Рассмотрена на заседании МО «Естественнонаучные предметы» и рекомендована к утверждению протоколом заседания МО от 2021г. №1 Руководитель МО:_________ (Дубовик О.Т..) | | Согласовано замдиректора по УВР_____________ (Фоменко А.А.) «___»________2021г | Утверждена приказом директора школы № __ от_______г. ____________ Ломонос О.С. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа ФГОС
по физике
для учащихся 10-11 класса
учителя МБОУ СОШ №4
с.Малые Ягуры
Туркменского района
Ставропольского края
Пуля Лидии Егоровны
Годы реализации программы: 2021 - 2026
Данная программа составлена на основе авторской программы Шаталина А.В.: Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. В. Шаталина. - М. : Просвещение, 2017. - 81 с.
Учебник:
Физика. 10 класс: Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Соцкий – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2020
Физика . 11 класс: Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев, Чаругин В.М, Парфентьева Н.А.– М.: Просвещение, 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета физики. Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: — умение управлять своей познавательной деятельностью; — готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; — умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; — сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм; — положительное отношение к труду, целеустремленность; — экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике являются: Освоение регулятивных универсальных учебных действий: — самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; — сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; — определять несколько путей достижения поставленной цели; — задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; — сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; — оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Освоение познавательных универсальных учебных действий: — критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; — распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; — использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; — осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; — искать и находить обобщённые способы решения задач; — приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; — анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; — выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; — выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; — менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия: — осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); — при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); — развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; — распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; — согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; — представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; — подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; — воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; — точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике на базовом уровне являются: — сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; — владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; — сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; — владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; — владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты полученной измерительной информации, определять достоверность полученного результата; — сформированность умения решать простые физические задачи; — сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; — понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; — сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике на углублённом уровне должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: — сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях и представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях; — сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять геофизические явления; — умение решать сложные задачи; — владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; — владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата; — сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности
Содержание тем учебного курса «Физика»
10 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?
Механика (29 ч)
1. Кинематика (7 ч)
Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.
Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Демонстрация
Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
Лабораторная работа
1. Изучение движения тела по окружности.
2. Законы динамики – 4ч.
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.
Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона.
3.Силы в механике - 6 ч
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.
Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Демонстрации
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.
4. Законы сохранения импульса - 3 ч
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.
Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения.
5. Законы сохранения механической энергии -4 ч
Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
6. Статика - 3ч
Равновесие тел.
7. Основы гидромеханики – 2 ч
Молекулярная физика и термодинамика (17 ч)
1. Основы молекулярно- кинетической энергии – 3 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.
Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур.
2. Уравнения состояния газа – 4 ч
Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона.
Уравнение Менделеева — Клапейрона.
3. Взаимные превращения жидкости и газа -1 ч
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.
4.Жидкости – 1 ч
Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел.
5. Твердые тела- 1 ч
Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения. Изопроцессы.
Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.
Объёмные модели строения кристаллов.
Лабораторная работа
3. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
2. Термодинамика (7 ч)
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты.
Первый закон термодинамики.
Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры.
Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики.
Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.
Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.
Демонстрации
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Основы электродинамики – 17 ч
Электростатика (6 ч)
Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.
Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического по
ля.
Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока (7 ч)
Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока.
Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения.
Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока.
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Ток в различных средах (4 ч)
Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Повторение – 3ч
Содержание тем учебного курса «Физика»
11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
.
Вводное повторение – 2 часа
Повторение курса физики 10 класса (1ч)
Входной контроль знаний (1ч)
Основы электродинамики (продолжение) (10 часов)
Магнитное поле (5 ч)
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция (4 ч)
Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
Колебания и волны (15 часов)
Механические колебания (3 ч)
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс.
Электромагнитные колебания (5ч)
Свободные колебания. Гармонические колебания. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Свободные электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Гармонические электромагнитные колебания. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии.
Механические волны (3 ч)
Волновые явления. Характеристики волны. Распространение волн в упругих средах. Уравнение гармонической бегущей волны. Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.
Электромагнитные волны (4 ч)
Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.
