Рабочая программа по физике в 10 классе технологического профиля 170 ч /год; 5 ч / неделю.
Рабочая программа по физике для 10 класса технологического профиля составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы по физике для школ (классов) с углублённым изучением предмета (10-11 классы) автора В.А. Касьянова. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом изучения курса физики – 5 часов в неделю, 170 часов за год.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на профильном уровне):
в познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
Выпускник на углубленном уровне научится:
объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Название темы | Лабораторные работы | Контрольные работы | Всего запланировано часов | Фактически проведено |
1 | Повторение курса физики 7-9 классов | - | 1 (зачёт) | 18 | |
2 | Раздел №1. Механика: Тема №1. Кинематика материальной точки Тема №2. Динамика материальной точки Тема №3. Силы в механике Тема №4. Неинерциальная система отсчёта Тема №5. Законы сохранения в механике Тема №6. Движение твёрдого тела Тема №7. Статика Тема №8. Механика деформированных тел | 1 - 2 - 2 - 1 - | 1 - 1 - 1 - - - | 56 16 10 10 2 10 2 2 4 | |
3 | Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №1. Основы молекулярно-кинетической теории Тема №2. Температура. Газовые законы Тема №3. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа Тема №4. Законы термодинамики Тема №5. Взаимные превращения жидкостей и газов Тема №6. Поверхностное натяжение в жидкостях Тема №7. Твёрдые тела и их превращение в жидкости Лабораторный практикум | 6 | 1 1 | 34 4 6 6 6 4 4 4 6 | |
4 | Раздел №3. Электродинамика. Лабораторный практикум | 8 | 1 1 | 36 18 18 8 | |
5 | Итоговая контрольная работа с инструментарием ЕГЭ | | 2 | 2 | |
6 | Зарождение и развитие научного взгляда на мир | - | - | 4 | |
7 | Повторение. | | | 4 | |
Тематическое планирование углублённого изучения физики в 10 классе
№ п/п | Система уроков | | Дата по плану 6 | Дата по факту | |
Тема №1. Повторение курса физики 7-9 классов (18 часов) |
1-2 | Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение | | | | |
3-4 | Масса. Сила. Измерение массы. Измерение силы. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | | | | |
5-6 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Расчёт количества теплоты. Теплообмен. Агрегатные состояния вещества, изменения агрегатных состояний вещества. | | | | |
7-8 | Электризация тел. Строение атома. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | | | | |
9-10 | Электрический ток. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Сопротивление проводника. Закон Ома. Типы соединения проводников. | | | | |
11-12 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правила Ленца. | | | | |
13-14 | Законы геометрической оптики. Линзы. Зеркала. Построение изображения в линзах и зеркалах. Формула тонкой линзы. | | | | |
15-16 | Строение атомного ядра. Ядерные силы, дефект масс. Ядерные реакции. Энергия выхода ядерных реакций. | | | | |
17-18 | Зачёт по повторению | | | | |
Раздел №1. Механика. (56 часов) Тема №1. Кинематика материальной точки (16 часов) |
19-20 | Основные понятия кинематики. Движение точки и тела. Равномерное прямолинейное движение точки. Координаты. Система отсчёта. Путь. Перемещение. Скорость при равномерном движении. | | | | |
21-22 | Средняя скорость при неравномерном движении. Решение задач на расчёт средней скорости. | | | | |
23-24 | Мгновенная скорость. Ускорение. Описание движения на плоскости. Радиус-вектор. Зависимость координат и радиус-вектора от времени при движении с постоянным ускорением. | | | | |
25-26 | Графическое представление механического движения. | | | | |
27-28 | Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | | | | |
29-30 | Равномерное движение тела по окружности. Центростремительное ускорение. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость. | | | | |
31-32 | Относительность движения. Преобразования Галилея. Лабораторная работа №1. Измерение ускорения шарика, скатывающегося с наклонной плоскости. | | | | |
33-34 | Контрольная работа №1. Кинематика материальной точки. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №2. Динамика материальной точки (10 часов) |
35-36 | Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта | | | | |
37-38 | Сила. Связь между силой и ускорением. | | | | |
39-40 | Второй закон Ньютона. Масса. | | | | |
41-42 | Третий закон Ньютона. Решение задач на применение законов Ньютона. | | | | |
