СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70

ВОРОНЕЖ




«СОГЛАСОВАНА»

зам. директора по УВР

____________А.А.Пелевина

«___» __________2019__г



«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы

_____________Н.И.Левин

«___» __________2019__г











 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике


для базового уровня класс 9


1 год






Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по физике

для общеобразовательных школ – Е.М.Гутник, А.В. Перышкин, «Физика. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы » Дрофа , 2011г.


Программа разработана Ильиной Ольгой Алексеевной, учителем физики








2019-2020 учебный год


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа «Физика. 9 класс» составлена   на основе программы « ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В. Перышкин. 9 класс. Сборник  « Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы » Дрофа , 2011г.

Представленная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по физике,  для основного общего образования.

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011

2.А.В.Перышкин. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; «Экзамен», 2014

3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011

4. А.Е.Марон, Е.А. Марон Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 9 класс. – М.: Издательство «Дрофа» 2014.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Учебная программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Цели:

Освоение знаний физических явлений, величин, характеризующих явления, законов, которым они подчиняются, методах научного познания природы;

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдения, пользоваться простыми измерительными приборами;

Развитие познавательных интересов, творческих способностей, интереса к предмету, осознанного выбора профиля в старших классах;

Воспитание убежденности в возможности познания природы, понимание взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы, последствии вмешательства человека в природные процессы, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

Применение полученных знаний и умений для обеспечения безопасности своей жизни.

2.Содержание образовательной программы 9 класс

I.Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.

Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

II.Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.

Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью еѐ распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации. Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

III.Электромагнитное поле

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторная работа.

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

IV.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Резерв 1 час

Содержание учебного предмета

№ п/п

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности и форм организации учебных занятий

1

Законы взаимодействия и движения тел

40

Беседа, составление опорного конспекта, выполнение лабораторной работы по инструкции, решение задач, вариативные упражнения, индивидуальная и групповая работа.

2

Механические колебания и волны. Звук

16

Беседа, составление опорного конспекта, выполнение лабораторной работы по инструкции, решение задач, вариативные упражнения, индивидуальная и групповая работа.

3

Электромагнитное поле

18

Беседа, составление опорного конспекта, выполнение лабораторной работы по инструкции, решение задач, вариативные упражнения, индивидуальная и групповая работа.

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

16

Беседа, составление опорного конспекта, выполнение лабораторной работы по инструкции, решение задач, вариативные упражнения, индивидуальная и групповая работа.

5

Строение и эволюция Вселенной

4

 

6

Повторение

7

 

7

Резерв

1



3.Планируемые результаты освоения предмета


В результате изучения физики в 8 классе ученик должен знать и понимать


смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;                                    

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;

уметь

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие магнитов, действие  магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной систем





















4. Тематическое планирование


урока

Кол-во часов

Тема урока

Дата по плану


Дата по факту

1

1

Вводный инструктаж по ТБ. Материальнаяточка.

Система отсчёта.



2

1

Перемещение



3

1

Определение координаты движущегося тела



4

1

Перемещение при прямолинейном равномерном движении



5

1

Графическое представление движения



6

1

Решение задач по теме « Графическое представление движения»



7

1

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение



8

1

Решение задач по теме «Ускорение»



9

1

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости



10

1

Решение задач по теме «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости»




11


1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении




12

1

Решение задач по теме

« Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении»




13

1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости



14

1

Решение задач по теме: «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости»



15

1

Лабораторная работа №1:

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».



16

1

Решение задач по теме: «Виды движения»



17

1

К/р №1 по теме: «Основы кинематики»



18

1

Относительность движения



19

1

Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона.



20

1

Второй закон Ньютона.



21

1

Решение задач по теме «Первый и второй законы Ньютона»



22

1

Третий закон Ньютона



23

1

Решение задач по теме: «Законы Ньютона»



24

1

Свободное падение



25

1

Движение тела, брошенного вертикально вверх



26

1

Решение задач по теме «Движение тела по вертикали»



27

1

Лабораторная работа №2:

«Измерение ускорения свободного падения



28

1

ЗаконВсемирноготяготения.




29

1

Решение задач по теме: «Движение тела под действием сил тяготения»



30

1

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.



31

1

Прямолинейное и криволинейное движение.



32

1

Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли



33

1

Решение задач по теме: «Движение тела по окружности»



34

1

Импульс. Законсохраненияимпульса.



35

1

Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса»



36

1

Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса»



37

1

Реактивное движение



38

1

Решение задач по теме «Основы динамики. Законы сохранения в механике»



39

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.



40

1

К/р №2 по теме: «Взаимодействие тел. ЗаконыНьютона»



41

1

Колебательное движение. Величины характеризующие колебательное движение.



42

1

Решение задач по теме: «Колебательное движение»



43

1

Лабораторная работа №3: «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины».



44

1

Гармонические колебания..



45

1

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.



46

1

Резонанс.



47

1

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.



48

1

Длина волны. Скорость распространения волн



49

1

Звуковыеколебания. Характеристикизвука



50

1

Распространениезвука. Скоростьзвука



51

1

Отражение звука. Эхо.



52

1

Звуковой резонанс



53

1

Ультразвук и инфразвук



54

1

Интерференция звука



55

1

Решение задач по теме: «Колебания и волны»



56

1

К/р №3 по теме: «Механические колебания и волны»



57

1

Магнитное поле и его графическое изображение. Видыполей



58

1

Направление тока и направление линий его магнитного поля



59


Обнаружение магнитного поля. По его действию на электрический ток. Правилолевойруки.



60

1

Индукция магнитного поля..



61

1

Магнитный поток



62

1

Явлениеэлектромагнитнойиндукции



63

1

Лабораторная работа №4 «Изучение явления Электромагнитной индукции»



64

1

Электромагнитноеполе.



65

1

Электромагнитныеволны



66

1

Интерференция света. Электромагнитная природа света



67

1

Явление самоиндукции.



68

1

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.



69

1


Конденсатор.



70

1

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения.



71

1

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показательпреломления.



72

1

Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.



73

1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.



74

1

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»



75

1

Радиоактивность.



76

1

Модели атомов. Опыт Резерфорда



77

1

Радиоактивныепревращениеатомныхядер



78

1

Эксперементальныеметодыисследованиячастиц



79

1

Открытиепротона и нейтрона



80

1

Составатомногоядра. Изотопы



81

1

Альфа- и бета- распад. Правило смещения



82

1

Ядерные силы. Решение задач по теме: «Альфа- и бета- распад»



83

1

Энергия связи. Дефектмассы



84

1

Решение задач по теме: «Энергия связи»



85

1

Деление ядер урана. Цепная реакция



86

1

Лабораторная работа №5,6: «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».



87

1

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии



88

1

Атомная энергетика.



89

1

Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция



90

1

Обобщающее повторение по теме: «Строение атома и атомного ядра»



91

1

К/р №5 по теме: «Строение атома и атомного ядра»



92

1

Повторение темы «Законы движения и взаимодействия тел»



93

1

Повторение темы «Механические колебания и волны. Звук»



94

1

Повторение темы «Электромагнитное поле»



95

1

Повторение темы «Строение атома и атомного ядра»



96

1

Обобщение и закрепление материала за курс 9 класса



97

1

Итоговая контрольная работа



98

1

Анализ итоговой контрольнойработы



99

1

Обобщающее повторение за курс физики основной школы



100-101


2

Обобщающее повторение за курс физики основной школы



102

1

Резерв























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки