МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
| УТВЕРЖДАЮ Директор Морского колледжа ________________ В.В.Мануйленко “____ ”___________________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ФИЗИКА | |
| |
специальность подготовки | 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
| |
| |
уровень среднего профессионального образования | Специалист среднего звена | |
| | |
| | |
квалификация | Техник– судомеханик | |
| | |
| | |
год приема | 2021 | |
Севастополь - 2021
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Физика разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Физика»_для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования (рекомендовано ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 «21» июля 2015, регистрационный номер рецензии 383 от «23» июля 2015 ФГАУ «ФИРО»), с учетом технического профиля получаемого профессионального образования, требований ФГОС среднего общего образования и ФГОС среднего профессионального образования по специальности:
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
Организация-разработчик: Морской колледж ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Разработчики: Криницкая С.А. , преподаватель физики высшей квалификационной категории
Рассмотрено:
Методист __________________________/_Павлушина В.В. /
«___»______________2021 г.
Рассмотрено: на заседании ЦК естественно-научных дисциплин и математики протокол № ______ от « ____» _________________ 2021 г. Председатель ЦК _______________/ Николайчук Л.В./___ |
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2.Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3.Условия реализации программы учебной дисциплины | 14 |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
Справка о наличии в фонде библиотеки изданий учебной литературы для рабочей программы дисциплины по состоянию на 2021 – 2022 учебный год |
Фонд оценочных средств |
Лист изменений и дополнений |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок в части реализации среднего общего образования с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОУД.11 Физика относится к профильным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических • законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных
открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины ОУД.11 Физика направлено на достижение следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной
деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли
физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физиче-ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, исполь-зуя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-ку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систе-матизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, фор-мулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реа-лизации;
− умение использовать различные источники для получения физической ин-формации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной на-учной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Все-ленной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и де-лать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Программа воспитания:
Цель программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Задача: главной задачей программы воспитания является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации обучающихся в Морском колледже с учетом получаемой квалификации на основе соблюдения непрерывности процесса воспитания в сфере образования.
Планируемые личностные результаты обучающегося СПО:
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ЛР 10 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ЛР 14 |
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 136 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 124 часа: лекции 84 часа, практические занятия 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 130 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: лекции | 84 |
практические занятия | 38 |
Промежуточная аттестация ---- дифференцированный зачет экзамен зачет | 2 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. МЕХАНИКА | 14 | |
Тема 1.1. Кинематика | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Физика - наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Механическое движение. Элементы векторной алгебры. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Равномерное вращательное движение. |
Тема 1.2 Законы механики Ньютона. | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. |
Практическая работа № 1 Решение задач по теме « Законы механики Ньютона» | 2 | |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. |
Практическая работа № 2 Решение задач по теме : «Закон сохранения импульса и энергии.» |
2 | |
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики | 24 | |
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. |
Практическая работа № 3 Решение задач: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | 2 | |
Тема 2.2. Свойства паров. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. |
Практическая работа № 4 Решение задач по теме: «Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы.» | 2 | |
Тема 2.3. Свойства жидкостей . | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. |
Тема 2.4. Свойства твердых тел. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. |
Дифференцированный зачёт | 2 | |
Тема 2.5 Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы |
Практические работы № 5 Решение задач по теме: Определение количества теплоты | 2 | |
Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 30 | |
Тема 3.1. Электрическое поле. | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. |
Практические работы № 6, 7 Решение задач по теме: « Электроемкость. Конденсаторы.» Решение задач по теме: «. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов» | 4 | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. |
Практические работы № 8,9 Решение задач :. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников Решение задач по теме: ЭДС . Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца | 4 | |
Тема 3.3. Магнитное поле. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. |
Практическая работа №10 Решение задач по теме: « Закон Ампера, сила Лоренца.» | 2 | |
Тема 3.4. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. |
Раздел 4. Колебания и волны | 14 | |
Тема 4.1 Механические колебания. | Содержание учебного материала | | 1,2 |
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 2 |
Практические работы № 11 Решение задач по теме : «Гармонические колебания. Маятники .» | 2 | |
Тема 4.2 Электромагнитные колебания. | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. | 4 | 1,2 |
Практические работы №12, 13 Решение задач по теме : «Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока.» Решение задач по теме : «Трансформаторы. .» | 4 | |
Тема 4.4 Электромагнитные волны. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. |
Раздел 5 ОПТИКА. | 20 | |
Тема 5.1 Природа света. | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Фотометрия. Основные величины. Законы фотометрии. Сравнение сил света. |
Практические работы № 14,15 Решение задач по теме: Законы отражения и преломления света. Решение задач по теме: Линзы. Построение изображений в тонких линзах. | 4 | |
Тема 5.2. Волновые свойства света. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. |
Практические работы №16 Решение задач по теме : интерференция и дифракция света. | 2 | |
Раздел 6. Элементы квантовой физики | 20 | |
Тема 6.1 Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. |
Практическая работа. № 17 Решение задач по теме: Внешний фотоэффект | 2 | |
Тема 6.2 Физика атома. | Содержание учебного материала | 2 | |
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы. |
Тема 6.3 Физика атомного ядра. | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. |
Практическая работа №18, 19 Решение задач по теме: Ядерные реакции. Решение задач по теме: Дефект массы, энергия связи. | 4 | |
| Раздел 7. Эволюция Вселенной | 2 | |
Тема 7.1 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы. |
Всего : | 124 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы проходит в учебном кабинете «Физики» № 413 и лаборатории «Физики» № 409.
