КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Совета техникума директор ОБПОУ
Протокол № _____ от ____ «Рыльский аграрный техникум»
_________________ Харин А.В.
приказ № ____
от «____» ______ 20 _____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 08 ФИЗИКА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рыльск 2020 г.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Организация – разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Дягилева Анастасия Валентиновна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 «Физика»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК____________________________
Протокол № _____ от «_____» ___________________ 20______г.
Председатель ПЦК ____________ И.В. Кузьменко
(подпись) ф.и.о.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 «Физика»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума
Протокол №_______ от «_____» _________________ 20______г.
Председатель методического совета _____________ И.Н. Добрынина
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе ___________ И.Н. Добрынина
(подпись)
Методист ________________
( подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета | 6 |
условия реализации программы учебного предмета | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета | 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 «Физика» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Программа учебного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: предмет входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 203 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 137 часа;
самостоятельной работы обучающегося 66часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 203 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 137 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 70 |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 66 |
Оформление плана-конспекта. | 6 |
Подготовка реферата. | 20 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 20 |
Исследовательская работа | 20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание тем учебного предмета «Физика».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Механика | | 24 | |
Тема 1. 1. Кинематика | Содержание учебного материала | | |
Введение. Механическое движение. Характеристики механического движения. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание. Относительность механического движения. | 4 | 3 |
Лабораторная работа: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Биография М.В. Ломоносова»; «А Эйнштейна» «Экспериментальные основы специальной теории относительности». Презентация на тему «Расчет движения тел, брошенных под углом к горизонту» Решение графических задач | 6 | |
Тема 1.2. Динамика | Содержание учебного материала Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Движение тел под действием нескольких сил. | 4 | 3 |
Лабораторные работы: Измерение жесткости пружины лабораторного динамометра Измерение коэффициента трения дерева по дереву | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка рефератов по теме: «Биография И. Ньютона» Презентация на тему; «Вредное трение и проблема энергоснабжения» Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Просты механизмы. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе | 4 | 2 |
Лабораторная работа: 1. Экспериментальная проверка правила моментов сил для тела, имеющего ось вращения (рычаг) | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить доклад по теме «История развития реактивного движения» конспект на тему «Строение ракеты» Презентацию по теме «Применение рычагов в быту и технике» Решение задач на законы сохранения | 5 | |
Тема 1.4. Механические колебания и волны | Содержание учебного материала Механические колебания. Виды гармонических колебаний. Период и частота колебаний. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 2 | 3 |
| Лабораторная работа: Определение ускорения силы тяжести | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить презентацию по теме: Ультразвук и его использование в технике и медицине. Решение практических заданий. | 5 | |
Раздел 2 Молекулярная физика. Термодинамика | | 27 | |
Тема 2. 1. Основы МКТ | Содержание учебного материала | | |
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния газа. Изопроцессы | 4 | 2 |
Лабораторные работы: Проверка закона Бойля-Мариотта Опытная проверка закона Гей – Люссака | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: Подготовить рефераты по темам: Биографии ученых Исследовательская работа: Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия Скорости движения молекул и их измерения. Опыты Штерна и Перрена Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах. Нарушение теплового баланса природы. Решение задач | 4 | |
Тема 2.2. Основы термодинамики | Содержание учебного материала Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Тепловые машины, их применение. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Защита презентаций на тему: «Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения». Исследовательская работа на тему : «Способы повышения КПД двигателей» Теплоизоляция и ее роль в природе. Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества | Содержание учебного материала Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Фазовые переходы. Испарение и конденсация. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. | 11 | 3 |
Лабораторные работы: 1. Определение влажности воздуха 2. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Исследовательская работа по темам; «Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой». Подготовить план-конспект: Жидкие кристаллы Исследовательская работа по теме «Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Курской области». Подготовить реферат по теме «Учет деформаций в производстве и технике» Решение практических заданий. | 5 | |
Раздел 3 Электродинамика | | 62 | |
Тема 3.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | | |
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость проводника. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора | 6 | 3 |
Лабораторные работы: Демонстрация опытов по электризации тел и изучения взаимодействия электрических зарядов разных знаков Определение электрической емкости конденсатора | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Исследовательская работа по темам: «Учёт статического электричества на производстве» «Электрический способ очистки воздуха от пыли» «Использование конденсаторов в системе зажигания автомобилей» | 4 | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. | 4 | 2 |
Лабораторные работы: Определение удельного сопротивления проводника Измерение сопротивления проволочного резистора Определение Эдс и внутреннего сопротивления элемента Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на её зажимах | 8 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Подготовить сообщения по темам: «Использование электричества в производстве, быту», «Закон Киргофа» Подготовить план-конспект по темам: «Расчет цепей». «Короткое замыкание». «Предохранители», «Тепловое действие электрического тока» Решение практических заданий. | 6 | |
