Рабочая программа
по физической культуре в 6 классе
(базовый уровень)
Киреев Артём Юрьевич,
учитель физической культуры
МБОУ Гимназия №30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-9 классы, автор В.И. Лях, В. И. Виленский 5-е издание, М.: Просвещение, 2016г. с учётом требований ФГОС. Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе. Курс «Физическая культура» изучается с 6 класса из расчета 3 часа в неделю - 105 часов в год. Для прохождения программы в 6 классе в учебном процессе используют учебник: В. И. Ляха, В. И. Виленского. Физическая культура 5-7 класс. М.: Просвещение, 2014г.
Цель обучения физической культуре
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Выпускник научится:
* рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
* характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
* определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
* разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
* руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
* руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
* характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
* характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
* определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
* использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
* составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
* классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
* самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
* тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
* взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
* вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
* проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
* проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
* выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
* выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
* выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
* выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
* выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
* выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
* выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
* выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
* выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
* выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
* преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
* осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
* выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
2. Демонстрировать.
Ученик должен уметь демонстрировать.
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с | 5.215.3-5.8 | 5.4-5.8-6.2 |
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9.8-10.4-11.0 | 10.3-10.6-11.3 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 190-175-165 | 170-150-140 |
Прыжок в длину с разбега, см | 360-330-280 | 330-300-240 |
Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз | 7-5-4 | - |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз | - | 14-10-6 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, кол-во раз | - | 15-13-9 |
К гибкости | Наклон вперёд из положения сидя, см | 10-5-2 | 15-9-5 |
К выносливости | Бег 1000м | 4.50-5.00-6.00 | 5.15-5.40-6.10 |
| Бег 2000м | Без учета времени | Без учета времени |
К координации | Челночный бег 3 х 10 м, с | | |
Аттестация обучающихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение обучащаюмися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
• в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
• в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
• в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
• в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
• в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятия
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы знаний.
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования). Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Лёгкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Лыжные гонки. Передвижения на лыжах. Спортивные игры: Баскетбол. Волейбол. Футбол. Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности Общефизическая подготовка. Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты. Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Тематическое планирование с указанием количества часов
Изучаемый раздел | Количество часов |
Всего | Уроки контроля | Контроль норм ГТО |
Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока |
Легкая атлетика | 25 | 5 | 9 |
Баскетбол | 20 | 2 | 0 |
Гимнастика с элементами акробатики | 15 | 3 | 3 |
Волейбол | 19 | 4 | 0 |
Лыжная подготовка | 21 | 2 | 1 |
Кроссовая подготовка | 5 | 1 | 1 |
Итого: | 105 | 17 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Количество часов |
По плану | Фактически |
1 | | | Техника безопасности на уроке физической культуры. История лёгкой атлетики. Олимпийские игры. Высокий старт. | 1 |
2 | | | Высокий старт. Специально беговые упражнения. Терминология спринтерского бега. Сдача теста - 30м. | 1 |
3 | | | Высокий старт. Бег по дистанции. Сдача норматива - 60м. | 1 |
4 | | | Бег по дистанции и финиширование. Челночный бег 3*10 м. | 1 |
5 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Сдача теста - прыжки в длину с места. | 1 |
6 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжок в длину с разбега - отталкивания в прыжке способом «согнув ноги». Подтягивание из виса на высокой перекладине (ю), на низкой перекладине (д). | 1 |
7 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжок в длину с разбега - подбор разбега, приземление. | 1 |
8 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Сдача норматива - прыжок в длину с разбега. | 1 |
9 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в горизонтальную цель. Игра «Попади в мяч» | 1 |
10 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в вертикальную цель. Подвижная игра «Кто дальше бросит» | 1 |
11 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 5-6 шагов. | 1 |
12 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в на заданное расстояние. Правила соревнований в метании. | 1 |
13 | | | Эстафеты с элементами прыжков, метания и бега. | 1 |
