Т. Ф. Жаркова
с. Лубошево
Рабочая программа по физике 7 класс разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
Рабочая программа разработана на основе программы, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», составитель Т. Е. Тихонова. – М.: Дрофа, 2015 г
При реализации рабочей программы используется учебник «физика 7 класс» автор Перышкин А. В. – М.: Дрофа, 2017 г
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
образовательные результаты
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию
понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание
Работа и мощность. Энергия - 13 ч
Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количес тво часов | Дата | Примеч. |
план | факт |
| Введение (4 ч) | | | | |
-
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Некоторые физические термины | 1 | 4.09 | | |
-
| Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | 1 | 7.09 | | |
-
| Точность и погрешность измерений. Физика и техника | 1 | 11.09 | | |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | 14.09 | | |
| Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | | | | |
-
| Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | 1 | 18.09 | | |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | 1 | 21.09 | | |
-
| Движение молекул | 1 | 25.09 | | |
-
| Взаимодействие молекул | 1 | 28.09 | | |
-
| Агрегатные состояния вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов | 1 | 2.10 | | |
-
| Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | 5.10 | | |
| Взаимодействие тел (23 ч) | | | | |
-
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | 9.10 | | |
-
| Скорость. Единицы скорости | 1 | 12.10 | | |
-
| Расчет пути и времени движения | 1 | 16.10 | | |
-
| Инерция | 1 | 19.10 | | |
-
| Взаимодействие тел | 1 | 23.10 | | |
-
| Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | 1 | 26.10 | | |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | 30.10 | | |
-
| Плотность вещества. | 1 | 9.11 | | |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела» Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твердого тела» | 1 | 13.11 | | |
-
| Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | 16.11 | | |
-
| Решение задач по темам «Механическое движение, масса и плотность вещества» | 1 | 20.11 | | |
-
| Контрольная работа № 1 «Механическое движение, масса и плотность вещества» | 1 | 23.11 | | |
-
| Сила | 1 | 27.11 | | |
-
| Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | 30.11 | | |
-
| Сила упругости. Закон Гука | 1 | 4.12 | | |
-
| Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 1 | 7.12 | | |
-
| Сила тяжести на других планетах | 1 | 11.12 | | |
-
| Динамометр. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | 14.12 | | |
-
| Контрольная работа № 2 «Административная» | 1 | 18.12 | | |
-
| Анализ контрольной работы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | 1 | 21.12 | | |
-
| Сила трения. Трение покоя. | 1 | 25.12 | | |
-
| Трение в природе и технике. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | 1 | 11.01 | | |
-
| Повторный инструктаж по технике безопасности. Обобщение по теме «Сила. Равнодействующая сил» | 1 | 15.01 | | |
| Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) | | | | |
-
| Давление. Единицы давления | 1 | 18.01 | | |
-
| Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | 22.01 | | |
-
| Давление газа | 1 | 25.01 | | |
-
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | 1 | 29.01 | | |
-
| Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | 1.02 | | |
-
| Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | 1 | 5.02 | | |
-
| Сообщающиеся сосуды | 1 | 8.02 | | |
-
| Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | 12.02 | | |
-
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | 1 | 15.02 | | |
-
| Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | 19.02 | | |
-
| Манометры | 1 | 22.02 | | |
-
| Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | 1 | 26.02 | | |
-
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | 1.03 | | |
-
| Закон Архимеда | 1 | 5.03 | | |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | 8.03 | | |
-
| Плавание тел | 1 | 12.03 | | |
-
| Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел» | 1 | 15.03 | | |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | 19.03 | | |
-
| Плавание судов. Воздухоплавание | 1 | 22.03 | | |
-
| Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. воздухоплавание» | 1 | 2.04 | | |
-
| Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | 5.04 | | |
| Работа и мощность. Энергия (13 ч) | | | | |
-
| Механическая работа. Единицы работы | 1 | 9.04 | | |
-
| Мощность. Единицы мощности | 1 | 12.04 | | |
-
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | 1 | 16.04 | | |
-
| Момент силы | 1 | 19.04 | | |
-
| Рычаги в технике, быту и природе механики. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | 23.04 | | |
-
| Блоки. «Золотое правило» механики | 1 | 26.04 | | |
-
| Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | 1 | 30.04 | | |
-
| Центр тяжести тела | 1 | 3.05 | | |
-
| Условия равновесия тел | 1 | 7.05 | | |
-
| Коэффициент полезного действия механизмов. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | 10.05 | | |
-
| Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | 1 | 14.05 | | |
-
| Превращения одного вида механической энергии в другой | 1 | 17.05 | | |
-
| Зачет по теме «Работа. Мощность. Энергия» | 1 | 21.05 | | |
| Итоговое повторение (3 ч) | | | | |
-
| Систематизация знаний курса физики 7 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | 24.05 | | |
-
| Контрольная работа № 3 «Итоговая административная» | 1 | 28.05 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 31.05 | | |