СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике на дому (1 час )

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Методист

Директор МБОУ ЛИЦЕЙ №16

Протокол №1

__________Голдырева Е.Н.

_____________ Макарова Н.М.

____________ Антонова М.В.

от « » августа 2018 г.

«___» ______________ 2018 г.

Приказ от №




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 16 ПРИ УлГТУ

ИМЕНИ ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА МЕДВЕДКОВА

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Рабочая программа


Наименование учебного предмета Физика

Класс 9 (обучение на дому)

Уровень Основное общее образование

Учитель Герасимова Г.Ф.

Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 34 ч в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе «Программа основного общего образования.Физика.7-9 классы», авторы А.В.Перышкин,

Н.В.Филонович,Е.М.Гутник

Учебно-методическое пособие Физика. 7-9 классы : рабочие программы /сост.Ф50 Е.Н.Тихонова.- 5-е изд., перераб.-М. :Дрофа,2015.-400с

Учебник: Физика, автор Перышкин А.В., М.: Дрофа,2017

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)




Рабочую программу составил учитель физики и математики __________________ Герасимова Г.Ф..




На все темы курса физики 9 класса увеличено количество часов. Это произошло потому, что увеличено количество часов на изучение предмета физики с 2-х часов в неделю до 3-х часов в неделю. Программа в соответствии с ФГОС была написана до принятия этого решения. Увеличение резерва связано с тем, что все выпускники основной школы будут сдавать экзамен по выбору в обязательном порядке. Добавленное время будет использоваться на подготовку учащихся к ОГЭ. Рабочая программа составлена для 1 часа в неделю(обучения на дому)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению; готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;

  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;

  • формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетент­ности);

  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Планируемые предметные результаты по темам курса


  1. Законы взаимодействия и движения тел (10 часов).

Кинематика

Учащиеся должны знать и понимать:

  • понятия: механическое движение, тело отсчета, система отс­чета, траектория, радиус-вектор, равномерное прямолинейное движе­ние, равноускоренное прямолинейное движение, равнозамедленное прямолинейное движение;

  • модели: материальная точка;

  • величины: перемещение, путь, скорость (средняя, мгновен­ная), ускорение (по плану);

  • 1) * физический смысл величин: путь, скорость, ускорение;

  • законы: равномерного прямолинейного движения, равноуско­ренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения;

  • принцип: относительности Галилея.

Учащиеся должны уметь:

  • по графику зависимости V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении;

  • строить график зависимости V(t) строить график зависимости а(t), x(t) для всех видов прямолинейного движения;

  • находить графически место и время встречи тел;

  • * находить аналитически место и время встречи тел;

  • приводить примеры относительности механического движения;

  • указывать границы и условия применения представления тела материальной точкой;

Динамика

Учащиеся должны знать и понимать:

  • понятия: инерциальная система отсчета; сила действия, сила противодействия, гравитация, замкнутая система;

  • * абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар, первая космическая скорость;

  • физические величины: масса, сила, импульс тела (по обоб­щенному плану);

  • * импульс силы;

  • сила трения, сила трения скольжения, сила тяжести, вес те­ла, реакция опоры;

  • 1) физический смысл величин: масса, импульс, сила;

  • принцип: инерция, суперпозиция сил;

  • законы: первый, второй, третий Ньютона, Всемирного тяготе­ния, сохранение импульса;

  • физическая постоянная — гравитационная постоянная;

  • 2) физический смысл законов: первый, второй, третий Ньютона, Всемирного тяготения, сохранение импульса, сохранения механической энергии.

Учащиеся должны понимать:

  • * суть принципа суперпозиции сил;

  • физический смысл гравитационной постоянной;

  • * физическую суть явления инерции.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон все­мирного тяготения;

  • использовать теоретические модели объяснять независимость ус­корения от массы тел при их свободном падении;

  • измерять: ускорение свободного падения;

  • приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сох­ранения импульса;

  • вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных, предс­тавленных таблицей, графиком или диаграммой;

указывать условия и границы применения закона сохранения импульса.

2.Механические колебания и волны. Звук. (6 часов).

Учащиеся должны знать и понимать:

  • понятия: периодическое движение, свободные колебания, за­тухающие колебания, вынужденные колебания, гармонические колеба­ния, механическая волна, звуковая волна, волновой процесс;

  • условия распространения механической волны;

  • физическую сущность продольных и поперечных волн;

  • механизм распространения звуковых волн;

  • характеристики звука: высота, тембр, громкость;

  • частотный диапазон инфразвуковых, звуковых и ультразвуко­вых волн;

  • физические величины, характеризующие колебания: период коле­баний, амплитуда, собственная частота, явление резонанса;

  • закон гармонических колебаний.

Учащиеся должны уметь:

  • используя теоретическую модель, объяснять затухание колеба­ний в нитяном и пружинном маятнике;

  • * вычислять период колебаний математического маятника, гру­за на пружине;

  • определять период, частоту, амплитуду по уравнению и гра­фику гармонических колебаний;

  • описывать преобразование энергии при свободных колебани­ях нитяного и пружинного маятника;

  • объяснять процесс возникновения и распространения продоль­ной волны в твердом теле и пазе;

  • объяснять процесс возникновения и распространения попереч­ной волны в твердом теле;

  • вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты;

  • вычислять расстояние, на которое распространяется звук, за определенное время;

  • описывать процесс возникновения и восприятия звуковых волн;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных, предс­тавленных таблицей или графиком.

3.Электромагнитное поле (12 часов).

Учащиеся должны знать и понимать:

  • факты, подтверждающие взаимодействия магнитов;

  • примеры опытов, подтверждающие взаимодействия магнитов;

понятия: силовые линии индукции м.п. однородное магнитное поле. пе­ременный ток; самоиндукция.

физические величины: вектор магнитной индукции, магнитный поток;

  • правило буравчика; правило левой руки; правило правой руки для соленоида.

Учащиеся должны уметь:

  • применять правило буравчика и правило правой руки для оп­ределения направления вектора магнитной индукции поля, созданного прямым током;

  • применять правило левой руки для определения направления действия силы Ампера.

  • Учащиеся должны знать и понимать:

- понятия: конденсатор, электромагнитная волна;

- величины: электроёмкость, длина волны;

- закон отражения и преломления света;

- явление дисперсии света;

- электромагнитную природу света.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять использование электромагнитных волн для передачи информации;

свойства электромагнитных волн;

- объяснять работу колебательного контура.

4Строение атома и атомного ядра .Использование энергии атомного ядра(4часа).

Учащиеся должны знать и понимать:

  • ядерные реакции, радиоактивный распад, цепную реакцию де­ления, термоядерную реакцию;

  • понятия: атомное ядро, энергия связи нуклонов в ядре, изото­пы; дефект масс;

  • энергия связи;

  • устройство и принцип действия ядерного реактора;

  • виды радиоактивных излучений: альфа-распад, бета-распад, гамма-излучения, явление радиоактивного распада;

  • закон радиоактивного распада;

  • какое тонизирующее излучение представляет естественный ра­диационный фон;

  • элементарные частицы, фундаментальные частицы.

Учащиеся должны уметь:

  • охарактеризовать протонно-нейтронную модель ядра;

  • объяснять возникновения электронного антинейтрона при бе­та-распаде;

  • использовать изученный теоретический материал для объясне­ния и определения энергии при реакции распада и синтеза ядер;

  • объяснять принцип действия ядерного реактора;

  • охарактеризовать основные меры безопасности, необходимые при работе АЭС;

  • составлять уравнения ядерных реакций;

  • решать задачи на определение энергии связи ядра;

  • рассчитывать энергетический выход ядерной реакции.

  • делать анализ оценки безопасности радиационного фона.

5.Строение и эволюция Вселенной (2 часа).

Учащиеся должны знать и понимать:

- строение и масштаб Вселенной;

- планеты группы Земля, планеты- гиганты;

- система Земля-Луна;

- строение и масштаб Солнечной системы.


