СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация   к рабочей программе по физике 7 класс.

 

 Рабочая программа по  физике  составлена на основании следующих нормативных документов:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  • В основу данной рабочей программы положена авторская программа:  Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.  Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы: учебно-методичекое пособие / сост. Е.Н. Тихонова. – М.: Дрофа, 2017.
  • Авторская программа учебного предмета  «Физика» для 7-9 классов  Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской, рекомендованная Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по физике для основной школы. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
  • Учебный план  МКОУ Вальдиватская СОШ им. Г.А.Жукова на 2019-2020 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7 класс»



Аннотация к рабочей программе по физике 7 класс.


Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативных документов:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • В основу данной рабочей программы положена авторская программа: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы: учебно-методичекое пособие / сост. Е.Н. Тихонова. – М.: Дрофа, 2017.

  • Авторская программа учебного предмета «Физика» для 7-9 классов Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской, рекомендованная Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по физике для основной школы. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

  • Учебный план  МКОУ Вальдиватская СОШ им. Г.А.Жукова на 2019-2020 учебный год


 Учебник

Физика 7 класс Пурышева

Физика. 7 класс ФГОС
Авторы: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Издательство: М.: Дрофа
Год: 2018. 











1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ основного общего образования

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;

  • формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;


2. Содержание учебного предмета.

7класс (68ч, 2ч в неделю)

Введение

I уровень

Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.

II уровень

Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

I уровень

1. Измерение длины, объема и температуры тела.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Измерение времени.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ

II уровень

Измерение малых величин.

Движение и взаимодействие тел

I уровень

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.

Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц. Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения.

Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

I уровень

4. Изучение равномерного движения.

5. Измерение массы тела на рычажных весах.

6. Измерение плотности вещества твердого тела.

7. Градуировка динамометра и измерение сил.

8. Измерение коэффициента трения скольжения.

9. Изучение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

I уровень

Измерение средней скорости.

Изучение равноускоренного движения.

Звуковые явления

I уровень

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.

Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо.

II уровень

Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

I уровень

Наблюдение колебаний, звучащих тел.

Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.

Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.

II уровень

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

Световые явления

I уровень

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.

Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой.

Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

II уровень

Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал. Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

I уровень

11. Наблюдение прямолинейного распространения света.

12. Изучение явления отражения света.

13. Изучение явления преломления света.

14. Изучение изображения, даваемого линзой.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

I уровень

Наблюдение образования тени и полутени.

Получение и исследование изображения в плоском зеркале.

II уровень

Изготовление перископа.

Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.

Изучение закона преломления света.

Резервное время (4 ч)





3. Тематическое планирование.

Тема программы

Кол-во часов по программе

I

Введение

6 часов

2

Движение и взаимодействие тел

37 часов

3

Звуковые явления

6 часов

4

Световые явления

16 часов

5

Обобщающее повторение

3 часа


Всего

68 часов





















4. Календарно-тематическое планирование.

пп

Тема

Основное содержание

Форма работы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Д/з

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

п

ф

Введение

1

Что и как изучают физика и астрономия

Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика — наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ. Астрономия — одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Наблюдение и эксперимент. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы. Роль наблюдений в изучении астрономических объектов.


Демонстрации. Примеры физических явлений: механическое движение, разряд между кондукторами электрофорной машины, опыт Эрстеда или работа электромагнита, разложение света в спектр и др. Наблюдение за движением шариков по двум желобам, установленным под разными углами к горизонту. Различные демонстрационные приборы: метр, термометр, электронный секундомер, амперметр, барометр и др.

Вводный урок

Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений

П: Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно

К: Умеют задавать вопросы. Умеют обосновывать свои выводы и умозаключения.


осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

§1, 2

№1



2

Физические величины. Единицы физических величин

Физическая величина — количественная характеристика физических явлений и свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовое значение и единица физической величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины

Решение общей учебной задачи: поиск и открытие нового способа действий.


Описывают известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирают необходимые физические приборы и определяют их цену деления

П: Выделяют количественные характеристики объектов.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей.

К: Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

убежденность в возможности познания природы

§3, 4

№2, 3 (3-5)



3

Измерение физических величин. Точность измерений

Измерение физических величин и значение измерений. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений и цена деления шкалы прибора. Абсолютная погрешность измерений. Запись результата измерений с учетом абсолютной погрешности.


Демонстрации. Демонстрационные приборы: метр, термометр, секундомер

Решение частных задач: осмысление, конкретизация, отработка нового способа действия при решении конкретно – практических задач.


