Кузьминская СОШ, филиал МБОУ Таловской СОШ
Змеиногорского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель МО учителей естественно-научного цикла ________________________ Протокол № _______ от «______» __________2019 г. | «Принято» Педагогическим советом Протокол № ____ от « ______» __________2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ Таловская СОШ _______ Губеладзе Г. В., Приказ № ______ от «______» ___________2019 г. |
Рабочая учебная программа
основного общего образования
на 2019-2020 учебный год
по предметной области «Естественнонаучные предметы»
учебного предмета
«Физика»
класс: 7-9
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутника.
Физика. 7-9 классы: рабочие программы общеобразовательной школы / 5-е изд.- М.: Дрофа, 2013
Срок реализации программы – 3 года
Составитель:
Суворова А. А.
учитель физики
I квалификационной категории
с. Кузьминка, 2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана на основе
приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897»
примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
учебного плана Кузьминской СОШ;
Физика. 7-9 классы: рабочие программы общеобразовательной школы / 5-е изд.- М.: Дрофа, 2013
Физика. 9 класс. Методическое пособие/Е. М. Гутник, О. А. Черникова - М.: Дрофа, 2016
Рабочая программа реализуется через УМК:
Программа:
Физика. 7-9 классы: рабочие программы общеобразовательной школы / 5-е изд.- М.: Дрофа, 2013
Учебники:
А.В.Перышкин. Физика.7 класс/15-е изд.-М.: Дрофа, 2011
А.В.Перышкин. Физика.8 класс/15-е изд.-М.: Дрофа, 2011
А.В.Перышкин. Физика.9 класс/15-е изд.-М.: Дрофа, 2011
Рабочие тетради:
Т.А.Ханнова Физика. Рабочая тетрадь (к учебнику А.В.Перышкин «Физика. 7 класс») /- М.: Дрофа, 2014
Т.А.Ханнова Физика. Рабочая тетрадь (к учебнику А.В.Перышкин «Физика. 8 класс») /- М.: Дрофа, 2015
Пособия:
Физика. 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2015
Физика. 8 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2015
Физика. 9 класс. Методическое пособие/Е. М. Гутник, О. А. Черникова - М.: Дрофа, 2016
Обоснование выбора: УМК входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019/2020 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253) и реализуется с 7 класса основного общего образования.
Цель изучения курса физики– формирование у учащихся представлений о физической картине мира, понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Примерный учебный план основного общего образования отводит для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на этапе основного общего образования 245 учебных часов в неделю. В том числе в VII классе выделяется 2 учебных часа в неделю, в VIII классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Учебным планом Кузьминской СОШ на 2019/2020 учебный год предусмотрено изучение учебного предмета «Физика» в VII классе в объеме 70 часов (2 учебных часа в неделю, 35 учебных недель), в VIII классе в объеме 70 часов (2 учебных часа в неделю, 35 учебных недель), в IX классе — 102 часа (3 учебных часа в неделю, 34 недели).
Авторская программа предусматривает на реализацию программы учебного предмета «Физика» в VII классе 70 часов (2 учебных часа в неделю), в VIII классе 70 часов (2 учебных часа в неделю), в IX классе 105 часов (3 учебных часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Физика» рассчитана на 35 учебных недель в VII классе — 2 учебных часа в неделю, общее количество часов — 70 часов, для VIII класса — 2 учебных часа в неделю, общее количество часов — 70, для IX класса — 3 учебных часа в неделю, общее количество часов — 102, т.к. в 9 классе количество учебных недель – 34.
Общая характеристика организации учебного процесса
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы обучения: словесные словесный, наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский практические.
Технологии обучения: информационно-компьютерная, учебная дискуссия, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая, проблемная технологии.
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: индивидуальные, коллективные.
Формы и методы работы с детьми, испытывающие трудности в изучении предмета:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский практические, репродуктивный.
Технологии обучения: - дифференцированное обучение, элементы личностно-ориентированного обучения.
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
-карточки для индивидуальной работы;
-задания с выбором ответа;
-карточки – тренажеры;
-“карточки-информаторы”;
-“карточки-с образцами решения”;
-“карточки-конспекты”.
Сведения об используемых формах оценивания по предмету, в том числе о контрольных, практических, лабораторных работах:
сообщения, доклады, рефераты;
исследовательские работы;
лабораторные работы;
контрольные работы;
развернутый ответ на вопрос;
создание плана отдельной главы;
тестирование
Рабочей программой предусмотрены контрольные, лабораторные уроки:
Класс | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
VII класс | 3 | 11 |
VIII класс | 5 | 11 |
IX класс | 6 | 9 |
Оценивание образовательных результатов обучающихся регламентируется Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс Кузьминской СОШ.