14 | | | Кроссовая подготовка. Равномерный бег (10мин.) Подвижная игра «Невод». Развитие выносливости | 1 |
15 | | | Равномерный бег (12 мин). Бег в гору. Игра «Команда быстроногих». Развитие выносливости. Терминология кроссового бега. | 1 |
16 | | | Развитие выносливости. Сдача норматива в беге на 1000 м. | 1 |
17 | | | Развитие выносливости. Бег под гору. Игра «Пятнашки маршем» | 1 |
18 | | | Развитие выносливости Бег в гору. Преодоление препятствий. Игра «Через кочки и пенечки». | 1 |
19 | | | Баскетбол. ТБ при занятиях спортивными играми.. Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение б/б мяча в высокой стойке на месте. | 1 |
20 | | | Баскетбол. Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение б/б мяча в средней стойке на месте. Остановка двумя шагами. Терминология баскетбола. | 1 |
21 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в низкой стойке. Передача одной рукой от плеча на месте. Развитие координационных способностей | 1 |
22 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в низкой стойке. Передача одной рукой от плеча на месте. Развитие координационных способностей | 1 |
23 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 |
24 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | 1 |
25 | | | Эстафеты с элементами баскетбола | 1 |
26 | | | Гимнастика. Техника безопасности на уроки гимнастики. История спортивной гимнастики. Строевые упражнения. | 1 |
27 | | | Комплекс №2. Строевые упражнения. Акробатика - кувырок вперёд. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), смешанные висы (д). Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. | 1 |
28 | | | Комплекс №2. Строевые упражнения. Акробатика - кувырок вперёд., «мост» из положения стоя ( с помощью) Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), смешанные висы (д). Подтягивания в висе. Развитие силовых способностей. | 1 |
29 | | | Строевые упражнения. Акробатика - кувырки вперед, назад ; стойка на лопатках – выполнение комбинации... Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), смешанные висы (д). | 1 |
30 | | | Строевые упражнения. Акробатика - два кувырка вперед слитно.. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), смешанные висы (д). | 1 |
31 | | | Акробатика - сдача - акробатических элементов. | 1 |
32 | | | Опорный прыжок – прыжок ноги врозь Подвижная игра «Удочка». | 1 |
33 | | | Опорный прыжок – прыжок ноги врозь. Соскок прогнувшись. Подвижная игра « Прыжки по полоскам». | 1 |
34 | | | Строевые упражнения. упражнения с мячами. Сдача теста - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Развитие силовых способностей. | 1 |
35 | | | Строевые упражнения. Упражнения с обручем. Упражнения у гимнастической стенки. Игра «Кто обгонит?» | 1 |
36 | | | Строевые упражнения. Сдача теста -поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин). | 1 |
37 | | | Строевые упражнения. Упражнения у гимнастической стенки. Перетягивание каната. | 1 |
38 | | | Строевые упражнения. Сдача теста – наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см.) Игра «»Прыгуны и пятнашки | 1 |
39 | | | Строевые упражнения. Упражнения со скакалкой. Сдача теста - прыжки через скакалку (кол-во раз за 1 мин). Игра «Два лагеря». | 1 |
40 | | | Строевые упражнения Полоса препятствий из гимнастических снарядов. | 1 |
41 | | | Волейбол. Техника безопасности при занятии спортивными играми. Правила игры в волейбол. | 1 |
42 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками в парах и над собой. Эстафета с элементами волейбола. | 1 |
43 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке Передача мяча двумя руками сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону. Эстафета с элементами волейбола. | 1 |
44 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке Передача мяча двумя руками сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону. Эстафета с элементами волейбола. | 1 |
45 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками в парах и тройках через зону, через сетку. Встречные и линейные эстафеты.. | 1 |
46 | | | Стойка игрока. Передача мяча двумя руками в парах и тройках через зону, через сетку. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 1 |
47 | | | Стойка игрока. Передача мяча двумя руками в парах и тройках через зону, через сетку. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 1 |
48 | | | Стойка игрока. Передача мяча двумя руками в парах и тройках через зону, через сетку. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 1 |
49 | | | Двусторонняя игра по упрощённым правилам. | 1 |
50 | | | Игры на основе волейбола. «Пионербол», «Вышибалы», «Картошка». | 1 |
51 | | | Лыжная подготовка. Техника безопасности при занятии лыжной подготовкой. Основные требования к одежде и обуви во время занятий .Ступающий и скользящий шаг. | 1 |
52 | | | Строевая подготовка с лыжами. Ходьба на лыжах ступающим шагом, скользящим шагом. | 1 |
53 | | | Строевая подготовка на лыжах. Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 1000м. Особенности дыхания. | 1 |
54 | | | Подъёмы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1000м.. | 1 |
55 | | | Попеременный двухшажный ход с палками..Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. | 1 |
56 | | | Попеременный двухшажный ход с палками. Подъём «лесенкой». Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
57 | | | Попеременный двухшажный ход с палками. Подъём «лесенкой». Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
58 | | | Попеременный двухшажный ход с палками. Подъём «лесенкой». Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
59 | | | Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
60 | | | Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
61 | | | Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
62 | | | Спуски с пологих склонов. Попеременный двухшажный ход. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
63 | | | Торможение и поворот упором. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью. | 1 |
64 | | | Торможение и поворот упором. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью | 1 |
65 | | | Торможение и поворот упором. Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью | 1 |
66 | | | Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» и «елочкой». Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью | 1 |
