СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11 классов. 68 часов/1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Т.Н. Кузягина

30 августа 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Звениговский лицей»

_______________Л.В. Чернова

Приказ №74 от 31 августа 2018г.




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговский лицей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: Физика

Класс: 10-11

Уровень общего образования: средняя общеобразовательная школа

Учитель: Кузягина Татьяна Николаевна

Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов, в неделю 1 час в 10, 11 классах

Планирование составлено на основе: Программа по физике 10-11 класс УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. ( базовый  уровень) среднего (полного) общего образования по физике 10-11 классы. Авторы: Л.Э.Генденштейн, В.И. Дик Ю.И. (из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 кл.» М., Мнемозина, 2010 год).

Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, Физика. 10 класс. В 3 ч. Ч1: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014 год

Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, Физика. 11 класс. В 3 ч. Ч1: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014 год


Рабочую программу составила __________________/Т.Н. Кузягина/

Рассмотрено на заседании МО учителей______________

Протокол №1 от 29 августа 2018 года

Руководитель МО ____________________________/И.Б. Хасанъянова/




Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 10-11 классов УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:

  • Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования  РФ от 9.03.2004)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)

  • Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.

  • Учебного плана МОУ "Звениговский лицей"

  • Годового календарного графика МОУ "Звениговсский лицей"

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Формирование современных представлений об окружающем материальном мире, развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять полученные знания в повседневной жизни. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

1) формирование представлений о роли и месте физики в современной естественно-научной картине мира, в развитии современной техники и технологий; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) овладение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) овладение основными методами научного познания, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.); умения обрабатывать результаты прямых и косвенных измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) формирование умения решать качественные и расчетные физические задачи с явно заданной физической моделью;

5) формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источни



ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение физики в 10–11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и ее применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества - важнейший элемент общей культуры. Изучение физики необходимо для формирования миропонимания, развития научного способа мышления. Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы. Главное отличие при изучении предмета «Физика» в старших классах от изучаемого материала в основной школе состоит в том, что в 7–9-м классах изучались физические явления, а в 10–11-м классах — основы физических теорий и их применение.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В средней школе физика изучается в 10-м и 11-м классах. Учебный план включает 70 учебных часов на базовом уровне из расчета 1 учебный час в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: y ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, в том числе в сфере науки и техники; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, других людей; компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: осознанный выбор будущей профессии; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. Личностные результаты в сфере отношений физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы (в том числе время и другие нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной ранее цели, сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится с разных позиций критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в различных информационных источниках, использовать различные модельно-схематические средства для их представления; осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи, искать и находить обобщенные способы их решения; приводить критические аргументы в отношении суждений, анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится выстраивать деловые взаимоотношения при работе, как в группе сверстников, так и со взрослыми; при выполнении групповой работы исполнять разные роли (руководителя и члена проектной команды, генератора идей, критика, исполнителя и т. д.); развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных устных и письменных языковых средств; координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом решением; публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности; подбирать партнеров для работы над проектом, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; точно и емко формулировать замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты

На базовом уровне выпускник научится демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений; использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); y решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. На базовом уровне выпускник получит возможность научиться понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и показывать роль физики в решении этих проблем; решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; y объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (1час в неделю, всего 68 часов)

Физика и естественнонаучный метод познания природы (1 ч)

Физика — фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон — границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура. Механика (20 ч)

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики — перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости. Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны. Лабораторные работы: измерение жесткости пружины; изучение закона сохранения энергии в механике с учетом действия силы трения скольжения. Демонстрации: равномерное и равноускоренное движение; свободное падение; явление инерции; связь между силой и ускорением; измерение сил; зависимость силы упругости от деформации; сила трения; невесомость и перегрузки; y реактивное движение; y виды равновесия; y закон Архимеда; y различные виды колебательного движения; поперечные и продольные волны.

Молекулярная физика и термодинамика (8ч)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин. Лабораторные работы: опытная проверка закона Гей-Люссака; исследование скорости остывания воды. Демонстрации: модель броуновского движения; модель строения газообразных, жидких и твердых тел; кристаллические и аморфные тела; измерение температуры; изотермический, изобарный и изохорный процессы; модель давления газа; адиабатный процесс; преобразование внутренней энергии в механическую; модель теплового двигателя.

Электродинамика (24 ч)

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость. Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Геометрическая оптика. Волновые свойства света. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. Лабораторные работы: определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока; действие магнитного поля на проводник с током; исследование явления электромагнитной индукции. Конструирование трансформатора; исследование преломления света на границах раздела «воздух — стекло» и «стекло — воздух; наблюдение интерференции и дифракции света. 16 Физика. Базовый уровень. 10–11 классы Демонстрации: электризация тел; проводники и диэлектрики; электрометр; силовые линии заряженного шара, двух заряженных шаров; модель конденсатора; зависимость электроемкости от расстояния между пластинами и от площади пластин; энергия заряженного конденсатора; гальванический элемент; закон Ома для участка цепи; закон Ома для замкнутой цепи; электролиз медного купороса; односторонняя проводимость полупроводникового диода; полупроводниковые приборы; опыт Эрстеда; визуализация магнитного поля постоянных магнитов и проводника с током; взаимодействие постоянного магнита и катушки с током; явление электромагнитной индукции; явление самоиндукции; осциллограмма переменного тока; модель генератора переменного тока; трансформатор; свойства электромагнитных волн; тень и полутень; отражение света; полное внутреннее отражение; преломление света; прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы с разным фокусным расстоянием; типы изображения в линзе; оптические приборы; интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона; дифракция света; дифракционная решетка; спектроскоп.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра (8 ч)

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Лабораторные работы: изучение спектра водорода по фотографии; изучение треков заряженных частиц по фотографии. Демонстрации; фотоэффект; линейчатые спектры излучения; счетчик Гейгера; камера Вильсона.

Строение Вселенной (4 ч)

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

Резерв учебного времени (3 ч)



Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в 10-11 классах. В комментариях авторов разработки данного УМК указано, что самостоятельные работы предназначены   для текущего оценивания знаний. Они включают в себя как качественные, так и расчетные задачи и дифференцированы по трем уровням сложности –начальный, средний и достаточный. Каждая самостоятельная работа рассчитана на 10-15 минут и предусматривает решение учеником только одного задания одного уровня. В предлагаемых материалах в помощь учителю соблюден авторский подход в проведении самостоятельных работ по физике. Подготовка к самостоятельным работам отражена в графе «Д/З».

В поурочном планировании отражены обязательные результаты изучения курса «Физика-10» и «Физика-11», которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» примерной программы.



Список литературы

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень 10-11 классы.

  • «Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13.

Издательство «Илекса».

  • УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  • УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

  • УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  • УМК «Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 –е издание

  • УМК «Физика-10». Кирик ЛА,  и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  • УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  • УМК «Физика -11». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

  • УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  • УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, . Методические материалы, 2-е издание

  • УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА,  и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  • Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

  • Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

  • Кирик Л.А. Астрономия. 11: Разноуровневые самостоятельные работы.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!