СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 7 классов составлена в соответствии с авторской программой  А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы 2012 г.;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7 класс»


Рабочая программа по физике для 7 классов составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), с изменениями и дополнениями 29.12.2014, 31.12.2015, 11.12.2020 г (ФГОС ООО);

  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Славская СОШ»;

  • Авторской программой А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы 2012 г.;

  • Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (ООО) в МБОУ «Славская СОШ».

Срок реализации программы — 2021 - 2022 учебный год.

Программа предназначена для 7 классов, количество часов — 68, недельная норма — 2 часа, в том числе — ВПМ № 1 «Силы в природе» (10 часов) и ВПМ № 2 «Эврика» (5 часов).

УМК предмета и класса:

  1. Марон, А. Е., Марон, Е. А. Дидактические материалы. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

  2. Марон, А. Е., Позойский, С. В., Марон, Е. А. Сборник вопросов и задач. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

  3. Перышкин, А. В. Физика. 7 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014.

  4. Перышкин, А. Е., Филонович, Н. В., Гутник, Е. М. Программа курса физики для 7-9 классов общеобра­зовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.

  5. Филонович, Н. В. Методическое пособие. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2015.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соотвестствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебны­ми действиями на примерах гипотез для объяснения извест­ных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать получен­ную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, нахо­дить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, уме­ния выражать свои мысли и способности выслушивать собе­седника, понимать его точку зрения, признавать право дру­гого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты изучения курса физики 7 класса.

Обучающийся научится

• понимать физические термины: тело, вещество, материя;

• проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

• владеть экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;

• понимать роль ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.

• понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.

• владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

• понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

• пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы

• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

• понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение

• измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны

• владеть экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления

• понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука

• владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

• находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела

• переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

• понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

• понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления

• измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда

• владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда

• понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда

• понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании

• владеть способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики

• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

• понимать и объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой

• измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию

• владеть экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага

• понимать смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

• понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.

• владеть способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

2. Содержание курса «Физика» 7 класс

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физиче­ских явлений. Физические величины. Измерения физиче­ских величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и по­грешность измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение расстояний.

  2. Измерение времени.

  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Демонстрации

  1. Наблюдение механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений;

  2. Движение стального шарика по желобу,

  3. Колебания маятника.

Контрольные работы

  1. Вxодной контроль.

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегат­ные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представ­лений.

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение размеров малых тел.

  2. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения.

  3. Выращивание кристаллов поваренной соли.

  4. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Демонстрации

  1. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании;

  2. Диффузия в газах и жидкости;

  3. Модель броуновского движения;

  4. Модель кристаллической решетки;

  5. Модель молекулы воды;

  6. Модель хаотического движения молекул;

  7. Растворение краски в воде;

  8. Расширение тел при нагревании;

  9. Сжатие и выпрямление упругого тела;

  10. Сжимаемость газов;

  11. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда;

  12. Сцепление свинцовых цилиндров.

Контрольные работы

  1. Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Взаимодействие тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равно­мерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зави­симости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тя­жести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других плане­тах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по од­ной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы.

Внутрипредметный модуль № 1 «Силы в природе» (10 ч)

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение плотности твердого тела.

  2. Измерение массы тела на рычажных весах.

  3. Измерение объема тела.

  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

  5. Сложение сил, направленных по одной прямой.

  6. Исследование условий равновесия рычага.

  7. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

  9. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Демонстрации

  1. Взвешивание воздуха.

  2. Подшипники различных видов;

  3. Равновесие тела, имеющего ось вращения;

  4. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой;

  5. Различные виды весов;

  6. Свойства силы трения;

  7. Сложение сил;

  8. Способы уменьшения и увеличения силы трения;

  9. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы;

  10. Сравнение масс тел с помощью равноплечных весов;

  11. Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх;

  12. Явление инерции.

