СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

__________Н. В. Герасимович

«___» __________ 2022г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ФИЗИКА






















2022


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины Физика для профессиональных образовательных организаций, одобренной НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол 2 от 26.03.2015 г.), по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО):

08.01.07. Мастер общестроительных работ;

08.01.25. Мастер отделочных строительных и декоративных работ;

08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства;

13.01.10. Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);

23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;

23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин;



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»


Разработчики:



Рассмотрено на заседании цикловой комиссии.


Протокол N от « » ________ 2022г.












СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины

22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКа


1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ, 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства, 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 13.01.10. Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Программа разработана с учётом требований ФГОС среднего общего

образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

умение использовать достижения современной физической науки

физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

метапредметных:

использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;

анализировать и представлять информацию в различных видах;

публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.

предметных:

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в к физической информации, получаемой из разных источников.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и уме­ния в практической деятельности и повседнев­ной жизни для обеспечения безопасности жизнеде­ятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на ор­ганизм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 180 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 180 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 0 час.













2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:


лабораторные работы

9

практические занятия

24

контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

в том числе:


составление конспекта;

работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям, контрольной работе;

решение расчетных и качественных задач;

подготовка сообщений, докладов и рефератов по темам:

«Трение в природе и технике»,

«Рычаги в технике, быту и природе»,

«Освоение космоса»,

«Измерение температуры»,

«Виды термометров».

«Жидкие кристаллы в природе»,

«Устройство психрометра»,

«Гигрометр»,

«Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание»,

«Деформация. Виды деформаций»,

«Капиллярные явления»,

«Тепловые двигатели»,

«Охрана окружающей среды»,

«Виды топлива»,

«Поляризация диэлектриков»,

«Применение конденсаторов»,

«Применение теплового действия электрического тока»,

«Виды полупроводников»,

«Применение полупроводниковых приборов»,

«Транзисторы»,

«Ферромагнетики и их применение»,

«Устройство громкоговорителя»,

«Изучение правила Ленца»,

«Фарадей и открытие электромагнитной индукции»,

«Техника безопасности в обращении с электрическим током»,

«Первая помощь при поражении электрическим током»,


«Проблемы энергосбережения»,

«Альтернативные источники энергии»,

«Электромагнитное поле»,

«Современная мобильная связь»,

«Перспективы развития связи»,

«Ультразвук и его использование в технике и медицине»,

«Кольца Ньютона»,

«Применение интерференции в технике»,

«Глаз как оптическая система»,

«Охрана зрения»,

«Полное внутреннее отражение»,

«Инфракрасное излучение»,

«Рентгеновское излучение»,

«Ультрафиолетовое излучение»,

«Эйнштейн и его теория относительности»,

«Корпускулярно- волновой дуализм»,

«Химическое действие света»,

«Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта»,

«Давление света»,

«Строение и Эволюция Вселенной»,

«Время и календарь»,

«Малые тела солнечной системы»,

«Планеты гиганты»,

«Поглощенная доза излучения и её биологическое действие»,

«Ядерный реактор»,

«Применение изотопов»,

«Цепные ядерные реакции».



Итоговая аттестация в форме экзамена



    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов



2

ВВЕДЕНИЕ

1-2. Физика как наука и основа естествознания. Основные элементы физической картины мира. Экперимент и теория в процессе познания природы. Физические законы и границы их применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы.

Возникновение физики как науки. Органы чувств и процесс познания. Особенности научного эксперимента.

Физические теории. Физическая модель. Симметрия пространства и времени. Модели атома. Идея атомизма. Пределы применимости физической теории. Виды фундаментальных взаимодействий и их радиус действия

2

РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА


24

Тема 1.1

Кинематика

Содержание учебного материала

6

3-4. Механическое движение. Относительность механического движения. Характеристики механического движения.

Материальная точка. Тело отсчета. Траектория Система отсчета. Радиус-вектор. Перемещение. Путь. Различие пути и перемещения

Скорость. Мгновенная скорость. Вектор скорости. Относительная скорость при движении тел в одном направлении и при встречном движении.

2

5-6. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

Практическое занятие № 1. Расчёт скорости и ускорения

Равномерное прямолинейное движение. График скорости. Ускорение. Законы движения. Равнопеременное движение.

2

7-8. Свободное падение тел. Движение тел по окружности. Центростремительное ускорение. Элементы кинематики твёрдого тела.

