Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» города Оренбурга
«Утверждаю» и. о. директора МОБУ «СОШ №9» И.А. Силкина _______________ Приказ №__от_____ «___»______________201_г. |
Рабочая программа по физике для 10-11класса
Содержание:
I. Пояснительная записка
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
III. Содержание учебного предмета
IV. Тематическое планирование
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 12, Федерального компонента государственного стандарта от 5 марта 2004 г. N 1089, (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69), Федерального государственного образовательного стандарта (от 17 декабря 2010 г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644)), Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень), с учетом авторской программы учебного предмета (курса) по физике по физике Тихомировой С.А. (Программа и тематическое планирование. Физика. 10-11 классы/ С.А. Тихомирова. - М.: Мнемозина, 2011), Уставом МОБУ «СОШ № 9» и образовательной программы школы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на уровне среднего общего образования. В том числе в 10,11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Согласно образовательной программе школы МОБУ «СОШ № 9» на 2017 – 2018 учебный год на изучение курса физики в 10-11 классах отводится:
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за год | Число лабораторных работ за год | Число контрольных работ за год |
10 | 2 | 35 | 70 | 6 | 8 |
11 | 2 | 34 | 68 | 7 | 6 |
| | | Всего 138 часов за курс | | |
II. Требования к уровню подготовки обучающихся.
10 класс.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
•понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11. 2011 №2643)
11 класс
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
•понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11. 2011 №2643)
III. Содержание учебного предмета.
10 класс
Физика и методы научного познания
Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Лабораторные работы:
Опытная проверка закона Гей – Люссака.
Измерение относительной влажности воздуха.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Плазма.
Лабораторные работы:
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
11 класс
Электродинамика
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Определение показателя преломления стекла.
Наблюдение интерференции и дифракции света.
Определение длины световой волны.
II. Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Лабораторные работы:
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Изучение треков заряженных частиц.
IV. Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов по примерной программе | 10 класс | 11 класс |
Физика и методы научного познания. | 4 | 2 | |
Механика | 32 | 29 | |
Молекулярная физика. | 27 | 19 | |
Электродинамика. | 35 | 18 | 39 |
Квантовая физика и элементы астрофизики | 28 | | 29 |
Резервное время | 12 | 2 | |
| Всего за курс 138 часов. | 70 | 68 |
Резервное время отводится под уроки повторения материала в 10 классе.
10 класс
№п | №р | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
| I | Физика и методы научного познания. | 2 |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. | 1 |
2 | 2 | Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. | 1 |
| II | Механика. | 29 |
3 | 1 | Механическое движение. Относительность механического движения. | 1 |
4 | 2 | Принцип относительности Галилея. Границы применимости классической механики. | 1 |
5 | 3 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 |
6 | 4 | Решение задач по теме "Прямолинейное равноускоренное движение». Входная контрольная работа | 1 |
7 | 5 | Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении». | 1 |
8 | 6 | Механическое движение и его виды | 1 |
9 | 7 | Решение задач по теме "Механическое движение и его виды" | 1 |
10 | 8 | Механическое движение и его виды | 1 |
11 | 9 | Решение задач по теме "Механическое движение и его виды" | 1 |
12 | 10 | Обобщение по теме "Механическое движение и его виды" | 1 |
13 | 11 | Законы динамики. | 1 |
14 | 12 | Решение задач по теме «Законы динамики». | 1 |
15 | 13 | Законы динамики. Закон всемирного тяготения | 1 |
16 | 14 | Решение задач по теме «Законы динамики. Закон всемирного тяготения». | 1 |
17 | 15 | Закон всемирного тяготения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. | 1 |
18 | 16 | Решение задач «Законы динамики». | 1 |
19 | 17 | Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести». | 1 |
20 | 18 | Повторение темы " Законы динамики" | 1 |
21 | 19 | Контрольная работа № 1 по теме "Законы динамики" | 1 |
22 | 20 | Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. | 1 |
23 | 21 | Законы сохранения в механике. | 1 |
24 | 22 | Решение задач по теме "Законы сохранения в механике". Использование законов механики для объяснения движения небесных тел. | 1 |
25 | 23 | Законы сохранения в механике. | 1 |
26 | 24 | Решение задач по теме "Законы сохранения в механике" | 1 |
27 | 25 | Решение задач по теме "Законы сохранения в механике" | 1 |
28 | 26 | Решение задач по теме "Законы сохранения в механике" | 1 |
29 | 27 | Решение задач по теме "Законы сохранения в механике". | 1 |
30 | 28 | Обобщение темы "Законы сохранения". Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. | 1 |
31 | 29 | Контрольная работа №2 "Законы сохранения". | 1 |
| III | Молекулярная физика. | 19 |
32 | 1 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. | 1 |
33 | 2 | Модель идеального газа. | 1 |
34 | 3 | Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. | 1 |
35 | 4 | Давление газа. | 1 |
36 | 5 | Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 |
37 | 6 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 |
38 | 7 | Решение задач по теме "Уравнение состояния идеального газа". | 1 |
39 | 8 | Контрольная работа № 3 «Свойства газов» | 1 |
40 | 9 | Законы термодинамики. | 1 |
41 | 10 | Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. | 1 |
