СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области



Проверено

Зам. директора по УВР

_______ М.Н. Яковченко

Протокол МС№__ от ________2021г.

Утверждаю

Директор школы

_______ Н.В. Ахремцева

Приказ №___ от ____________2021г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по физике

7 класс

«Точка Роста»








Учитель математики и физики первой квалификационной категории Генина Е.А.







2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка


Информация об авторе программы, комплекте учебников


Рабочая программа 7 класса разработана на основе Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2015 г.)

Для реализации программы используется учебник: А. В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «Дрофа», 2019 г.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год).

Цели и задачи

Цели рабочей программы следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и зако­нов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явле­ний природы, о закономерностях процессов и о законах фи­зики, которые необходимы для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружаю­щего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих спо­собностей учащихся, а также интереса к расширению и уг­лублению физических знаний и выбора физики как про­фильного предмета.


Задачи рабочей программы:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, теп­ловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физиче­ских величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природ­ные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измери­тельных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятия­ми, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от не­проверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребнос­тей человека.



Адресность

Программа рассчитана на учащихся 7 класса, имеющих средний уровень подготовки. Поэтому изучение предмета будет осуществляться на базовом уровне.

При организации урочной деятельности соблюдаются нормы СанПиН 1.2.3685-21. Количество видов урочной деятельности составляет от 5 до 7, а продолжительность одного вида деятельности от 7 до 10 минут.

Методы и формы работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися:

Формы организации учебного процесса:


  • индивидуальные,

  • групповые,

  • индивидуально-групповые,

  • фронтальные,

  • классные и внеклассные.

Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

 создание оптимальных условий обучения;

 исключение психотравмирующих факторов;

 сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

 развитие положительной мотивации к освоению программы;

 развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Основная форма организации образовательного процесса

Виды

предусматривает применение следующих технологий обучения

  • традиционная классно-урочная;

  • игровые технологии;

  • Технология проблемного обучения;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • ИКТ;

  • технология развития критического мышления;

  • исследовательская деятельность.

Среди методов обучения преобладают

  • репродуктивно-продуктивные;

  • объяснительно-иллюстративные.

Занятия представляют собой преимущественно

  • комбинированный тип урока.



Внесённые изменения и их обоснование

Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в 7 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Изменения в программу не вносились.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностными результатами обучения физике в 7-9 классах  являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в 7-9 классах  являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в 7-9 классах  являются:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств  на окружающую среду;

  • осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф.

  • осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

  • коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Выпускник научится:

- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.



3.Содержание учебного предмета, курса

(70 часов, 2 часа в неделю)

I. Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел. (23 ч.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Фронтальные лабораторные работы.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Определение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 ч)

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (16 ч.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

  1. Календарно-тематическое планирование


Раздел программы

Тема урока


Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности учащихся

1/1

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы (4 часа).

ТБ в кабинете физики. Физика – наука о природе. Физические термины.

1



— Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

— проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифици­ровать их, различать методы изучения физики;

— измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

— обрабатывать результаты измере­ний;

— определять цену деления шкалы из­мерительного цилиндра;

— определять объем жидкости с по­мощью измерительного цилиндра;

— переводить значения физических ве­личин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат изме­рения с учетом погрешности;

— находить цену деления любого измерительного прибора, представлять ре­зультаты измерений в виде таблиц;

— анализировать результаты по опреде­лению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

— работать в группе;

— выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

— определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

— составлять план презентации.


2/2

Наблюдения и опыты. Физиче­ские величины.

1



3/3

Точность и по­грешность измере­ний. Физика и тех­ника

1



4/4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1



5/1

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

Строение вещества. Молекулы.

