Данная программа по физике составлена на основе примерной программы среднего(полного) общего образования по физике(базовый уровень), федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Г.Я. Мякишева ( Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 10- 11 классы.- М.: Просвещение.2012.
Преподавание ведется по учебнику: Мякишев Г.Я., Физика-11, М.: Просвещение, 2016г.
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Электродинамика (продолжение) 18ч |
Магнитное поле 8ч |
Стационарное магнитное поле. | 1/1 | Урок изучения нового материала | Открытие Эрстеда; взаимодействие токов; замкнутый контур с током в магнитном поле | Понимать, что магнитное поле-это особый вид материи; знать, где существует поле | | |
Сила Ампера | 2/2 | Комбинированный урок | Сила Ампера, правило левой руки. Громкоговоритель. | Знать формулу силы Ампера, правило левой руки ; уметь рассчитывать по формуле силу Ампера и применять правило левой руки | | |
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 3/3 | Урок- практикум | Открытие Эрстеда; взаимодействие токов; замкнутый контур с током в магнитном поле Сила Ампера, правило левой руки. | Уметь работать с приборами, знать правила техники безопасности | | |
Сила Лоренца. | 4/4 | Комбинированный урок | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Применение силы Лоренца | Уметь определять направление и модуль силы Лоренца; знать устройство циклических ускорителей и масс- спектрографов | | |
Сила Лоренца | 5\5 | Комбинированный урок | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Применение силы Лоренца | Уметь определять направление и модуль силы Лоренца; знать устройство циклических ускорителей и масс- спектрографов | | |
Магнитные свойства вещества. | 6/6 | Комбинированный урок | Диа-, пара-,ферромагнетики. Гипотеза Ампера, температура Кюри, применение ферромагнетиков | Знать , в чем состоит гипотеза Ампера; знать , где применяются ферромагнетики | | |
Магнитные свойства вещества | 7/7 | Комбинированный урок | Диа-, пара-,ферромагнетики. Гипотеза Ампера, температура Кюри, применение ферромагнетиков | Знать , в чем состоит гипотеза Ампера; знать , где применяются ферромагнетики | | |
Зачет №1 по теме «Стационарное магнитное поле» | 8/8 | Урок контроля знаний | | | | |
Электромагнитная индукция.10 ч |
Явление электромагнитной индукции. | 1/9 | Урок изучения нового материала | Майкл Фарадей. Открытие Фарадея, опыты Фарадея | Знать, в чем состоит явление электромагнитной индукции | | |
Явление электромагнитной индукции. | 2/10 | Комбинированный урок | Майкл Фарадей. Открытие Фарадея, опыты Фарадея | Знать, в чем состоит явление электромагнитной индукции | | |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 3/11 | Комбинированный урок | Правило Ленца | Знать правило Ленца; уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока | | |
Закон электромагнитной индукции | 4\12 | Комбинированный урок | закон электромагнитной индукции, магнитный поток | | | |
Закон электромагнитной индукции | 5/13 | Комбинированный урок | закон электромагнитной индукции, магнитный поток | | | |
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 6/14 | Урок- практикум | Изучение явления электромагнитной индукции». | Уметь пользоваться приборами, соблюдать правила техники безопасности | | |
Энергия электромагнитного поля. Электромагнитное поле. | 7/15 | Комбинированный урок | Энергия электромагнитного поля. Электромагнитное поле. | Знать формулу для расчета энергии магнитного поля. | | |
Энергия электромагнитного поля. Электромагнитное поле. | 8/16 | Комбинированный урок | Энергия электромагнитного поля. Электромагнитное поле. | Знать формулу для расчета энергии магнитного поля. | | |
Решение задач по теме «Электромагнитная индукция». | 9/17 | Урок- практикум | Закон электромагнитной индукции. | Уметь применять полученные знания в ходе решения задач. | | |
Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция». | 10/18 | Урок контроля знаний | Электромагнитная индукция | Уметь решать задачи | | |
Колебания и волны. 21ч |
Механические колебания. 2 ч |
Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». | 1/19 | Урок- практикум | | Уметь рассчитывать период колебаний и ускорение свободного падения. Соблюдать правила техники безопасности | | |
Механические колебания | 2/20 | Комбинированный урок | Механические колебания | | | |
Электромагнитные колебания. 7ч |
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | 1\21 | Урок изучения нового материала | Процессы в колебательном контуре | Знать общее уравнение колебательных систем. Уметь описывать процессы в колебательном контуре. | | |
