СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс Перышкин

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП идет как приложение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс Перышкин»

  1. Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего развития структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.

Программа составлена на основе программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2007 г. Данная программа является программой основной школы (авторы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин) – Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа – 2007г.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у обучающихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ). Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для гибкого её использования, реализации практической направленности обучения, осуществление индивидуального подхода к обучающимся.

Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе:

  • повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.

  • создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельно­сти;

  • обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенно­сти обучающихся;

  • совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;

  • развитие дифференциации обучения;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Учебный план составляет 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.



  1. Содержание рабочей программы и общая характеристика учебного предмета


Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по физике:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, урок применения полученных знаний, практическая работа, урок контроля знаний.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения курса физики 7 класса обучающийся должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального применения простых механизмов.


4. Критерии оценивания обучающихся

Для оценки достижений обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.

При оценке письменных работ:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

    • работа выполнена полностью;

    • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

    • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). 

Отметка «4» ставится, если:

    • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

    • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).  

Отметка «3» ставится, если:

    • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. 

Отметка «2» ставится, если:

    • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

    • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.  

При устных ответах:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. 

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя. 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 

Отметка «1» ставится, если:

обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

 






5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:

1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010-2014 гг.

2.Гутник Е.М. и др. Физика. 7 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2010.

3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразоват. учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы:Учебн.-метод.пособие. – М.:Дрофа, 2010

5. Дидактический раздаточный материал.

Библиотечный фонд:

1. Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику.  – Д.:: ВАП. 1994.,

2. Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.,

3. Л.Генденштейн. Открываем законы механики. Харьков, ИМП «Рубикон», 1996.

Интернет-ресурс:

  1. www.edu – «Российское образование» Федеральный портал.

  2. www.school.edu – Российский общеобразовательный портал.

  3. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  4. www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».

  5. www.festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Технические средства обучения:

  1. Классная доска.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран.

  4. ПК.

Компьютерные и ИКТ средства:

Интерактивное пособие «Наглядная физика»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Учебно-лабораторное оборудование:

  1. Мерный цилиндр.

  2. Рычажные весы.

  3. Динамометр.

  4. Набор разновесов.

  5. Барометр.

  6. Сообщающиеся сосуды.

  7. Рычаг.

  8. Блок.

  9. Штатив с лапкой.



Приложение 1

к рабочей программе по физике

на 20­__/20__ учебный год

(пр.№304 от 31.08.18)

Календарно-тематическое планирование



№ урока

дата

Название раздела, темы урока

примечания

1


Инструктаж по ТБ. Что изучает физика


2


Наблюдения и опыты.

3


Физические величины. Точность и погрешность измерений.


4


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»


5


Физика и техника


6


Строение вещества. Молекулы и атомы.


7


Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Взаимодействие молекул.


8


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2. «Определение размеров малых тел»


9


Агрегатное состояние вещества. Строение твердых, жидких, газообразных тел.


10


Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»


11


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.


12


Скорость. Единицы скорости


13


Средняя скорость. Решение задач.


14


Расчет пути и времени движения.


15


Инерция. Взаимодействие тел.


16


Масса тела. Единицы массы.


17


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах»


18


Плотность вещества. Решение задач.


19


Расчет массы и объема тела. Решение задач.


20


Расчет массы и объема тела. Решение задач.


21


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. «Измерение плотности вещества»


22


Сила. Единицы силы.


23


Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач.


24


Сила упругости. Закон Гука


25


Вес тела. Динамометр.


26


Связь между силой тяжести и массой тела


27


Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.


28


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5. «Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра.»


29


Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя


30


Трение в природе и технике


31


Решение задач по теме «Взаимодействие тел»


32


Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»


33


Давление и сила давления. Давление в природе и технике.


34


Решение задач по теме «Давление»


35


Давление газа. Закон Паскаля.


36


Давление в жидкости и газе.


37


Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда


38


Давление на глубине. Пневматические машины и инструменты.


39


Решение задач «Расчет давления на дно и стенки сосудов»


40


Сообщающиеся сосуды


41


Вес воздуха. Атмосферное давление.


42


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


43


Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


44


Манометр. Поршневой жидкостный насос.


45


Гидравлический пресс.


46


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда.


47


Решение задач на определение силы Архимеда.


48


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6. «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело.»


49


Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание


50


Контрольная работа № 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.


51


Механическая работа. Единицы работы. Решение задач.


52


Мощность. Решение задач.


53


Решение задач по теме «Работа. Мощность»


54


Простые механизмы. Рычаг. Рычаги в технике, быту и природе.


55


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7. «Выяснение условия равновесия рычага».


56


Условия равновесия тел. Момент силы. Правило моментов.


57


Блок. Применение закона равновесия рычага к блоку.


58


Золотое правило механики.


59


Коэффициент полезного действия.


60


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».


61


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.


62


Превращение одного вида энергии в другой.


63


Решение задач по теме «Энергия»


64


Повторительно – обобщающий урок по теме: «Работа, мощность, энергия»


65


Контрольная работа № 4. Работа, мощность, энергия.


66-70


Итоговое повторение.