Содержание учебного предмета


  1. Законы взаимодействия и движение тел (10 часов).

СУМ: Понятия: механическое движение; материальная точка; тело отсчета; путь; траектория; перемещение движущегося тела (нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения)

Понятие равномерного прямолинейного движения. Закон равномерного прямолинейного движения. Графическое представление равномерного прямолинейного движе­ния. (Определение вектора скорости, формулы для нахождения проек­ции и модуля вектора перемещения, равенство модуля вектора пере­мещения, пути и площади под графиком скорости).

Относительность перемещения. Геоцентрическая и геолио­центрическая системы.

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение, за­кон равноускоренного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Ре­шение задач. Ускорение свободного падения тел в воздухе и разрежен­ном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противо­положном направлении векторов начальной скорости и ускорение сво­бодного падения. Зависимость ускорения свободного паде­ния от широты места и высоты над Землей.

Условия криволинейного движения. Направление скорости тела при его центростремительном ускорении по окружности. Цент­ростремительная сила. Угловая скорость.


К.Р. №1 «Кинематика».

Учащиеся должны знать и понимать:

  • понятия: механическое движение, тело отсчета, система отс­чета, траектория, радиус-вектор, равномерное прямолинейное движе­ние, равноускоренное прямолинейное движение, равнозамедленное прямолинейное движение;

  • модели: материальная точка;

  • величины: перемещение, путь, скорость (средняя, мгновен­ная), ускорение (по плану);

  • 1) * физический смысл величин: путь, скорость, ускорение;

  • законы: равномерного прямолинейного движения, равноуско­ренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения;

  • принцип: относительности Галилея.

Учащиеся должны уметь:

  • по графику зависимости V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении;

  • строить график зависимости V(t) строить график зависимости а(t), x(t) для всех видов прямолинейного движения;

  • находить графически место и время встречи тел;

  • * находить аналитически место и время встречи тел;

  • приводить примеры относительности механического движения;

  • указывать границы и условия применения представления тела материальной точкой;


СУМ Закон инерции. Первый, второй и третий законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Траектория тел, движущихся с малой скоростью. Закон Всемирного тяготения. ( Искусственные спутники Земли.) ( Первая космическая скорость.). Невесомость. Перегрузки.

Импульс тела. Формула импульса тела. Единица импульса. Замкнутые системы. Закон сохранения импульса. Реактивное движе­ние.

Работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии).

К.Р. №2 «Динамика».


Учащиеся должны знать и понимать:

  • понятия: инерциальная система отсчета; сила действия, сила противодействия, гравитация, замкнутая система;

  • * абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар, первая космическая скорость;

  • физические величины: масса, сила, импульс тела (по обоб­щенному плану);

  • * импульс силы;

  • сила трения, сила трения скольжения, сила тяжести, вес те­ла, реакция опоры;

  • 1) физический смысл величин: масса, импульс, сила;

  • принцип: инерция, суперпозиция сил;

  • законы: первый, второй, третий Ньютона, Всемирного тяготе­ния, сохранение импульса;

  • физическая постоянная — гравитационная постоянная;

  • 2) физический смысл законов: первый, второй, третий Ньютона, Всемирного тяготения, сохранение импульса, сохранения механической энергии.

Учащиеся должны понимать:

  • * суть принципа суперпозиции сил;

  • физический смысл гравитационной постоянной;

  • * физическую суть явления инерции.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон все­мирного тяготения;

  • использовать теоретические модели объяснять независимость ус­корения от массы тел при их свободном падении;

  • измерять: ускорение свободного падения;

  • приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сох­ранения импульса;

  • вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных, предс­тавленных таблицей, графиком или диаграммой;

указывать условия и границы применения закона сохранения импульса.


  1. Механические колебания и волны. Звук. (6 часов).