43-44 | Понятие о системе единиц. Основные задачи механики. Состояние системы тел в механике. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №3. Силы в механике (10 часов). |
45-46 | Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Равенство инертной и гравитационной масс. Первая космическая скорость. | | | | |
47-48 | Деформация и сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | | | | |
49-50 | Сила трения. Природа силы трения. Сила сопротивления при движении тел в вязкой среде. Лабораторная работа №2. Измерение коэффициента трения скольжения дерева по дереву. | | | | |
51-52 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач. Лабораторная работа №3. Движение тела под действием силы тяжести и силы упругости. | | | | |
53-54 | Контрольная работа №2. Динамика материальной точки. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №4. Неинерциальная система отсчёта (2 часа). |
55-56 | Неинерциальные системы отсчёта, движущиеся прямолинейно с постоянным ускорением. Вращающиеся системы отсчёта. Центробежная сила. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №5. Законы сохранения в механике(10 часов) |
57-58 | Импульс. Закон сохранения импульса. Решение задач на применение закона сохранения импульса. | | | | |
59-60 | Реактивная сила. Уравнение Мещерского. Реактивный двигатель. Успехи в освоении космического пространства. | | | | |
61-62 | Работа силы. Мощность. Механическая энергия: потенциальная, кинетическая. Закон сохранения энергии в механике. Лабораторная работа №4. Определение КПД наклонной плоскости. | | | | |
63-64 | Столкновение упругих шаров. Уменьшение механической энергии под действием сил трения. Решение задач. Лабораторная работа №5. Опытная проверка закона сохранения энергии. | | | | |
65-66 | Контрольная работа №3. Законы сохранения. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №6. Движение твёрдого тела (2 часа) |
67-68 | Абсолютно твёрдое тело. Центр масс. Основное уравнение динамики вращательного движения твёрдого тела. Закон сохранения момента импульса. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №7. Статика (2 часа) |
69-70 | Условия равновесия твёрдого тела. Момент силы. Центр тяжести. Виды равновесия. Лабораторная работа №6. Определение положения центра тяжести плоского твёрдого тела. | | | | |
Раздел №1. Механика. Тема №8. Механика деформированных тел (4 часа) |
71-72 | Виды деформаций твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Пластичность и хрупкость. | | | | |
73-74 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидродинамика. Ламинарное и турбулентное течения. Уравнения Бернулли. Подъёмная сила крыла самолёта. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. (42 час) Тема №1. Основы молекулярно-кинетической теории (4ч) |
75-76 | Масса молекул. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. | | | | |
77-78 | Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №2. Температура. Газовые законы (6 часов) |
79-80 | Состояние макроскопических тел в термодинамике. Температура. Тепловое равновесие. Равновесные (обратимые) и неравновесные (необратимые) процессы | | | | |
81-82 | Газовые законы. Идеальный газ. Абсолютная температура. Решение задач. | | | | |
83-84 | Уравнение состояния идеального газа. Газовый термометр. Решение задач. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №3. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (6ч) |
85-86 | Системы с большим числом частиц и законы механики. Идеальный газ в молекулярной теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | | | | |
87-88 | Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Распределение Максвелла. Измерение скоростей молекул газа. | | | | |
89-90 | Контрольная работа № 4. Молекулярно-кинетическая теория | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №4. Законы термодинамики (6 часов) |
91-92 | Работа в термодинамике. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. | | | | |
93-94 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Тепловые двигатели. Максимальный КПД тепловых двигателей. | | | | |
95-96 | Контрольная работа №5. Термодинамика. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №5. Взаимные превращения жидкостей и газов (4 часа) |
97-98 | Равновесие между жидкостью и газом. Насыщенные пары. Изотермы реального газа. Критическое состояние. Кипение. Сжижение газов. | | | | |
99-100 | Влажность воздуха. Решение задач. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №6. Поверхностное натяжение в жидкостях (4 часа) |
101-102 | Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхностная энергия. Сила поверхностного натяжения. Смачивание. Капиллярные явления. | | | | |
103-104 | Решение задач на расчёт энергии поверхностного слоя, избыточного давления. Решение задач на расчёт высоты поднятия жидкости в капиллярах и др. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Тема №7. Твёрдые тела и их превращение в жидкости (6 часа) |
105-106 | Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморфные тела. Жидкие кристаллы. Дефекты в кристаллах. Объяснение механических свойств твёрдых тел на основе молекулярно-кинетической теории. | | | | |
107-108 | Плавление и отвердевание. Изменение объёма при плавлении и отвердевании. Тройная точка. Тепловое расширение твёрдых и жидких тел. | | | | |
109-110 | Контрольная работа №6. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | | | | |
Раздел №2. Молекулярная физика. Термодинамика. Лабораторный практикум (6 часов) |
111-112 | Лабораторная работа №7. Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении. Лабораторная работа №8. Наблюдение роста кристаллов из раствора. | | | | |
113-114 | Лабораторная работа №9. Измерение коэффициента поверхностного натяжения методом отрыва капель. Лабораторная работа №10. Измерение коэффициента поверхностного натяжения методом поднятия жидкости в капилляре. | | | | |
115-116 | Лабораторная работа №11. Измерение удельной теплоты плавления льда Лабораторная работа №12. Исследования зависимости силы упругости от деформации тела и измерения модуля упругости стали. | | | | |
Раздел №3. Электродинамика(44 часов). Тема №1. Электростатика (18 часов). |
117-118 | Электростатика. Роль электромагнитных сил в природе и технике. Электрический заряд и элементарные частицы. Электризация тел. Закон Кулона. Единицы электрического заряда. | | | | |
119-120 | Взаимодействие зарядов внутри диэлектрика. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Линии напряжённости электрического поля. | | | | |
121-122 | Теорема Гаусса. Поле заряженной плоскости, сферы и шара. | | | | |
123-124 | Решение задач на применение закона Кулона. Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля. | | | | |
125-126 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. | | | | |
127-128 | Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов. Экспериментальное определение элементарного заряда. | | | | |
129-130 | Электрическая ёмкость Конденсаторы. Ёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. | | | | |
131-132 | Решение задач по электростатике. | | | | |
133-134 | Контрольная работа №7 Электростатика | | | | |
Раздел №3. Электродинамика. Тема №2. Постоянный электрический ток (18 часов). |
135-136 | Постоянный электрический ток. Плотность тока. Сила тока. | | | | |
137-138 | Электрическое поле проводника с током. Закон Ома для участка цепи. | | | | |
139-140 | Сопротивление проводника. Зависимость сопротивление от температуры. Сверхпроводимость. | | | | |
141-142 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. | | | | |
143-144 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | | | | |
145-146 | Электродвижущая сила. Гальванические элементы. Закон Ома для полной цепи. | | | | |
147-148 | Закон Ома для участка цепи, содержащей ЭДС. | | | | |
149-150 | Расчёт сложных электрических цепей. Правила Кирхгофа. Решение задач. | | | | |
151-152 | Контрольная работа №8 Постоянный электрический ток. | | | | |
Раздел №3. Электродинамика. Лабораторный практикум (8 часов) |
153-154 | Лабораторная работа №13. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Лабораторная работа №14. Измерение элементарного электрического заряда. | | | | |
155-156 | Лабораторная работа №15. Измерение ёмкости конденсатора с помощью гальванометра. Лабораторная работа №16. Исследования разряда конденсатора и измерение его электроёмкости. | | | | |
157-158 | Лабораторная работа №17. Исследование смешанного соединения проводников Лабораторная работа №18. Измерение температурного коэффициента сопротивления меди. | | | | |
159-160 | Лабораторная работа №19. Исследование зависимости сопротивления металлов от температуры. Лабораторная работа №20. Измерение температуры нити лампы накаливания | | | | |
Зарождение и развитие научного взгляда на мир (4 часа) | | | |
161-162 | Зарождение и развитие научного взгляда на мир. Необходимость познания природы. Физика – фундаментальная наука о природе. | | | | |
163-164 | Основные особенности физического метода исследования. Физические законы и теории, границы их применимости. Физическая картина мира. | | | | |
165-166 | Итоговая контрольная работа с инструментарием ЕГЭ | | | | |
167-170 | Повторение | | | | |
.