Измеряют расстояния. Предлагают способы измерения объема тела правильной и неправильной формы. Измеряют объемы тел.


П: Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения.

Р: Определяют последовательность промежуточных действий

К: Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.


развитие внимательности аккуратности

§5,

№4



4

Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объема и температуры тела»

Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Оформление отчета о выполнении лабораторной работы. Измерение длины, объема и температуры тела. Определение погрешности измерений. Запись результата измерений.

Решение частных задач: осмысление, конкретизация, отработка нового способа действия при решении конкретно – практических задач.


Измеряют размер малых тел методом рядов.Предлагают способы повышения точности измерений

П: Управляют своей деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

Р: Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.

К: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений

№5



5

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». Лабораторная работа № 3 «Измерение времени»

Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин и уменьшение погрешности измерения малых величин. Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера.








6

Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий мир

Связи между физическими величинами. Физический закон. Объяснение физических явлений и связей между величинами. Физическая теория. Взаимосвязь развития физики с развитием техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение» (что и как изучают физика и астрономия).


Демонстрации. Связь между временем движения тела и пройденным путем. Зависимость объема газа от его температуры. Технические устройства: модель двигателя внутреннего сгорания, модель ракеты, осциллограф, лазер и др.

Решение частных задач: осмысление, конкретизация, отработка нового способа действия


Измеряют промежутки времени

П: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Р: Определяют последовательность промежуточных действий

К: Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений

§6-8

№6



Движение и взаимодействие тел


7

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета.


Демонстрации. Относительность движения (с помощью тележки, детского заводного автомобиля и флажков-указателей)

. Вводный урок: постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия.



Приводят примеры механического движения.

Различают способы описания механических движений. Изображают различные траектории

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.

развитие внимательности собранности и аккуратности

§9-11

№7



8

Траектория. Путь. Равномерное движение

Траектория движения. Пройденный путь — физическая величина. Ее условное обозначение, основная единица пути, способы измерения. Равномерное движение.

Демонстрации. Траектория движения шарика на шнуре, кусочка мела на классной доске. Равномерное движение тележки с капельницей (по рис. 28 учебника). Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, отработка нового способа действия.


Сравнивают различные виды движения.

Сравнивают движения с различной скоростью. Понимают смысл скорости. Решают расчетные задачи и задачи – графики

П: Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики

Р: Сравнивают свой способ действия с эталоном

М: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

овладение средствами описания движения, провести классификацию движений по траектории и пути,

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

§12

№8 (1, 2, 6)



9

Скорость равномерного движения

Скорость равномерного движения. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Единица скорости. Скорость — векторная величина. Решение задач на вычисление скорости, пройденного пути и времени движения.


Демонстрации. Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, отработка нового способа действия.


Вычисляют путь, скорость и время движения. Знакомятся с задачами-графиками


П: Выделяют формальную структуру задачи. . Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задач

Р: Составляют план и последовательность действий.

К:развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях




10

Изучение равномерного движения тела. Решение задач. Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения»

Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости тела от времени.

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, отработка нового способа действия.


Обсуждают различие и исторические предпосылки формирования различных систем мира.


П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сравнивают и оценивают факты о движении небесных тел.

К: Владеют вербальными и невербальными средствами общения

овладение средствами описания движения, провести классификацию движений по траектории и пути

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

§13

№9



11

Неравномерное движение. Средняя скорость

Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости. Решение задач.


Демонстрации. Неравномерное движение тележки с капельницей (по рис. 34 учебника)

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Сравнивают различные виды движения.

Сравнивают движения с различной средней скоростью. Понимают смысл средней скорости. Решают расчетные задачи на вычисление средней скорости

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

М: Умеют анализировать и объяснять при работе в малой группе ситуацию и полученный результат при решении задач.

развитие внимательности собранности и аккуратности

§14,15

№10



12

Равноускоренное движение. Ускорение

Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение — векторная физическая величина. Расчет скорости равноускоренного движения.

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Понимают смысл ускорения, как величины, характеризующей

быстроту изменения скорости тела. Понимают смысл и особенности равноускоренного и равнозамедленного движения.

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действ

К: Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки

15

№10



13

Решение задач по теме «Равноускоренное движение. Ускорение»

Расчет скорости равноускоренного движения (с начальной скоростью, равной v0 и равной 0). Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени


Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД

Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками

П: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения

Р: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

К: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт




14

Инерция

Изменение скорости движения тела при действии на него другого тела. Явление инерции. Закон инерции.


