СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс, Перышкин А.В.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс, Перышкин А.В.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Будюмканская основная общеобразовательная школа




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса

физика

для 7-9 класса

2 часа в неделю








Составитель рабочей программы:

Пичугова И.И.

Квалификационная категория:

Соответствие занимаемой должности














Будюмкан, 2017 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа по физике 7-9 класса составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273;

  2. примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. №1/15, одобреной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

  3. приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 №1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 №1897»;

  4. письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 №1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;

  5. образовательной программы МОУ Будюмканской ООШ, программы автора УМК А.В. Перышкина, Е.М.Гутника «Физика» 7-9 классов


Цели и задачи:

Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:

  • повышение качества образования в соответствии с требованиями социальн

экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.

  • создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника

в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых

установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи

между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных зако

нах для построения представления о физической картине мира;

  • Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достовер

ности научных методов его изучения;

  • Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и

приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;

  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о зак

номерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование готовности современного выпускника основной школы к акти

ной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;

  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе,

осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и

механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • формирование представлений о нерациональном использовании пр

родных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • овладение основамибезопасного использования естественных и иску

ственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с

применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается

решением следующих задач:

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм ор

ганизации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной

и учебно-исследовательской деятельности;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального

здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятель

но­сти;

  • обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные ос

бенно­сти обучающихся;

  • совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе и

теграции;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образов

тельных технологий, формирующих ключевые компетенции;

  • развитие дифференциации обучения;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами и

следования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, эле

тромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и

выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явл

ние, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной

информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса физики.

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллект

альных и творческих способностей обучающихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интер

сами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно

ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам откр

тий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организ

ции учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объясн

ния, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информ

цию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с

использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли

и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристич

скими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социал

ных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в разделе Планируемые результаты изучения курса физики.

Общими предметными результатами изучения курса являются:

  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: пр

водить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устана

ливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

Содержание учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни.Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:

  • механические явления,

  • тепловые явления,

  • электромагнитные явления,

  • квантовые явления.

Курс физики основной школы построен в соотвествии с рядом идей:

  • Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически

завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.

  • Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную

учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.

  • Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную

«траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.

  • Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые

понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.

  • Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование

гуманитарного потенциала физической науки,осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.

  • Идея спирального построения курса. Ее выделение обус-ловлено

необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся

В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о стро-ении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объясне-нии тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механи-ки, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу коле-бательных и волновых процессов и создающая базу для изуче-ния электромагнитных колебаний и волн.За темой «Электромагнитные колебания и волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых кванто-вых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра.Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.

Содержание учебного материала в учебниках для 7-9 классов построено на единой системе понятий, отражающих основные темы (разделы) курса физики. Таким образом, завершенной предметной линией учебников обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объеме на основной (второй) ступени общего образования. Содержательное распределение учебного материала в учебниках физики опирается на возрастные психологические особенности обучающихся основной школы (7-9 классы), которые характеризуются стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками и особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.В учебниках 7 и 8 классов наряду с формированием первичных научных представлений об окружающем мире развиваются и систематизируются преимущественно практические умения представлять и обрабатывать текстовую, графическую, числовую и звуковую информацию по результатам проведенных экспериментов для документов и презентаций. Содержание учебника 9 класса в основном ориентировано на использование заданий из других предметных областей, которые следует реализовать в виде мини-проектов. Программа представляет собой содержательное описание основных тематических разделов с раскрытием видов учебной деятельности при рассмотрении теории и выполнении практических работ.Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему.Система вопросов и заданий к параграфам позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, фактически определяет индивидуальную образовательную траекторию.В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе (метод проектов).Вопросы и заданиясоответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они способствуют развитию умения самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом и развитию критического мышления.


Планируемые результаты изучения курса

физики основной школы:

Выпускник научится использовать термины: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

Выпускник получит возможность:

  1. Понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса,

плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы

  1. понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всеми

ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное

движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для

измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и в

являть на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной

системы

  • приводить примеры практического использования физических знаний о

механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях

  • решать задачи на применение изученных физических законов

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного

содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем

  • познакомиться с примерамииспользования базовых знаний и навыков в

практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона

Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:

  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя.

  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические в

личины: расстояние, промежуток времени, температуру;

  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены

деления прибора и погрешности измерения;

  • понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и вли

яние на технический и социальный прогресс.

  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая

сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.