Средства контроля образовательных результатов предусмотрены методическим пособием
А. Е. Марон. Физика. Дидактические материалы. 7 класс: учебно-методическое пособие/4-е изд. –М.: Дрофа, 2015
А. Е. Марон. Физика. Дидактические материалы. 8 класс: учебно-методическое пособие/4-е изд. –М.: Дрофа, 2016
Н. К. Ханнов Физика. Тесты. 7 класс/-2-е изд., .- М.: Дрофа, 2009
Е. А. Марон. Дидактические материалы. Физика 9 класс/ М.: Дрофа, 2006
Физика. 9 класс. Методическое пособие/Е. М. Гутник, О. А. Черникова - М.: Дрофа, 2016
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
Содержание рабочей программы включает все темы, предусмотренные примерной программой основного общего образования по физике и авторской программой учебного предмета. Изменений в целях и задачах изучения учебного предмета, а также в общей логике изучения учебного материала по отношению к авторской программе нет.
Авторская программа предусматривает на реализацию программы учебного предмета «Физика» в 9 классе 105 ч (из расчета 3 учебных часа в неделю, 35 недель).
Рабочая программа учебного предмета «Физика» в 9 классе рассчитана на 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недели). Уменьшено на 3 часа количество часов, отведенное авторской программой на повторение.
2. Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета «Физика» в индикаторах их достижения
Личностные:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
3. Содержание тем учебного предмета
7 класс
| Разделы учебного предмета | Количество часов |
1. | Введение | 4 |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
3. | Взаимодействие тел | 23 |
4. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 21 |
5. | Работа и мощность. Энергия. | 13 |
6. | Повторение. | 3 |
| ИТОГО: | 70 часов |
8 класс
| Разделы учебного предмета | Количество часов |
1. | Тепловые явления | 23 |
2. | Электрические явления | 29 |
3. | Электромагнитные явления | 5 |
4. | Световые явления | 12 |
5. | Повторение | 1 |
| ИТОГО: | 70 часов |
9 класс:
| Разделы учебного предмета | Количество часов |
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 34 |
2. | Механические колебания и волны. Звук | 15 |
3. | Электромагнитное поле | 25 |
4. | Строение атома и атомного ядра | 20 |
5. | Строение и эволюция вселенной | 5 |
6. | Повторение | 3 |
| ИТОГО: | 102 часа |
4. Тематический поурочный план
7 класс:
№ урока | Наименование раздела и тем уроков | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
| Тема 1. ВВЕДЕНИЕ (4 ч) | | | |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | 1 | | |
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины, измерение физических величин. | 1 | | |
3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | 1 | | |
4 | Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | | |
| Тема 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч) | | | |
5 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | 1 | | |
6 | Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» | 1 | | |
7 | Движение молекул. | 1 | | |
8 | Взаимодействие молекул. | 1 | | |
9 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. | 1 | | |
10 | Зачёт по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 | | |
| Тема 3: Взаимодействие тел (23 ч) | | | |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. | 1 | | |
12 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | | |
13 | Расчет пути и времени движения. | 1 | | |
14 | Инерция. | 1 | | |
15 | Взаимодействие тел. | 1 | | |
16 | Масса тел. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | | |
17 | Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах". | 1 | | |
18 | Плотность вещества. | 1 | | |
19 | Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела" Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела" | 1 | | |
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | | |
21 | Решение задач по темам «Механическое движение. Масса. Плотность вещества» | 1 | | |
22 | Контрольная работа по темам «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | | |
23 | Сила. | 1 | | |
24 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | | |
25 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | | |
26 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | | |
27 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Измерение сил с помощью динамометра" | 1 | | |
28 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | | |
29 | Сила трения. Трение покоя. | 1 | | |
30 | Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра» | 1 | | |
31 | Решение задач по темам «Силы. Равнодействующая сил» | 1 | | |
32 | Контрольная работа по темам «Вес тела. Графическое изображение сил. Силы. Равнодействующая сил» | 1 | | |
33 | Зачёт по теме «Взаимодействия тел» | 1 | | |
| Тема 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч) | | | |
34 | Давление. Единицы давления. | 1 | | |
35 | Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 | | |
36 | Давление газа. | 1 | | |
37 | Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. | 1 | | |
38 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | | |
39 | Решение задач по теме «Давление. Закон Паскаля» | 1 | | |
40 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | | |
41 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | | |
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торичелли. | 1 | | |
43 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | | |
44 | Манометры. | 1 | | |
45 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 | | |
46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | | |
47 | Закон Архимеда. | 1 | | |
48 | Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | 1 | | |
49 | Плавание тел. | 1 | | |
50 | Решение задач на определение архимедовой силы и на условие плавания тел | 1 | | |
51 | Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости" | 1 | | |
52 | Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. | 1 | | |
53 | Решение задач по темам «Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание» | 1 | | |
54 | Зачёт по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов". | 1 | | |