Демонстрации. Изменение скорости движения тележки при действии на него другого тела

.

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры движения тел по инерции. Объясняют причину такого движения

П: Описывают объект: передавая его внешние характеристики, используют выразительные средства языка.

Р: Предвосхищают результат: что будет, если…

К: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения

§16



15

Масса

Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.


Демонстрации. Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами (по рис. 43 и 44 учебника)

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры тел, имеющих разную инертность.

Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. Осознают смысл выражения: «Масса – мера инертности тела»

П: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

§16, 17

№12



16

Измерение массы. Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Масса — физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.

Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.


Измеряют массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания»

П: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера

Р: Составляют план действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

К: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам

§18



17

Плотность вещества

Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.


Демонстрации. Сравнение плотностей различных твердых и жидких веществ

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт

§19

№13 (1, 2, 4)



18

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела»

Решение задач на определение величин, входящих в формулу плотности вещества.

. Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.



Измеряют плотность вещества

П: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.


Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт

22

№14



19

Решение задач. Кратковременная контрольная работа

Решение задач на расчет плотности твердых, жидких и газообразных веществ, их массы и объема.


Кратковременная контрольная работа (по материалу § 17—19)

Контрольный урок

Демонстрируют умение решать задачи разных типов.


П: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Р: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала

К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

формирование ценностных отношений к результатам обучения




20

Сила

Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила — физическая величина. Единица илы. Сила — векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения.


Демонстрации. Опыты по рисункам 50 и 42 учебника

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Выделяют существенные и несущественные признаки физической величины

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К:Распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

§20, 21, 22

№14



21

Измерение силы. Международная система единиц

Деформация. Деформация как результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы.


Демонстрации. Опыты, демонстрирующие упругую деформацию. Динамометр

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Исследуют зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы.

Знакомятся с прибором для измерения силы – динамометром

П: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера

Р: Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений

К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

§24

№16



22

Сложение сил

Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.


Демонстрации. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой (используя демонстрационный динамометр с круглой шкалой, трубчатый динамометр и набор грузов; можно воспользоваться набором по статике с магнитными держателями)

Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.


Определяют модуль и направление равнодействующей силы в различных ситуациях

П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Предвосхищают результат

К: Умеют анализировать и объяснять при работе в малой группе ситуацию и полученный результат

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся

§23

№15



23

Сила упругости

Сила упругости. Пропорциональная зависимость между силой упругости, действующей на упругую пружину, и ее удлинением. Жесткость пружины. Закон Гука.


Демонстрации. Упругие свойства пружины и линейки, Упругая деформация пружин с разной жесткостью (по рис. 65 учебника)

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации

П: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Р: Принимают познавательную цель

К: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами

формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

§24

№16



24

Сила тяжести

Сила тяжести — причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне

. Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры проявления силы всемирного тяготения и объясняют ее роль в формировании макро- и мегамира

П: Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно строят высказывания на предложенные темы

Р: Принимают познавательную цель

К: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

§25, §26


№17



25

Решение задач. Закон всемирного тяготения

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон Всемирного тяготения (словесная формулировка и формула). Физический смысл гравитационной постоянной*. Опыт Кавендиша

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения».

Изображают силу тяжести в выбранном масштабе.


П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему

К: Умеют слышать, слушать и понимать партнера

развитие кругозора

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

§25, §26


№17



26

Вес тела. Невесомость

Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.


Демонстрации. Падение тела, прикрепленного к упругой пружине. Опыт с демонстрационным динамометром и прикрепленным к нему грузом

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Объясняют тот факт, что сила тяжести – величина постоянная для тела данной массы, а вес – нет

П: Выделяют и формулируют познавательную цель.

Р: Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

К: Общаются и взаимодействуют с партнерами по обмену информацией.


формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

§27

№19



27

Лабораторная работа № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил». Решение задач









28

Давление. Кратковременная контрольная работа

Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике.


Кратковременная контрольная работа (по материалу § 19—26).


Демонстрации. Давление твердого тела на опору (зависимость глубины погружения тела в мокрый песок от действующей на песок силы и площади соприкосновения тела с песком — по рис. 71 учебника)

. Постановка и решение общей учебной задачи.



Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами

П: Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения

Р: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

К: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.


ценностных отношений друг к другу, учителю;

отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры

§28

№20



29

Сила трения

Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения скольжения. Формула для вычисления силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя. Трение в природе и технике. Подшипники.


