Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего развития структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.
Программа составлена на основе программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2007 г. Данная программа является программой основной школы (авторы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин) – Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа – 2007г.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у обучающихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ). Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для гибкого её использования, реализации практической направленности обучения, осуществление индивидуального подхода к обучающимся.
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе:
повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.
создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
развитие дифференциации обучения;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Учебный план составляет 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Содержание рабочей программы и общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по физике:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, урок применения полученных знаний, практическая работа, урок контроля знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 7 класса обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального применения простых механизмов.
4. Критерии оценивания обучающихся
Для оценки достижений обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.
При оценке письменных работ:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
При устных ответах:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010-2014 гг.
2.Гутник Е.М. и др. Физика. 7 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2010.
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразоват. учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы:Учебн.-метод.пособие. – М.:Дрофа, 2010
5. Дидактический раздаточный материал.
Библиотечный фонд:
1. Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику. – Д.:: ВАП. 1994.,
2. Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.,
3. Л.Генденштейн. Открываем законы механики. Харьков, ИМП «Рубикон», 1996.
Интернет-ресурс:
www.edu – «Российское образование» Федеральный портал.
www.school.edu – Российский общеобразовательный портал.
www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».
www.festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Технические средства обучения:
Классная доска.
Мультимедийный проектор.
Экран.
ПК.
Компьютерные и ИКТ средства:
Интерактивное пособие «Наглядная физика»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Учебно-лабораторное оборудование:
Мерный цилиндр.
Рычажные весы.
Динамометр.
Набор разновесов.
Барометр.
Сообщающиеся сосуды.
Рычаг.
Блок.
Штатив с лапкой.
Приложение 1
к рабочей программе по физике
на 20__/20__ учебный год
(пр.№304 от 31.08.18)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Название раздела, темы урока | примечания |
1 | | Инструктаж по ТБ. Что изучает физика | |
2 | | Наблюдения и опыты. |
3 | | Физические величины. Точность и погрешность измерений. | |
4 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора» | |
5 | | Физика и техника | |
6 | | Строение вещества. Молекулы и атомы. | |
7 | | Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Взаимодействие молекул. | |
8 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2. «Определение размеров малых тел» | |
9 | | Агрегатное состояние вещества. Строение твердых, жидких, газообразных тел. | |
10 | | Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества» | |
11 | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | |
12 | | Скорость. Единицы скорости | |
13 | | Средняя скорость. Решение задач. | |
14 | | Расчет пути и времени движения. | |
15 | | Инерция. Взаимодействие тел. | |
16 | | Масса тела. Единицы массы. | |
17 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах» | |
18 | | Плотность вещества. Решение задач. | |
19 | | Расчет массы и объема тела. Решение задач. | |
20 | | Расчет массы и объема тела. Решение задач. | |
21 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. «Измерение плотности вещества» | |
22 | | Сила. Единицы силы. | |
23 | | Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач. | |
24 | | Сила упругости. Закон Гука | |
25 | | Вес тела. Динамометр. | |
26 | | Связь между силой тяжести и массой тела | |
27 | | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | |
28 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5. «Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра.» | |
29 | | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя | |
30 | | Трение в природе и технике | |
31 | | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | |
32 | | Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел» | |
33 | | Давление и сила давления. Давление в природе и технике. | |
34 | | Решение задач по теме «Давление» | |
35 | | Давление газа. Закон Паскаля. | |
36 | | Давление в жидкости и газе. | |
37 | | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | |
38 | | Давление на глубине. Пневматические машины и инструменты. | |
39 | | Решение задач «Расчет давления на дно и стенки сосудов» | |
40 | | Сообщающиеся сосуды | |
41 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. | |
42 | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | |
43 | | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | |
44 | | Манометр. Поршневой жидкостный насос. | |
45 | | Гидравлический пресс. | |
46 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. | |
47 | | Решение задач на определение силы Архимеда. | |
48 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6. «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело.» | |
49 | | Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание | |
50 | | Контрольная работа № 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | |
51 | | Механическая работа. Единицы работы. Решение задач. | |
52 | | Мощность. Решение задач. | |
53 | | Решение задач по теме «Работа. Мощность» | |
54 | | Простые механизмы. Рычаг. Рычаги в технике, быту и природе. | |
55 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7. «Выяснение условия равновесия рычага». | |
56 | | Условия равновесия тел. Момент силы. Правило моментов. | |
57 | | Блок. Применение закона равновесия рычага к блоку. | |
58 | | Золотое правило механики. | |
59 | | Коэффициент полезного действия. | |
60 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | |
61 | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | |
62 | | Превращение одного вида энергии в другой. | |
63 | | Решение задач по теме «Энергия» | |
64 | | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Работа, мощность, энергия» | |
65 | | Контрольная работа № 4. Работа, мощность, энергия. | |
66-70 | | Итоговое повторение. | |