I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в полной средней школе являются:
сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в полной средней школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы , оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Предметные результаты обучения физике по разделам:
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
II. Содержание учебного предмета
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.
Лабораторные работы
№1 Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации
Наблюдение механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений: движение стального шарика по желобу колебания маятника, таяние льда, кипение воды, отражение света от зеркала, электризация тел.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторные работы
№ 2 Измерение размеров малых тел.
Демонстрации
Диффузия в газах и жидкости. Растворение краски в воде. Расширение тел при нагревании. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Модель кристаллической решетки. Модель молекулы воды. Сцепление свинцовых цилиндров. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании. Сжатие и выпрямление упругого тела. Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы
Лабораторные работы
№ 3 Измерение массы тела на рычажных весах.
№4 Измерение объема тела.
№5 Определение плотности твердого тела.
№6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Демонстрации
Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх. Явление инерции. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой. Различные виды весов. Сравнение масс тел с помощью равноплечных весов. Взвешивание воздуха. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Подшипники различных видов.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторные работы
№ 7 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№8 Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации
Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание пластилина тонкой проволокой. Давление газа на стенки сосуда. Шар Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Устройство манометра. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Устройство и действие гидравлического пресса. Устройство и действие насоса. Действие на тело архимедовой силы в жидкости и газе. Плавание тел. Опыт Торричелли.
Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторные работы
№9 Выяснение условия равновесия рычага.
№10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации
Простые механизмы. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движение «сегнерова» колеса Измерение работы при перемещении тела. Устройство и действие рычага, блоков. Равенство работ при использовании простых механизмов. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.
Повторение (5 ч)
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Важными коррекционными задачами курса физики для учащегося с ЗПР
являются:
• развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
• нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
• формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных,
планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового
самоконтроля);
• развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую
терминологию;
• развитие общеучебных умений и навыков.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учащийся с ЗПР обучается в общеобразовательном классе. Учащийся с ЗПР соматогенного происхождения, ребенок с нормальным интеллектом. Низкая концентрация внимания приводит к тому, что ему трудно функционировать в большой группе. Обучающемуся необходим хорошо структурированный материал. В состоянии повышенного утомления ответы ребенка становятся необдуманными.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Учебный план обучающегося с ЗПР по содержанию не отличается от обычного учебного плана. Особенности ребенка учитываются при выборе форм и методов обучения. Учитывая быструю утомляемость, на уроке проводятся физминутки и обеспечивается регулярная смена деятельности. Предусмотрены резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ.
Для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития используются
следующие технологии:
- информационно – коммуникационные технологии;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-проектные методы обучения;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- проблемно-диалогическое обучение;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология учебного исследования;
- технология развивающего обучения;
-технология разноуровневого обучения.
Методы:
1.Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2.Наглядные - наблюдение, демонстрация.
3. Практические – упражнения.
4. Методы изложения новых знаний.
5. Методы повторения, закрепления знаний.
6. Методы применения знаний.
Виды и формы контроля обучающихся с ОВЗ:
1. Пересказ текста.
2. Задания по учебнику.
3. Объяснение физических терминов, знание формул и их физического смысла.
4. Тестирование.
5. Решение кроссвордов.
Для контроля ЗУНов учеников с ОВЗ применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
уроки | лаб. работы | контр. работы |
1 | Физика и техника | 4 | 3 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 | |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 16 | 4 | 1 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 22 | 19 | 2 | 2 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 12 | 8 | 2 | 1 |
6 | Повторение | 5 | 4 | | 1 |