Оптика (13 часов)
Геометрическая и волновая оптика (11ч)
Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Законы преломления света. Полное отражение света. Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Дисперсия света. Интерференция света. Применение интерференции света. Дифракция света. Границы применимости геометрической оптики. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Излучение и спектры (2 ч)
Виды излучения. Источники света. Спектры. Спектральный анализ.
Основы специальной теории относительности (3 часа)
Элементы теории относительности (3ч)
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.
Квантовая физика (17 часов)
Световые кванты (5ч )
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Химическое действие света.
Атомная физика (3ч)
Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Лазеры.
Физика атомного ядра (7ч)
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель ядерного взаимодействия. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Изотопы. Получение и применение радиоактивных изотопов. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Элементарные частицы (2ч)
Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки.
Строение вселенной (5часов)
Солнечная система и строение вселенной (5 ч)
Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд. Млечный Путь – наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Единая физическая картина мира.
Повторение (3 часа)
Тематическое планирование курса «Физика» 10 класс
Тематическое планирование | Содержание по темам | Основные виды деятельности учащихся |
Введение. 2ч |
Физика и познание мира -1ч | Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Физические законы и границы их применимости. | Объяснять на конкретных примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности людей. |
Вводный контроль знаний | | |
Механика (29) ч |
Кинематика (7)ч | Механическое движение. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Материальная точка. Поступательное движение. Траектория, путь, перемещение, координата, момент времени, промежуток времени. Закон относительности движения. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. | Давать определения понятий: механическое движение, поступательное движение, равномерное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, движение по окружности с постоянной скоростью, система отсчета, материальная точка, траектория, путь, перемещение, координата, момент времени, промежуток времени, скорость равномерного движения, средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение, центростремительное ускорение. |
Законы динамики (4 ч) | Явление инерции. Масса и сила. Инерциальные системы отсчёта. Взаимодействие тел. Сложение сил. Первый, второй и третий законы Ньютона. | Давать определения понятий: инерция, инертность, масса, сила, равнодействующая сила, инерциальная система отсчёта, неинерциалъная система отсчёта, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчёта. |
Силы в механике (6) ч | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Первая космическая скорость. Движение небесных тел и спутников. Вес и невесомость. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения. | Перечислять виды взаимодействия тел и виды сил в механике. Давать определение понятий: сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, невесомость, перегрузка, первая космическая скорость. Применять закон всемирного тяготения при решении конкретных задач. |
Законы сохранения импульса (3 )ч | Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | Давать определения понятий: импульс материальной точки, импульс силы, импульс системы тел, замкнутая система тел, реактивное движение. |
Закон сохранения механической энергии (4 )ч | Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. | Давать определение понятий: работа силы, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, полная механическая энергия, изолированная система, консервативная сила. |
Статика (3) ч | Равновесие материальной точки и твёрдого тела Виды равновесия. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости | Давать определение понятий: равновесие, устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, безразличное равновесие, плечо силы, момент силы. |
Основы гидромеханики (2 )ч | Давление. Закон Паскаля. Равновесие жидкости и газа. Закон Архимеда. Плавание тел. | Давать определение понятий: несжимаемая жидкость, равновесие жидкости и газа, гидростатическое давление Находить в конкретной ситуации значения давления в покоящейся жидкости или газе. Формулировать закон Паскаля. |
Молекулярная физика и термодинамика (17)ч |
Основы молекулярно- кинетической теории (3)ч | Молекулярно- кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Броуновское движение. Температура и тепловое равновесие. Шкалы Цельсия и Кельвина. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. | Давать определение понятий: тепловые явления, макроскопические тела, тепловое движение, броуновское движение, диффузия, относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молекула, масса молекулы, скорость движения молекулы, средняя кинетическая энергия молекулы, силы взаимодействия молекул, идеальный газ, микроскопические параметры, макроскопические параметры, давление газа, абсолютная температура, тепловое равновесие, МКТ. |
