СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике для обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Ярославской области
Ростовский колледж отраслевых технологий
Рассмотрена на заседании МО От «__»______2020 г. Юхтина Н.В.________
| Утверждаю: директор _____Кудрявцева Т.Н. «__»________2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Разработал
преподаватель Бруннер Н.А.
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждении среднего профессионального образования, реализующем образовательную программу среднего общего образования, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО): по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утв. приказом Минобрнауки РФ №699 от 2.08.13.
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт СОО
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.
"Примерная основная образовательная программа среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)
Базисный учебный план образовательной организации;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
УМК: Физика: учебник для 10,11 классов, базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский М.: «Просвещение», 2017 г.
В соответствии с этим реализуется предмет физика в объеме 236 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 15 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 33 |
КОНТРОЛЬИ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 35 |
1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины применяется для её изучения обучающимися по профессии по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утв. приказом Минобрнауки РФ №699 от 2.08.13.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение физики в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• формирования основ научного мировоззрения;
• развития интеллектуальных способностей учащихся;
• развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики;
• знакомство с методами научного познания окружающего мира;
• постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению;
• вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
II. Планируемые результаты
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
• различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
• составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
• использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
В результате у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Формируемые УУД
1. Личностные УУД:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
2. Метапредметные УУД:
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
3. Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
4. Коммуникативные УУД развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Содержание дисциплины
10 класс:
Введение. Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы.
Основы молекулярно-кинетической теории
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Количество теплоты. Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха.
Основы термодинамики
Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины.
Основы электродинамики
Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Ток в различных средах.
11 класс:
Основы электродинамики (продолжение).
Магнитное поле
Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные колебания и волны
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Оптика
Световые волны. Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Элементы теории относительности
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Излучения и спектры
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия
Повторение.
.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 357 часа, в том числе:
на 1 курсе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося 64 часов;
на 2 курсе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 357 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 236 |
в том числе: |
|
лабораторные работы | 17 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 121 |
Итоговая аттестация на 2 курсе в форме Экзамена |
Тематическое планирование
10 класс:
№ | Раздел | Количество часов | Контрольная работа | Лабораторные работы |
1. | Введение. Физика и естественнонаучный метод познания природы | 5 |
|
|
2. | Механика | 46 | 2 | 4 |
3. | Молекулярная физика | 32 | 2 | 3 |
4. | Основы электродинамики | 63 | 3 | 3 |
5. | Колебания и волны | 51 | 2 | 6 |
6. | Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра | 21 | 1 |
|
| Повторение | 15 | 2 |
|
Итого 236 часов |
Контроль уровня обучения физики в 10 классе.
№ | Наименование разделов и тем |
| Контрольная работа №1 «Кинематика» |
| Контрольная работа №2 «Основы динамики и законы сохранения» |
| Контрольная работа № 3 «Основы молекулярно-кинетической теории» |
| Контрольная работа № 4 «Основы термодинамики» |
| Контрольная работа № 5 «Законы постоянного тока» |
| Контрольная работа №6 по итогу 1 курса |
| Контрольная работа №7 на тему «Электромагнетизм» |
| Контрольная работа №8 по теме «Механические волны» |
| Контрольная работа №9 по теме «Волновая оптика» |
| Контрольная работа №10 по разделу «Квантовая физика» |
| Итоговая контрольная работа №11 |
Темы лабораторных работ в 10 и 11 классах
Лабораторная работа №1 «Определение жесткости пружины»
Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»
Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»
Лабораторная работа №4 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа №5 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта»
Лабораторная работа №6 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»
Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»
Лабораторная работа № 8 «Изучение закона Ома для участка цепи».
Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Лабораторная работа №10 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №11 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)»
Лабораторная работа №12 «Изучение устройства и принципа действия трансформатора»
Лабораторная работа №13 «Измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа №14 «Определение фокусного расстояния собирающей линзы»
Лабораторная работа № 15 «Изучение интерференции и дифракции света»
Лабораторная работа №16 «Измерение длины световой волны»
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение |
| 5 |
|
Физика и естественнонаучный метод познания природы
| Содержание учебного материала | 5 | |
1. Входной контроль | 1 | ||
2. Физика - фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. | 1 |
1
| |
3. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. | 1 | ||
4. Физический закон - границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура. | 1 |
2 | |
5. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Скалярные и векторные физические величины | 1 | ||
Раздел 1 | Механика | 46 |
|
Тема 1.1.Кинематика
| Содержание учебного материала | 14 | |
1.Механическое движение и его виды. Система отсчёта. Способы описания движения. Границы применимости классической механики. (§ 1,2) | 1 |
2
| |
2. Траектория. Путь. Перемещение ( § 3) | 1 | ||
3. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Решение задач (§ 4,5) | 1 | ||
4. Сложение скоростей, решение задач (§ 6,7) | 1 | ||
5. Мгновенная и средняя скорости (§ 8) | 1 | ||
6. Ускорение (§ 9) | 1 | ||
7. Прямолинейное равноускоренное движение (§ 10) | 1 | ||
8.Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков Основные модели тел и движений. (§ 11) | 1 | ||
9. Примеры решения задач по теме «Движение с постоянным ускорением» (§ 12) | 1 | ||
10. Движение с постоянным ускорением свободного падения (§ 13) | 1 | ||
11.Примеры решения задач по теме «Движение с постоянным ускорением свободного падения» (§ 14) | 1 | ||
12. Равномерное движение точки по окружности (§ 15) | 1 | ||
13. Кинематика абсолютно твёрдого тела. Примеры решения задач по теме «Кинематика твёрдого тела» (§ 16, 17) | 1 | ||
Контрольная работа №1 «Кинематика» | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: презентация на тему «Системы отсчёта. Траектория. Путь. Перемещение», задачи на равнозамедленное и равноускоренное движение | 7 | ||
Тема 1.2 Динамика
.
| Содержание учебного материала | 15 | |
1.Основное утверждение механики. Взаимодействие тел. Сила. Масса. Единица массы (§18, §19) | 1 |
2
| |
2. Инерциальная система отсчета. Законы динамики. Первый закон Ньютона (§ 20) | 1 | ||
3. Второй закон Ньютона (§ 21) | 1 | ||
4. Принцип суперпозиции сил. Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» (§ 22,23) | 1 | ||
5. Третий закон Ньютона (§ 24) | 1 | ||
6. Геоцентрическая система отсчёта. Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины (§ 25, 26) | 1 | ||
7.Силы в природе. Гравитационные силы (§ 27) | 1 | ||
8. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах (§28, 29) | 1 | ||
9. Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» (§ 30) | 1 | ||
10. Вес. Невесомость (§ 33) | 1 | ||
11. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» (§34,35) | 1 | ||
12. Силы трения. Сухое трение. Примеры решения задач по теме «Силы трения» (§ 36, 37) | 1 | ||
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Основы динамики» | 1 |
| |
Лабораторная работа №1 «Определение жесткости пружины» | 1 | ||
Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Силы в природе», презентация «Силы трения в природе и технике», сообщение «Исаак Ньютон», сообщение на тему «Как был открыт Закон всемирного тяготения», оформление лабораторных работ. | 8 | ||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике
| Содержание учебного материала | 12 | |
1. Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса (§ 38) | 1 |
2 | |
2. Примеры решения задач по теме «Закон сохранения импульса». Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. (§ 39) | 1 | ||
3. Механическая работа и мощность силы (§ 40) | 1 | ||
4. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Примеры решения задач по теме «Кинетическая энергия и её изменение» (§ 41,42) | 1 | ||
5. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы (§ 43) | 1 | ||
6. Потенциальная энергия (§ 44) | 1 | ||
7. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии (§ 45) | 1 | ||
8. Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии» (§ 47) | 1 | ||
Урок обобщение и систематизации знаний по теме «Законы сохранения» | 1 |
| |
Контрольная работа №2 «Динамика. Законы сохранения в механике» | 1 | ||
Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела» | 1 | ||