| Итого: | 70 | 53 | 10 | 5 |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
I. Введение (4 ч) | |
| 3.09 | | Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты..§ 1-3 | |
| 3.09 | | Физические величины. Измерение физических величин.§ 4 | |
| 10.09 | | Инструктаж по ТБ.Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | |
| 10.09 | | Точность и погрешность измерений. Физика и техника.§ 5,6 | |
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | |
| 15.09 | | Строение вещества. Молекулы. § 7,8 | |
| 19.09 | | Движение молекул. Скорость движения молекул и температура тела | |
| 22.09 | | Инструктаж по ТБ Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел». | |
| 26.09 | | Взаимодействие молекул.§ 9,10 | |
| 29.09 | | Три состояния вещества.Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.§ 11,12 | |
| 3.10 | | Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». | |
III. Взаимодействие тел (21 ч) | |
| 6.10 | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.§ 13,14 | |
| 10.10 | | Скорость. Единицы скорости.§ 15 | |
| 13.10 | | Расчёт пути и времени движения.§ 16 | |
| 17.10 | | Решение задач на расчет пути и времени движения | |
| 21.10 | | Явление инерции. § 17 | |
| 27.10 | | Взаимодействие тел.§ 18 | |
| 8.11 | | Масса тела. Единицы массы.§ 19Измерение массы тела на весах | |
| 9.11 | | Инструктаж по ТБЛ/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».§ 20 | |
| 15.11 | | Плотность вещества.§ 21 | |
| 16.11 | | Расчет массы и объема тела по его плотности§ 22 | |
| 3.11 | | Инструктаж по ТБ Л/р № 4 «Измерение объёма тела». | |
| 5.11 | | Инструктаж по ТБ Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела». | |
| 10.11 | | Решение задач по темам: «Механическое движение, плотность вещества» | |
| 12.11 | | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. § 24 | |
| 29.11 | | Сила упругости. Закон Гука.§ 25 | |
| 30.11 | | Динамометр.Инструктаж по ТБ. Л/р № 6 «Градуирование пружины».§ 28 | |
| 6.12 | | Графическое изображение силы. Сложение сил | |
| 7.12 | | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.§ 30,31,32 | |
| 13.12 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил». Подготовка к контрольной работе. | |
| 14.12 | | К/р № 1 «Взаимодействие тел». | |
| 20.12 | | Анализ контрольной работы.Работа над ошибками | |
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч) | |
| 21.12 | | Давление. Единицы давления.§ 33 | |
| 27.12 | | Способы уменьшения и увеличения давления. § 34 | |
| 28.12 | | Давление газа.§ 35 Административная контрольная работа№2 за 1 полугодие | |
| 10.01 | | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. § 36 | |
| 11.01 | | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.§ 37,38 | |
| 17.01 | | Повторение и обобщение темы «Давление в жидкости и газе». Решение задач. | |
| 18.01 | | Сообщающиеся сосуды.§ 39 | |
| 24.01 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.§ 40,41 | |
| 25.01 | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.§ 42 | |
| 31.01 | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.§ 43,44 Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | |
| 1.02 | | Манометры.§ 45 Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.§ 46,47 | |
| 7.02 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.§ 48 | |
| 8.02 | | Архимедова сила.§ 49 | |
| 14.02 | | Инструктаж по ТБ Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкостьтело». | |
| 15.02 | | Плавание тел.§ 50 | |
| 21.02 | | Решение задач | |
| 22.02 | | Инструктаж по ТБ Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | |
| 1.03 | | Плавание судов. Воздухоплавание.§ 51,52 | |
| 7.03 | | Повторение и обобщение темы «Архимедова сила» | |
| 7.03 | | Решение задач | |
| 14.03 | | К/р № 4 «Архимедова сила». | |
V. Работа и мощность. Энергия. (12 ч) | |
| 15.03 | | Механическая работа. Единицы работы.§ 53 | |
| 22.03 | | Мощность. Единицы мощности.§ 54 | |
| 28.03 | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.§ 55,56 | |
| 29.03 | | Момент силы.§ 57 | |
| 11.04 | | Инструктаж по ТБ Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага». | |
| 12.04 | | Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.§ 58,59 | |
| 18.04 | | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.§ 60 | |
| 19.04 | | Коэффициент полезного действия механизма. § 61 Инструктаж по ТБ Л/р № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | |
| 25.04 | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.§ 62,63 | |
| 26.04 | | Превращение одного вида механической энергии в другой. § 64 | |
| 2.05 | | Повторение и обобщение темы «Работа и мощность. Энергия». Решение задач. | |
| 3.05 | | К/р № 5 «Работа и мощность. Энергия». | |
| 10.05 | | Анализ контрольной работы. | |
| 16.05 | | Повторение курса физики 7 класса | |
| 17.05 | | Повторение курса физики 7 класса | |
| 23.05 | | Итоговая административная КР | |
| 24.05 | | Повторение курса физики 7 класса | |
| 30.05 | | Повторение курса физики 7 класса | |
Приложение: Оценочные и методические материалы
Контрольная работа№1 «Взаимодействие тел»
Вариант 1
Какая скорость больше 20м/с или 72 км/ч?
Поезд проехал 120км за 2 час. Какова средняя скорость поезда?
Мотоциклист за первые 10минут движения проехал путь 5 км, а за следующие 8 минут - 9.6км? Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути?
В каком случае вода в сосуде поднимется выше: при погружении в нее 1кг свинца, или 1кг стали? Ответ обоснуйте.
Сколько кирпичей можно погрузить в трехтонный автомобиль, если объем одного кирпича 2дм3?