| Тема 5: Работа и мощность. Энергия (16 часов) | | | |
55 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | | |
56 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | | |
57 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | | |
58 | Момент силы. | 1 | | |
59 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 "Выяснение условий равновесия рычага" | 1 | | |
60 | Блоки. "Золотое правило механики". | 1 | | |
61 | Решение задач по теме «Условие равновесия рычага» | 1 | | |
62 | Центр тяжести. | 1 | | |
63 | Условия равновесия тел. | 1 | | |
64 | Коэффициент полезного действия механизма. (Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"). | 1 | | |
65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | 1 | | |
66 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | | |
67 | Зачёт по теме «Работа и мощность. Энергия» | 1 | | |
68 | Повторение пройденного материала | 1 | | |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
70 | Обобщение материала | 1 | | |
8 класс
№ урока | Наименование раздела и тем уроков | Кол-во час. | Дата по плану | Дата факт. |
| Тепловые явления (23 ч) | 1 | | |
1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | 1 | | |
2 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | | |
3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 | | |
4 | Конвекция. Излучение. | 1 | | |
5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 | | |
6 | Удельная теплоемкость . | 1 | | |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | | |
8 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | | |
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | | |
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | | |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | 1 | | |
13 | Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. | 1 | | |
14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 | | |
15 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа « Нагревание и плавление тел». | 1 | | |
16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. | 1 | | |
17 | Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | | |
18 | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). | 1 | | |
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха». | 1 | | |
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | | |
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | | |
22 | Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества». | 1 | | |
23 | Зачёт по теме: «Тепловые явления». | 1 | | |
| Электрические явления (29 ч) | | | |
24 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | | |
25 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | | |
26 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | 1 | | |
27 | Объяснение электрических явлений. | 1 | | |
28 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | 1 | | |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | | |
30 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | | |
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | | |
32 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | | |
33 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | | |
34 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 | | |
35 | Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения . | 1 | | |
36 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | | |
37 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | |
38 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | | |
39 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения . | 1 | | |
40 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | | |
41 | Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | | |
42 | Последовательное соединение проводников. | 1 | | |
43 | Параллельное соединение проводников. | 1 | | |
44 | Решение задач по теме Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи. | 1 | | |
45 | Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников». | 1 | | |
46 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | | |
47 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | | |
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. | 1 | | |
49 | Конденсатор. | 1 | | |
50 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители. | 1 | | |
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля - Ленца. Конденсатор». | 1 | | |
52 | Зачёт по теме «Электрические явления». | 1 | | |
| Электромагнитные явления (5 ч) | | | |
53 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | | |
54 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия. | 1 | | |
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | | |
56 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | 1 | | |
57 | Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления». | 1 | | |
| Световые явления (13 ч) | | | |
58 | Источники света. Распространение света. | 1 | | |
59 | Видимое движение светил. | 1 | | |
60 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | | |
61 | Плоское зеркало. | 1 | | |
62 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | | |
63 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | | |
64 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | | |
65 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы». | 1 | | |
66 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз. | 1 | | |
67 | Глаз и зрение. | 1 | | |
68 | Контрольная работа по теме «Световые явления» | 1 | | |
69 | Зачёт по теме «Световые явления». | 1 | | |
70 | Повторение пройденного материала. | 1 | | |
9 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем уроков | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (34 часа) | | |
1 | Материальная точка. Система отсчета. | 1 | | |
2 | Перемещение. | 1 | | |
3 | Определение координаты движущегося тела. | 1 | | |
4 | Скорость прямолинейного равномерного движения. | 1 | | |
5 | Перемещение при прямолинейном и равномерном движении. | 1 | | |
6 | Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении. | 1 | | |
7 | Средняя скорость. | 1 | | |
8 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | | |
9 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | | |
10 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | | |
11 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | | |
12 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 | | |
13 | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | | |
14 | Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | | |
15 | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | | |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение». | 1 | | |
17 | Относительность движения. | 1 | | |
18 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | | |
19 | Второй закон Ньютона. | | | |
20 | Третий закон Ньютона. | 1 | | |
21 | Свободное падение тел. | 1 | | |
22 | Движение тела брошенного вертикально вверх. Невесомость. | | | |
23 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления». | 1 | | |
24 | Закон всемирного тяготения. | 1 | | |
25 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | | |
26 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | | |
27 | Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | | |
28 | Искусственные спутники Земли. | | | |
29 | Импульс тела. | 1 | | |
30 | Закон сохранения импульса. | | | |
31 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | | |
32 | Решение задач на реактивное движение, на закон сохранения импульса. | 1 | | |
33 | Вывод закона сохранения механической энергии. | 1 | | |
34 | Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике». | 1 | | |
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук (15 часов) | | |
35 | Колебательное движение. | 1 | | |
36 | Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | | |
37 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | | |
38 | Гармонические колебания. | | | |
39 | Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити». | 1 | | |
40 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | | |
41 | Резонанс. | 1 | | |
42 | Распространение колебаний в среде. Волны. | 1 | | |
43 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | | |
44 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | | |
45 | Высота, тембр и громкость звука. | 1 | | |
46 | Распространение звука. Звуковые волны. | 1 | | |
47 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 | | |
48 | Решение задач на механические колебания и волны. | 1 | | |
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | | |
Раздел 3. Электромагнитное поле (25 часов) | | |
50 | Магнитное поле и его графическое изображение. | 1 | | |
51 | Однородное и неоднородное магнитное поле. | | | |
52 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | | |
53 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | | |
54 | Индукция магнитного поля. | 1 | | |
55 | Магнитный поток. | 1 | | |
56 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | | |
57 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | | |
58 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 | | |
59 | Явление самоиндукции. | 1 | | |
60 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 | | |
61 | Электромагнитное поле. | 1 | | |
62 | Электромагнитные волны. | 1 | | |
63 | Конденсатор. | 1 | | |
64 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 | | |
65 | Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | | |
66 | Электромагнитная природа света. | 1 | | |
67 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | 1 | | |
68 | Дисперсия света. Цвета тел. | 1 | | |
69 | Спектроскоп и спектрограф. | 1 | | |
70 | Типы оптических спектров. | 1 | | |
71 | Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания». | 1 | | |
72 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | | |
73 | Решения задач на электромагнитные колебания и волны. | 1 | | |
74 | Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитное поле». | 1 | | |
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра (20 часов) | | |
75 | Радиоактивность. | 1 | | |
76 | Модели атомов. | 1 | | |
77 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | | |
78 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | | |
79 | Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | 1 | | |
80 | Открытие протона и нейтрона. | 1 | | |
81 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | | |
82 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | | |
83 | Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер. | 1 | | |
84 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | | |
85 | Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». | 1 | | |
86 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | 1 | | |
87 | Атомная энергетика. | 1 | | |
88 | Биологическое действие радиации. | 1 | | |
89 | Закон радиоактивного распада. | 1 | | |
90 | Термоядерная реакция. | 1 | | |
91 | Элементарные частицы. Античастицы. | 1 | | |
92 | Решение задач на дефект масс, энергию связи, закон радиоактивного распада. | 1 | | |
93 | Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | 1 | | |
94 | Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находщихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома) | 1 | | |
Раздел 5. Строение и эволюция вселенной. (5ч) | | |
95 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 | | |
96 | Большие тела Солнечной системы. | 1 | | |
97 | Малые тела Солнечной системы. | 1 | | |
98 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд (§ 68) | 1 | | |
99 | Строение и эволюция Вселенной. | 1 | | |
Итоговое повторение (3 ч) | | |
100 | Законы взаимодействия и движения тел. | 1 | | |
101 | Механические колебания и волны. Электромагнитное поле. | 1 | | |
102 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
Планирование практической части программы
7 класс
№ урока | № и тема контрольной (практической, лабораторной, творческой) работы |
4 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
6 | Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» |
17 | Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах". |
19 | Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела" Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела" |
22 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность вещества» с.92 |