Движение с постоянным ускорением свободного падения. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при свободном падении. Равномерное движение по окружности. Формула центростремительного ускорения.

Линейная и угловая скорости тела, период и частота вращения. Связь между линейной и угловой скоростями

2

Тема 1.2 Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала

4

9-10. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона.

Принцип инерции. Относительность движения и покоя. Инерциальные системы отсчета.

Первый закон Ньютона-закон инерции. Сила- причина изменения скорости, мера взаимодействия тел. Инертность тела. Масса тела- количественная мера инертности. Принцип суперпозиции сил.. Второй закон Ньютона.

2

11-12. Принцип относительности Галилея. Третий закон Ньютона.

Преобразования Галилея. Закон сложения скоростей. С илы действия и противодействия.

Третий закон Ньютона. Применение законов Ньютона.

Практическое занятие № 2. Применение законов Ньютона.

2


Тема 1.3 Силы в механике

Содержание учебного материала

6

13-14. Момент силы. Условия равновесия тел. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения.


Виды равновесия. Гравитационное притяжение. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.

2


15-16. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость.

Формула для расчёта первой космической скорости .Движение искусственных спутников.

Формула для расчета ускорения свободного падения

Изменение веса тела при равнопеременном движении

2

17-18. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Сила трения скольжения.

Сила упругости - сила электромагнитной природы. Объяснение упругих свойств тел с помощью механической модели кристалла. Виды трения: трение покоя, скольжения, качения. Коэффициент трения

Практическое занятие № 3. Расчёт сил в механике.

2



Тема 1.4 Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

8

19-20. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Импульс силы. Более общая формулировка второго закона Ньютона. Понятие замкнутой системы. Импульс системы тел. Многоступенчатые ракеты.

Работа силы. Мощность.

Определение и единица работы. Условия, при которых работа положительна, отрицательна и равна нулю. Понятие мощности, единица мощности.

2

21-22. Практическое занятие № 4. Расчёт работы и мощности.

Кинетическая и потенциальная энергия.

Кинетическая энергия тела и ее единица измерения. Теорема о кинетической энергии. Расчет тормозного пути автомобиля. Нуль отсчета потенциальной энергии. Потенциальная энергия тела в поле тяжести Земли и упругодеформированной пружины.

2

23-24. Закон сохранения механической энергии.

Понятие полной механической энергии системы. Примеры использования закона.

Лабораторная работа № 1 « Изучение закона сохранения механической энергии».

2

25-26. Практическое занятие № 5. Применение законов сохранения в механике.

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика. Динамика».

2

РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА


28

Тема 2.1 Основы МКТ

Содержание учебного материала

4

27-28. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул.

Повторение основных сведений о структуре атома. Зарядовое и массовое числа.

Молярная масса, количество вещества. Постоянная Авогадро.

2

29-30. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение МКТ. Практическое занятие № 6. Применение основных положений МКТ

2

Тема 2.2 Температура. Энергия теплового движения молекул

Содержание учебного материала

4

31-32. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура-мера средней кинетической энергии молекул.

Термодинамическая (абсолютная) шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Связь между температурными шкалами. Температура-мера средней кинетической энергии молекул.

2

33-34. Измерение скоростей движения молекул газа.

Скорость теплового движения молекул. Опыт Штерна.

Практическое занятие № 7. Расчёт скоростей движения молекул газа.

2

Тема 2.3 Уравнение состояния идеального газа

Содержание учебного материала

2

35-36. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Расчёт параметров газа.

Концентрация молекул идеального газа при нормальных условиях. Вывод уравнения состояния идеального газа.

Изопроцессы. Математическое выражение законов Бойля- Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. Графики изотермического, изобарного и изохорного процессов.


2

Тема 2.4 Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

Содержание учебного материала

8

37-38. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.


Фазовый переход пар-жидкость, условия перехода. Динамическое равновесие пара и жидкости Особенности процесса испарения. Давление насыщенного пара.

Относительная влажность воздуха и ее измерение.

2

39-40. Свойства жидкостей.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Явления на границе жидкости с твёрдым телом. Капиллярные явления.

Лабораторная работа № 2 «Измерение влажности воздуха».

2

41-42. Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел.

Структура твердых и аморфных тел. Монокристаллы и поликристаллы. Зависимость свойств кристаллов от их внутреннего строения. Анизотропия.

Упругая и пластическая деформации. Характеристики упругих свойств тела: напряжение и относительное удлинение. Модуль Юнга и его физический смысл. Закон Гука. Предел упругости и прочности.

2

43-44. Лабораторная работа № 3 «Измерение модуля упругости резины».

Практическое занятие № 8. Расчёт количества теплоты при превращениях жидкостей и газов.

2

Тема 2.5 Основы термодинамики

Содержание учебного материала

8

45-46. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики.

Способы изменения внутренней энергии: теплообмен и совершение работы. Формула работы газа при расширении и сжатии. Знак работы газа. Работа газа при изотермическом, изобарном и изохорном процессах.

Формулировка и уравнение первого закона термодинамики.

2

47-48. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики

Запись уравнений первого закона термодинамики и их физический смысл. Адиабатный процесс.

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.

2

49-50. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды.

Принцип действия теплового двигателя. Основные элементы теплового двигателя: рабочее тело, нагреватель, холодильник. Замкнутый цикл.

КПД теплового двигателя Цикл Карно. Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду.

2

51-52. Практическое занятие № 9. Применение первого закона термодинамики.

Контрольная работа № 2 по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

2

РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА


52

Тема 3.1 Электростатика

Содержание учебного материала

12

53-54. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Два вида электрических зарядов. Электризация. Объяснение явления электризации трением.

Взаимодействие точечных зарядов. Единица заряда--- Кулон.

2

55-56. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Источник электромагнитного поля. Силовая характеристика электростатического поля--- напряженность. Формула для расчета напряженности. Графическое изображение электрического поля. Линии напряженности и их направление. Степень сгущения линий напряженности. Однородное электрическое поле. Принцип суперпозиции полей.

Практическое занятие № 10. Применение закона Кулона. Расчёт напряжённости поля.


2

57-58 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля.

Распределение зарядов в металлическом проводнике. Электростатическая индукция. Идеальный проводник. Электростатическая защита. Виды диэлектриков: полярные и неполярные.

Работа, совершаемая силами электростатического поля при перемещении заряда.

2

59-60. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электрического поля и напряжением.

Энергетическая характеристика поля--- потенциал. Единица потенциала. Формула для расчета потенциала электростатического поля, созданного точечным зарядом. Эквипотенциальная поверхность. Разность потенциалов.

Формула, связывающая напряжение и напряженность. Измерение разности потенциалов.


2

61-62. Практическое занятие № 11. Расчёт потенциала и работы электрического поля.

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Способ увеличения электроемкости проводника. Конденсатор. Электроемкость плоского воздушного конденсатора. Потенциальная энергия пластины конденсатора.


2

63-64. Практическое занятие № 12. Расчёт электроёмкости и энергии конденсатора.

Контрольная работа № 3 по теме «Электростатика».






2

Тема 3.2 Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

12

65-66. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.

Электрические заряды в движении. Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единица сила тока. Связь силы тока с направленной скоростью. Постоянный электрический ток. Источники тока.

Напряжение. Однородный проводник. Зависимость силы тока в проводнике от приложенного к нему напряжения. Вольт - амперная характеристика проводника.

Сопротивление - основная электрическая характеристика проводника. Зависимость сопротивления от геометрических размеров и материала проводника. Удельное сопротивление.

2

67-68. Практическое занятие № 13. Расчёт силы тока и сопротивления цепи.

Измерение силы тока и напряжения.

Электрические приборы: амперметр и вольтметр, их устройство, включение в цепь. Подбор шунта к амперметру и добавочного сопротивления к вольтметру.


2

69-70. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Последовательное и параллельное соединения проводников. Общее сопротивление при последовательном и параллельном соединении.

Практическое занятие № 14. Применение закона Ома. Расчёт электрических цепей.

2

71-72. Лабораторная работа № 4 «Изучение Закона Ома для участка цепи».

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Сторонние силы. Движение заряженных частиц в источнике тока. ЭДС источника тока. Единица электродвижущей силы. Замкнутая цепь с одним источником тока. Направление тока во внешней цепи. Закон Ома для замкнутой цепи с одним источником. Внешнее сопротивление. Внутреннее сопротивление источника тока. Сила тока короткого замыкания.

2

73-74. Законы Ома для полной цепи. Расчёт цепи.

Расчёт параметров цепи с использованием закона Ома для полной цепи.

Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

2

75-76. Работа и мощность тока. Тепловое действие электрического тока. Расчёт электрических цепей.

Работа тока на участке цепи .Закон Джоуля- Ленца. Мощность электрического тока.

Практическое занятие № 15. Расчёт работы и мощности тока.

2

Тема3.3 Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала

10

77-78. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников.

Электрическая проводимость различных веществ. Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах. Движение электронов в металле Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость чистых полупроводников.

2

79-80. Примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковый диод.

Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.

Электрический ток через контакт полупроводников р- и п-типа. Использование р-п-перехода для выпрямления переменного тока.

2

81-82. Электрический ток в вакууме. Диод. Электрический ток в жидкостях.

Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость .Вакуумные диоды. Электронные пучки.

Электронно-лучевая трубка.

Электролитическая диссоциация. Электролиз. Применение электролиза. Закон электролиза. Определение заряда электрона.

2

83-84 Электрический ток в газах. Виды разрядов. Плазма.

Электрический разряд в газе. Ионизация газов. Проводимость газов. Рекомбинация. Несамостоятельный и самостоятельный разряды

Свойства плазмы. Плазма в космическом пространстве..

2


85-86. Контрольная работа № 4 по теме «Законы постоянного тока. Ток в различных средах».


2



Тема 3.4 Магнитное поле

Содержание учебного материала

6

87-88. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля

Магнитные взаимодействия. Постоянные магниты. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока.

Вектор магнитной индукции. Направление вектора магнитной индукции. Правило буравчика и правой руки для прямого тока. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции.

2

89-90. Сила Ампера. Принцип действия электроизмерительных приборов.

Закон Ампера. Правило левой руки.

Рамка с током в однородном магнитном поле. Вращающий момент. Принципиальное устройство электроизмерительного прибора и электродвигателя.

2

91-92. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Направление силы Лоренца. Правило левой руки. Магнитная проницаемость среды. Диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики. Гипотеза Ампера. Температура Кюри. Применение ферромагнетиков.

2

Тема 3.5 Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

8

93-94. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.

Открытие явления электромагнитной индукции. Индукционный ток. Правило Ленца. Магнитный поток. Единица магнитного потока.

ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Токи Фуко. Вихревое электрическое поле.

2

95-96. Расчёт магнитного потока и ЭДС индукции. Электромагнитное поле.

Самоиндукция. Индуктивность.

Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Индуктивность контура с током. Единица индуктивности.

2

97-98. Энергия магнитного поля тока.

Работа силы Ампера при перемещении проводника с током в магнитном поле. Энергия магнитного поля.

Лабораторная работа № 6 Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитное поле.

2

99-100. Практическое занятие № 17. Применение закона электромагнитной индукции.

Контрольная работа 5 по теме «Электромагнитная индукция»


2

РАЗДЕЛ 4.

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ


28


Тема 4.1 Колебания

Содержание учебного материала

12

101-102. Механические колебания. Математический маятник. Амплитуда, период и частота колебаний.

Колебание. Математический маятник. Система тел. Внешние силы. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда колебаний. Период и частота колебаний.

2


103-104. Вычисление параметров гармонических колебаний: амплитуды, периода и частоты.

Лабораторная работа № 7 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

2


105-106. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Превращение энергии при механических колебаниях.

Электромагнитные колебания. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

2


107-108. Колебательный контур. Период свободных электрических колебаний. Расчёт параметров колебательного контура.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Формула Томсона.

2


109-110. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения.

Переменный электрический ток. Принцип действия генератора переменного тока.

Сила тока в резисторе. Действующее значение силы тока и напряжения в цепи переменного тока. Активное сопротивление.

2


111-12. Электрический резонанс.

Резонанс в колебательном контуре. Резонансная частота. Резонансная кривая. Использование явления резонанса в радиотехнике.

Практическое занятие № 18. Расчёт параметров электромагнитных колебаний.






2


Тема 4.2 Производство, передача и потребление электроэнергии

Содержание учебного материала

4

113-114. Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформатор.

Генератор. Устройство индукционного электромеханического генератора. Принцип действия.

Назначение трансформаторов. Устройство трансформаторов. Повышающий и понижающий трансформаторы. Трансформатор на холостом ходу. Коэффициент трансформации.

2

115-116. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Производство электроэнергии. Принцип действия тепловых и гидроэлектростанций. Использование электроэнергии. Схема передачи электроэнергии потребителю.

Практическое занятие № 19. Расчёт трансформатора.

2

Тема 4.3 Волны

Содержание учебного материала

12

117-118. Механические волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике.

Волна. Скорость волны. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Длина волны.

Акустика. Звуковые волны в различных средах. Ультразвук.

2

119-120. Звуковые волны. Скорость звука. Расчёт параметров звуковых волн.

Звуковые волны .Скорость звука в различных средах.

2

121-122. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.

Опыт Герца. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Зависимость интенсивности электромагнитной волны от расстояния до источника излучения и его частоты.

Поглощение, отражение, преломление, поперечность электромагнитных волн.

2

123-124. Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.

Изобретение радио А.С. Поповым. Схема приемника А.С. Попова.

Радиотелефонная связь. Модуляция. Амплитудная и частотная модуляция.

2

125-126. Детектирование. Телевидение. Радиолокация.

Детектирование. Блок-схема принципа радиосвязи. Схема простейшего радиоприемника.

Распространение радиоволн. Виды радиосвязи: радиотелефонная, радиовещание, телевидение, радиолокация. Развитие средств связи.

2

127-128. Практическое занятие № 20. Расчёт параметров колебаний и волн.

Контрольная работа № 6 по теме «Колебания и волны».

2


РАЗДЕЛ 5. ОПТИКА


24

Тема 5.1 Световые волны

Содержание учебного материала

18

129-130. Световые лучи. Закон отражения света. Закон преломления света.

Волна на поверхности от точечного источника. Передовой фронт волны. Принцип Гюйгенса. Направление распространения фронта волны. Закон отражения волн. Обратимость световых лучей.

Преломление света. Закон преломления света Абсолютный показатель преломления сред. Полное отражение.

2

131-132. Полное отражение.

Полное отражение света. Волоконная оптика.

Лабораторная работа № 8 «Измерение показателя преломления стекла».

2

133-134. Линзы. Получение изображения с помощью линзы. Построение изображения в линзе.

Линза. Геометрические характеристики. Типы линз. Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза.. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Единица оптической силы.

Ход лучей в линзах. Характеристики изображений полученных с помощью линзы.

2

135-136. Формула тонкой линзы.

Формула тонкой линзы. Линейное изображение.

2

Оптические приборы. Призма.

Лупа. Оптический микроскоп. Оптический телескоп. Преломление света призмой. Глаз как оптическая система.


137-138. Практическое занятие № 21. Применение законов отражения и преломления света.

Свет как электромагнитная волна.

Способы передачи воздействий. Корпускулярная и волновая теория света.

2

139-140. Скорость света и методы её измерения. Дисперсия света.

Астрономический и лабораторный методы измерения скорости света.

Дисперсия света. Призма Ньютона. Зависимость абсолютного показателя преломления от частоты световой волны. Объяснение явления дисперсии.

2

141-142 Интерференция света. Когерентность.

Световые пучки. Сложение волн от независимых точечных источников. Интерференция. Когерентные волны. Условия минимумов и максимумов при интерференции волн. Геометрическая разность хода. Опыт Юнга. Интерференция света в тонких пленках. Просветление оптики.Дифракция света. Дифракционная решетка.

Нарушение волнового фронта в среде. Дифракция. Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса-Френеля. Условия дифракционных минимумов и максимумов. Дифракционная решетка. Период решетки. Разрешающая способность дифракционной решетки.

2

143-144. Лабораторная работа № 9 «Измерение длины световой волны».

Поперечность световых волн. Поляризация света.

Опыты с турмалином. Естественный свет. Поляризованный свет. Поляроиды.

2

145-146. Контрольная работа № 7 по теме «Оптика»

2

Тема 5.2. Излучение и спектры

Содержание учебного материала

6

147-148. Виды излучений. Спектры. Спектральные аппараты.

Источники света. Тепловое излучение. Электролюминесценция. Катодолюминесценция. Хемилюминесценция. Фотолюминесценция.

Спектр. Спектральные аппараты. Виды спектров. Спектры поглощения. Спектральный анализ.

2

149-150. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Спектральный анализ. Применение спектрального анализа.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

2

151-152. Рентгеновские лучи. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение.

Рентгеновские лучи.

Шкала электромагнитных излучений.


2

РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА


28

Тема 6.1 Световые кванты

Содержание учебного материала

10

153-154. Фотоэффект. Законы фотоэффекта.

Квантовая гипотеза Планка. Наблюдение фотоэффекта. Фотоэффект.

Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Работа выхода. Красная граница фотоэффекта.

2

155-156. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Зависимость кинетической энергии от частоты.

Практическое занятие № 22. Применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

2

157-158.Теория фотоэффекта. Фотоны.

Фотоны. Основные физические характеристики фотона.

2

159-160. Волновые и корпускулярные свойства света. Энергия, масса и импульс фотона.

Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. Давление света. Химическое действие света.

Физические характеристики световых частиц.

2

161-162. Применение фотоэффекта в технике.

Фотоэлемент. Вакуумные и полупроводниковые фотоэлементы.

Практическое занятие № 23. Определение энергии, массы и импульса фотонов.


2


Тема 6.2 Атомная физика

Содержание учебного материала

6

163-164. Строение атома. Опыты Резерфорда.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Размер атомного ядра.


2

165-166.Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

Первый постулат Бора. Правило квантования орбит. Энергетический уровень. Второй постулат Бора. Серии излучения атома Водорода. Модель атома водорода по Бору.


2

167-168.Лазеры.

Процессы взаимодействия атома с фотоном: поглощение, спонтанное и вынужденное излучение. Лазер. Принцип действия лазера. Основные особенности лазерного излучения. Применение лазеров.








2

Тема 6.3 Физика атомного ядра

Содержание учебного материала

12

169-170. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Закон радиоактивного распада.

Принцип действия приборов для регистрации элементарных частиц. Газоразрядный счетчик Гейгера. Камера Вильсона. Пузырьковая камера. Метод толстослойных фотоэмульсий.

Открытие радиоактивности. Радиоактивность. Виды радиоактивности: естественная и искусственная. Радиоактивный распад. Альфа-лучи. Бета-лучи. Гамма-лучи.

Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

2

171-172. Изотопы. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.

Открытие изотопов. Дейтерий. Тритий.

Протон и нейтрон. Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Сильное взаимодействие нуклонов.

Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре.

2

173-174. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции. Скорость цепной реакции. Коэффициент размножения нейтронов. Критическая масса.

Воздействие радиоактивного излучения на вещество. Доза поглощенного излучения и её единица. Эквивалентная доза поглощенного излучения. Естественный радиационный фон. Защита организмов от излучения.

2

175-176. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции. Развитие ядерной энергетики.

Деление ядер урана. Использование энергии деления ядер.

Цепная реакция деления. Ядерный реактор. Основные элементы ядерного реактора.

Термоядерные реакции. Реакция синтеза легких ядер. Термоядерный синтез. Управляемый термоядерный синтез. Применение ядерной энергии.

2

177-178.Практическое занятие № 24. Определение состава ядра атома.

Элементарные частицы и их свойства. Частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия.

Этапы в развитии физики элементарных частиц. Фундаментальные частицы. Кварки. Адроны. Лептоны.

Кварки и антикварки. Характеристики основных типов кварков: спин, электрический заряд, барионный заряд. Закон сохранения барионного заряда. Аромат. Антипротон. Антинейтрон. Фундаментальные частицы: кварки и лептоны. Фундаментальные частицы, образующие Вселенную. Три поколения фундаментальных частиц.

2

179-180. Итоговая Контрольная работа № 8 по теме «Квантовая физика и физика атомного ядра».

2



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Физики.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места для учащихся;

рабочее место преподавателя;

рабочая меловая доска;

наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды: «Физические постоянные», «Международная система единиц», «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц», «Шкала электромагнитных волн», карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

Персональный компьютер,

мультимедийный проектор,

проекционный экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.


Дополнительные источники:

Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов. – 2008.

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.

Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

http://www.phys.nsu.ru/dkf/ - Демонстрационный кабинет физики Новосибирского Государственного Университета

http://petrsu.karelia.ru/Chairs/KOF/phys_a.html - Физика для физиков

http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm - Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.

http://college.ru/physics/ - "Открытая Физика"

http://www.fizika.ru/index.htm - "Физика.ru"  

http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ - Интернет - место физика  

http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html -  "Живая Физика" 
http://physica-vsem.narod.ru/ - «Физика для всех»: сайт Сергея Ловягина

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета;

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Знать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

Текущий контроль в форме:

защиты практических занятий;

проверка и оценка лабораторных работ;

контрольных работ по темам разделов дисциплины;

тестирования;

домашней работы;

отчёт о проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно программы (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).


Итоговая аттестация в форме экзамена.


 



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!