Рассмотрено на Согласованно:________ Утверждаю:__________
заседании методического Зам директора по УВР Директор ________________
объединения учителей _____________________ ____________________
___________________ _____________________ ____________________
Протокол МО №_______ Протокол НМС №_______ Протокол ПС №_______
«____»__________20___г «____»___________20__г. «____»_________ 20___г
Рук МО ________________ Приказ №_____ от ___ ____ 20__г.
2020-2021 г.
Рабочая программа по физике 11 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:
Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)
Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Курс физики 11 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика.
Федеральный базисный план отводит 140 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне по 70 часов в 10-11 классах из расчёта 2 часа в неделю.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования (70 часов в 11 классе из расчёта 2 ч в неделю.)
Издательство «Илекса».
№ урока | Дата | Тема урока | Минимум содержания | Демонстрации и л. работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Д. задания |
Демонстрации | Л.. р. |
Тема 1. Электродинамика 44 часа |
1. Электрические взаимодействия 9 часов |
1/1 | | Природа электричества | Природа электричества, электризация тел, электрический заряд, закон сохранения заряда | Электризация тел, взаимодействие наэлектризованных тел | | Знать роль электрического взаимодействия в строении атома, закон сохранения заряда, смысл понятия электрический заряд | §1 (п1-3) Сб.з. № 1.1, 2, 4, 7 II 1.3, 6, 8 Подготов. к с/р №1 |
2/2 | | Взаимодействие электрических зарядов | Точечный заряд. Закон Кулона. Единица заряда. Элементарный заряд. | Схема-таблица опыта Кулона | | Знать физический смысл закона Кулона и границы его применимости | §2(п1-3) Сб.з. I -1.5, 9, 15; II – 1.8, 16-18; III – 1.28, 24, 25 Подготов. к с/р №2 |
3/3 | | Электрическое поле. Графическое изображение электрических полей. | Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость поля. Принцип суперпозиции. Напряжённость поля точечного заряда. Линии напряжённости. | Обнаружение электрического поля, отклонение стрелки электрометра. Опыты с султанами | | Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля. | §2 (п3) §3 (п1, 2) Сб.з. I 1.12, 13, 14, 30. II 1.11, 19, 21, 22 III 1.23, 27, 29 |
4/4 | | Проводники в электростатическом поле | Что такое проводники? Электрическое поле внутри проводника. Электростатическая защита. | Распределение заряда на поверхности проводника. Электростатическая индукция | | Уметь объяснять явления на основе электронной теории, происходящие в проводниках | §1 (п1) |
5/5 | | Диэлектрики в электростатическом поле | Что такое диэлектрик? Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. | Распределение заряда на поверхности диэлектрика | | Уметь объяснять явления, происходящие в диэлектрике с помощью электронной теории | §4 (п2) Сб.з. №2.8, 9, 10 |
6/6 | | Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле | Работа при перемещении заряда в электростатическом поле. Потенциальность электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Единица разности потенциалов. | Измерение разности потенциалов | | Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля | §5 (п1,2) I – 2.1-2.4 II – 2.11-2.14 III – 2.15-2.16, 2.19 |
7/7 | | Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью | Единица напряжённости. Эквипотенциальные поверхности. От чего бывают грозы? | Эквипотенциальные поверхности | | Знать связь между силовой и энергетической характеристикой электростатического поля | §5 (п3,4) I – 2.5, 17, 18 II – 2.20, 21, 23 III – 2.15-2.16, 2.19 |
8/8 | | Электроёмкость | Понятие электроёмкости. Единица электроёмкости. Конденсаторы. | Неодинаковые изменения потенциала двух изомеров проводников различного размера | | Знать смысл электроемкости | §6 (п1) №3.11-14 |
9/9 | | Электроёмкость плоского конденсатора | Электроёмкость конденсатора. Энергия электрического поля. Соединение конденсаторов | Зависимость электроёмкости конденсатора от диэлектрика и расстояния между пластинами, площади поверхности | | Знать смысл ёмкости системы проводников | §6 (п1-2) I – 3.3-3.7 II – 2.10,15,16,19,20 III – 2.22-24,26,27 Подготовка к с/р №5 |
2. Постоянный электрический ток 10 часов |
10/10 | | Электрический ток. Сила тока | Электрический ток. Сила тока. Действия тока | Источники тока. Действие тока | | Знать смысл понятия электрический ток и сила тока | §7 (п1-3) I – 4.1-3,5,6 II – 4-7,8,11 III – 4.21-22 |