СУМ: Общие черты разнообразных колебаний. Понятие колеба­тельного движения. Колебательные системы. Маятники. Амплитуда колебаний, период, частота, собственная частота колебательной системы, (гармонические колебания).Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Понятие вынужденных колебаний, явление резонанса. (Фаза колебаний).

Механизм распространения механических колебаний. Попе­речные и продольные волны. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний, связь между этими величинами. Механизм распространения звука. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. (Интерференция звука)

К.Р. № 3 «Механические колебания и волны».



Учащиеся должны знать и понимать:

  • понятия: периодическое движение, свободные колебания, за­тухающие колебания, вынужденные колебания, гармонические колеба­ния, механическая волна, звуковая волна, волновой процесс;

  • условия распространения механической волны;

  • физическую сущность продольных и поперечных волн;

  • механизм распространения звуковых волн;

  • характеристики звука: высота, тембр, громкость;

  • частотный диапазон инфразвуковых, звуковых и ультразвуко­вых волн;

  • физические величины, характеризующие колебания: период коле­баний, амплитуда, собственная частота, явление резонанса;

  • закон гармонических колебаний.

Учащиеся должны уметь:

  • используя теоретическую модель, объяснять затухание колеба­ний в нитяном и пружинном маятнике;

  • * вычислять период колебаний математического маятника, гру­за на пружине;

  • определять период, частоту, амплитуду по уравнению и гра­фику гармонических колебаний;

  • описывать преобразование энергии при свободных колебани­ях нитяного и пружинного маятника;

  • объяснять процесс возникновения и распространения продоль­ной волны в твердом теле и пазе;

  • объяснять процесс возникновения и распространения попереч­ной волны в твердом теле;

  • вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты;

  • вычислять расстояние, на которое распространяется звук, за определенное время;

  • описывать процесс возникновения и восприятия звуковых волн;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных, предс­тавленных таблицей или графиком.


3.Электромагнитное поле (12часов).

.

СУМ: Магнитное поле тока. Магнитное поле. Постоянные магни­ты. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле соленоида. Правило левой руки. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Связь направлений линий м.п. тока с направлением тока в проводнике. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.


Магнитный поток. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Причины возникновения индукционного тока. Самоиндукция. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зави­симости. i(t). Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны. Физические величины электромагнитных волн: скорость; дли­на волны, причины возникновения волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Радиопередача и радиоприём и телевидение.. Обнаружение электромагнит­ных волн

Школа электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.. Интерференция света. Преломление света. Показатель преломления.. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. (Интерференция света. Спектральный анализ. Спектроскоп.).


Учащиеся должны знать и понимать:

  • факты, подтверждающие взаимодействия магнитов;

  • примеры опытов, подтверждающие взаимодействия магнитов;

понятия: силовые линии индукции м.п. однородное магнитное поле. пе­ременный ток; самоиндукция.

физические величины: вектор магнитной индукции, магнитный поток;

  • правило буравчика; правило левой руки; правило правой руки для соленоида.

Учащиеся должны уметь:

  • применять правило буравчика и правило правой руки для оп­ределения направления вектора магнитной индукции поля, созданного прямым током;

  • применять правило левой руки для определения направления действия силы Ампера.


СУМ: Электромагнитные волны. Физические величины электромагнитных волн: скорость; дли­на волны, причины возникновения волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Радиопередача и радиоприём и телевидение.. Обнаружение электромагнит­ных волн

Школа электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.. Интерференция света. Преломление света. Показатель преломления.. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. (Интерференция света. Спектральный анализ. Спектроскоп.).

К.Р.№ 4 « Электромагнитное поле».

Учащиеся должны знать и понимать:

- понятия: конденсатор, электромагнитная волна;

- величины: электроёмкость, длина волны;

- закон отражения и преломления света;

- явление дисперсии света;

- электромагнитную природу света.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять использование электромагнитных волн для передачи информации;

свойства электромагнитных волн;

- объяснять работу колебательного контура.


4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомного ядра (4 часа).