28 | Лабораторная работа № 6 "Измерение сил с помощью динамометра" |
31 | Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра» |
32 | Контрольная работа№2 "Давление твердых тел, жидкостей и газов". С.96 |
48 | Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" |
51 | Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости" |
59 | Лабораторная работа № 10 "Выяснение условий равновесия рычага" |
64 | Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" |
69 | Контрольная работа №3 «Механическая работа и мощность. Энергия. Простые механизмы» |
8 класс:
№ урока | № и тема контрольной (практической, лабораторной, творческой) работы |
8 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
9 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
19 | Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» |
22 | Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества» |
33 | Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
36 | Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
40 | Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» |
41 | Лабораторная работа № 7«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
45 | Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников». |
47 | Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор» |
54 | Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия. |
56 | Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» |
57 | Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления» |
65 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы» |
9 класс:
№ урока | № и тема контрольной (практической, лабораторной, творческой) работы |
12 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» |
23 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления» |
34 | Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике» |
39 | Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» |
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
57 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
71 | Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» |
74 | Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитное поле» |
79 | Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
85 | Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
93 | Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» |
94 | Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находщихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома) |
102 | Итоговая контрольная работа. |
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
Физика. 7-9 классы: рабочие программы/ 5-е изд.- М.: Дрофа, 2015
Физика. 9 классы. Методическое пособие/ Е. М. Гутник, О. А. Черникова. - М.: Дрофа, 2016
дидактический материал
А.Е.Марон. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. –М.: Дрофа, 2015
А.Е.Марон. Физика. Сборник вопросов и задач. 7 класс. –М.: Дрофа, 2014
Н.К.Ханнов Физика. Тесты. 7 класс/-3-е изд., - М.: Дрофа, 2015
цифровые образовательные ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
Интернет-ресурсы
http://class-fizika.narod.ru/
http://festival.1september.ru
http://www.uchportal.ru/load/
http://www.fipi.ru
литература, рекомендованная для учащихся;
А.В.Перышкин. Физика.7 класс/15-е изд.-М.: Дрофа, 2011
А.В.Перышкин. Физика.8 класс/15-е изд.-М.: Дрофа, 2011
А.В.Перышкин. Физика.9 класс/15-е изд.-М.: Дрофа, 2011
Т.А.Ханнова Физика. Рабочая тетрадь (к учебнику А.В.Перышкин «Физика.
7 класс») /- М.: Дрофа, 2014
Т.А.Ханнова Физика. Рабочая тетрадь (к учебнику А.В.Перышкин «Физика.
8 класс») /- М.: Дрофа, 2015
литература, использованная при подготовке программы:
Физика. 7-9 классы: рабочие программы/ 5-е изд.- М.: Дрофа, 2013
Физика. 9 класс. Методическое пособие/Е. М. Гутник, О. А. Черникова - М.: Дрофа, 2016
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
ТСО
№ п/п | Название | Кол. |
| Персональный компьютер | 1 |
| Проектор | 1 |
таблицы и портреты
№ п/п | Название | Количество |
| Таблица «Международная система единиц СИ» | 1 |
| Таблицы «Виды деформаций» | 1 |
| Таблица «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц» | 1 |
| Таблица «Физические постоянные»3 | 1 |
| Портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов | 1 |
| Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству. | 1 |
| Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики. | 1 |
ПРИБОРЫ
№ п/п | Название | Количество |
| Набор по механике | 1 |
| Набор по оптике | 1 |
| Источники постоянного тока (4 В, 2 А) | 10 |
| Линейка масштабная демонстрационная | 1 |
| Метроном демонстрационный | 2 |
| Манометр металлический | 1 |
| Набор капилляров | 1 |
| Набор тел по калориметрии | 1 |
| Амперметр демонстрационный | 1 |
| Вольтметр демонстрационный | 1 |
| Миллиамперметр демонстрационный | 1 |
| Набор электроизмерительных приборов постоянного, переменного тока | 1 |
| Комплект соединительных проводов | 1 |
| Штатив универсальный физический | 1 |
| Груз наборный на 1 кг | 1 |
| Тележки легкоподвижные с принадлежностями (пара) | 1 |
| Ведерко Архимеда | 1 |
| Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком | 1 |
| Прибор для демонстрации атмосферного давления | 1 |
| Рычаг демонстрационный | 1 |
| Сосуды сообщающиеся | 1 |
| Стакан отливной | 1 |
| Шар Паскаля | 1 |
| Султаны электрические | 1 |
| Палочки из стекла, эбонита | 1 |
| Комплект полосовых, дугообразных магнитов | 1 |
| Стрелки магнитные на штативах | 2 |
| Барометр-анероид | 1 |
| Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями | 1 |
| Манометр жидкостный демонстрационный | 1 |
| Термометр жидкостный | 1 |
| Штангенциркуль | 1 |
| Машина электрофорная | 1 |
| Выпрямитель ВС-24М | 1 |
| Психрометр | 1 |
| Электрометры | 2 |
| Магазин сопротивлений демонстрационный | 1 |
| Ползунковый реостат | 3 |
| Модель двигателя внутреннего сгорания | 1 |
| Конденсатор переменной емкости | 1 |
| Дифракционная решетка | 2 |
| Поляроиды | 2 |
| Трехгранная призма | 2 |
| Светофильтры | 3 |
| Трансформатор | 1 |
6. Лист корректировки рабочей программы
Реквизиты приказа директора школы | Корректируемые темы | Причина | Способы и формы изучения темы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
6