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | 2/22 | Комбинированный урок | Аналогия между механическими и электрическими колебаниями. Формула Томсона | Знать уравнение колебаний, формулу Томсона | | |
Решение задач на характеристики свободных электромагнитных колебаний. | 3/23 | Урок закрепления знаний | | Уметь решать задачи по теме | | |
Решение задач на характеристики свободных электромагнитных колебаний. | 4/24 | Урок закрепления знаний | | Уметь решать задачи по теме | | |
Переменный электрический ток. | 5/25 | Комбинированный урок | Переменный электрический ток. Действующее значение силы тока и напряжения | Познакомиться с осциллографом; понимать физический смысл действующих значений силы тока и напряжения | | |
Переменный электрический ток. | 6/26 | Комбинированный урок | Переменный электрический ток. Действующее значение силы тока и напряжения | Познакомиться с осциллографом; понимать физический смысл действующих значений силы тока и напряжения | | |
Сопротивление в цепи переменного тока | 7/27 | Комбинированный урок | Активное и реактивное сопротивление в цепях переменного тока. | Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивления. | | |
Производство, передача и использование электрической энергии.3ч |
Трансформаторы. | 1/28 | Комбинированный урок | Устройство и принцип работы трансформатора | Знать устройство и принцип работы трансформатора на холостом ходу и под нагрузкой | | |
Трансформаторы. | 2/29 | Комбинированный урок | Устройство и принцип работы трансформатора | Знать устройство и принцип работы трансформатора на холостом ходу и под нагрузкой | | |
Производство, передача и использование электрической энергии. | 3/30 | Конференция | Производство, передача и использование электрической энергии. | Знать принципы передачи и использования эл.энергии. | | |
Механические волны. 2ч |
Волна. Свойства волн и основные характеристики. | 1/31 | Комбинированный урок | Определение волны; поперечные и продольные волны. Определение и уравнение бегущей волны | Иметь представление о распространении бегущей волны; знать уравнение бегущей волны | | |
Волна. Свойства волн и основные характеристики | 2/32 | Комбинированный урок | Определение волны; поперечные и продольные волны. Определение и уравнение бегущей волны | Иметь представление о распространении бегущей волны; знать уравнение бегущей волны | | |
Электромагнитные волны.7ч |
Опыты Герца. | 1/33 | Урок изучения нового материала | Гипотеза Максвелла. Вибратор и опыты Герца | Знать физический смысл понятия электромагнитная волна, необходимое и достаточное условия излучения электромагнитной волны | | |
Электромагнитные волны | 2/34 | Комбинированный урок | Гипотеза Максвелла. Вибратор и опыты Герца | Знать физический смысл понятия электромагнитная волна, необходимое и достаточное условия излучения электромагнитной волны | | |
Изобретение радио А.С. поповым | 3/35 | Комбинированный урок | А.С. Попов, его вклад в развитие средств связи. Принципы радиосвязи | Знать принцип радиосвязи. Уметь чертить схемы цепей радиопередатчика и радиоприемника | | |
Принципы радиосвязи. | 4/36 | Комбинированный урок | Принципы радиосвязи | Знать принцип радиосвязи. Уметь чертить схемы цепей радиопередатчика и радиоприемника | | |
Решение задач по теме «Электромагнитные волны» | 5/37 | Урок практикум | | Уметь решать задачи | | |
Решение задач по теме «Электромагнитные волны» | 6/38 | Урок практикум | | Уметь решать задачи | | |
Зачет№2 по теме «Колебания и волны». | 7/39 | Урок контроля знаний | Колебания и волны | Знать основные понятия, уметь решать задачи. | | |
Оптика. 23ч |
Световые волны. 12 ч |
Введение в оптику. | 1/40 | Урок изучения нового материала | Корпускулярная и волновая теории света. Определение скорости света | | | |
Основные законы геометрической оптики. | 2/41 | Комбинированный урок | Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения и законы преломления | Понимать физический смысл законов отражения и преломления, принцип Гюйгенса | | |
Основные законы геометрической оптики | 3/42 | | | | | |
Решение задач по теме «Законы геометрической оптики» | 4/43 | Урок практикум | Законы геометрической оптики | Уметь решать задачи | | |
Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла». | 5/44 | Урок- практикум | Экспериментальное измерение показателя преломления стекла | Уметь работать с приборами, соблюдать правила техники безопасности | | |
Линзы. | 6/45 | Комбинированный урок | Линзы. Формула тонкой линзы. | Знать формулу тонкой линзы. | | |
Формула тонкой линзы. | 7/46 | | | | | |
Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | /8/47 | Урок -практикум | Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы | Уметь работать с приборами, соблюдать правила техники безопасности | | |