Оборудование учебного кабинета:
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, доска учебная, стационарное демонстрационное оборудование (проектор Epson EB-2065, панель управления EPSON ELPCB03), демонстрационное оборудование по разделам и темам ( авометр, амперметр, вольтметр, барометр, гигрометр, психрометр, весы с разновесами, дифракционная решетка, источник электрической энергии, калориметр, ключ, лампы с различными нитями накала и различных мощностей, линзы, набор сопротивлений, магнит, медные электроды, микрометр, прибор для определения световой волны, прибор для определения температурного сопротивления меди, пластины стеклянные с параллельными и скошенными гранями, проволочный моток, реостат, спектроскоп, спираль, телескоп школьного типа, термометр, электролитическая ванна), демонстрационные таблицы по разделам (схема цепи трехфазного тока, электроизмерительный приборы, соединение сопротивлений, самоиндукция, электрическая цепь с источником тока, электро-лучевая трубка, электродвижущая сила и напряжение, постоянные магниты и электромагниты, электрическая емкость, работа и мощность электрического тока, разряды в газах при пониженном давлении, разряды в газе при атмосферном давлении, диоды, магнит со сверхпроводящей обмоткой, электрический ток в электролитах, электрический ток в вакууме, люминесцентная лампа, схема опыта Резерфорда, теплоизоляционные материалы, электроизмерительный прибор (электромагнитной системы), электрический ток в полупроводниках, электрический ток в газах, интерферометр, двигатель асинхронный трехфазового тока). Учебно-наглядные пособия - тематические презентации
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень основных учебных изданий, дополнительной литературы,
интернет-ресурсов:
№ п/п | Наименование изданий учебной литературы | Количество экземпляров |
Основная литература |
1 | Родионов, В. Н. Физика для колледжей : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Родионов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 202 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10835-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449187 (дата обращения: 18.09.2020). | Доступ для неограниченного числа авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
Дополнительная литература |
1 | Горлач, В. В. Физика. Задачи, тесты. Методы решения : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Горлач. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 301 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08112-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449119 (дата обращения: 18.09.2020). | Доступ для неограниченного числа авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
2 | Зотеев, А. В. Физика: механика. Электричество и магнетизм : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Зотеев, А. А. Склянкин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 244 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11970-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453638 (дата обращения: 18.09.2020). | Доступ для неограниченного числа авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
Интернет-ресурсы:
И-Р 1 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru
И-Р 2 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru
И-Р 3 Открытый Колледж www.college.ru
И-Р 4 Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
личностные: | |
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами; − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; | Владеть - методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей; - основными приемами обработки экспериментальных данных. Уметь - решать типовые задачи по основным разделам курса физики на основе методов математического анализа; - использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности. Знать Фундаментальные физические законы и явления, необходимые для усвоения физических основ процессов |
метапредметные: | |
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окру-жающей действительности; − использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, фор-мулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; − умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; − умение анализировать и представлять информацию в различных видах; − умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; | Владеть - методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей; - основными приемами обработки экспериментальных данных. Уметь - решать типовые задачи по основным разделам курса физики на основе методов математического анализа; - использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности. Знать Фундаментальные физические законы и явления, необходимые для усвоения физических основ процессов |
предметные: | |
−сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; − владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; − умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; − сформированность умения решать физические задачи; −сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; − сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. | Владеть - методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей; - основными приемами обработки экспериментальных данных. Уметь - решать типовые задачи по основным разделам курса физики на основе методов математического анализа; - использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности. Знать Фундаментальные физические законы и явления, необходимые для усвоения физических основ процессов |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 14 | Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
Фонд оценочных средств
дисциплины ОУД.11 Физика
Перечень
экзаменационных вопросов по физике для всех специальностей 1 курса
1. Механическое движение и его виды. Относительность движения. Система отсчета. Путь, перемещение, траектория движения.
2. Неравномерное прямолинейное движение. Виды. Скорость. Ускорение. Графики движения.
3. Равномерное вращательное движение. Центростремительное ускорение. Период, частота.
4. Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
5. Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Значение закона всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.