11/11 | | Определение заряда электрона. | | | Лабораторная работа №1 «Определение заряда электрона» | | |
12/12 | | Закон Ома для участка цепи | Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица R, удельное сопротивление. Сверхпроводимость. | Зависимость I от U и зависимость I от R | Лабораторный опыт Измерение R омметром | Знать зависимость силы тока от напряжения | §8 (п1-3) I – 4.10,12,13,17 II – 4.14-16,21 III – 4.20, 25,26,28 Подготовка к с/р №6 |
13/13 | | Последовательное и параллельное соединение проводников | Соединение проводников | Измерение I и U с последовательным соединением. Измерение I и U с параллельным соединением | | Знать закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников | §9 (п1-3) I – 5.2,3,5 II – 5.6,9,10 III – 5.19-21 |
14/14 | | Измерение силы тока и напряжения | Решение задач на смешанное соединение проводников | | | Уметь измерять силу тока и напряжение и вычислять их в расчёте электрических цепей | §9 (п4) I – 5.7,8,11,12 II – 5.13,15,18,18 III – 5.22-26 Подготовка к с/р №7 |
15/15 | | Работа силы тока. Закон Джоуля-Ленца | Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Устройство и принцип действия электронагревательных приборов | Нагревание проводников электрическим током | | Знать о преобразовании энергии в электрическом проводнике; знать соотношение количества теплоты, силы тока и сопротивления | §10 (п1) I – 6.7,8,10 II – 6.11-13,20,21 III – 6-22,26,28,29,30 |
16/16 | | Мощность электрического тока | Мощность тока. Решение задач | Измерение мощности с помощью амперметра и вольтметра | | Уметь рассчитывать мощность тока | §10 (п2) I – 6.2,4-6,9 II – 6.14,15,17,18 III – 6.24,25,27,31,32 Подготовка к с/р №8 |
17/17 | | Закон Ома для полной цепи | Источник тока. Сторонние силы ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | Закон Ома для полной цепи | | Знать роль источника тока | §11 (п1,2) I – 7.1,2 II – 7.11,17 III – 7.9 |
18/18 | | Следствия из закона Ома для полной цепи | Напряжение на полюсах разомкнутого источника тока. Короткое замыкание. Решение задач | Напряжение на полюсах замкнутого и разомкнутого источника тока. | | Знать зависимость силы тока и напряжения от внешнего сопротивления | §11 (п.2,3) I – 7.5-8 II – 7.12,13,15,16,18 III – 7.19,20,22,24,25 |
19/19 | | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | | | Лабораторная работа №2 | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, планировать эксперимент и выполнять измерения и вычисления | |
3. Магнитные взаимодействия 5 часов |
20/1 | | Взаимодействие магнитов и источников | Простейшие магнитные свойства веществ. Взаимодействие проводников с током. Единица силы тока. Гипотеза Ампера | Взаимодействие простейших магнитов, проводника с током и магнитной стрелки | | Уметь объяснять магнитное взаимодействие | §12 (п1-4) I – 8.1-3 II – 8.4-6 |
21/2 | | Магнитное поле | Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на рамку с током. Модуль вектора индукции магнитного поля | Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током | | Знать/понимать смысл понятия магнитное поле, как вид материи | §13 (п1) I – 8.7-9 II – 8.12,13 III -8.21,22 |
22/3 | | Сила ампера и сила Лоренца | Сила Ампера и закон Ампера. Сила Лоренца | Действие магнитного поля на проводник с током | | Знать/понимать смысл понятия сила Лоренца и сила Ампера | §13 (п2) I – 8.10,16 II – 8.17,18,20,23 III - 8.26-28 |
23/4 | | Измерение магнитной индукции | | | Лабораторная работа №3 | Уметь измерять значение вектора магнитной индукции | |
24/5 | | Линии магнитной индукции | Графическое изображение магнитных полей | | | Знать графическое изображение магнитного поля | §13 (п3) I – 8.14,15,25 |
4. Электромагнитное поле 10 часов |
25/6 | | Электромагнитная индукция | История открытия явления. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции | Опыты по демонстрации явления электромагнитной индукции | | Знать/понимать явление электромагнитной индукции; значение этого явления для физики и техники | §14 (п) I – 9.1-4;22 |
26/7 | | Закон электромагнитной индукции | Причины возникновения индукционного тока. Вихревое электрическое поле. Закон электромагнитной индукции. Применение вихревого электрического поля | Зависимость ЭДС от скорости изменения магнитного потока | | Знать/пон7имать понятие вихревого электрического поля; ЭДС индукции | §14 (п2,3) II – 9.18-22 III – 9.24,30,32,35 |