Лабораторная работа №4 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Развитие ракетостроения, освоение космоса», сообщение «К.Э. Циолковский», оформление лабораторных работ | 6 | ||
Тема 1.4 Статика
| Содержание учебного материала | 5 | |
1. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. (§ 51) | 2 |
2 | |
2. Примеры решения задач по теме «Равновесие твёрдых тел» (§ 52) | 1 | ||
Урок контроля знаний по теме «Статика» | 1 |
| |
Контроль знаний по разделу 1 «Механика» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение качественных задач по теме «Статика» | 3 | ||
Раздел 2 | Молекулярная физика | 32 | |
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории
| Содержание учебного материала | 10 | |
1. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры молекул (§ 53) | 1 |
2 | |
2. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел (§55,56) | 1 | ||
3.Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов Примеры решения задач по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории» (§ 57,§ 58) | 1 | ||
4. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Тепловое равновесие (§ 59) | 1 | ||
5. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул (§ 60) | 1 | ||
6. Уравнение состояния идеального газа. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. (§ 63, 64) | 1 | ||
7. Газовые законы (§ 65) | 1 | ||
8. Примеры решения задач по теме «Газовые законы». Примеры решения задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов» (§ 66,67) | 1 | ||
Лабораторная работа №5 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта» | 1 |
| |
Контрольная работа №3 «Основы МКТ» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Броуновское движение», презентация «Температура и её измерение», доклад «Амедео Авогадро», оформление лабораторных работ | 5 | ||
Тема 2.2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
| Содержание учебного материала | 10 | |
1.Агрегатные состояния вещества. Строение и свойства жидкостей. | 1 |
2 | |
2. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. (§ 68, 69) | 1 | ||
3. Влажность воздуха (§ 70) | 1 | ||
4. Строение и механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тел (§72) | 1 | ||
5. Плавление и кристаллизация. | 1 | ||
6. Испарение и конденсация. | 1 | ||
7. Решение качественных задач на свойства жидкости и твердых тел, изменение агрегатных состояний вещества | 1 | ||
Урок контроля знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела» | 1 |
| |
Лабораторная работа №6 «Измерение поверхностного натяжения жидкости» | 1 | ||
Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Кристаллические решетки различных веществ», презентация «Виды твердых тел», сообщение «Свойства жидкости, встречающиеся в моей профессии», оформление лабораторных работ
| 5 | ||
Тема 2.3 Основы термодинамики
| Содержание учебного материала | 12 | |
1. Внутренняя энергия (§ 73) | 1 |
2 | |
2. Работа в термодинамике. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Примеры решения задач по теме «Внутренняя энергия. Работа» (§ 74,§ 75) | 1 | ||
3. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Примеры решения задач по теме: «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» (§ 76, 77) | 1 | ||
4. Законы термодинамики. Первый закон термодинамики (§ 78) | 1 | ||
5. Применение первого закона термодинамики к различным процессам (§ 79) | 1 | ||
6. Примеры решения задач по теме: «Первый закон термодинамики» (§ 80) | 1 | ||
7. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. (§81) | 1 | ||
8. Принцип действия тепловых машин. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей (§ 82) | 1 | ||
9. Примеры решения задач по теме: «КПД тепловых двигателей» (§ 83) | 1 | ||
10. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 | ||
Урок обобщения знаний по теме «Основы термодинамики» | 1 |
| |
Контрольная работа № 4 по теме 2.3 «Основы термодинамики» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Виды тепловых двигателей», презентация «Экологический и энергетический кризисы», доклад «Виды двигателей, работающих в строительных машинах и современных автомобилях» | 6 | ||
Раздел 3 | Электродинамика | 63 | |
Тема 3.1 Электростатика
| Содержание учебного материала | 17 | |
1. Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. (§ 84) | 1 |
2 | |
2. Закон Кулона. Единица электрического заряда (§ 85) | 1 | ||
3. Примеры решения задач по теме «Закон Кулона» (§ 86) | 1 | ||
4. Электрическое поле (§ 88) | 1 | ||
5. Напряжённость электрического поля. Силовые линии (§ 89) | 1 | ||
6. Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции электрических полей (§ 90) | 1 | ||
7. Примеры решения задач по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей» (§ 91) | 1 | ||
8. Проводники, полупроводники и диэлектрики в электростатическом поле (§ 92) | 2 | ||
9. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле (§ 93) | 1 | ||
10. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов (§ 94) | 1 | ||
11. Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности (§ 95) | 1 | ||
12. Примеры решения задач по теме «Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов» (§ 96) | 1 | ||
13. Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор (§ 97) | 1 | ||
14. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов (§ 98) | 1 | ||
15. Примеры решения задач по теме «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора» (§ 99) | 1 | ||
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Электростатика» | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Виды конденсаторов», сообщение «Проводники, диэлектрики и полупроводники, встречающиеся в моей профессии», доклад «Шарль Кулон» | 8 | ||
Тема 3.2 Законы постоянного тока
| Содержание учебного материала | 13 | |
1.Постоянный электрический ток. Сила тока (§ 100) | 1 |
2 | |
2. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. (§ 101) | 1 | ||
3. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников (§102) | 1 | ||
4.Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» (§ 103) | 2 | ||
5. Работа и мощность постоянного тока (§ 104) | 1 | ||
6. Электродвижущая сила (ЭДС) (§ 105) | 1 | ||
7. Закон Ома для полной электрической цепи (§ 106) | 1 | ||
8. Примеры решения задач по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи» (§ 107) | 1 | ||
Лабораторная работа № 8 «Изучение закона Ома для участка цепи». | 1 |
| |
Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | ||
Урок обобщения знаний по теме «Законы постоянного тока» | 1 | ||
Контрольная работа №5 на тему «Законы постоянного тока» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: сообщения на темы «Источники постоянного тока», «Причины короткого замыкания», презентация на тему «Сверхпроводники, проводники и диэлектрики в технике», доклад по теме «Безопасность при работе с электроприборами», оформление лабораторных работ
| 7 | ||
3.3 Электрический ток в различных средах
| Содержание учебного материала | 12 | |
1.Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов (§ 108) | 2 |
2 | |
2.Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость (§ 109) | 1 | ||
3.Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости (§ 110) | 1 | ||
4.Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Полупроводниковые приборы. Транзисторы (§ 111) | 1 | ||
5.Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка (§ 112) | 1 | ||
6.Электрический ток в электролитах. Закон электролиза (§ 113) | 1 | ||
7.Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды (§ 114) | 1 | ||
8.Плазма (§ 115) | 1 | ||
9.Примеры решения задач по теме «Электрический ток в различных средах» (§ 116) | 1 | ||
10.Урок обобщения знаний по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 |
| |
11. Урок контроля знаний по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 | ||
Самостоятельная работа Сообщение «Сверхпроводники», решение качественных задач на тему «Электрический ток»
| 6 | ||
| Урок обобщения знаний по разделам 1 курса | 2 | |
| Контрольная работа №6 по итогу 1 курса | 2 | |
Итого за 1 курс 128 часов + 64 ч см работы | |||
Тема 3.4 Магнетизм
| Содержание учебного материала | 8 | |
1.Взаимодействие токов (§ 1) | 1 |
2 | |
2. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитное поле тока (§ 2) | 1 | ||
3. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера (§ 3) | 1 | ||
4. Электроизмерительные приборы (§ 4) | 1 | ||
5. Применение закона Ампера. Громкоговоритель. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца (§ 5, § 6) | 1 | ||
6.. Магнитные свойства вещества (§ 7) | 1 | ||
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Магнетизм» | 1 |
| |
Урок контроля знаний на тему «Магнетизм» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация «Применение силы Ампера и силы Лоренца», сообщение на тему «Электродвигатель в автомобиле», реферат на тему «Природные и искусственные магниты» | 4 | ||
Тема 3.5 Электромагнетизм
| Содержание учебного материала | 13 | |
1. Открытие электромагнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. (§ 8) | 1 |
2 | |
2. Магнитный поток.(§ 9) | 1 | ||
3. Направление индукционного тока. Правило Ленца (§ 10) | 1 | ||
4. Закон электромагнитной индукции (§ 11) | 1 | ||
5. Вихревое электрическое поле (§ 12) | 1 | ||
6. ЭДС индукции в движущихся проводниках (§ 13) | 1 | ||
7. Электродинамический микрофон (§ 14) | 1 | ||
8. Явление самоиндукции. Индуктивность (§ 15) | 1 | ||
9. Энергия магнитного поля тока (§ 16) | 1 | ||
10. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле (§ 17) | 1 | ||
Урок обобщения знаний по теме «Электромагнетизм» | 1 |
| |
Контрольная работа №7 на тему «Электромагнетизм» | 1 | ||
Лабораторная работа №10 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект на тему «Альтернативные источники энергии», сообщение на тему «Воздействие крупных электростанций на окружающую среду», оформление лабораторной работы | 7 | ||