  • владение экспериментальными методами исследования при определении ра

меров малых тел;

  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел;

различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин

в кратные и дольные единицы

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной

жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое дв

жение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение

  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу тр

ния качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны

  • владение экспериментальными методами исследования в зависимости про

денного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления

  • понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения,

закон Гука

  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней

скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и ма

сой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела

  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повс

дневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной

жизни, быту, охране окружающей среды.

  • понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давл

ние, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления

  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки

сосуда, силу Архимеда

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы А

химеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на

практике: закон Паскаля, закон Архимеда

  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, ги

равлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление

жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной

жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел пр

вращение одного вида механической энергии другой

  • умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент

силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию

  • владение экспериментальными методами исследования при определении соо

ношения сил и плеч, для равновесия рычага

  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с кот

рыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической р

боты, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной

жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Предметными результатами изучения курса физики 8 класса являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излуч

ние, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы

  • умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость

вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха

  • владение экспериментальными методами исследования ависимости относ

тельной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества

  • понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров

психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике

  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока

  • умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

  • понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца

  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света

  • умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света

  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления:поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • знание и способность давать определения /описания физических понятий:относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей:материальная точка, система отсчёта, физических величин:перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимание смысла основных физических законов:динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;

  • умение приводить примеры технических устройстви живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснятьустройство и действие космических ракет-носителей;

  • умение использоватьполученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);

  • умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления:колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • знание и способность давать определения физических понятий:свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин:амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей:[гармонические колебания], математический маятник;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы:электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;

  • умение давать определения / описание физических понятий:магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин:магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;

  • понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: ради

активное излучение, радиоактивность,

  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: р

диоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;

  • знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технич

ских устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.

  • для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение

основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными м

тодами самостоятельного, планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения

  • достоверности полученного результата;

Частными предметными результатами изучения в 9 классе темы «Строение и эв

люция Вселенной» (5 часов) являются:

  • представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солне

ной системы;

  • умение применять физические законы для объяснения движения планет

Солнечной системы,

  • знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от пл

нет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы

с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть

закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.


Содержание учебного предмета

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела.Относительность механического движения. Система отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (пароваятурбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля.Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор.Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения.Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии.Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:

  1. Проведение прямых измерений физических величин

  2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).

  3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.

  4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

  5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

  6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.

  2. Измерение размеров малых тел.

  3. Измерение массы тела.

  4. Измерение объема тела.

  5. Измерение силы.

  6. Измерение времени процесса, периода колебаний.

  7. Измерение температуры.

  8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.

  9. Измерение силы тока и его регулирование.

  10. Измерение напряжения.

  11. Измерение углов падения и преломления.

  12. Измерение фокусного расстояния линзы.

  13. Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.

  2. Определение коэффициента трения скольжения.

  3. Определение жесткости пружины.

  4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  5. Определение момента силы.

  6. Измерение скорости равномерного движения.

  7. Измерение средней скорости движения.

  8. Измерение ускорения равноускоренного движения.

  9. Определение работы и мощности.

  10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.

  11. Определение относительной влажности.

  12. Определение количества теплоты.

  13. Определение удельной теплоемкости.

  14. Измерение работы и мощности электрического тока.

  15. Измерение сопротивления.

  16. Определение оптической силы линзы.

  17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.

  18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.

  2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.

  3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.

  4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.

  5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.

  6. Исследование явления электромагнитной индукции.

  7. Наблюдение явления отражения и преломления света.

  8. Наблюдение явления дисперсии.

  9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.

  10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.

  11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

  12. Исследование зависимости массы от объема.

  13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.

  14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.

  15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.

  16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.

  17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.

  18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.

  19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.

  20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.

  21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  • Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.

  • Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.

  • Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).

  • Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  • Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.

  • Конструирование ареометра и испытание его работы.

  • Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  • Сборка электромагнита и испытание его действия.

  • Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

  • Конструирование электродвигателя.

  • Конструирование модели телескопа.

  • Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.

  • Оценка своего зрения и подбор очков.

  • Конструирование простейшего генератора.

  • Изучение свойств изображения в линзах.


Перечень лабораторных работ, опытов и демонстраций по темам курса физики для 7-9 классов

Тема 1.Физика и физические методы.

Демонстрации:

  1. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

  2. Физические приборы

Лабораторные работы и опыты:

  • Определение цены деления шкалы измерительного прибора 

  • Измерение длины.