27/8 | | Правило Ленца | Направление индукционного тока. Правило Ленца и закон сохранения энергии | Демонстрация правила Ленца | | Знать правило определения направления индукционного тока на основе закона сохранения энергии | §15 (п1) II – 9.17,23,29 III – 9.31,33,34 |
28/9 | | Явление самоиндукции | Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. | Явление самоиндукции при замыкании ключа | | Знать/понимать смысл явления самоиндукции | |
29/10 | | Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление энергии | Энергия магнитного поля. Расчёт энергии магнитного поля. Основное свойство электрической энергии. Производство, передача, потребление электроэнергии | | | Знать/понимать смысл понятия энергия магнитного поля; пути развития энергетики. | §16 (п1,2) II – 10.1,3,5 III – 10.7,20 |
30/11 | | Трансформатор | Назначение трансформаторов. Устройство и принцип работы трансформатора. Коэффициент трансформации | Устройство трансформатора | | Знать устройство и принцип действия трансформатора | §16 (п2) I – 10.4,6,8,9 II – 10.10,11,18 III – 10.15,16,17,19 |
31/12 | | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | Электромагнитное взаимодействие. Электромагнитное поле. Опытное подтверждение существования электромагнитных волн. Давление света | Схема опыта Герца. Радиометр | | Знать условия возникновения и существования электромагнитных волн | §17 I – 9.5-7,9.12-14 II – 9.8-9.10,15,16 III – 9.28,36-40 |
32/13 | | Контрольная работа по теме «Электродинамика» | | | | | |
33/14 | | Передача информации с помощью электромагнитных волн | Из истории изобретения радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн. Перспективы электронных средств связи | Таблица-схема «Радио А.С.Попова» | | Знать принципы радиотелефонной связи | §18 С/р №14 |
5. Оптика |
34/1 | | Законы геометрической оптики | Основные понятия геометрической оптики. Прямолинейное распространение света, отражение и преломление света. Полное внутреннее отражение | Прямолинейное распространение света. Отражение света. Преломление света | | Знать смысл закона геометрической оптики | §19 Подготовка к с/р №15 |
35/2 | | Определение показателя преломления стекла | | | Лабораторная работа №4 | Знать способ определения показателя преломления стекла. Уметь подобрать необходимое оборудование, составить план | |
36/3 | | Линзы | Линзы. Ход лучей в линзах. Фокусное расстояние и оптическая сила | Прохождение света через собирающую и рассеивающую линзу. Получение изображений с помощью линз | | Знать смысл понятия линзы и их физические свойства | §20 (п1,2) |
37/4 | | Построение изображений с помощью линз | Построение изображений с помощью двух лучей | | | Уметь применять знания на практике, при решении графических задач | §20 (п3), Подготовка к с/р №16 |
38/5 | | Глаз и оптические приборы | Оптические свойства глаза фотоаппарат, Микроскоп, телескоп | Модель глаза. Лупа, микроскоп, схема телескопа | | Знать смысл понятия глаз – оптическая система, устройство и назначение фотоаппарата, лупы, микроскопа, телескопа | §21 (п1-3) |
39/6 | | Цвет | Дисперсия света. Окраска предметов. Применение явления дисперсии | Явление дисперсии на стеклянной призме | | Знать смысл понятия дисперсия света, уметь объяснять с помощью волновой теории | §23 (п1-3) Подготовка к с/р №18 |
40/7 | | Интерференция света | Принцип независимости световых пучков. Когерентность. Интерференция. Практическое применение интерференции света | Интерференция света в тонких плёнках | | Знать смысл понятия когерентные источники, знать определения явления интерференции на практике | §22 (п1) |
41/8 | | Дифракция света | | Дифракция от щели (между двумя ручками), на капроновой ленте, на диске | | Знать сущность явления дифракции, условия и его наблюдение | §22 (п2,3) Подготовка к с/р №17 |
42/9 | | Определение спектральных границ чувствительности глаза | | | Лабораторная работа №5 | | |
43/10 | | Невидимые лучи | Инфракрасные, ультрафиолет и видимое излучение | | | Знать свойства электромагнитных излучений, их взаимосвязь с частотой | §23 (п4) |
Тема 2. Квантовая физика. Астрофизика 25 часов |
44/1 | | Зарождение квантовой теории | «Ультрафиолетовая катастрофа», Гипотеза Планка, явление фотоэффекта, Опыты Столетова, законы фотоэффекта. | Таблица «Опыт Столетова» | | Знать историю зарождения квантовой теории, суть явления фотоэффекта, законы фотоэффекта | §24 (1,2) §25 (1) |