Уравнения состояния газа (4) ч | Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева— Клапейрона. Изопроцессы. Газовые законы. | Составлять уравнение состояния идеального газа и уравнение Менделеева—Клапейрона в конкретной ситуации. Находить, используя составленное уравнение, неизвестные величины. Распознавать и описывать изопроцессы в идеальном газе. Формулировать газовые законы и определять границы их применимости, составлять уравнения для их описания; находить, используя составленное уравнение, неизвестные величины. |
Взаимные превращения жидкости и газа (1 )ч | Взаимные превращения жидкости и газа. Насыщенные и ненасыщенные пары. | Давать определение понятий: испарение, конденсация, кипение, динамическое равновесие, насыщенный пар, ненасыщенный пар. |
Жидкости (1 )ч | Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. | Перечислять свойства жидкости и объяснять их с помощью модели строения жидкости, созданной на основе МКТ. Давать определение понятий: силы поверхностного натяжения, коэффициент поверхностного натяжения |
Твёрдые тела (1) ч | Модель строения твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. | Давать определение понятий: кристаллическое тело, аморфное тело, анизотропия. |
Основы термодинамики (7) ч | Внутренняя энергия. Термодинамическая система и её равновесное состояние. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Преобразования энергии в тепловых машинах. Цикл Карно. КПД тепловых машин. | Давать определение понятий: термодинамическая система, изолированная термодинамическая система, равновесное состояние, термодинамический процесс, внутренняя энергия, |
Основы электродинамики (17) ч |
Электростатика (6) ч | Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. Напряжённость и потенциал электростатического поля, связь между ними. Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности. | Давать определение понятий: электрический заряд, элементарный электрический заряд, точечный электрический заряд, свободный электрический заряд, электрическое поле, напряжённость электрического поля, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле, потенциал электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, |
Законы постоянного тока (7) ч | Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. | Давать определение понятий: электрический ток, сила тока, вольт- амперная характеристика, электрическое сопротивление, сторонние силы, электродвижущая сила. Формулировать закон Ома для участка цепи, условия его применимости. Формулировать и использовать закон Джоуля—Ленца. Формулировать закон Ома для полной цепи, условия его применимости. |
Электрический ток в различных средах (4) ч | Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в электролитах. Электрический ток в вакууме и газах. | Давать определение понятий: носители электрического заряда, проводимость, сверхпроводимость, собственная проводимость, примесная проводимость, электронная проводимость, дырочная проводимость, р—п-переход, |
Повторение (3) ч |
№ п/п | наименование разделов и тем | всего часов | |
лабораторные работы (ЛР) | контрольные работы (КР) |
1 | Введение | 2 | 0 | Вводный контроль знаний |
2 | Механика | 29 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» Лабораторная работа №2 «Изучение движения тел по окружности» Лабораторная работа №3 «Измерение жесткости пружины» Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения» Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения энергии» Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил» | Контрольная работа №1 «Кинематика» Контрольная работа №2 «Динамика. Законы сохранения в механике» |
3 | Молекулярная физика и термодинамика | 17 | Лабораторная работа №7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» | Контрольная работа№3 « Основы МКТ. Основы термодинамики» |
4 | Основы электродинамики | 17 | Лабораторная работа№8«Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников» Лабораторная работа№9«Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока» | Контрольная работа №4 «Электродинамика» Промежуточная аттестация в форме теста |
6 | Повторение | 3 | 0 | |
| Итого | 68 ч | 9 | 6 |
Тематическое планирование курса «Физика» 11 класса
Тематическое планирование | Содержание по темам | Основные виды деятельности учащихся |
Вводное повторение – 2 часа |
Повторение курса физики 10 класса (1ч) | | |
Входной контроль знаний (1ч) | | |
. Основы электродинамики (продолжение) - 10часов |
Магнитное поле (5 ч) | Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитные свойства вещества | Давать определения понятий: магнитное поле, индукция магнитного поля, вихревое поле, сила Ампера, сила Лоренца, ферромагнетик, домен, температура Кюри, магнитная проницаемость вещества. Давать определение единицы индукции магнитного поля. Перечислять основные свойства магнитного поля. Изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого проводника с током, катушки с током. Применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при решении задач. |
Электромагнитная индукция (5 ч) | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Возникновение ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. | Давать определения понятий: явление электромагнитной индукции, магнитный поток, ЭДС индукции, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции. Наблюдать и анализировать эксперименты, демонстрирующие правило Ленца. Формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции, границы его применимости. Исследовать явление электромагнитной индукции. |