  • Измерение объема жидкости и твердого тела.

  • Измерение температуры.

  • Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Тема 2.Механические явления.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение

  2. Относительность движение

  3. Равноускоренное движение

  4. Свободное падение тел в трубке Ньютона

  5. Направление скорости при равномерном движении по окружности

  6. Явление инерции

  7. Взаимодействие тел

  8. Зависимость силы упругости от деформации пружины

  9. Сложение сил

  10. Сила трения

  11. Второй закон Ньютона

  12. Третий закон Ньютона.

  13. Невесомость.

  14. Закон сохранения импульса.

  15. Реактивное движение.

  16. Изменение энергии тела при совершении работы.

  17. Превращения механической энергии из одной формы в другую.

  18. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  19. Обнаружение атмосферного давления.

  20. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  21. Закон Паскаля.

  22. Гидравлический пресс.

  23. Закон Архимеда.

  24. Простые механизмы.

  25. Механические колебания.

  26. Механические волны.

  27. Звуковые колебания.

  28. Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.

  2. Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.

  3. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

  4. Измерение массы.

  5. Измерение плотности твердого тела.

  6. Измерение плотности жидкости.

  7. Измерение силы динамометром.

  8. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

  9. Сложение сил, направленных под углом.

  10. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

  11. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

  12. Измерение жесткости пружины.

  13. Исследование силы трения скольжения.

  14. Измерение коэффициента трения скольжения.

  15. Исследование условий равновесия рычага.

  16. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  17. Вычисление КПД наклонной плоскости.

  18. Измерение кинетической энергии тела.

  19.  Измерение изменения потенциальной энергии тела.

  20. Измерение мощности.

  21. Измерение архимедовой силы.

  22. Изучение условий плавания тел.

  23. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

  24.  Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

  25. Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тема 3. Тепловые явления.

Демонстрации:

  1. Сжимаемость газов.

  2. Диффузия в газах и жидкостях.

  3. Модель хаотического движения молекул.

  4. Модель броуновского движения.

  5. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  6. Сцепление свинцовых цилиндров.

  7. Принцип действия термометра.

  8. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

  9. Теплопроводность различных материалов

  10.  Конвекция в жидкостях и газах.

  11. Теплопередача путем излучения.

  12. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ

  13. Явление испарения

  14. Кипение воды

  15. Постоянство температуры кипения жидкости

  16. Явления плавления и кристаллизации

  17. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром

  18. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания

  19. Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Изучение явления теплообмена

  3. Измерение удельной теплоемкости вещества

  4. Измерение влажности воздуха

  5. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре

Тема 4. Электрические и магнитные явления.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа

  4. Проводники и изоляторы.

  5. Электризация через влияние.

  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

  7. Закон сохранения электрического заряда. 

  8. Устройство конденсатора.

  9. Энергия заряженного конденсатора

  10. Источники постоянного тока

  11. Составление электрической цепи

  12. Электрический ток в электролитах. Электролиз.

  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

  14. Электрический разряд в газах.

  15. Измерение силы тока амперметром.

  16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

  18. Измерение напряжения вольтметром.

  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

  20. Реостат и магазин сопротивлений.

  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи

  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи

  23. Опыт Эрстеда

  24. Магнитное поле тока

  25. Действие магнитного поля на проводник с током

  26. Устройство электродвигателя

Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение электрического взаимодействия тел.

  2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

  4. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

  5. Изучение последовательного соединения проводников

  6. Изучение параллельного соединения проводников

  7. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра

  8. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление

  9. Измерение работы и мощности электрического тока

  10. Изучение электрических свойств жидкостей

  11. Изготовление гальванического элемента.

  12. Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

  13. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

  14. Исследование явления намагничивания железа.

  15. Изучение принципа действия электромагнитного реле

  16. Изучение действия магнитного поля на проводник с током

  17. Изучение принципа действия электродвигателя.

Тема 5. Электромагнитные колебания и волны.

  1. Электромагнитная индукция

  2. Правило Ленца

  3. Самоиндукция

  4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  5. Устройство генератора постоянного тока.

  6. Устройство генератора переменного тока.

  7. Устройство трансформатора

  8. Передача электрической энергии

  9. Электромагнитные колебания

  10. Свойства электромагнитных волн.

  11. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

  12. Принципы радиосвязи

  13. Источники света.

  14. Прямолинейное распространение света.

  15. Закон отражения света.

  16. Изображение в плоском зеркале.