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала Электрический ток в металлах. Электрический ток в электролитах. Закон Фарадея. Электрический ток в газах и вакууме. Электрический ток в полупроводниках. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковые приборы. | 8 | 3 |
Лабораторные работы: Определение термического коэффициента сопротивления металлов Определение электрохимического эквивалента меди Электрические свойства полупроводников | 6 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Подготовить рефераты по темам: «Полупроводниковые датчики», «Гальванические элементы» Решение практических заданий. | 4 | |
Тема 3.4. Магнитное поле | Содержание учебного материала Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Подготовить рефераты на темы: «Магнитосфера Земли» Парамагнетики, диамагнетики и ферромагнетики. Устройство и работа электроизмерительных приборов | 4 | |
Тема 3.5. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала Магнитный поток. Магнитная индукция. Изучение явления электромагнитной индукции. Самоиндукция. индуктивность | 4 | 2 |
Лабораторные работы: Изучение явления электромагнитной индукции Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока Измерение индуктивности катушки | 6 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Подготовить рефераты на темы Электродвигатель; Электроконтактный манометр Решение практических заданий. | 3 | |
Тема 3.6. Переменный ток Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Переменный ток и его характеристики. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. | 6 | 3 |
Лабораторные работы: Изучение работы и устройства трансформатора Сборка простейшего радиоприемника | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Исследовательская работа по темам: Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине; Получение и передача электроэнергии; Электрогенератор и переменный ток. Расчет потребляемой мощности и суммы платежей за потребленную электроэнергию Электрическая энергия: проблемы экологии Решение практических заданий. | 7 | |
Тема 3.7. Волновая оптика | Содержание учебного материала Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Спектр электромагнитных волн. | 6 | 3 |
| Лабораторные работы: Определение показателя преломления стекла Наблюдение интерференции света на плёнках Наблюдение разрешающей способности малого отверстия Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки Определение силы света источника с помощью фотометра Получение изображения при помощи линзы Определение линейного увеличения микроскопа | 14 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. Подготовить сообщения на темы: Использование сверхвысоких частот в производстве Использование инфракрасного излучения в быту и технике Звезды – основной источник света во Вселенной. Законы освещенности. Светимость звёзд Решение практических заданий. | 6 | |
Раздел 4 Строение атома и квантовая физика | | 18 | |
Тема 4.1 Квантовая оптика | Содержание учебного материала | | |
Волновые и корпускулярные свойства света. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект .Внешний и внутренний фотоэффект Использование фотоэффекта в технике. | 4 | 2 |
Лабораторные работы: Наблюдение спектров испускания и поглощения Наблюдение сплошного и линейчатых спектров различных веществ | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Исследовательская работа по темам Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества. Подготовка реферата по теме: «Давление света. Опыты Лебедева П.Н. и Вавилова С.М.» Решение задач на уравнение фотоэффекта | 4 | |
Тема 4.2. Физика атома и атомного ядра | Содержание учебного материала Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Энергия связи. Связь массы и энергии. Изучение свойств заряженных частиц по готовым фотографиям. Ядерная энергетика. | 4 | 3 |
Лабораторные работы: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков Солнечная активность | 4 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Исследовательская работа по темам: Принцип действия и использование лазера. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Развитие атомной энергетики | 9 | |
| всего | 203 | |
3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация программы предмета имеется учебный кабинет «Физика» и лаборатория «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература для обучающихся;
- комплект методической литературы для преподавателя;
- комплект лабораторного и демонстрационного оборудования;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Физика».
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
.Жданов Л.С., Жданов Л.Г. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.; ООО ТИД «Альянс», 2011
Дмитреева В.Ф. Физика; Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.; Академия,2010
Дополнительные источники:
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика: Учебник для нетехнических специальностей. – М.: Мастерство, 2010
Сборник задач и вопросов по физике/Под редакцией Р.А. Гладковой. – М.: Наука, 2009
Перышкин А.В. физика 9кл,: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 5-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2002 – 256с.: ил
Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов н/Д: Феникс:, 2002 – 288с.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2008.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами; − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; метапредметных: − использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; - использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; предметных: − сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; − владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; − умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; − сформированность умения решать физические задачи; − сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; − сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. | Оценка выполнения ответов фронтального и индивидуального опроса. Оценка выполнения индивидуальных письменных работ. Оценка выполнения групповых письменных заданий. Оценка выполнения разно уровневых тестов. Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий. Оценка выполнения решения задач. Оценка выполнения домашней работы Доклады и их презентация. Оценка выполнения докладов и презентаций Оценка выполнения контрольной работы Оценка выполнения исследовательской работы Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий. Оценка выполнения решения задач. Оценка выполнения домашней работы |
Дополнения и изменения в рабочей программе
профессионального модуля на 20___/ 20 ___уч. год.
Внесённые изменения на
20 ___/ 20 ___ учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_____________________________
(подпись, расшифровка подписи)
«____» ______________ 20____ г.
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
________________________________________________;
________________________________________________;
________________________________________________
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании ПЦК.
Протокол от «____» __________________ 20______г.
Председатель ПЦК _________________________________________________
подпись, расшифровка подписи, дата
СОГЛАСОВАНО: Председатель методического совета:
__________________________________________________________________
подпись, расшифровка подписи, дата
6