1



— Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, бро­уновское движение;

— схематически изображать молекулы воды и кислорода;

— определять размер малых тел;

— сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

— объяснять: основные свойства моле­кул, физические явления на основе зна­ний о строении вещества;

— измерять размеры малых тел мето­дом рядов, различать способы измере­ния размеров малых тел;

— представлять результаты измерений в виде таблиц;

— выполнять исследовательский экспе­римент по определению размеров ма­лых тел, делать выводы;

— работать в группе;

— объяснять явление диффузии и зави­симость скорости ее протекания от тем­пературы тела;

— приводить примеры диффузии в ок­ружающем мире;

— наблюдать процесс образования кристаллов;

— анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

— проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы;

— проводить и объяснять опыты по об­наружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

— наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяс­нять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

— проводить эксперимент по обнаруже­нию действия сил молекулярного при­тяжения, делать выводы;

— доказывать наличие различия в мо­лекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

— приводить примеры практического использования свойств веществ в раз­личных агрегатных состояниях;

— выполнять исследовательский экспе­римент по изменению агрегатного со­стояния воды, анализировать его и де­лать выводы.

6/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

1



7/3

Движение молекул.

1



8/4

Взаимодействие молекул.

1



9/5

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

1



10/6

Повторительно-обобщающий урок по теме. Решение задач. Кратковременная контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1



11/1

Тема 3. Взаимодействие тел (23 часа).

Механиче­ское движение. Равномерное и не­равномерное дви­жение.

1



— Определять траекторию движения тела;

— переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

— различать равномерное и неравно­мерное движение;

— доказывать относительность движе­ния тела;

— определять тело, относительно кото­рого происходит движение;

— использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

— проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы;

—рассчитывать скорость тела при рав­номерном и среднюю скорость при не­равномерном движении;

— выражать скорость в км/ч, м/с;

— анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

— графически изображать скорость, описывать равномерное движение;

— применять знания из курса геогра­фии, математики

— представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

— определять: путь, пройденный за дан­ный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномер­ного движения от времени;

— находить связь между взаимодейст­вием тел и скоростью их движения;

— приводить примеры проявления яв­ления инерции в быту;

— объяснять явление инерции;

— проводить исследовательский экспе­римент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы;

— описывать явление взаимодействия тел;

— приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их ско­рости;

—объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы;

— устанавливать зависимость измене­ния скорости движения тела от его мас­сы;

— переводить основную единицу массы в т, г, мг;

— работать с текстом учебника, выде­лять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

— различать инерцию и инертность тела;

— взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

— пользоваться разновесами;

— применять и вырабатывать практи­ческие навыки работы с приборами;

— работать в группе;

— определять плотность вещества;

— анализировать табличные данные;

— переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;

— применять знания из курса природо­ведения, математики, биологии;

— измерять объем тела с помощью из­ мерительного цилиндра;

— измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного ци­линдра;

— анализировать результаты измере­ний и вычислений, делать выводы;

— представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

— определять массу тела по его объему и плотности;

— записывать формулы для нахожде­ния массы тела, его объема и плотности вещества;

— работать с табличными данными

— использовать знания из курса мате­матики и физики при расчете массы те­ла, его плотности или объема;

—анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

— графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

— определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

— анализировать опыты по столкнове­нию шаров, сжатию упругого тела и де­лать выводы;

— приводить примеры проявления тя­готения в окружающем мире;

— находить точку приложения и ука­зывать направление силы тяжести;

— выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

— работать с текстом учебника, систе­матизировать и обобщать сведения о яв­лении тяготения и делать выводы;

— отличать силу упругости от силы тя­жести;

— графически изображать силу упру­гости, показывать точку приложения и направление ее действия;

— объяснять причины возникновения силы упругости;

— приводить примеры видов деформа­ции, встречающиеся в быту;

— графически изображать вес тела и точку его приложения;

— рассчитывать силу тяжести и вес те­ла;

— находить связь между силой тяжести и массой тела;

— определять силу тяжести по извест­ной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести;

— градуировать пружину;

— получать шкалу с заданной ценой де­ления;

— измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

— различать вес тела и его массу;

— экспериментально находить равнодействующую двух сил;

— анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

— рассчитывать равнодействующую двух сил;

— измерять силу трения скольжения;

— называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

— применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

— объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализиро­вать их и делать выводы;

— объяснять влияние силы трения в быту и технике;

— приводить примеры различных ви­дов трения;

— анализировать, делать выводы;

— измерять силу трения;

— переводить единицы измерения.