  17. Преломление света.

  18. Ход лучей в собирающей линзе.

  19. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  20. Получение изображений с помощью линз

  21. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  22. Модель глаза.

  23. Дисперсия белого света

  24. Получение белого света при сложении света разных цветов

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Изучение принципа действия трансформатора.

  3. Изучение явления распространения света.

  4. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  5. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  6. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  7. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  8. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

  9. Наблюдение явления дисперсии света.

Тема 6. Квантовые явления.

 Демонстрации:

  1. Модель опыта Резерфорда.

  2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

  3. Устройство и действие счетчика ионизирующих части

Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

  2. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

  3. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям треков

Календарно-тематическое планирование учебного

материала по физике (7 класс)

п/п

Изучаемый раздел учебного материала, тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата факт

Физика и физические методы изучения природы. Введение (3 час)

1/1

Первичный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Измерения

1

1 неделя


2/2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

1 неделя


3/3

Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника.

1

2 неделя


Первоначальные сведения о строении вещества (6 час)

4/1

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

1

2 неделя


5/2

Лабораторная работа № 2 « Измерение размеров малых тел»

1

3 неделя


6/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

3 неделя


7/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

4 неделя


8/5

Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.

1

4 неделя


9/6

Повторение и обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

5 неделя


Взаимодействие тел (21час)

10/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

5 неделя


11/2

Скорость. Единицы скорости. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

6 неделя


12/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач. Кратковременная контрольная работа №1 «Механическое движение»

1

6 неделя


13/4

Явление инерции. Решение задач. Взаимодействие тел.

1

7 неделя


14/5

Взаимодействие тел.

1

7 неделя


15/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

8 неделя


16/7

Лабораторная работа№ 4«Измерение массы тела на рычажных весах»

1

8 неделя


17/8

Лабораторная работа№5«Измерение объема тел»

1

9 неделя


18/9

Плотность вещества.

1

9 неделя


19/10

Лабораторная работа № 6 «Определение плотности твердого тела»

1

10 неделя


20/11

21/12

Расчет массы и объема тела по его плотности (2 часа)

2

10 неделя


22/13

Контрольная работа №2 «Масса. Плотность вещества»

1

11 неделя


23/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

11 неделя


24/15

Сила упругости. Закон Гука.

1

12 неделя


25/16

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

12 неделя


26/17

Динамометр. Лабораторная работа №7 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

13 неделя


27/18

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

1

13 неделя


28/19

Сила трения. Трение покоя. Трение покоя.

1

14 неделя


29/20

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления»

1

14 неделя


30/21

Контрольная работа №3 «Взаимодействие тел. Силы»

1

15 неделя


Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 19час)

31/1

Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. Способы изменения давления

1

15 неделя


32/2

Лабораторная работа №9 «Измерение давления твердого тела на опору». Решение задач по теме «Давление твёрдых тел.»

1

16 неделя


33/3

Давление газа.Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

16 неделя


34/4

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда

1

17 неделя


35/5

Сообщающие сосуды Решение задач на расчет давления

1

17 неделя


36/6

Контрольная работа №4 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

1

18 неделя


37/7

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

18 неделя


38/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

19 неделя


39/9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

19 неделя


40/10

Манометры. Решение задач по теме «Атмосферное давление, измерение давления».

1

20 неделя


41/11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

1

20 неделя


42/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Закон Архимеда.

1

21 неделя


43/13

Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

1

21 неделя


44/14

Лабораторная работа№ 10«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

22 неделя


45/15

Плавание тел. Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел»,

1

22 неделя


46/16

Лабораторная работа№ 11«Выяснение условий плавания тел»

1

23 неделя


47/17

Плавание судов, водный транспорт. Воздухоплавание

1

23 неделя


48/18

Решение задач на расчет архимедовой силы, подъёмной силы.

1

24 неделя


49/19

Контрольная работа №5 «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

24 неделя


Работа и мощность. Энергия 14 ч

50/1

Механическая работа. Мощность.

1

25 неделя


51/2

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

25 неделя


52/3

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

1

26 неделя


53/4

Лабораторная работа№ 12 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

26 неделя


54/5

Применение правила равновесия к блоку. «Золотое» правило механики

1

27 неделя


55/6

Центр тяжести тела

1

27 неделя


56/7

Лабораторная работа №13 «Определение центра тяжести плоской пластины». Условия равновесия тел

1

28 неделя


57/8

Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа№ 14«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

28 неделя


58/9

Решение задач на КПД простых механизмов

1

29 неделя


59/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

29 неделя


60/11

Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

1

30 неделя


61,62/12,13

Решение задач по теме « Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Энергия»

2

30-31 неделя


63/14

Контрольная работа №6 « Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Энергия»

1

31 неделя


64-66

Обобщающее повторение (резерв)

5

32-33 неделя


67-68

Защита проектов

2

34 неделя



























Календарно - тематическое планирование уроков по физике в 8 классе,

68 часов – 2 часа в неделю.

