

0

1

05.10.2022

Практическая работа;

6.

Основы цветоведения

1

0

1

12.10.2022

Практическая работа;

7.

Цвет как выразительное
средство в изобразительном искусстве

1

0

1

19.10.2022

Практическая работа;

8.

Выразительные средства скульптуры

1

0

1

26.10.2022

Практическая работа;

9.

Жанровая система в
изобразительном искусстве

1

0

1

02.11.2022

Практическая работа;

10.

Изображение объёмного
предмета на плоскости листа

1

0

1

09.11.2022

Практическая работа;

11.

Конструкция предмета сложной формы

1

0

1

16.11.2022

Практическая работа;

12.

Свет и тень. Правила
светотеневого изображения предмета

1

0

1

23.11.2022

Практическая работа;

13.

Рисунок натюрморта
графическими материалами

1

0

1

30.11.2022

Практическая работа;

14.

Живописное изображение натюрморта

1

0

1

07.12.2022

Практическая работа;




15.

Портретный жанр в истории искусства

1

0

1

14.12.2022

Практическая работа;

16.

Конструкция головы человека

1

0

1

21.12.2022

Практическая работа;

17.

Графический портретный рисунок

1

0

1

28.12.2022

Практическая работа;

18.

Свет и тень в изображении головы человека

1

0

1

11.01.2023

Практическая работа;

19.

Портрет в скульптуре

1

0

1

18.01.2023

Практическая работа;

20.

Живописное изображение портрета

1

0

1

25.01.2023

Практическая работа;

21.

Правила построения
линейной перспективы в изображении пространства

1

0

1

01.02.2023

Практическая работа;

22.

Правила воздушной перспективы

1

0

1

08.02.2023

Практическая работа;

23.

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения

1

0

1

15.02.2023

Практическая работа;

24.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре

1

0

1

22.02.2023

Практическая работа;

25.

Пейзаж в графике

1

0

1

01.03.2023

Практическая работа;

26.

Городской пейзаж

1

0

1

15.03.2023

Практическая работа;

27.

Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох

1

0

1

22.03.2023

Практическая работа;

28.

Работа над сюжетной композицией

1

0

1

29.03.2023

Практическая работа;

29.

Историческая картина в
истории искусства, её особое значение

1

0

1

05.04.2023

Практическая работа;

30.

Историческая картина в русской живописи

1

0

1

12.04.2023

Практическая работа;




31.

Работа над сюжетной композицией

1

0

1

19.04.2023

Практическая работа;

32.

Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи

1

0

1

26.04.2023

Практическая работа;

33.

Библейские темы в русском искусстве XIX в.

1

0

1

17.05.2023

Практическая работа;

34.

Иконопись в истории русского искусства

1

0

1

24.05.2023

Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

34





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 6 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://edu.ru/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

- Компьютер
- Мышь

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

- Кисти
- Альбом для рисования
- Акварель
- Гуашь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!