Демонстрации. Измерение силы трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода материала соприкасающихся поверхностей; независимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и трения качения

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Различают виды сил трения. Приводят примеры. Объясняют способы увеличения и уменьшения силы трения.


П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

развитие кругозора

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

§29

№21



30

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.

Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.


Измеряют силу трения скольжения. Исследуют зависимость модуля силы трения скольжения от модуля прижимающей силы, от качества обработки поверхности и независимость от площади соприкасающихся поверхностей.


П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р: Распределяют функции и объем заданий

К:Умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера

формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

§29

№21



31

Механическая работа. Решение задач

Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.


Демонстрации. Измерение работы при подъеме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности (с помощью динамометра и демонстрационного метра)

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры механической работы.

Определяют возможность совершения механической работы. Измеряют и вычисляют работу силы тяжести и силы трения.

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

§32

№24 (1,2,3)



32

Мощность

Мощность. Единицы мощности. Мощность как характеристика выполняемой работы. Формула для вычисления мощности








33

Решение задач по теме «Механическая работа и мощность»

Вычисление механической работы и мощности. Решение задач (по материалу § 29—30)

Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.


Вычисляют работу силы тяжести и работу силы трения.

Измеряют работу силы тяжести и работу силы трения

П: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

осознание важности физического знания

ЛР № 11 «Исслед-ие зав-ти периода колебаний груза»



34

Простые механизмы

Простые механизмы. Виды простых механизмов.


Демонстрации. Различные простые механизмы

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы.

Предлагают способы преобразования силы

П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Р:Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

К: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

на практике убедится в истинности правил моментов

§33-34

№25



35

Правило равновесия рычага

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Плечо силы. Выигрыш в силе. Примеры использования правила равновесия рычага в природе, технике и быту.


Демонстрации. Равновесие сил на рычаге (по рис. 93 учебника)

. Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.



Проверяют условия равновесия рычага

П: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами

на практике убедится в истинности правил моментов

№34



36

Лабораторная работа № 9 «Изучение условия равновесия рычага»









37

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики

Блок. Подвижный и неподвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.


Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). Равенство работ

. Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.



Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков, области их применения

П: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей

Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

К: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

на практике убедится в истинности правил моментов

§35, 36




38

Коэффициент полезного действия

Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия

Комплексное применение ЗУН и СУД

Различают полезную и полную (затраченную) работу. Понимают физический смысл КПД механизма. Вычисляют КПД простых механизмов

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Составляют план и последовательность действий при решении конкретной задачи

К: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия


развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения

№26, 27



39

Лабораторная работа № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»


. Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.



Измеряют КПД наклонной плоскости

П: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера

Р: Составляют план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы.

К: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

уважение к творцам науки и техники




40

Энергия. Кратковременная контрольная работа

Понятие энергии. Энергия — физическая величина. Единица энергии.


Кратковременная контрольная работа (по материалу § 31—35).


Демонстрации. Опыты, аналогичные изображенным на рисунке 109 учебника

Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.


Различают виды энергии. Приводят примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией. Вычисляют значение энергии. Сравнивают энергии тел.


П: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

уважение к творцам науки и техники

§37-38

№28



41

Кинетическая и потенциальная энергия

Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия поднятого и деформированного тела. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Относительность величины кинетической и потенциальной энергии.

Демонстрации. Кинетическая энергия движущегося шарика. Потенциальная энергия поднятого над землей тела и сжатой пружины








42

Закон сохранения энергии в механике

Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения.


Демонстрации. Превращения энергии при движении шарика по наклонному желобу вниз и вверх; при колебании маятника (желательно маятника Максвелла); при колебаниях шарика, закрепленного двумя упругими пружинами (по рис. 113 учебника)

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Понимают значение закона сохранения энергии для объяснения процессов в окружающем нас мире. Сравнивают изменение энергии при движении тел

П: Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях

Р: Ставят и реализуют учебную задачу.

К: Общаются и взаимодействуют в малой группе с целью решения поставленной задачи.


формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

уважение к творцам науки и техники

§39

№29



43

Обобщающее повторение по теме «Движение и взаимодействие тел»

Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в главе «Механические явления»

Урок обобщения и систематизации знаний.


Работают с «Карточкой поэлементного контроля

П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р: Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала

К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

осознание важности физического знания

§39




Звуковые явления


44

Колебательное движение. Период колебаний маятника

Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник*. Период колебаний математического маятника*. Период колебаний пружинного маятника*.


Демонстрации. Различные колебательные движения математического и пружинного маятников

. Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.



Сравнивают различные виды движений. Отличают колебательное движение. Описывают колебания различными способами

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

П: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.


развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

§40, 41*

№30 (1, 2)



45

Звук. Источники звука

Колеблющееся тело — источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.


Демонстрации. Звучание: колеблющейся металлической линейки; натянутой струны; камертона и колебания бусины, подвешенной около его ножки

. Решение частных задач: осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД.



Изучают закономерности колебательного движения

П: Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях

Р: Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу

К: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

ЛР № 11 «Исслед-ие зав-ти периода колебаний груза»



46

Волновое движение. Длина волны

Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны.


Демонстрации. Волны на поверхности воды (прибор «Волновая ванна). Волны в шнуре и пружине. Модель волнового движения (прибор «Волновая машина)

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия

объясняют механизм возникновения волнового движения. Устанавливают отличие между двумя видами волн. Приводят примеры волновых движений

П: Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия и осуществляют их,

Р: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

на практике убедится в истинности правил

§42-45 ЛР № 12 «Наблюдение колебаний звучащих тел», №33



47

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука, механизм распространения звука, строение слухового аппарата человека, хорошие и плохие проводники звука, звукоизоляция, скорость распространения звука, ее зависимость от свойств среды и от температуры.


Демонстрации. Электрический звонок под колоколом воздушного насоса

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Участвуют в обсуждении вопросов возникновения, распространения и применения звуковых волн. Работают с карточкой поэлементного контроля

П: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.


формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

№34



48

Громкость и высота звука. Отражение звука

Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр. Отражение звука. Закон отражения. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.


Демонстрации. Зависимости: громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний; высоты звука от частоты колебаний камертонов. Отражение волн на воде с прибором «Волновая ванна»


Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Участвуют в обсуждении вопросов возникновения, распространения и применения звуковых волн. Работают с карточкой поэлементного контроля

П: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

§42-45 ЛР № 12 «Наблюдение колебаний звучащих тел», №33



49

Повторительно- обобщающий урок по теме «Звуковые явления». Кратковременная контрольная работа

Повторение и обобщение знаний о характеристиках механических и звуковых колебаний, механических и звуковых волн, условиях получения и распространения звуковых колебаний, о свойствах звука.


Кратковременная контрольная работа по теме «Звуковые явления»

Урок обобщения и систематизации знаний.


Работают с «Карточкой поэлементного контроля». Заполняют таблицы обобщения

П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р: Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала

К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

осознание важности физического знания

§46-ЛР № 13 «Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний»



Световые явления


50

Источники света

Источники света: тепловые, люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.


Демонстрации. Свечение провода, по которому течет ток. Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, электрическая дуга, свеча

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Приводят примеры различных источников света

Создают краткий конспект. Желающие знакомятся с биографиями А.Н. Лодыгина и Т. Эдисона.


П: Ориентируются и воспринимают тексты научно – публистического стиля

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

К: Владеют вербальными и невербальными средствами общения

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

§49-50



51

Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождение преград малых размеров*. Закон прямолинейного распространения света. Применение явления закона прямолинейного распространения света на практике.


Лабораторная работа № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света».


Демонстрации. Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана

Наблюдают и объясняют экспериментальные факты.


Наблюдают и объясняют экспериментальные факты.


П: Выражают смысл ситуации различными средствами

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями

формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,

уважение к творцам науки и техники

§49-50



52

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени

Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.


Демонстрации. Световые пучки разной формы, Изменение формы светового пучка с помощью диафрагмы. Независимость световых пучков. Образование тени и полутени. Модели солнечного и лунного затмений








53

Отражение света. Лабораторная работа № 12 «Изучение явления отражения света»

Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение света.


Лабораторная работа № 12 «Изучение явления отражения света».


Демонстрации. Явления, происходящие на границе раздела двух сред: отражение, преломление, поглощение. Явление отражения света с помощью оптической шайбы

Решение частной

задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Наблюдают и объясняют экспериментальные факты.


П: Выражают смысл ситуации различными средствами

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§61. §53, №42, ЛР №15 «Наблюдение образования тени и полутени»



54

Изображение предмета в плоском зеркале

Получение изображения предмета в плоском зеркале. Характеристика изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала. Перископ.


Демонстрации. Получение изображения свечи или карандаша с помощью плоского зеркала

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Наблюдают физическое явление, планируют опыт, объясняют наблюдаемые результаты.


П: Выражают смысл ситуации различными средствами

Р: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,

К: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

§54-56, №43(1



55

Повторение материала. Решение задач. Вогнутые зеркала и их применение

Решение задач типа Л. №№ 1538, 1539, 1540, 1547, 1548, 1549 и т. п.


Сферические зеркала*. Выпуклое и вогнутое зеркала*. Основные линии и точки зеркала*. Фокусное расстояние зеркала*. Применение вогнутых зеркал*. Телескопы*.


Демонстрации. Изображение, даваемое вогнутым зеркалом с помощью оптической шайбы*








56

Преломление света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления преломления света»

Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Закон преломления света*.


Лабораторная работа № 13 «Изучение явления преломления света».


Демонстрации. Преломление света с помощью сосуда с водой и линейки, с помощью оптической шайбы

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Выдвигают гипотезы, предлагают и аргументируют методы ее доказательства

П: Выделяют и формулируют познавательную цель

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


§57

№47(2)



57

Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика

Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика*.


Демонстрации. Полное внутреннее отражение с помощью оптической шайбы

Урок обобщения и систематизации знаний.


Выдвигают гипотезы, предлагают и аргументируют методы ее доказательства


П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.


развитие диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

§58, 59*

№48, 49*



58

Линзы, ход лучей в линзах

Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.


Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в линзе с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью линзы

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Наблюдают и объясняют экспериментальные факты.



П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Р: Готовятся к осуществлению последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.

К: Умеют слышать, слушать и понимать партнера

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

§60

№50



59

Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемого линзой»

Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемого линзой».


Формула линзы*. Увеличение линзы*

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Изображают «замечательные» лучи, осознанно используют их для построения изображения предмета в собирающей линзе; проверяют экспериментально полученный вывод

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Р: Готовятся к осуществлению последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.

К: контролируют действия друг друга, умеют договариваться между собой

ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

§61.



60

Фотоаппарат. Проекционный аппарат

Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем.


Демонстрации. Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Изучают схематично и на моделях сустройство оптических приборов

П: Выделяют общее и частное (существенное и несущественное) в изучаемых объектах; классифицируют объекты

Р: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью

К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

§62-63

№53



61

Глаз как оптическая система

Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения.


Демонстрации. Модель глаза

. Урок пресс-конференция


Изучают строение человеческого глаза и его функции с точки зрения физики

П: Осуществляют поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование и формы подачи

Р: Готовятся к осуществлению последовательного перехода к самоуправлению

К: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли

формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

№51, №52



62

Очки, лупа

Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Коррекция зрения с помощью очков. Оптические приборы, вооружающие глаз. Лупа. Увеличение лупы.


Демонстрации. Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью лупы








63

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов

Спектр белого света. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра.


Демонстрации. Разложение белого света в спектр (явление дисперсии) с помощью призмы прямого зрения. Сложение спектральных цветов с помощью системы зеркал

Решение общей задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия и осуществляют их, осуществляют поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования.


П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования

Р: Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия и осуществляют их

К: готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку


выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи

§65-66

№56



64

Цвета тел

Поглощение света средой Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.


Обобщение темы «Световые явления»

Решение частной задачи: осмысление, конкретизация, поиск и открытие нового способа действия.


Анализируют и объясняют красоту и многоцветие окружающего мира.


П: Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета

Р: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью

К: умеют и готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.


развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

§66-67




65

Контрольная работа по теме «Световые явления»

Контрольная работа по теме «Световые явления»

Контрольный урок

Демонстрируют умение решать задачи разных типов

П: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Р: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала

К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

формирование ценностных отношений к результатам обучения




Обобщающее повторение


66

Итоговая контрольная работа

Механическое движение. Силы. Силы в природе. Работа и мощность. Простые механизмы. Звук.

Световые явления

Контрольный урок

Демонстрируют умение решать задачи разных типов базового и повышенного уровня

П: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Р: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала

К: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.

формирование ценностных отношений к результатам обучения




67

Новое создают мечтатели

Движение и силы.

Неслышимый звук.

Невидимый свет

. Урок-путешествие


Участвуют в решении и обсуждении задач практической и творческой направленности

П: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Р: Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия и осуществляют их

К: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

формирование ценностных отношений к результатам обучения




68

В экспериментах участвует Вселенная

Законы небесные и земные. Мир световых скоростей

Урок-презентация


Урок-презентация


Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации).


П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в усной и/или письменной форме.

Р: Обсуждают и оценивают результат индивидуальной или групповой деятельности.

К: умеют и готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу

формирование ценностных отношений к результатам обучения


















Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту







































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!