п/п


Изучаемый раздел учебного материала, тема урока

Количество

часов

Дата по плану

Дата факт


Тепловые явления (25 часов)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура

1


1 неделя


2/2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

1

1 неделя


3/3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

2 неделя


4/4


Конвекция. Излучение. Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и в технике.

1

2 неделя


5/5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

1

3 неделя


6/6

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

3 неделя


7/7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении

1

4 неделя


8/8

Лабораторная работа № 2"Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры"

1

4 неделя


9/9

Лабораторная работа №3 “Измерение удельной теплоемкости твердого тела”

1

5 неделя


10/10

Решение задач на расчет количества теплоты, нахождение удельной теплоемкости вещества.

1

5 неделя


11/11

Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

6 неделя


12/12

Обобщающее повторение «Тепловые явления».

1

6 неделя


13/13

Контрольная работа № 1"Тепловые явления".

1

7 неделя


14/14

Анализ к/р Различные агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

7 неделя


15/15

Решение задач, оформление задач.

1

8 неделя


16/16

Удельная теплота плавления.

1

8 неделя


17/17

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации

1

9 неделя


18/18

Относительная влажность воздуха и ее измерение. Приборы для измерения влажности.

1

9 неделя


19/19

Лабораторная работа № 4 "Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра".

1

10 неделя


20/20

Кипение, удельная теплота парообразования.

1

10 неделя


21/21

Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах.

1

11 неделя


22/22

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

11 неделя


23/23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

12 неделя


24/24

Повторение темы "Тепловые явления".

1

12 неделя


25/25

Контрольная работа № 2"Изменение агрегатных состояний вещества"

1

13 неделя



Электрические явления (25 часов)

26/1

Электризация тел. Два рода зарядов.Электроскоп

1

14 неделя


27/2

Электрическое поле. Делимость электрического заряда.

1

14 неделя


28/3

Строение атома.

1

15 неделя


29/4

Объяснение электризации тел. Проводники. Кратковременная контрольная работапо теме «Электризация тел. Строение атома».

1

15 неделя


30/5

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

16 неделя


31/6

Электрическая цепь и её составные части.

1

16 неделя


32/7

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. . Направление электрического тока.

1

17 неделя


33/8

Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр.

1

17 неделя


34/9

Лабораторная работа № 5 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках"

1

18 неделя


35/10

Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр.

1

18 неделя


36/11

Лабораторная работа №6 “Измерение напряжения на разных участках цепи”.

1

19 неделя


37/12

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи.

1

19 неделя


38/13

Расчет сопротивления проводников.

1

20 неделя


39/14

Реостаты. Лабораторные работы № 7 "Регулирование силы тока реостатом"

1

20 неделя


40/15

Лабораторная работа №8 “Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра”.

1

21 неделя


41/16

Контрольная работа по теме «Электрические явления»

1

21 неделя


42/17

Последовательное соединение проводников.

1

22 неделя


43/18

Параллельное соединение проводников.

1

22 неделя


44/19

Работа и мощность электрического тока.

1

23 неделя


45/20

Единицы работы применяемые на практике.

1

23 неделя


46/21

Лабораторная работа № 9 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе".

1

24 неделя


47/22

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1

24 неделя


48/23

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1

25 неделя


49/24

Конденсатор Повторение материала темы: " Постоянный ток"

1

25 неделя


50/25

Контрольная работа " Электрический ток".

1

26 неделя



Электромагнитные явления (7 часов)

51/1

Анализ к/раб. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

1

26 неделя


52/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов.

1

27 неделя


53/3


Электромагнитное реле. Лабораторная работа № 10 "Сборка электромагнита и испытание его действия"

1

27 неделя


54/4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

28 неделя


55/5

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

1

28 неделя


56/6

Лабораторная работа №11 «Изучение электродвигателя постоянного тока».

1

29 неделя


57/7

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления».

1

29 неделя



Световые явления (10 часов)

58/1


Источники света.

Прямолинейное распространение света.

1

30 неделя


59/2

Отражение света. Законы отражения.