12/2

Скорость. Единицы скорости.

1



13/3

Расчёт пути и времени движения.

1



14/4

Инерция.

1



15/5

Взаимодействие тел.

1



16/6

Масса тела. Единицы массы.

1



17/7

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1



18/8

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

1



19/9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердых тел и жидкостей».

1



20/10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1



21/11

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1



22/12

Контрольная работа №2 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1



23/13

Сила.

1



24/14

Явление тя­готения. Сила тя­жести.

1



25/15

Сила упру­гости. Закон Гука

1



26/16

Вес тела. Единицы силы. Связь между си­лой тяжести и массой тела.

1



27/17

Сила тя­жести на других планетах.

1



28/18

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1



29/19

Сложение двух сил, направ­ленных по одной прямой. Равнодей­ствующая сил

1



30/20

Сила тре­ния. Трение покоя.

1



31/21

Трение в природе и технике. Инструктаж по ТБ. Лаборатор­ная работа №7 «Измерение силы трения качения с помощью динамометра»

1



32/22

Решение задач по темам «Силы», «Равно­действующая сил ».

1



33/23

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

1



34/1

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (21 час)

Давление. Единицы давления.

1



— Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от пло­щади опоры;

— вычислять давление по известным массе и объему;

— переводить основные единицы давле­ния в кПа, гПа;

— проводить исследовательский экспе­римент по определению зависимости давления от действующей силы и де­лать выводы;

— приводить примеры увеличения пло­щади опоры для уменьшения давления;

— выполнять исследовательский экспе­римент по изменению давления, анали­зировать его и делать выводы;

— отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

— объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения веще­ства;

— анализировать результаты экспери­мента по изучению давления газа, де­лать выводы;

— объяснять причину передачи давле­ния жидкостью или газом во все сторо­ны одинаково;

— анализировать опыт по передаче дав­ления жидкостью и объяснять его ре­зультаты;

— выводить формулу для расчета дав­ления жидкости на дно и стенки сосуда;

— работать с текстом учебника;

— составлять план проведения опытов;

— решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда;

— приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

— проводить исследовательский экспе­римент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать вы­воды;

— вычислять массу воздуха;

— сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

— объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

— проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, ана­лизировать их результаты и делать выводы;

— применять знания из курса геогра­фии при объяснении зависимости дав­ления от высоты над уровнем моря;

— вычислять атмосферное давление;

— объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричел­ли;

— наблюдать опыты по измерению ат­мосферного давления и делать выводы;

— измерять атмосферное давление с по­мощью барометра-анероида;

— объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

— применять знания из курса геогра­фии, биологии, математики для расчета давления;

— измерять давление с помощью мано­метра;

— различать манометры по целям ис­пользования;

— определять давление с помощью ма­нометра;

— приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гид­равлического пресса;

— работать с текстом учебника;

— доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкиваю­щей силы, действующей на тело;

— приводить примеры, подтверждаю­щие существование выталкивающей силы;

— применять знания о причинах воз­никновения выталкивающей силы на практике;

— выводить формулу для определения выталкивающей силы;

— рассчитывать силу Архимеда;

— указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

— работать с текстом учебника, обоб­щать и делать выводы;

— анализировать опыты с ведерком Архимеда

— опытным путем обнаруживать вы­талкивающее действие жидкости на по­ груженное в нее тело;

— определять выталкивающую силу;

— объяснять причины плавания тел;

— приводить примеры плавания раз­личных тел и живых организмов;

— конструировать прибор для демонст­рации гидростатического давления;

— применять знания из курса биоло­гии, географии, природоведения при объяснении плавания тел;

— анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

— на опыте выяснить условия, при ко­торых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

— объяснять условия плавания судов;

— приводить примеры плавания и воз­духоплавания;

— объяснять изменение осадки судна;

— применять на практике знания ус­ловий плавания судов и воздухоплава­ния;

— применять знания из курса матема­тики, географии при решении задач.

35/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

1



36/3

Давление газа.

1



37/4

Передача давления жидкос­тями и газами. За­кон Паскаля.

1



38/5

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1



39/6

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля». Самостоятельная рабо­та «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля.

1



40/7

Сообщающиеся сосуды.

1



41/8

Вес воздуха. Атмосферное дав­ление.

1



42/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1



43/10

Барометр- анероид. Атмос­ферное давление на различных вы­сотах

1



44/11

Манометры.

1



45/12

Поршневой жидкостный на­сос. Гидравличе­ский пресс.

1



46/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1



47/14

Закон Архимеда.

1



48/15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1



49/16

Плавание тел.

1



50/17

Решение задач по темам «Архимедова си­ла», «Условия плавания тел».

1



51/18

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 « Выяснение ус­ловий плавания тела в жидкости».

1



52/19

Плавание судов. Воздухо­плавание.

1



53/20

Решение задач по темам «Архимедова си­ла», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание ».

1



54/21

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жид­костей и газов».

1



55/1

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (16 часов)

Механическая работа. Единицы работы.

1



— Вычислять механическую работу;

— определять условия, необходимые для совершения механической работы;

— вычислять мощность по известной работе;

— приводить примеры единиц мощнос­ти различных приборов и технических устройств;

— анализировать мощности различных приборов;

— выражать мощность в различных единицах;

— проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы;

— применять условия равновесия ры­чага в практических целях: подъем и перемещение груза;

— определять плечо силы;

— решать графические задачи;

— приводить примеры, иллюстрирую­щие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля
силы, и от ее плеча;

— работать с текстом учебника, обоб­щать и делать выводы об условиях рав­новесия рычага;

— проверять опытным путем, при ка­ком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

— проверять на опыте правило момен­тов;

— применять знания из курса биоло­гии, математики, технологии;

— работать в группе;

— приводить примеры применения не­ подвижного и подвижного блоков на практике;

— сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

— работать с текстом учебника;

— анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать вы­воды;

— применять знания из курса матема­тики, биологии;

— анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

— находить центр тяжести плоского тела;

— работать с текстом учебника;

— анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы;

— устанавливать вид равновесия по из­менению положения центра тяжести тела;

— приводить примеры различных ви­дов равновесия, встречающихся в быту;

— применять на практике знания об условии равновесия тел;

— опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с по­мощью простого механизма, меньше полной;

— анализировать КПД различных механизмов;

— работать в группе;

— приводить примеры тел, обладаю­щих потенциальной, кинетической энергией;

— приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетиче­ской и потенциальной энергией;

— работать с текстом учебника;

—участвовать в обсуждении докладов и презентаций.

56/2

Мощность. Единицы мощнос­ти.

1



57/3

Простые ме­ханизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1



58/4

Момент си­лы.

1



59/5

Рычаги в технике, быту и природе. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага».

1



60/6

Блоки. «Зо­лотое правило» ме­ханики.

1



61/7

Решение задач по теме «Условия равнове­сия рычага».

1



62/8

Центр тяжести тела.

1



63/9

Условия рав­новесия тел.

1



64/10

Коэффици­ент полезного дей­ствия механизмов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плос­кости».

1



65/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1



66/12

Превращение одного вида энергии в другой.

1



67/13

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность и энергия».

1



68/14

Повторение пройденного материала.

1



- решение задач, повторение формул и определений за курс 7 класса.

69/15

Итоговая контрольная работа. (итоговое тестирование)

1



70/16

Обобщение материала.

1





9