67 | | | Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» и «елочкой». Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью | 1 |
68 | | | Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» и «елочкой». Передвижение на лыжах до 1500 м с равномерной скоростью | 1 |
69 | | | Прохождение дистанции до 2500м | 1 |
70 | | | Прохождение дистанции до 2000 м - сдача теста. | 1 |
71 | | | Подвижные игры на раздела лыжной подготовки «Эстафета», «Салки», «К своим флажкам», «Тир» | 1 |
72 | | | Баскетбол. Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение б/б мяча на месте. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Правила ТБ при игре в баскетбол | 1 |
73 | | | ТБ при занятиях спортивными играми. Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение б/б мяча в высокой стойке на месте. | 1 |
74 | | | Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение б/б мяча в средней стойке на месте. Остановка двумя шагами. Терминология баскетбола. | 1 |
75 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в низкой стойке. Передача одной рукой от плеча на месте. Развитие координационных способностей | 1 |
76 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в низкой стойке. Передача одной рукой от плеча на месте. Развитие координационных способностей | 1 |
77 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 |
78 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | 1 |
79 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 |
80 | | | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | 1 |
81 | | | Эстафеты с элементами баскетбола | 1 |
82 | | | Мини-баскетбол по упрощенным правилам. | 1 |
83 | | | Мини-баскетбол по упрощенным правилам. | 1 |
84 | | | Эстафеты с элементами баскетбола | 1 |
85 | | | Волейбол. Техника безопасности при занятии спортивными играми. Правила игры в волейбол. | 1 |
86 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Эстафета с элементами волейбола. | 1 |
87 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Игра «Пасовка волейболистов» | 1 |
88 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед. Встречные эстафеты. | 1 |
89 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками мяча сверху на месте и после передачи вперед. Встречные и линейные эстафеты.. | 1 |
90 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками мяча сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Игра в мини-волейбол. | 1 |
91 | | | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками мяча сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Игра в мини-волейбол. | 1 |
92 | | | Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели. Прием мяча снизу в группе. Учебная игра. Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками мяча сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Игра в мини-волейбол. | 1 |
93 | | | Двусторонняя игра по упрощённым правилам. | 1 |
94 | | | Техника безопасности на занятиях легкой атлетике. Развитие скоростных качеств. | 1 |
95 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки в длину с места. | 1 |
96 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Челночный бег 3*10 (д) | 1 |
97 | | | Высокий старт. Стартовый разгон. Сдача теста - 30м. | 1 |
98 | | | Высокий старт. Бег по дистанции. Финиширование. Сдача норматива - 60м | 1 |
99 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжок в длину с разбега- отталкивания в прыжке способом «согнув ноги». | 1 |
100 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжок в длину с разбега - подбор разбега, приземление. | 1 |
101 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Сдача норматива - прыжок в длину с разбега. | 1 |
102 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в вертикальную цель. Подвижная игра «Кто дальше бросит» | 1 |
103 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 5-6 шагов. | 1 |
104 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча в на заданное расстояние. Правила соревнований в метании. | 1 |
105 | | | Эстафеты с элементами прыжков, метания и бега. Техника безопасности при купании в открытом водоёме. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья обучающихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за весо-ростовыми и другими показателями состояния обучающихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.
Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.
Учителю физкультуры должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | 1 | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Программа по Физической культуре. 5- 9 класс | 1 | «Физическая культура» 5-9 классы, автор В.И. Лях, В. И. Виленский; 4-е издание М.: Просвещение, 2014г. |
1.4 | Физическая культура. 8-9 классы/ под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. | 1 | Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5 | В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5 — 9 классы (серия «Текущий контроль»). | 1 | Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.6 | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | 1 | В составе библиотечного фонда |
2 | Спортивный инвентарь |
2.1 | Эстафетные палочки | 2 | |
2.2 | Теннисные мячи | 30 | |
2.3 | Набивные мячи 1 кг | 10 | |
2.4 | Конусы | 10 | |
2.5 | Гимнастические обручи | 30 | |
2.6 | Гимнастические палки | 30 | |
2.7 | Гимнастические скакалки | 30 | |
2.8 | Туристические коврики | 20 | |
2.9 | Гимнастические маты | 20 | |
2.10 | Гимнастический мостик | 1 | |
2.11 | Гимнастический конь | 1 | |
2.12 | Гимнастическое бревно | 1 | |
2.13 | Гимнастическая перекладина | 1 | |
2.14 | Гимнастические стенки | 10 | |
2.15 | Навесная перекладина | 1 | |
2.16 | Канат | 1 | |
2.17 | Скамейки гимнастические | 2 | |
2.18 | Футбольные мячи | 3 | |
2.19 | Футбольные ворота | 2 | |
2.20 | Баскетбольные мячи | 15 | |
2.21 | Кольца баскетбольные | 2 | |
2.22 | Волейбольные мячи | 15 | |
2.23 | Сетка волейбольная | 1 | |
3 | Спортивные площадки |
3.1 | Футбольное поле | 1 | |
3.2 | Волейбольные площадки | 2 | |
3.3 | Баскетбольная площадка | 1 | |
| Спортивный городок | 2 | |
4 | Контрольно-измерительный инвентарь |
4.1 | Секундомер | 1 | |
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчёте на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26—30 учащихся).