СУМ: Состав атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра. Размеры ядра. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-частицы. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях, экспериментальные методы исследования частиц. Деф­ект масс. Правила смещения при альфа- и бетта- распадах. Законы сохранения массового и зарядового чисел при радиоактивных превращениях. Физический смысл зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Ядерные силы. Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Модель процесса деления ядер урана. Цепная реакция де­ления ядер урана. Критическая масса. Ядерный реактор — АЭС. Био­логические действия радиации. Термоядерные реакции.

».

Учащиеся должны знать и понимать:

  • ядерные реакции, радиоактивный распад, цепную реакцию де­ления, термоядерную реакцию;

  • понятия: атомное ядро, энергия связи нуклонов в ядре, изото­пы; дефект масс;

  • энергия связи;

  • устройство и принцип действия ядерного реактора;

  • виды радиоактивных излучений: альфа-распад, бета-распад, гамма-излучения, явление радиоактивного распада;

  • закон радиоактивного распада;

  • какое тонизирующее излучение представляет естественный ра­диационный фон;

  • элементарные частицы, фундаментальные частицы.

Учащиеся должны уметь:

  • охарактеризовать протонно-нейтронную модель ядра;

  • объяснять возникновения электронного антинейтрона при бе­та-распаде;

  • использовать изученный теоретический материал для объясне­ния и определения энергии при реакции распада и синтеза ядер;

  • объяснять принцип действия ядерного реактора;

  • охарактеризовать основные меры безопасности, необходимые при работе АЭС;

  • составлять уравнения ядерных реакций;

  • решать задачи на определение энергии связи ядра;

  • рассчитывать энергетический выход ядерной реакции.

  • делать анализ оценки безопасности радиационного фона

.

5.Строение и эволюция Вселенной (2 часа).

СУМ: Состав, строение и происхождение Солнечной системы Планеты и малые тела Солнечной системы Система Земля-Луна. Физическая природа планеты Земля и её спутника Луны

Строение, изучение Солнца и звезд. Эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной

Учащиеся должны знать и понимать:

- строение и масштаб Вселенной;

- планеты группы Земля, планеты- гиганты;

- система Земля-Луна;

- строение и масштаб Солнечной системы.




















Календарно - тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты УУД



Дата




Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

1/1

Законы взаимодействия и движения тел.

(10 часов)

Характеристики механического движения. Определение координаты движущегося тела

1

у учащихся могут быть сформированы:

ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система счета. Вектор перемещения. Различие между величинами путь и перемещение.



2/2

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

у учащихся могут быть сформированы:

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

использовать общие приёмы решения задач;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

Определение вектора скорости, формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения, равенство модуля вектора перемещения и площади под графиком скорости, график проекции скорости. Решение задач аналитических координатным методом и графических.



3\3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

у учащихся могут быть сформированы:

формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;


составлять план и последовательность действий;

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции.



4\4

Контрольная работа №1 «Кинематика»

1

у учащихся могут быть сформированы

креативность мышления, активности при решении задач. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

Решение аналитических задач на выведенные формулы: на совместное движение тел, на чтение графиков, расчетные задачи. Решение аналитических задач на соотношение нечетных чисел.



5\5

Законы Ньютона.

Закон Всемирного тяготения

1


у учащихся будут сформированы

формирование способности к вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

у учащихся могут быть сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

использовать общие приёмы решения задач;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач

использовать общие приёмы решения задач;

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Второй закон Ньютона по плану изучения закона. Единицы силы. Масса - мера инертности. Решение аналитических задач на второй закон Ньютона при действии одной силы или равнодействующей сил.

Третий закон Ньютона по плану изучения закона. Решение аналитических и качественных задач на третий закон Ньютона.





6\6

Свободное падение тел.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

у учащихся могут быть сформированы

ответственное отношение к учению; готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

презентовать полученную информацию

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Решение задач на падение тел. Изменение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Решение задач на бросание вертикально вверх тел.



7\7

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

у учащихся будут сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; ответственное отношение к учению; готовность и спо­собность к обучению и познанию;

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме использовать общие приёмы решения задач;

Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при криволинейном движении, при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила. Решение задач.



8\8

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

у учащихся могут быть сформированы

коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, деятельности;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Импульс тела по плану изучения величины, причины введения её в науку. Замкнутые системы. Вывод закона сохранения импульса.



9/9

Решение задач


у учащихся могут быть сформированы

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. креативность мышления, находчивости, активности при решении задач.


самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Решение аналитических задач на закон всемирного тяготения и расчет ускорения свободного падения. Законы Ньютона. Решение аналитических задач на законы Ньютона при действии на тело нескольких сил. Решение аналитических задач на движение тел в поле тяжести Земли.



10\10

Контрольная работа №2 «Динамика»

1

у учащихся могут быть сформированы

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. креативность мышления, находчивости, активности при решении задач.


самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Решение аналитических задач на закон всемирного тяготения и расчет ускорения свободного падения. Законы Ньютона. Решение аналитических задач на законы Ньютона при действии на тело нескольких сил. Решение аналитических задач на движение тел в поле тяжести Земли.



11/1

Механические колебания и волны. Звук. (6 часов) Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение.

1

у учащихся могут быть сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;


Решение аналитических задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Определение свободных колебаний, маятника Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити



12/2

Превращение энергии при колебательном движении

1

у учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

составлять план и последовательность действий;

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

Динамика колебаний пружинного маятника. Превращение энергии при колебательном движении. Решение аналитических задач на закон сохранения энергии при колебательном движении.



13\3

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

11

у учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

Превращение энергии при затухающем колебательном движении во внутреннюю энергию. Затухающие колебания и их график. Вынуждающая сила. Частота вынужденных колебаний. Резонанс.



14\4

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

1

у учащихся могут быть сформированы

коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, деятельности;

у учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками

составлять план и последовательность действий;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;





Механизм распространения упругих колебаний Поперечные и продольные упругие волны в различных средах.

Характеристики волн: длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. Решение задач на волновое движение.


15/5

Звуковые колебания. Скорость звука.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

1

у учащихся могут быть сформированы

формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;

у учащихся могут быть сформированы

умение контролировать результат учебной деятельности; формирование способности к вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

составлять план и последовательность действий;


Источники звука - тела, колеблющиеся с частотой 20Гц - 20 кГц. Решение аналитических задач на распространение волн и звука.

Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука от амплитуды колебаний.


16/6

Контрольная работа № 3 «Колебания и волны»

1

у учащихся могут быть сформированы

формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Решение аналитических задач на закон сохранения энергии при колебательном движении. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Решение аналитических задач на распространение волн и звука.



17/1

Электромагнитное поле

(12 часов)

Магнитное поле . Магнитное поле катушки с током.

1

у учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Опыт Эрстеда. Линии магнитного поля. Неоднородное и однородное магнитное поле. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Существование магнитного поля вокруг катушки. Зависимость магнитного поля катушки от числа витков, сердечника и силы тока в ней.. Правило правой руки.



18/2

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

у учащихся могут быть сформированы

формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений; умение

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи

Действие магнитного поля на электрический ток и движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки



19/3

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

1

у учащихся могут быть сформированы

, решений, рассуж­дений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

составлять план и последовательность действий;

использовать общие приёмы решения задач;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Индукция магнитного поля электрического поля, по плану изучения физической величины. Магнитный поток по плану изучения физической величины. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Качественная характеристика закона электромагнитной индукции



20/4

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

у учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач,

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Правило Ленца. Решение задач на явление электромагнитной индукции и определение направления индукционного тока.



21/5

Явление самоиндукции.

Конденсатор.

Генератор переменного тока. Переменный ток

1

У учащихся могут быть сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

Явление индукции в применении к самому проводнику. Явление самоиндукции. Наблюдение явления самоиндукции. Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия генератора переменного тока. График зависимости тока от времени. Преобразование энергии в электрогенераторах. Устройство и принцип действия трансформатора. Передача электроэнергии на расстояние. Устройство и принцип действия трансформатора. Передача электроэнергии на расстояние.