6. Сила упругости. Сила трения. Определение, формулы, изображение сил. Закон Гука. Прибор для измерения силы.
7. Импульс тела. Импульс силы (вывод формулы). Реактивное движение. Закон сохранения импульса. его использование в технике.
8. Работа. КПД механизмов.
9. Энергия. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
10. Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Превращение энергии при механических колебаниях. Смещение, амплитуда, период, частота.
11. Маятники. Математический, пружинный, физический. Периоды колебания маятников. Практические их применения.
12. Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Броуновское движение.
13. Идеальный газ. Давление газа. Каков механизм возникновения давления с точки зрения молекулярно-кинетической теории? Основное уравнение МКТ идеального газа. Что называется концентрацией молекул?
14. Температура и способы ее измерения. Абсолютная температура. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль. Взаимосвязь средней кинетической энергии с абсолютной температурой.
15. Уравнение Менделеева-Клапейрона (уравнение состояния идеального газа). (с выводом)
16. Изопроцессы и их графики. Газовые законы.
17. Влажность воздуха: абсолютная и относительная, способы их определения. Точка росы. Приборы для определения влажности, принципы их работы.
18. Поверхностное натяжение, коэффициент поверхностного натяжения, от чего зависит. Силы поверхностного натяжения. Смачивание, угол смачивания. Приведите пример смачивания. Лапласовское давление. Капиллярность. Капиллярные явления в природе.
19. Деформация. Виды деформаций, примеры. Абсолютная и относительная деформации, определения, формулы. Механическое напряжение. Закон Гука.
20. Внутренняя энергия, способы ее изменения. Теплопередача, способы её осуществления. Работа газа. Графическое определение работы.
21. Первое начало термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
22. Тепловые двигатели КПД тепловых двигателей. Использование тепловых двигателей и охрана окружающей среды.
23. Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения зарядов. Закон Кулона.
24. Электрическое поле, как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Изображение полей. Принцип суперпозиции полей.
25. Электроемкость. Конденсатор. Соединение конденсаторов. Применение конденсаторов.
26. Работа сил электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Напряжение и способ его измерения.
27. Электрический ток (определение, направление, действие тока; сила тока, напряжение и способы их измерения.). Условия, необходимые для существования электрического тока.
28. Закон Ома для участка цепи. Электродвижущая сила. Внешняя и внутренняя часть цепи. Сопротивление металлических проводников и его зависимость от геометрических размеров и температуры проводника.
29. Закон Ома для полной цепи (с выводом). Падение напряжения. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока.
30. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его материальность. Индукция магнитного поля. Правило буравчика. Графическое изображение магнитных полей.
31. Вектор магнитной индукции магнитного поля. Сила Ампера: определение, формула. Правило для определения направления. Примеры.
32. Сила Лоренца: определение, формула. Правило для определения направления. Примеры. Движение заряженных частиц. Период обращения частицы в однородном магнитном поле.
33. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
34. Электрические колебания. Переменный электрический ток. Генераторы переменного тока. Проблемы экологии и развития энергетики в России.
35. Преобразование переменного тока. Трансформатор: устройство и принцип действия. Коэффициент трансформации. Повышающий и понижающий трансформатор. Работа трансформатора с нагрузкой. КПД трансформатора. Передача электроэнергии. Использование трансформаторов.
36. Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Реактивные сопротивления. Формула Томсона. Открытый колебательный контур. Резонанс.
37. Природа света. Его распространение. Скорость света. Отражение света. Законы отражения.
38. Преломление света. Законы преломления. Показатели преломления среды (абсолютный и относительный).
39. Линзы. Виды линз. Фокусы. Оптическая сила. Формула тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах.
40. Понятие о фотометрии. Определения и формулы основных фотометрических величин. Законы фотометрии. Сравнение силы света двух источников.
41. Дисперсия света. Дисперсионный спектр. Спектроскоп. Спектральный анализ и его использование.
42. Интерференция света. Усиление и ослабление света. Примеры. Когерентность источников.
43. Явление дифракции света, условия ее наблюдения. Дифракционный спектр. Дифракционная решетка. Примеры. Поляризация света.
44. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Опыты Лебедева. Тепловое и химическое действие света.
45. Фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта. Объяснение фотоэффекта на основе квантовой теории. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
46. Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение энергии атомами.
47. Строение атома. Опыт Резерфорда по рассеянию α – частиц. Планетарная модель атома. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений, их биологическое действие. Период полураспада. Открытие нейтрона. Изотопы.
48. Состав атомных ядер. Ядерные силы. Дефект масс атомных ядер. Энергия связи.
49. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.
50. Термоядерные реакции. Получение радиоактивных изотопов. Их применение.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
внесенных в рабочую программу учебной дисциплины
№ изменения, дата изменения; номер страницы с изменением |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: ФИО и подпись лица, внесшего изменения |
9