Вариант 2
Какая скорость больше 54 км/ч или 5 м/с?
Человек шел 0.5ч со скоростью 6 км/ч. Какой путь он прошел?
Автомобиль 2 часа двигался со скоростью 15м/с, а затем проехал еще 72км со скоростью 20м/с. Какова его средняя скорость на всем пути?
Даны два одинаковых по объему шарика из свинца и олова. Какой из них легче? Почему?
На прокатном станке прокатываю стальные листы размером 6*15 метров. Масса каждого листа 355,5кг. Какая толщина стального листа?
Контрольная работа №2 за полугодие
Вариант 1.
Определите вес тела массой 300 г и изобразите его на рисунке.
Найдите объем ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести, равная 27 кН (ρльда = 900 кг/м3).
На тело действуют две силы: 300 и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую этих сил.
Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в разные стороны, равна 10 Н. Большая из сил равна 14 Н. Определите графически меньшую силу.
Вариант 2.
Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 4т, и изобразите ее на рисунке.
Определите плотность металлической плиты объемом 4 м3, если ее вес равен 280 кН.
На тело действуют две силы: 400 и 600 Н, направленные по одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую этих сил.
Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в разные стороны, равна 15 Н. Большая из сил равна 19 Н. Определите графически меньшую силу.
Контрольная работа №3 «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»
Вариант №1
1.Одинаковое ли давление мы оказываем на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом, если прилагаемое усилие одно и то же?
2.Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих под водой живых организмов?
3.Какое давление на пол производит ученик, масса которого равна 48 кг, а площадь подошв – 320 см2.
4.Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
5.Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого равен 0,012 м3? (Плотность воды составляет 1000 кг/м3.)
Вариант №2
1.Зачем для проезда по болотистым местам, делают настил из хвороста, бревен или досок?
2.Будет ли выдавливаться зубная паста из тюбика, как и при обычном пользовании, в условиях невесомости?
3.Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном бутылки, если её горлышко погружено в воду?
4.Водолаз в жестком скафандре может опускаться на глубину до 200 м. Определите давление на этой глубине.
5.Березовый и пробковый шар плавают на поверхности пруда. Какой из них будет погружен в воду глубже. Почему?
Контрольная работа №4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Вариант 1
Какое давление оказывает на грунт гранитная колонна, объем которой 5 м3, если площадь основания 0,5 м2?
Одинаковы ли причины давления газа на стенки сосуда, в котором он находится, и давления твердого тела на опору? Укажите эти причины.
Три несмешивающиеся между собой жидкости - вода, керосин, ртуть - налиты в сосуд. В каком порядке они расположились? Ответ обоснуйте. Сделайте рисунок.
Длина прямоугольной баржи 4 м, ширина 2 м. Определите вес помещенного на баржу груза, если после нагрузки она осела в воду на 0,5 м.
Вариант 2
С какой силой давит атмосфера на поверхность страницы тетради, размер которой 16 х 20 см при атмосферном давлении 0,1 МПа?
Почему в самой жидкости (не зависимо от того, действуют ли на нее какие-либо силы или нет) должно возникать давление? Существует ли оно? Как это доказать?
На поверхности жидкости плавают два цилиндра одинакового размера - один деревянный (№ 1), а другой пробковый (№ 2). На какой из них можно положить больший груз, не утопив диска?
После разгрузки баржи ее осадка в реке уменьшилась на 60 см. Определите массу снятого с нее груза, если площадь сечения баржи на уровне воды равна 240 м2.
Контрольная работа №5«Архимедова сила»
Вариант № 1
1.Деревянный брусок объемом 0,00008 м3 плавает на поверхности керосина, наполовину погрузившись в него. Какова действующая на него Архимедова сила ? Плотность керосина 800 кг/м 3.
2.Тело объемом 0,01 м 3 опустили в воду. Сила тяжести , действующая на него, равна 90 Н. Всплывет тело или утонет ? Плотность воды 1000 кг/ м3
3. Три несмешивающихся между собой жидкости : вода, керосин, ртуть налиты в сосуд . Нарисуйте, в каком порядке они расположатся. Ответ обоснуйте. (плотность воды 1000 кг/м3, плотность керосина 800 кг/ м3, плотность ртути 13600 кг/ м3).
4*. Какую силу надо приложить , чтобы удержать в воде стальной шар объемом 0, 7 м3. Плотность воды 1000 кг/м3, плотность стали 7800 кг/м3.
Вариант № 2
1.Брусок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда опустили в бензин. Длина бруска 4 см, ширина 5 см, высота 10 см. Плотность бензина 710 кг/м3 . Определите выталкивающую силу, действующую на брусок?