Раздел 4 Колебания и волны |
| 51 | |
| Содержание учебного материала | 6 | |
Тема 4.1 Механические колебания
| 1.Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний (§ 18,19) | 1 |
2 |
2. Математический маятник. Динамика колебательного движения (§ 20,21) | 1 | ||
3. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях (§ 22,23,24) | 1 | ||
4. Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним (§ 25, 26) | 1 | ||
Лабораторная работа №11 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)» | 1 |
| |
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Механические колебания» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Звук и слух», сообщение «Резонанс в нашей жизни», оформление лабораторной работы | 3 | ||
Тема 4.2 Электромагнитные колебания
| Содержание учебного материала | 6 | |
1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания (§ 27) | 1 |
2 | |
2. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях (§ 28) | 1 | ||
3. Аналогия и взаимосвязь между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний (§29, 30) | 1 | ||
4. Переменный электрический ток (§ 31) | 1 | ||
5. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения (§ 32) |
| ||
6. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи (§ 33,34,35) | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Презентация на тему «Шкала электромагнитных излучений», доклад по теме «Попов Александр Степанович. Изобретение радио» | 3 |
| |
Тема 4.3 Производство, передача и использование электрической энергии
| Содержание учебного материала | 5 | |
1. Генерирование электрической энергии (§ 37) | 1 |
2 | |
2. Трансформаторы (§ 38) | 1 | ||
3. Производство и использование электрической энергии (§ 39) | 1 | ||
4. Передача электроэнергии. Эффективное использование электроэнергии (§ 40,41) | 1 | ||
Лабораторная работа №12 «Изучение устройства и принципа действия трансформатора» | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Виды электростанций», сообщение «Способы энергосбережения» | 3 | ||
Тема 4.4. Механические волны
| Содержание учебного материала | 4 | |
1. Волновые явления. Распространение механических волн (§ 42, 43) | 1 |
2
| |
2. Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны (§ 44,45) | 1 | ||
3. Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны (§ 46, 47) | 1 | ||
Контрольная работа №8 по теме «Механические волны» | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение «Звук и слух», решение задач на тему «Механические волны» | 2 | ||
Тема 4.5 Электромагнитные волны
| Содержание учебного материала | 4 | |
1.Что такое электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн (§ 48,49) | 1 |
2 | |
2. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование (§ 51, 52, 53) | 1 | ||
3. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Распространение радиоволн (§ 54,55) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад по темам «Радиолокация», «Развитие средств связи», презентация «Понятие о телевидении» | 2 |
| |
Тема 4.6 Геометрическая оптика
| Содержание учебного материала | 7 |
|
1. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света (§ 59,60) | 1 |
2 | |
2. Закон преломления света. Полное отражение (§ 61, 62) | 1 | ||
3.Линза. Построение изображения в линзе (§ 63,64) | 1 | ||
4. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы (§ 65) | 1 | ||
Лабораторная работа №13 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 |
| |
Лабораторная работа №14 «Определение фокусного расстояния собирающей линзы» | 1 | ||
Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: рисунок «Виды линз и ход лучей через линзу», презентация по теме «Оптические приборы», оформление лабораторных работ | 4 | ||
Тема 4.7 Волновая оптика
| Содержание учебного материала | 10 |
2
|
1. Волновые свойства света. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. (§ 66) | 1 | ||
2. Интерференция механических волн. Интерференция света. Некоторые применения интерференции (§ 67,68,69) | 1 | ||
3. Дифракция механических волн. Дифракция света (§ 70,71) | 1 | ||
4. Дифракционная решётка (§ 72) | 1 | ||
5. Поперечность световых волн. Поляризиция света. (§ 73) |
| ||
6. Применение интерференции, дифракции и дисперсии света | 1 | ||
Лабораторная работа № 15 «Изучение интерференции и дифракции света» | 1 |
| |
Лабораторная работа №16 «Измерение длины световой волны» | 1 | ||
Урок обобщения знаний по теме «Волновая оптика» | 1 | ||
Контрольная работа №9 по теме «Волновая оптика» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме «Примеры невидимых лучей в нашей жизни», презентация «Применение интерференции и дифракции света», оформление лабораторных работ | 5 | ||
Тема 4.8 Элементы теории относительности
| Содержание учебного материала | 5 | |
1.Законы электродинамики и принцип относительности (§ 75) | 1 |
2 | |
2.Основы специальной теории относительности. Постулаты теории относительности. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. (§ 76) | 1 | ||
3.Относительность одновременности (§ 77) | 1 | ||
4.Основные следствия из постулатов теории относительности (§ 78) | 1 | ||
5.Элементы релятивистской динамики. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.(§ 79) | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Доклад «Вклад Эйнштейна в развитие физики» | 3 |
| |
Глава 4.9 Излучение и спектры | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Виды излучений. Источники света (§ 80) | 1 |
2 | |
2.Виды спектров. Спектральный анализ (§ 82,§ 83) | 1 | ||
3. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. (§ 84, § 85) | 1 | ||
4. Шкала электромагнитных волн (§ 86) | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Доклад «Применение в быту электромагнитных волн», Сообщение «Всё об ультрафиолетовом излучении» | 2 |
| |
Раздел 5 Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра |
| 21 | |
5.1 Световые кванты
| Содержание учебного материала | 5 |
2 |
1. Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект (§ 87) | 1 | ||
2. Теория фотоэффекта (§ 88) | 1 | ||
3. Фотоны. Применение фотоэффекта (§ 90, § 89) | 1 | ||
4. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Химическое действие света. Фотография (§ 91, § 92) | 1 | ||
Урок контроля знаний по теме «Световые кванты» | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся презентации по темам «Применение фотоэффекта» | 2 | ||
Тема 5.2 Физика атома
| Содержание учебного материала | 5 | |
1. Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. (§ 93) | 1 |
2 | |
2. Квантовые постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. (§ 94) | 1 | ||
3. Трудности теории Бора. Квантовая механика (§ 95) | 1 | ||
4. Лазеры (§ 96) | 1 | ||
Урок контроля знаний по теме «Физика атома» | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: «Лазерное излучение, применение лазеров», сообщение по теме «Эрнест Резерфорд» | 3 | ||
Тема 5.3 Физика атомного ядра
| Содержание учебного материала | 11 | |
1. Состав и строение атомного ядра. Модели строения атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. | 1 |
2 | |
2. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения (§ 98, § 99) | 1 | ||
3. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Период полураспада. Изотопы (§ 100, § 101, § 102) | 1 | ||
4. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи атомных ядер (§ 103, § 104, § 105) | 1 | ||
5. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции (§ 106, § 107, § 108) | 1 | ||
6. Ядерный реактор. Термоядерные реакции (§ 109, § 110) | 1 | ||
7. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. (§ 111, § 112) | 1 | ||
8. § 113. Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. | 1 | ||
9. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. §114, §115 | 1 | ||
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Физика атомного ядра» | 1 |
| |
Контрольная работа №10 по разделу «Квантовая физика» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: презентация на тему «Влияние радиации на живые организмы», доклад на тему «Перспективы и проблемы ядерной энергетики» | 5 | ||
Повторение курса физики | |||
| Содержание учебного материала | 15 |
|
1. Основы кинематики | 1 |
2 | |
2. Основы динамики | 1 | ||
3. Законы сохранения, колебания и волны | 1 | ||
4. Решение задач | 1 | ||
5. Молекулярно-кинетическая теория | 1 | ||
6. Термодинамика | 1 | ||
7. Состояние вещества | 1 | ||
8. Электростатика | 1 | ||
9. Законы постоянного тока | 1 | ||
10. Решение задач | 1 | ||
11. Магнетизм | 1 | ||
12. Электромагнетизм | 1 | ||
13. Геометрическая и волновая оптика | 1 | ||
Итоговая контрольная работа №11 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Таблица физических величин по разделу «Механика», таблица физических величин по разделу «Молекулярная физика», качественные задачи по темам «Законы постоянного тока», «Электромагнетизм», «Геометрическая оптика», выписка всех формул по пройденным темам за 2 курс, повторение физических величин. | 10 | ||
ВСЕГО 108 часов + 57 часов см. работы |
| ||
ВСЕГО | 236+119= 355 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета физики;
- оборудования учебного кабинета: рабочее место обучающегося; рабочее место преподавателя; рабочие места обучающихся для проведения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
- ноутбук, мультимедиапроектор, принтер, сканер, оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных опытов, доступ обучающихся к сети Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред. Н.А.Парфентьевой, Физика. 10 класс. Базовый уровень (комплект с электронным приложением). – М.: Просвещение, 2017.
2. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред. Н.А.Парфентьевой, Физика. 11 класс. Базовый уровень (комплект с электронным приложением). – М.: Просвещение, 2017.
3. Дидактические материалы Физика 11 класс / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Издательство «Дрофа», 2014.
4. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике 11 класс / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.
5. Задания образовательного портала Решу ЕГЭ
6. Сборник заданий и самостоятельных работ « Физика 10», Л.А. Кирик, Ю.И.Дик- М.: Илекса 2012г
Дополнительные источники:
Генденштейн Л.Э Физика 10 кл. Ч1: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик - М: Мнемозина, 2014 г.
Генденштейн Л.Э Физика 10 кл. Ч2: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик - М: Мнемозина, 2014 г.
Генденштейн Л.Э Физика 10 кл. Ч1: задачник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Э. Генденштейн, А.В. Кошкина, Г.И. Левиев - М: Мнемозина, 2014 г.
Генденштейн Л.Э Физика 11 кл. В 2 частях Ч1: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик - М: Мнемозина, 2014 г.
Генденштейн Л.Э Физика 11 кл. В 2 частях Ч2: задачник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Э. Генденштейн, А.В. Кошкина, Г.И. Левиев - М: Мнемозина, 2014 г.
Физика 10 кл.: Учебник базового уровня для общеобразовательных учебных заведений / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. – 2-е изд. – М.: Илекса, 2009.
Физика 11 кл.: Учебник базового уровня для общеобразовательных учебных заведений / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик – 2-е изд. – М.: Илекса, 2009.
Физика 10 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А. Касьянов. – 7-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2003.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 1988.
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. Для 7 кл. средней школы – 11-е изд. – М.: просвещение, 1991.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике 10 класс. – М.: ВАКО, 2007
Интернет-ресурсы
Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/
Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с использованием Интернета. http://www.phizinter.chat.ru/
Физика.ru. http://www.fizika.ru/
Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/
Физика: электронная коллекция опытов. http://www.school.edu.ru/projects/physicexp
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать/понимать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория | Текущий контроль: устный опрос Экзамен |
Знать/понимать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа Контроль за первый курс Экзамен |
Уметь отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления | Текущий контроль: оценка выполнения лабораторных работ, тестирование, самостоятельная работа, оценка домашних работ Экзамен |
Знать/понимать смысл физических величин: масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия | Текущий контроль: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы Контроль за первый курс Экзамен |
Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли | Текущий контроль: устный опрос |
Знать/понимать смысл понятия взаимодействие | Текущий контроль: устный опрос Экзамен |
Знать/понимать смысл физических величин абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты | Текущий контроль: самостоятельная работа, контрольная работа, устный опрос, оценка домашних работ Контроль за первый курс Экзамен |
Знать/понимать смысл физических законов термодинамики | Текущий контроль: устный опрос, тестирование Контроль за первый курс Экзамен |
Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел | Текущий контроль: оценка выполнения лабораторных работ, устный опрос, тестирование Экзамен |
Знать/понимать смысл физических величин: элементарный электрический заряд | Текущий контроль: устный опрос Экзамен |
Знать/понимать смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа, тестирование Контроль за второй курс Экзамен |
Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа Экзамен |
Знать/понимать смысл понятий: электромагнитное поле, волна | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа Контроль за второй курс Экзамен |
Уметь приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике | Текущий контроль: устный опрос, контрольная работа Экзамен |
Знать/понимать смысл понятий: фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения | Текущий контроль: устный опрос, тестирование, самостоятельная работа Контроль за второй курс Экзамен |
Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, оценка выполнения лабораторных работ Экзамен |
Уметь приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров | Текущий контроль: устный опрос, домашняя работа, тестирование, контрольная работа Экзамен |
Знать/понимать смысл понятий: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная | Текущий контроль: Устный опрос, оценка домашних работ |
Знать/понимать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики | Текущий контроль: устный опрос, тестирование Контроль за первый и второй курс Экзамен |
Уметь воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях | Текущий контроль: домашняя работа, устный опрос |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды.
| Текущий контроль: устный опрос, домашнее задание |
В конце изучения всех перечисленных разделов физики при оценке результатов обучения проводится экзамен.