Контрольные работы

1. Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостя­ми. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Баро­метр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архи­меда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Внутрипредметный модуль № 2 «Эврика» (5 ч).

Лабораторные работы и опыты

  1. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

  3. Измерение атмосферного давления.

Демонстрации

  1. Давление внутри жидкости;

  2. Давление газа на стенки сосуда;

  3. Действие на тело архимедовой силы в жидкости и газе;

  4. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры;

  5. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом;

  6. Обнаружение атмосферного давления;

  7. Опыт Торричелли;

  8. Плавание тел;

  9. Разрезание пластилина тонкой проволокой;

  10. Сообщающиеся сосуды;

  11. Устройство и действие гидравлического пресса;

  12. Устройство и действие насоса;

  13. Устройство манометра;

  14. Шар Паскаля.

Контрольные работы

  1. Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

  2. Контрольная работа по теме «Давление твердыx тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление».

Работа и мощность. Энергия (15 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механиз­мы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полез­ного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетиче­ская энергия. Превращение энергии.

Лабораторные работы и опыты

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

  3. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Демонстрации

  1. Измерение работы при перемещении тела;

  2. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движение «сегнерова» колеса;

  3. Простые механизмы;

  4. Равенство работ при использовании простых механизмов;

  5. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел;

  6. Устройство и действие рычага, блоков.

Контрольные работы

  1. Промежуточная аттестация.


п/п


Тема


Количество лабораторныx работ


Количество контрольныx работ

1

Введение

1

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

1

1

3

Взаимодействие тел

5

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

2

2

5

Работа и мощность. Энергия

2

1

Всего

11

6

3.Тематическое планирование курса «Физика» 7 класс (68 ч., ВПМ № 1 — 10ч., ВПМ № 2 — 5ч.)


Тема

Количество часов

Введение

4

1

Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Входной контроль.

1

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

1

7

Движение молекул.

1

8

Взаимодействие молекул.

1

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

Глава 2. Взаимодействие тел

23

10

Кратковременная контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» . Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

11

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Скорость. Единицы скорости.

1

12

Расчет пути и времени движения.

1

13

Инерция.

1

14

Взаимодействие тел.

1

15

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

16

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

17

Плотность вещества.

1

18

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».

1

19

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

20

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

21

Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

Внутрипредметный модуль № 1 «Силы в природе»

10

22

Анализ выполнения контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

23

Сила упругости. Закон Гука.

1

24

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

25

Сила тяжести на других планетах. Физические xарактеристики планет.

1

26

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» (30 мин.).

1

27

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

28

Сила трения. Трение покоя.

1

29

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» (30 мин.).

1

30

Создание презентаций по теме «Силы в природе».

1

31

Представление презентаций по теме «Силы в природе».

1

Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

32

Давление. Единицы давления.

1

33

Повторный инструктаж по ТБ. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

34

Давление газа.

1

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

36

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

37

Решение задач. Кратковременная контрольная работа (15 мин.) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

1

38

Анализ результатов выполнения контрольной работы . Сообщающиеся сосуды.

1

39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

41

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

42

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

43

Гидравлический пресс.

1

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Кратковременная контрольная работа по теме «Давление твердыx тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление» (20 мин).

1

45

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Закон Архимеда.

1

46

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

47

Плавание тел.

1

Внутрипредметный модуль № 2 «Эврика»

5

48

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».

1

49

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

50

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

51

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».

1

52

Защита проектов по теме «Эврика».

1

Глава 4. Работа и мощность. Энергия

15

53

Механическая работа. Единицы работы.

1

54

Мощность. Единицы мощности.

1

55

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

56

Момент силы.

1

57

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» (30 мин.).

1

58

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

59

Решение задач.

1

60

Центр тяжести тела.

1

61

Условия равновесия тел.

1

62

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» (30 мин.).

1

63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

65

Повторение.

1

66

Повторение.

1

67

Промежуточная аттестация.

1

68

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Итоги года.

1

Итого

68









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!