Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дугинская средняя школа
Рабочая программа
учебного курса
по физической культуре
(ФГОС ООО)
для 1-4 класса
рабочая программа составлена
Семеновой Инной Александровной,
учителем физической культуры
высшей категории
д. Дугино
2018 г.
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Дугинской СШ _____________/Е. Б. Гусева./ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Дугинской СШ _____________/С. В. Краснова/ ФИО Приказ № _____ от «__»_________20___г. |
Принята на
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12 2012 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, измен. от 26.11.2010 г., от 22.09.2011 г., от 18.12 2012, от 29.12.2014 г., от 18.05.2015 г., от 31.12.2015)
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Дугинской СШ;
Список учебников МКОУ Дугинской СШ на 2018-2019 учебный год, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Положение о рабочей программе МКОУ Дугинской СШ
Учебный план МКОУ Дугинской СШ на 2018-2019 учебный год
Учебно-методические комплект:
Физическая культура.1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Лях В.И. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016 -176с.
Максимова С.С., Щенникова А.Г., Дружинина О.Ю. «160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики»: учеб. метод. пособие. – ФГБОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2012. – 208с.
Изучение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Содержание образования по физической культуре в 1-4 классах определяет следующие задачи:
укрепить здоровье, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формировать первоначальные умения само регуляции средствами физической культуры;
формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Виды и формы контроля:
Проводятся они систематически во время уроков в форме бесед, практических заданий, выполнения контрольных нормативов.
Реализация рабочей программы осуществляется в следующих видах деятельности школьника:
1. Индивидуальная – выполнение учебных заданий каждым учеником самостоятельно на уровне его способностей и возможностей.
2. Групповая – в процессе её предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача.
3. Парная – когда учебная задача выполняется усилиями пары.
4. Фронтальная – одновременное участие всех обучаемых в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.
Место курса в учебном плане
На изучение физической культуры в 1 классе отводится 99 часов из расчета 3 часа в неделю, 33 учебные недели, во 2-4 классах по 102 часа из расчета 3 часа в неделю в каждом классе, 34 учебные недели.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты
Формирование и развитие основ читательской компетенции:
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, представлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме;
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи. Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах.
Содержание курса
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Способы физкультурной деятельности
Составление режима дня. Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время динамических пауз, прогулок и проведение игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Самостоятельные игры и развлечения.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд; акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост; акробатические комбинации: мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев ,кувырок вперёд; вис спиной к гимнастической стенке, упор лежа, упор стоя на коленях; прикладного характера: прыжки со скакалкой, передвижение по гимнастической стенке, преодоление полосы препятствий с элементами лазанья иперелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика: беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим стартовым ускорением; прыжковые упражнения: на месте (на одной, на двух ногах), с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги; броски: большого мяча (1кг.) на дальность разными способами; метание: малого мяча на дальность и в вертикальную цель.
Лыжная подготовка: ходьба ступающим шагом без палок, ходьба скользящим шагом, спуск в основной стойке, подъем «полуёлочкой»;
Кроссовая подготовка: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности; бег до 400 м., равномерный 6-минутный бег.
Подвижные игры и игровые задания: на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела: «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»); на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему»; на материале спортивных игр: Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой), ловля мяча, передача мяча; специальные передвижения без мяча (в стойке), приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; подвижные игры: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
2 класс
Знания о физической культуре
Когда и как возникли физическая культура и спорт.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Личная гигиена. Закаливание. Режим дня. Утренняя гимнастика и правила ее выполнения. Комплексы утренней гимнастики. Физкультминутка.
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту, силу, гибкость, равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом»; акробатические упражнения: из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); перекат, кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях; вис спиной к гимнастической стенке, упор стоя на коленях, упор лежа, упор присев; гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, лазание по гимнастической стенке, по наклонной доске, перелезание через гимнастическое бревно перевалом и прыжком с упором на руки с последующим перенесением ног; прыжки со скакалкой, упражнения в равновесии.
Легкая атлетика: беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим стартовым ускорением; прыжковые упражнения: на месте (на одной, на двух ногах), с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места, с высоты 30-40см; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги; бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов; броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы; метание малого мяча на дальность из-за головы, прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжная подготовка: ходьба ступающим шагом без палок, ходьба скользящим шагом, спуск в основной стойке, подъем «полуёлочкой»;
Подвижные игры: на материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка»; на материале раздела «Спортивные игры»: специальные передвижения без мяча в стойке (высокой, средней), приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне»; на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3 класс
Знания о физической культуре
Современные Олимпийские игры. Символика Олимпийских игр. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО». Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия. Режим дня. Утренняя зарядка и физические упражнения для ее выполнения. Самоконтроль. Организм человека (основные части тела, внутренние органы, скелет, мышцы). Осанка. Упражнения для ее улучшения. Первая помощь при травмах.
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд; акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения; висы и упоры: вис согнув ноги, подтягивание в висе, поднимание ног в висе; кувырки: вперед, назад; перекаты; стойки: основная, на лопатках; гимнастический мост; упражнения в равновесии; акробатические комбинации; упражнения прикладного характера: лазание по канату в три приема; прыжки со скакалкой; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием, приставными шагами, прыжками и с ускорением, в парах, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением; прыжковые упражнения: с доставанием предметов; с поворотом в воздухе; в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту способом «перешагивание»; броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами; метание: малого мяча с места, с 1-3 шагов разбега, в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность.
Лыжные гонки: попеременный двухшажный ход, повороты, спуск в основной стойке; подъем «лесенкой», торможение «плугом».
Подвижные игры: на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию; «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча»; на материале раздела «Легкая атлетика»: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту, «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели»; на материале спортивных игр: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Организм человека. Сердце и кровеносная система. Органы чувств. Мозг и нервная система. Органы дыхания. Органы пищеварения. Пища и питательные вещества. Вода и питьевой режим. Первая помощь при травмах.
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики: акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед; гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги»; упражнения в равновесии.
Легкая атлетика. Беговые упражнения; бег: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование; челночный бег; прыжковые упражнения: с доставанием предметов; с поворотом в воздухе; в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту способом «перешагивание»; броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами; метание: малого мяча с места, с 1-3 шагов разбега, в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность.
Лыжные гонки: попеременный двухшажный ход, повороты, спуск в основной стойке; подъем «лесенкой», торможение «плугом».
Подвижные игры: на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию; «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча», задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение»; на материале раздела «Легкая атлетика»: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту, «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели»; на материале спортивных игр: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4. Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Количество часов (уроков) |
Класс |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Базовая часть | 75 | 78 | 78 | 78 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Подвижные игры | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 21 | 21 | 21 | 21 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 | 21 | 21 | 21 |
2 | Вариативная часть | 24 | 24 | 24 | 24 |
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями (кроссовая подготовка) | 12 | 12 | 12 | 12 |
2.2 | По выбору учителя, обучающихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта (подвижные игры с элементами баскетбола) | 12 | 12 | 12 | 12 |
| Всего часов | 99 | 102 | 102 | 102 |
При планировании учебного материала программы в соответствии с СанПИН (температурный режим), допустимо заменять темы раздела «Лыжные гонки» на темы раздела «Подвижные игры».