Колебания и волны – 15 часов |
Механические колебания (3ч) | Механические колебания. Свободные колебания. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Вынужденные колебания, резонанс. | Давать определения понятий: колебания, колебательная система, механические колебания, гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза. Перечислять условия возникновения колебаний. Приводить примеры колебательных систем. |
Электромагнитные колебания (5 ч) | Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. | Давать определения понятий: электромагнитные колебания, колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, активное сопротивление , действующее значение силы тока, действующее значение напряжения, трансформатор, коэффициент трансформации |
Механические волны (3 ч) | Механические волны. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. | Давать определения понятий: механическая волна, поперечная волна, продольная волна, скорость волны, длина волны, фаза волны, |
Электромагнитные волны (4ч) | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Вихревое электрическое поле. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. | Давать определения понятий: электромагнитное поле, вихревое электрическое поле, электромагнитные волны, скорость волны, длина волны, фаза волны , отражение, преломление, поглощение, интерференция, дифракция. |
Оптика- 13 часов |
Световые волны. Геометрическая и волновая оптика (11ч) | Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Оптические приборы. Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. | Давать определения понятий: свет, геометрическая оптика, световой луч, скорость света, отражение света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол преломления, относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция света, дифракция света, дифракционная решетка, поляризация света, естественный свет. |
Излучение и спектры (2ч) | Виды излучений. Источники света. Спектры. Спектральный анализ. | Давать определения понятий: тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция, сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр поглощения, спектральный анализ. |
Основы специальной теории относительности - 3 часа |
Основы специальной теории относительности (СТО) (3 ч) | Постулаты СТО: инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип относительности Эйнштейна. | Давать определения понятий: событие, постулат, собственная инерциальная система отсчета, собственное время, собственная длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя. |
Квантовая физика -17 часов |
Световые кванты (5 ч) | Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. | Давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения, задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница фотоэффекта, Формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта. Анализировать законы фотоэффекта. |
Атомная физика (3 ч) | Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. | Давать определения понятий: атомное ядро, энергетический уровень, энергия ионизации. Описывать опыты Резерфорда. |
Физика атомного ядра(7ч) | Состав и строение атомного ядра. Дефект массы и энергия связи ядра. Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. | Давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные силы, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи атомных ядер, радиоактивность, период полураспада, искусственная радиоактивность, ядерные реакции. |
Элементарные частицы (2 ч) | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | Перечислять основные свойства элементарных частиц. Выделять группы элементарных частиц. Перечислять законы сохранения, которые выполняются при превращениях частиц. |
Строение вселенной – 6 часов |
Солнечная Система. Строение Вселенной (6 ч) | Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера. Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна. Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной. | Давать определения понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое восхождение, склонение, параллакс, парсек, астрономическая единица, перигелий, афелий, солнечное затмение, лунное затмение, планеты земной группы, планеты-гиганты, астероид, метеор, метеорит, фотосфера, светимость, протуберанец, протозвезда, сверхновая звезда, галактика, квазар, красное смещение, теория Большого взрыва, возраст Вселенной. Наблюдать Луну и планеты в телескоп. Выделять особенности системы Земля—Луна. |
Повторение- 2 часа |
| | |
№ п/п | наименование разделов и тем | всего часов | |
лабораторные работы (ЛР) | контрольные работы (КР) |
1 | Вводное повторение | 2 | 0 | Входной контроль знаний |
1 | Основы электродинамики (продолжение) | 10 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Контрольная работа№1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» |
2 | Колебания и волны | 15 | Лабораторная работа №3«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт- диска (СД) | Контрольная работа№2 «Колебания и волны» |
3 | Оптика | 13 | Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт- диска (СД) Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Контрольная работа№3 «Законы оптики»» |
4 | Основы специальной теории относительности | 3 | 0 | |
6 | Квантовая физика | 17 | | Контрольная работа №4 «Квантовая физика» |
| Строение вселенной | 6 | 0 | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы |
| Повторение | 2 | 0 | |
| Итого | 68 ч | 8 | 5 |