42 | 11 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 |
43 | 12 | Решение задач по теме "Законы термодинамики" | 1 |
44 | 13 | Контрольная работа № 4 «Законы термодинамики». | 1 |
45 | 14 | Строение и свойства твердых тел. | 1 |
46 | 15 | Решение задач по теме "Строение и свойства твердых тел". | 1 |
47 | 16 | Строение и свойства жидкостей. | 1 |
48 | 17 | Решение задач по теме "Строение и свойства жидкостей". | 1 |
49 | 18 | Строение и свойства жидкостей. | 1 |
50 | 19 | Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха» | 1 |
| IV | Электродинамика. | 18 |
51 | 1 | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. | 1 |
52 | 2 | Электрическое поле. | 1 |
53 | 3 | Электрическое поле. | 1 |
54 | 4 | Решение задач по теме "Электрическое поле". | 1 |
55 | 5 | Решение задач по теме "Электрическое поле". | 1 |
56 | 6 | Решение задач по теме "Электрическое поле". | 1 |
57 | 7 | Контрольная работа № 5 «Электростатика» | 1 |
58 | 8 | Электрический ток. | 1 |
59 | 9 | Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. | 1 |
60 | 10 | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 |
61 | 11 | Электрический ток. | 1 |
62 | 12 | Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 |
63 | 13 | Электрический ток. | 1 |
64 | 14 | Промежуточная контрольная работа №6 "Электрический ток" | 1 |
65 | 15 | Электрический ток. | 1 |
66 | 16 | Электрический ток. | 1 |
67 | 17 | Электрический ток. Плазма | 1 |
68 | 18 | Электрический ток. | 1 |
| | Итоговое повторение | 2 |
69 | 1 | Итоговая контрольная работа | 1 |
70 | 2 | Повторение курса физики 10 класса. | 1 |
11 класс
№п | №р | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
| I | Электродинамика. | 39 |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Магнитное поле тока. | 1 |
2 | 2 | Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. | 1 |
3 | 3 | Магнитное поле тока. | 1 |
4 | 4 | Повторение и обобщение темы «Магнитное поле». Входная контрольная работа | 1 |
5 | 5 | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
6 | 6 | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
7 | 7 | Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 |
8 | 8 | Решение задач на применение закона электромагнитной индукции. | 1 |
9 | 9 | Решение задач на применение закона электромагнитной индукции. | 1 |
10 | 10 | Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле». | 1 |
11 | 11 | Свободные электромагнитные колебания. | 1 |
12 | 12 | Свободные электромагнитные колебания. | 1 |
13 | 13 | Решение задач по теме "Свободные электромагнитные колебания". | 1 |
14 | 14 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника». | 1 |
15 | 15 | Свободные электромагнитные колебания. | 1 |
16 | 16 | Свободные электромагнитные колебания. | 1 |
17 | 17 | Свободные электромагнитные колебания. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 1 |
18 | 18 | Свободные электромагнитные колебания. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 1 |
19 | 19 | Свободные электромагнитные колебания. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 1 |
20 | 20 | Свободные электромагнитные колебания. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 1 |
21 | 21 | Решение задач по теме "Свободные электромагнитные колебания". | 1 |
22 | 22 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 |
23 | 23 | Электромагнитные волны. | 1 |
24 | 24 | Электромагнитные волны. | 1 |
25 | 25 | Электромагнитные волны. | 1 |
26 | 26 | Решение задач по теме «Электромагнитные волны». | 1 |
27 | 27 | Контрольная работа № 2 по теме «Электромагнитные волны». | 1 |
28 | 28 | Законы распространения света. | 1 |
29 | 29 | Законы распространения света. | 1 |
30 | 30 | Лабораторная работа № 3 «Определение показателя преломления стекла». | 1 |
31 | 31 | Законы распространения света.Оптические приборы. | 1 |
32 | 32 | Волновые свойства света. | 1 |
33 | 33 | Волновые свойства света. | 1 |
34 | 34 | Волновые свойства света. | 1 |
35 | 35 | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение интерференции и дифракции света». | 1 |
36 | 36 | Лабораторная работа № 5 «Определение длины световой волны». | 1 |
37 | 37 | Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. | 1 |
38 | 38 | Решение задач по теме «Волновые свойства света». | 1 |
39 | 39 | Контрольная работа №3 "Оптика" | 1 |
| II | Квантовая физика и элементы астрофизики. | 29 |
40 | 1 | Гипотеза Планка о квантах. | 1 |
41 | 2 | Гипотеза Планка о квантах. | 1 |
42 | 3 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. | 1 |
43 | 4 | Фотон. Решение задач «Фотоэффект». | 1 |
44 | 5 | Решение задач по теме "Фотоэффект" | 1 |
45 | 6 | Повторение темы «Фотоэффект. Фотоны». | 1 |
46 | 7 | Планетарная модель атома.Квантовые постулаты Бора. | 1 |
47 | 8 | Квантовые постулаты Бора. | 1 |
48 | 9 | Лазеры. | 1 |
49 | 10 | Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | 1 |
50 | 11 | Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. | 1 |
51 | 12 | Строение атомного ядра.Ядерные силы.Дефект масс и энергия связи ядра | 1 |
52 | 13 | Закон радиоактивного распада. Ядерная энергетика. | 1 |
53 | 14 | Ядерная энергетика. | 1 |
54 | 15 | Ядерная энергетика. | 1 |
55 | 16 | Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. | 1 |
56 | 17 | Элементарные частицы. | 1 |
57 | 18 | Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц». | 1 |
58 | 19 | Фундаментальные взаимодействия. | 1 |
59 | 20 | Промежуточная контрольная работа №4 "Квантовая физика" | 1 |
60 | 21 | Солнечна система. | 1 |
61 | 22 | Солнечна система. | 1 |
62 | 23 | Звезды и источники их энергии. | 1 |
63 | 24 | Звезды и источники их энергии. | 1 |
64 | 25 | Галактика. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1 |
65 | 26 | Пространственные масштабынаблюдаемой Вселенной.Строение и эволюция Вселенной. | 1 |
66 | 27 | Повторение «Квантовая физика и элементы астрофизики» | 1 |
67 | 28 | Итоговая контрольная работа | 1 |
68 | 29 | Повторение курса физики | 1 |