45/2 | | Применение фотоэффекта | Объяснение законов на основе волновой и квантовой теории, фотон и его характеристики, применение явления в фото-элементах и в фотосопротивлениях | Таблицы «Фото-элемент», «Фотосопротивление» | | Знать объяснение явления фотоэффекта, уметь решать задачи на закон фотоэффекта и характеристики фотона. | §25 (3,2) Подготовка к с/р №19 |
46/3 | | Строение атома | Модель Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Недостатки планет. Модели | Таблица «Опыт Резерфорда» | | Знать опыт Резерфорда, строение атома по Резерфорду | §26 (1,2) |
47/4 | | Теория атома Бора | Постулаты Бора. Следствия из них | | | Знать путь выхода из кризиса классической физики, постулаты Бора | §26 (3) |
48/5 | | Атомные спектры | Спектры, условия их получения. Спектральные аппараты, спектральный анализ, атомные спектры и теория Бора | Спектроскоп. Таблица «Линейчатые спектры, спектры поглощения» | | Уметь различать спектры излучения и поглощения. Знать роль спектрального анализа в науке и технике. | §27 Подготовка к с/р №20 |
49/6 | | Наблюдения сплошного и линейчатого спектров | | | Лабораторная работа №6 | Знать порядок спектров излучения, различать по спектральным линиям вещества | |
50/7 | | Лазеры | Спонтанное и вынужденное излучения. Квантовые генераторы. Применение лазеров | Таблица «Лазер» | | Знать устройство и принцип действия квантового генератора. | §28 |
51/8 | | Корпускулярно-волновой дуализм | Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Принцип соответствия Бора | | | Знать смысл двойственности природы света | §29 |
52/9 | | Атомное ядро | Открытие протона, нейтрона; протонно-нейтронная модель; ядерные силы | | | Знать историю открытия протона и нейтрона, а также имена учёных связанных с историей создания модели ядра. | §30 (1,2) |
53/10 | | Радиоактивность | Открытие радиоактивности, свойства излучений. Радиоактивный распад. | Таблица «Альфа, бета и гамма излучений» | | Знать сущность явления радиоактивности, свойства ά- β- и γ-излучений | §31 (1,2) |
54/11 | | Радиоактивные превращения | Правила смещения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада | | | Знать правило смещения, уметь составлять ядерные реакции и решать задачи на период полураспада | §31 (2,3) Подготовка к с/р №21 |
55/12 | | Ядерные реакции | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | | | Знать сущность превращения химических элементов | §32 (1) |
56/13 | | Энергия связи. Дефект масс | Прочность ядер, дефект масс, удельная энергия связи, реакции синтеза и деления ядер | | | Знать смысл понятия прочности атомных ядер; «дефекта масс» | §32 (2,3) Подготовка к с/р №23 |
57/14 | | Деление ядер урана | Цепная ядерная реакция. Коэффициент размножения | Таблица «Деление ядра урана» | | Знать процесс деления ядер урана, его причины и следствия. | §33 (1) Подготовка к с/р №24 |
58/15 | | Ядерный реактор | Основные элементы ядерного реактора; преобразование ядерной энергии в электрическую. Перспективы и проблемы ядерной энергетики | Таблица «Ядерный реактор» | | Уметь объяснять устройство и принцип действия ядерного реактора | §33 (2,3) Подготовка к с/р №25 |
59/16 | | Классификация элементарных частиц | Три этапа в развитии физики элементарных частиц | Таблица элементарных частиц | | Знать понятие «элементарной частицы», о многообразии частиц микромира | §34 (1,2) |
60/17 | | Открытие позитрона. Античастицы | Открытие позитрона. Аннигиляция. Античастицы. Антивещество | | | Знать понятие аннигиляция | §34 (3) |
61/18 | | Повторение темы «Квантовая физика. Физика атомного ядра» | | | | Повторить основные понятия, законы, явления, подготовка к контрольной работе. | |
62/19 | | Контрольная работа по теме «Квантовая физика», физика атомного ядра | | | | | |
63/20 | | Размеры Солнечной системы | Размер и форма Земли. Расстояние до Луны. Орбиты планет. Размеры солнца и планет | | | Знать методы определения расстояний и размеров небесных тел | §35 |
64/21 | | Природа тел Солнечной системы | Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной Системы | | | Знать природу тел солнечной системы | §36 |
65/22 | | Солнце и другие Звёзды | Солнце. Виды звёзд. Эволюция звёзд разной массы | | | Знать природу звёзд и этапы их эволюции | §37,38 |
66/23 | | Галактики и Вселенная | Наша Галактика. Другие галактики. Расширение вселенной. Большой взрыв. | | | Знать типы галактик, понятие метагалактика | §39 |
67/24 | | Современная научная картина мира. | | | | | |