Дисперсия света. | 9/48 | Комбинированный урок | Опыты Ньютона. Дисперсия света | Понимать физический смысл физического явления- дисперсия света. Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии | | |
Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны». | 10/49 | Урок- практикум | Измерение длины световой волны». | Уметь работать с приборами, соблюдать правила техники безопасности | | |
Интерференция, дифракция и поляризация света. | 11/50 | Комбинированный урок | Понятие интерференции, дифракции и поляризации света. | Понимать физический смысл явлений. | | |
Лабораторная работа № 7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света». | 12/51 | Урок-практикум | Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света | Уметь работать с приборами, соблюдать правила техники безопасности | | |
Элементы теории относительности. 5ч | |
Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | /1/52 | Урок изучения нового материала | Принцип относительности и опыты Майкельсона. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности | Знать постулаты Эйнштейна | | |
Постулаты Эйнштейна | 2/53 | | | | | |
Элементы релятивисткой динамики. | 3/54 | Комбинированный урок | Релятивистская динамика | Знать зависимость массы от скорости | | |
Связь между массой и энергией | 4/55 | Комбинированный урок | Формула Эйнштейна | Знать закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «масса покоя» | | |
Решение задач | 5/56 | Урок-практикум | Формула Эйнштейна | Уметь решать задачи. | | |
Излучение и спектры6 ч | |
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн. | 1/57 | Урок изучения нового материала | Виды излучений. Источники света. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения | Объяснять шкалу электромагнитных волн | | |
Виды спектров | 2/58 | Комбинированный урок | Спектры. Виды спектров. Получение спектров. Спектрограф | Знать виды спектров. | | |
Виды спектров | 3/59 | | | | | |
Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | 4/60 | Урок- практикум | Спектры. Виды спектров. Получение спектров. Спектрограф | Уметь работать с приборами, соблюдать правила техники безопасности | | |
Решение задач по теме «Оптика» | 5/61 | | | | | |
Зачет по теме «Оптика» | 6/62 | Урок контроля знаний | | | | |
Квантовая физика. 20ч | |
Световые кванты.3ч | |
Законы фотоэффекта. | 1/63 | Комбинированный урок | Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Формула Эйнштейна | Знать законы фотоэффекта . уметь объяснять на основе уравнения Эйнштейна законы фотоэффекта | | |
Фотоны. Гипотеза де Бройля. | 2/64 | Урок изучения нового материала | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | Знать характеристики фотонов | | |
Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света. Применение фотоэффекта. | 3/65 | Урок изучения нового материала | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света. Применение фотоэффекта. | Знать свойства, подтверждающие квантовую и волновую природу света. Знать , где применяется явление фотоэффекта | | |
Атомная физика. 4ч | |
Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом. | 1/66 | Комбинированный урок | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом. | Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Боа для объяснения механизма испускания света атомами | | |
Излучение и поглощение света атомом | 2/67 | | | | | |
Лазеры. | 3/68 | Комбинированный урок | Лазеры. Индуцированное излучение. Применение лазеров | Знать свойства лазерного излучения, применение лазеров | | |
Зачет №3 по теме «Световые кванты. Атомная физика». | 4/69 | Урок контроля знаний | | | | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы. 12ч | |
Лабораторная работа №9 по теме «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1/70 | Урок практикум | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям | Уметь определять по трекам заряженных частиц их некоторые свойства . | | |
Радиоактивность. | 2/71 | Комбинированный урок | Открытие естественной радиоактивности. Физическая природа, свойства и области применения альфа-, бета-, гамма-излучений | Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, гамма- излучения. Знать область применения альфа-, гамма- излучения | | |
Состав атома. | 3/72 | Комбинированный урок | Протонно- нейтронная модель строения ядра. Ядерные силы. Энергия связи. | Знать строение ядра, уметь рассчитывать энергию связи | | |
Энергия связи атомных ядер. | 4/73 | | | | | |
Цепная ядерная реакция.. | 5/74 | Комбинированный урок | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | Объяснять деление ядер урана., цепную ядерную реакцию | | |
Атомная электростанция | 6/75 | | | | | |
Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 7/76 | Семинар | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений | Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомной электростанции и называть способы решения этих проблем | | |
Элементарные частицы. | 8/77 | Урок изучения нового материала | Три этапа в развитии физики элементарных частиц | Знать этапы в развитии физики элементарных частиц. | | |
Элементарные частицы. | 9/78 | | | | | |
Решение задач по теме «Физика ядра» | 10/79 | Урок практикум | Ядерные реакции. | Уметь решать задачи | | |
Решение задач по теме «Физика ядра» | 11/80 | | | | | |
Контрольная работа №3 по теме «Световые кванты. Атомная физика. Физика ядра». | 12/81 | Урок контроля знаний | Световые кванты. Атомная физика. Физика ядра». | Уметь применять полученные знания в ходе решения задач. | | |
Значение физики для развития производительных сил общества 1 ч. | |
Физическая картина мира | 1/82 | Комбинированный урок | Физическая картина мира | Понимать физическую картину мира как составную часть естественной научной картины мира | | |
Строение и эволюция Вселенной. 10ч | |
Небесная сфера. Звездное небо. | 1/83 | Урок изучения нового материала | Элементы небесной сферы. Экваториальные координаты Созвездия | Знать элементы небесной сферы, уметь по звездной карте находить координаты звезд | | |
Законы Кеплера. | 2/84 | Комбинированный урок | Законы Кеплера. | Знать законы Кеплера | | |
Строение Солнечной системы. Астероиды, кометы, метеоры, метеориты | 3/85 | Комбинированный урок | Строение солнечной системы. | Знать строение Солнечной системы | | |
Система Земля- Луна. | 4/86 | Комбинированный урок | Система Земля- Луна | Знать физическую природу системы Земля- Луна | | |
Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение. | 5/87 | Комбинированный урок | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение. | Описывать Солнце как источник жизни на Земле | | |
Физическая природа звезд. | 6/88 | Комбинированный урок | Звезды, виды звезд, строение звезд, эволюция звезд | Применять знания законов физики для объяснения природы космических объектов | | |
Наша Галактика. | 7/89 | Урок изучения нового материала | Галактика. Строение Галактики. Диффузная материя. | Понимать , что галактика-это гигантская звездная система | | |
Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение | 8/90 | Урок изучения нового материала | Виды галактик. Закон Хаббла | Знать виды галактик | | |
Жизнь и разум во Вселенной. | 9/91 | Комбинированный урок | | | | |
Повторно- обобщающий. Урок по теме : Строение Вселенной | 10/92 | Урок закрепления знаний | | | | |
Повторение. 10ч | |
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение | 1/93 | Комбинированный урок | Траектория, материальная точка, пройденный путь, перемещение, система отсчета, скорость, ускорение, уравнения движения | Знать понятия перемещение, скорость, ускорение. Уметь решать основную задачу механики | | |
Законы Ньютона | 2/94 | Комбинированный урок | Явление инерции. Первый, второй, третий законы Ньютона, принцип относительности Галилея | Понимать смысл законов Ньютона, применять законы для решения задач | | |
Законы сохранения в механике | 3/95 | Комбинированный урок | Законы сохранения импульса и энергии, границы их применимости. | Знать законы сохранения импульса и энергии, границы их применимости. Уметь вычислять работу, мощность, импульс | | |
Основы МКТ. Газовые законы | 4/96 | Комбинированный урок | Уравнение состояния идеального газа, основное уравнение МКТ, связь энергии и температуры, газовые законы | Знать уравнение состояния идеального газа, основное уравнение МКТ, связь энергии и температуры, газовые законы | | |
Термодинамика | 5/97 | Комбинированный урок | Первое, второе начала термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей | Знать определение внутренней энергии, способы ее изменения. Уметь решать задачи по теме | | |
Электростатика | 6/98 | Комбинированный урок | Электрический заряд. Закон Кулона. Конденсаторы | Знать виды зарядов, закон кулона, электроемкость. Виды конденсаторов | | |
Законы постоянного тока | 7/99 | Комбинированный урок | Закон Ома. Соединения проводников | Знать закон Ома, соединения проводников. Уметь рассчитывать простейшие цепи | | |
Электромагнитные явления. Колебания и волны. | 8/100 | Комбинированный урок | Магнитное поле. Электромагнитное поле. | Знать понятия: поле, магнитная индукция. Знать закон ЭМИ, формулы силы Ампера, Лоренца. Уметь решать простейшие задачи по теме | |
Итоговая контрольная работа | 9\101 | Урок контроля знаний и умений | Курс физики 9-11 кл. | Уметь решать задачи | |
Итоговое обобщение | 10/102 | Комбинированный урок | Анализ контрольной работы | Уметь анализировать ошибки | |