2. На ящик объемом 1,5 м действует сила тяжести 20000 Н. Всплывет он или утонет, если его опустить в воду?
3. В сосуд с ртутью поместили алюминиевый , стальной и платиновый шарики одинакового объема. Сделайте рисунок и изобразите расположение шариков. Плотность ртути 13600 кг/м3, плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность платины 21500 кг/м3, плотность стали 7800 кг/м3.
4*. Кусок гранита объемом 0,01 м3 погружен в воду. Плотность воды 1000 кг/м3 , плотность гранита 2600 кг/м3. Какую силу надо приложить, чтобы удержать кусок в воде?
Контрольная работа №6 «Работа и мощность. Энергия»
Вариант 1
1. Для обшивки бака на водонапорную башню высотой 12 м поднято 1,7 т листового железа. Какая работа совершена подъемным краном7
2. Длина одного плеча рычага 50 см, другого - 10 см. На большее плечо действует сила 400 Н. Какую силу необходимо приложить к меньшему плечу, чтобы рычаг был в равновесии?
3. Насос за 20 с поднимает 200 кг воды на высоту 1,2 м. Чему равна мощность двигателя насоса?
4. С помощью неподвижного блока груз массой 100 кг поднят на высоту 1, м. Определите совершенную при этом работу. Если КПД блока равен 90 %.
Вариант 2
1. Штангист поднял штангу массой 200 кг на высоту 2 м. Какую работу он при этом совершил?
2. Из шахты глубиной 60 м с помощью подъемника поднимают 1 т руды за 20 с. Определите мощность двигателя подъемника.
3. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 40 см и 20 см. к большему плечу приложена сила 60 Н. Какая сила приложена к меньшему плечу?
4. Ящик с гвоздями, масса которого 45 кг, поднимают на четвертый этаж при помощи подвижного блока, действуя на веревку с силой 300 Н. Вычислите КПД установки.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
Часть А
1.Физическим телом является:
а) автомобиль; б) воздух; в) килограмм; г) плавление;
2. Чем отличаются молекулы железа в твердом и жидком состоянии:
а) количеством атомов; б) формой; в) размером;
г) молекулы одного и того же вещества в жидком и твердом состоянии одинаковы;
3.В каком состоянии может находиться сталь?
а) только в твердом; б)только в жидком; в) только в газообразном; г) во всех трех состояниях;
4.На рисунке №1 показана мензурка с жидкостью, а справа – мензурка с тем же количеством жидкости и погруженным в нее телом. Чему равен объем тела?
а) 280 мл;
б)140 мл;
в)160мл;
г) 120 мл;
5.В теплом помещении диффузия происходит быстрее, так как:
а) уменьшаются промежутки между молекулами;
б) увеличивается скорость движения молекул;
в) уменьшается скорость движения молекул;
г) изменяются размеры молекул.
6.Изменение скорости движения тела происходит:
а) само по себе; б) пока на него действует другое тело;
в) без действия на него другого тела; г) после действия на него другого тела;
7. Из чугуна, фарфора, латуни и мрамора изготовлены вазы одинаковой массы.
Какая ваза имеет наибольший объем?
а) чугунная; б) фарфоровая; в) латунная; г) мраморная;
8.Какую физическую величину определяют по формуле P= F/S ?
а) работу; б) мощность; в) давление; г) КПД; д) энергию;
9. Какая из перечисленных ниже физических величин выражается в паскалях (Па) ?
а) мощность; б) давление; в) сила; г) энергия; д) работа;
10.В каком состоянии вещество передает давление только по направлению действия силы?
а) только в твердом; б) только в жидком; в) только в газообразном;
г) в жидком и газообразном; д) среди ответов а – г нет правильного;
11. Тело всплывает. Каково соотношение между силой тяжести и архимедовой силой?
а) Fm = FA = 0 б) Fm FA
12. Каково направление архимедовой силы, действующей на плывущий корабль?
а) против направления движения корабля;
б) по направлению движения корабля;
в) архимедова сила равна 0;
г) по направлению силы тяжести:
д) противоположно силе тяжести;
13. Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу мощности?
а) Паскаль; б) Килограмм; в) Джоуль; г) Ватт; д) Ньютон;
14.Какой простой механизм изображен на рисунке 2.
а) рычаг; б)Наклонная плоскость;
в) Неподвижный блок; в) подвижный блок;
15.Какой отрезок на схеме (рис.3) изображает плечо силы F2 ?
а) ОА; б) СВ; в) ОС; г) ОВ;
Часть Б
1. За какое время велосипедист пройдет 250 метров, двигаясь со скоростью 5 м/с?
2.Средняя плотность человеческого тела составляет 1070 кг/м3.
Вычислите объем тела человека массой 53,5 кг.
3.Чему равно давление воды на глубине 2 м? Плотность воды 1000 кг/м3.
4.Трактор тянет плуг с силой 3000Н. Какая работа
совершается на пути 30 м?
5.С помощью простого механизма совершена полезная работа 40 Дж.
Каков полный КПД его, если полная работа составила 80 Дж?
Часть С
1.По графику пути (рис. №4) равномерного движения определите скорость тела.
2. Чему равна сила, удерживающая мраморную балку объемом 6 м3 в воде?
Плотность воды 1000 кг/м3, плотность мрамора 2700 кг/м3.
3. Какова мощность двигателя крана, если он поднимает бетонную плиту массой 2т на высоту 20м за 20с?
Вариант 2
Часть А
1.Физической величиной является:
а) время; б) медь; в) вертолет; г) стол;
2.Чем отличаются друг от друга молекулы льда и воды?
а) количеством атомов; б) формой; в) размером;
г) Молекулы одного и того же вещества в жидком и твердом состояниях одинаковы;
3.Диффузия в твердом теле будет протекать быстрее, если тело:
а) нагреть; б) остудить; в)сначала остудить, потом нагреть; г)сначала нагреть, а затем остудить;
4.Чему равен объем тела, погруженного в жидкость (см. рис 1.)
а) 12 мл;
б) 13 мл;
в) 15 мл;
г) 14 мл;
5. Чтобы овощи быстрее просолились, их необходимо залить:
а) холодным раствором соли; б) горячим раствором соли;
в) теплым раствором соли; г) время засолки не зависит от температуры раствора;
6.Если на тело не действуют другие тела, то оно:
а) находится в покое; б) движется; в) движется с изменяющейся скоростью;
г) находится в покое или движется равномерно и прямолинейно;
7.Из чугуна, фарфора, латуни и мрамора изготовлены вазы одинаковой массы.
Какая из них имеет наименьший объем?
а) чугунная; б) фарфоровая; в) латунная; г) мраморная;
8.Какая из физических величин равна отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?
а) потенциальная энергия; б) работа; в) мощность; г) давления; д) КПД;
9. Прямоугольную коробку, одна из сторон которой затянута резиновой пленкой,
устанавливают в жидкости на одной и той же глубине:
пленкой вверх
пленкой в бок
пленкой вниз
В каком случае жидкость оказывает на пленку наименьшее давление?
а) в первом; б) во втором; в) в третьем; г) во всех случаях одинаковое;
10.Тело находится в равновесии внутри жидкости.какое соотношение между силой тяжести и архимедовой силой?
а) FA = Fm=0 б) FAm в) Fm FA г) Fm = FA = 0
11.Какое направление архимедовой силы, действующей на подводную лодку, плывущую под водой горизонтально ?
а) вверх б) вниз в) архимедова сила равна нулю г) по направлению движения лодки
12.Какую физическую величину определяют по формуле N = A/t ?
а) работу; б) мощность; в) давление; г) энергию;
13.Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу работы?
а) Па; б) кг; в) Дж; г)Вт д) Н
14.Какой простой механизм изображен на рис.2?
а) рычаг; б) наклонная плоскость; в) неподвижный блок
г) подвижный блок
15. «Золотое правило» механики гласит:
а)во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии;
б) во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в работе;
в) во сколько раз выигрываем в работе, во столько раз проигрываем в расстоянии
Часть Б
1.Атомный ледокол «Ленин» за 1 час проходит 36 км. Вычислить скорость ледокола.
2.Определите массу стальной детали объемом 120 см3. Плотность стали 7,8 г/см3.
3.Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 2 м3, находящемся в жидкости, плотностью 1000 кг/м3?
4.Какова мощность двигателя, совершающего работу 240 Дж за 120 с?
5.С помощью рычага совершена полезная работа 80 Дж. Определите КПД рычага,
если полная работа составила 100 Дж.
Часть С
1.По графику (рис 3) пути равномерного движения определите скорость тела.
2.На рис.4 изображена футбольная камера, соединенная с вертикально расположенной стеклянной трубкой. В камере и трубке находится вода. На камеру положена дощечка, площадью 0.005м3. На дощечке гиря, давящая на нее с силой 50Н. На какую высоту поднимется вода в трубке? Плотность воды 1000 кг/м3.
3.Рабочий двигает ящик, массой 50 кг. Чему равна совершаемая им работа на пути 3м?
22