22/6

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны . Колебательный контур.

1

сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

Выводы Максвелла. Электромагнитное поле и его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Скорость электромагнитных волн. Опыт Герца. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Частота и период собственных гармонических колебаний. Формула Томпсона. Энергообмен между электрическим и магнитным полями. В колебательном контуре.



23/7

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

у учащихся могут быть сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;


Принципы радиосвязи. Виды радиосвязи: радиотелеграфная, радиотелефонная и радиовещание, телевидение, радиолокация. Радиопередача. Решение задач на правило буравчика, правой и левой руки. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Решение задач на распространение электромагнитных волн



24/8


Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления света.

1

у учащихся могут быть сформированы

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.


использовать общие приёмы решения задач;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;


Развитие взглядов на природу света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения - фотоны или кванты. Решение задач на преломление света.



25/9

Дисперсия света. Цвета тел.

1

У учащихся могут быть сформированы

ответственное отношение к учению; готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Явление дисперсии. Объяснение различных цветов окружающих тел.



26/10

Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Происхождение линейчатых спектров.


У учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Поглощение и испускание света атомами. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Происхождение линейчатых спектров



27/11

Решение задач


у учащихся могут быть сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Решение аналитических задач. на правило буравчика, правой и левой руки. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Решение задач на распространение электромагнитных волн



28/12

К.Р.№ 4 « Электромагнитное

поле».

1

у учащихся могут быть сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Решение аналитических задач. на правило буравчика, правой и левой руки. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Решение задач на распространение электромагнитных волн



29/1


Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер

(4 часа) Радиоактивность Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

У учащихся могут быть сформированы

ответственное отношение к учению; готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать результат учебной деятельности;

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Открытие радиоактивности. Альфа -, бета -, гамма - частицы. Модель атома Томсона, Опыт Резерфорда по рассеянию альфа - частиц. Планетарная модель атома. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число Правила смещения при альфа- и бетта- распадах. Законы сохранения массового и зарядового чисел при радиоактивных превращениях. Физический смысл зарядового и массового чисел при ядерных реакциях



30/2

Изотопы. Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. Цепная реакция.

1

у учащихся могут быть сформированы

коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Открытие протона. Его свойства. Открытие нейтрона. Его свойства. Написания ядерных реакций радиоактивного распада Различия в изотопах одного и того же элемента. Ядерные силы. Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение и поглощение энергии при ядерных реакциях. Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция и условия её протекания. Критическая масса. Написание реакций радиоактивных серий.



31/3

Период полураспада. Закон радиоактивного распада

1

у учащихся могут быть сформированы

формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;

видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Решение аналитических задач на закон радиоактивного распада и написания искусственных ядерных реакций. Поглощенная доза излучения.



32/4

Ядерный реактор. Атомная энергетика




Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. Ядерный реактор. Атомная энергетика



33\1

Строение и эволюция Вселенной (2 часа).

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

Планеты и малые тела Солнечной системы. Система Земля-Луна.


1

1

у учащихся могут быть сформированы

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач

У учащихся могут быть сформированы

основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; формирование способности к эмоциональному вос­приятию задач,

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения .

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

использовать общие приёмы решения задач;


Геоцентрическая т гелиоцентрическая системы мира. Размеры планет. Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны.

Планеты земной группы. Планеты- гиганты. Малые тела Солнечной системы Орбитальные параметры планет Земной группы.










34/2



Строение, изучение Солнца и звезд. Эволюция Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной

1

у учащихся могут быть сформированы

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач

У учащихся могут быть сформированы

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения .

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

Луна – естественный спутник Земли. Приливы. Фазы Луны. Система Земля-Луна. Физическая природа планеты Земля и её спутника Луны

Развитие представлений о системе мира. Методы астрофизических исследований Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел. Термоядерные реакции в недрах звезд. Диаграмма Герцшпрунга - Рассела.