СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 11 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 11 класса основного общего образования разработана на основе:

        • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

        • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г., № 1312);

        • Учебного плана МБОУ СОШ с. Чаадаевка среднего общего образования 2018-19 учебного года.


Данная программа рассчитана на изучение курса «Физика» в течение 68 часов в 11 классе (2 часа в неделю). Изучение курса физики в 11 классе осуществляется по учебнику «Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой.- 3-е изд.- М: Просвещение, 2016.» , который входит в состав УМК по физике для 10-11 классов, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации.

Изучение физики в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний

  • о методах научного познания природы;

  • о современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной;

  • знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, оптики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории, астрономии;

овладение умениями

  • проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

развитие в процессе:

  • решения физических задач,

  • самостоятельного приобретения новых знаний,

  • выполнения экспериментальных исследований,

  • подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание

  • убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач;

  • готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретенных знаний и умений для объяснения:

  • явлений природы,

  • свойств вещества,

  • принципов работы технических устройств,

  • решения физических задач,

  • самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности,

  • использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Данная программа рассчитана на изучение курса «Физика» в течение 68 часов в 11 классе (2 часа в неделю), среди которых 6 часов отводится на проведение контрольных работ и 8 часов на проведение лабораторных работ.


Требования к уровню подготовки обучающихся

(планируемые результаты)

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Приоритетами для школьного курса физики 11 класса являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды;

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


Содержание программы учебного курса

Электродинамика (14 часов)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Генератор переменного тока.

Лабораторные работы

    1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

    2. Изучение явления электромагнитной индукции.



Колебания и волны (16 часов)

Механические колебания. Математический маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Мощность в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации

Продольные, поперечные волны.

Пружинный маятник.

Нитяной (математический маятник).

Интерференция волн.

Дифракция волн.

Поляризация.

Радио А.С. Попова

Лабораторные работы

      1. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.


Оптика (17 часов)

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Свет – электромагнитная волна. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы

        1. Измерение показателя преломления стекла.

        2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

        3. Измерение длины световой волны.

        4. Оценка информационной емкости компакт-диска (CD).


Элементы теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.


Квантовая физика (19 часов)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова. Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры. Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

          1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.


Астрономия (1 час)

Итоговая контрольная работа (1 час)




Календарно-тематическое планирование по физике 11 КЛАСС

(68 часов, 2 часа в неделю).

урока

Наименование раздела, темы урока

1.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера.

2.

Сила Ампера. Решение задач.

3.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

4.

Сила Лоренца.

5.

Решение задач. Магнитные свойства вещества.

6.

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле». Решение задач.

7.

Явление электромагнитной индукции.

8.

Магнитный поток.

9.

Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.

10.

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

11.

Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции».

12.

Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

13.

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция».

14.

Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

15.

Свободные колебания. Пружинный маятник.

16.

Свободные колебания. Математический маятник.

17.

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

18.

Гармонические колебания. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

19.

Свободные электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

20.

Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона.

21.

Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока.

22.

Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

23.

Электромагнитные колебания. Решение задач.

24.

Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.

25.

Волновые явления. Характеристики волн. Звуковые волны.

26.

Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.

27.

Электромагнитное поле. Электромагнитная волна.

28.

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.

29.

Свойства электромагнитных волн. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

30.

Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания и волны».

31.

Введение в оптику. Скорость света. Основные законы геометрической оптики

32.

Основные законы геометрической оптики. Решение задач.

33.

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла».

34.

Линзы. Построение изображений в линзе.

35.

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

36.

Решение задач по теме «Линзы». Дисперсия света.

37.

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны».

38.

Интерференция волн.

39.

Дифракция механических и световых волн. Поляризация света

40.

Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт-диска (CD)».

41.

Контрольная работа №3 «Геометрическая оптика».

42.

Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории относительности.

43.

Элементы релятивистской динамики.

44.

Решение задач по теме «Элементы специальной теории относительности».

45.

Виды излучений. Источники света.

46.

Спектры и спектральный анализ. Шкала электромагнитных волн.

47.

Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

48.

Фотоэффект. Применение фотоэффекта.

49.

Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Химическое действие света.

50.

Решение задач по теме «Световые кванты. Фотоэффект».

51.

Контрольная работа №4 «Элементы СТО и квантовой физики».

52.

Строение атома. Опыты Резерфорда

53.

Квантовые постулаты Бора.

54.

Модель атома водорода по Бору. Лазеры.

55.

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

56.

Энергия связи атомных ядер.

57.

Решение задач по теме «Энергия связи».

58.

Радиоактивность.

59.

Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

60.

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».

61.

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Ядерные реакции.

62.

Деление ядер урана. Цепная реакция деления.

63.

Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

64.

Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

65.

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Атом и атомное ядро».

66.

Контрольная работа №5 «Атом и атомное ядро».

67.

Итоговая контрольная работа №6.

68.

Обзорный урок по разделу «Астрономия».



8