1

30 неделя


60/3

Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

1

31 неделя


61/4

Преломление света.

1

31 неделя


62/5

Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

1

32неделя


63/6

Линзы. Изображения, даваемые линзами.

1

32 неделя


64/7

Лабораторная работа №14 "Получение изображения при помощи линзы".

1

33 неделя


65/8


Оптическая сила линзы. Фотографический аппарат.

Глаз и зрение. Оптические приборы..

1

33 неделя


66/9

Контрольная работа Световые явления".

1

34 неделя


67/10

Анализ к.р. Глаз и зрение. Очки.

1

34 неделя


68/1

Защита проектов

1

34неделя




























Календарно - тематическое планирование уроков по физике в 9 классе,

68 часов – 2 часа в неделю.


урока


Изучаемый раздел учебного материала, тема урока

Количество

часов

Дата по плану

Дата факт

Законы движения и взаимодествия тел (25 ч)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1

1 неделя


2/2

Перемещение

1

1 неделя


3/3

Определение координаты движущегося тела

1

2 неделя


4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

2 неделя


5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

3 неделя


6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

3 неделя


7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

4 неделя


8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

4 неделя


9/9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» §

1

5 неделя


10/10

Решение задач по теме «Кинематика материальной точки».

1

5 неделя


11/11

Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика материальной точки».

1

6 неделя


12/12

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

6 неделя


13/13

Второй закон Ньютона

1

7 неделя


14/14

Третий закон Ньютона

1

7 неделя


15/15

Решение задач на применение законов Ньютона.

1

8 неделя


16/16

Кратковременная контрольная работа № 2 по теме «Законы Ньютона». Свободное падение тел

1

8 неделя


17/17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

9 неделя


18/18

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления»

1

9 неделя


19/19

Закон всемирного тяготения

1

10 неделя


20/20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

10 неделя


21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

11 неделя


22/22

Кратковременная контрольная работа № 3 на расчёт характристик движения по окружности. ИСЗ, первая космическая скорость

1

11 неделя


23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Космическая ракета.

1

12 неделя


24/24

Закон сохранения механической энергии. Решение задач

1

12 неделя


25/25

Контрольная работа № 5 по теме «Законы движения и взаимодействия тел»

1

13 неделя



Механические колебания и волны. Звук (10 ч.)

26/1

Колебательное движение. Свободные колебания

1

13 неделя


27/2.

Величины, характеризующие колебательное движение

1

14 неделя


28/3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

1

14 неделя


29/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

15 неделя


30/5

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

15 неделя


31/6

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

16 неделя


32/7

Источники звука. Звуковые колебания.

1

16 неделя


33/8

Высота, тембр и громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны

1

17 неделя


34/9

Контрольная работа № 6 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

17 неделя


35/10

Отражение звука. Звуковой резонанс

1

18 неделя


Электромагнитное поле (17 ч.)

36/1

Магнитное поле

1

18 неделя


37/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

19 неделя


38/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

19 неделя


39/4

Индукция магнитного поля.

1

20 неделя


40/5

Магнитный поток.

1

20 неделя


41/6

Явление электромагнитной индукции

1

21 неделя


42/7

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

21 неделя


43/8

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

22неделя


44/9

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1

22 неделя


45/10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1

23 неделя


46/11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

23 неделя


47/12

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

24 неделя


48/13

Электромагнитная природа света.

1

24 неделя


49/14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

25 неделя


50/15

Дисперсия света. Цвета тел.

1

25 неделя


51/16

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

1

26 неделя


52/17

Контрольная работа по теме № 7 «Электромагнитное поле»

1

26 неделя


Строение атома и атомного ядра (11 ч)

53/1

Радиоактивность. Модели атомов.

1

27 неделя


54/2

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

27 неделя


55/3

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

28 неделя


56/4

Открытие протона и нейтрона.

1

28неделя


57/5

Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

29 неделя


58/6

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

29 неделя


59/7

Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

30 неделя


60/8

Ядерный реактор. Преобразование внуренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика

1

30 неделя


61/9

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1

31 неделя


62/10

Термоядерная реакция.

1

31 неделя


63/11

Контрольная работа № 8 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1

32 неделя


Строение и эволюция Вселенной (5 ч.)

64/1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

32 неделя


65/2

Большие тела Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы.

1

33 неделя


66/3

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.

1

33 неделя


67/4

Строение и эволюция Вселенной.

1

34 неделя


68/5

Защита проектов

1

34 неделя


Итого:

68





Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту