СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование

по_______физике_________     

Классы__7 _____

Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____

Количество часов по учебному плану

Всего____70______; в неделю___2 часа____

Планирование составлено на основе

  • «Сборника задач по физике для 7-9 классов» (В.И.Лукашник,Е.В.Иванова)
  •  линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса);
  •  Примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012
  •  Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012 (Волков В.А.)

с особенностями основной образовательной программы

  • и образовательными потребностями и запросами обучающихся воспитанников (см. основную образовательную программу основного общего образования Школы).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Переваленская основная общеобразовательная школа № 1

Подгоренского муниципального района Воронежской области


Принято на педагогическом совете

протокол №_____

от «___»____________2017


«Утверждаю»

Директор МКОУ Переваленской ООШ №1

_____________С.В.Величко

Приказ № от

«__»____________2017




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

_________________физика_____________________,

_______7_______ класс

на 2017-2018 учебный год






Рубанова Ольга Алексеевна

учитель физики





2017г.







1.Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.

В результате изучения физики ученик 7 класса должен:

Знать/понимать

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;


Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;


Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения и силы нормального давления;

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;

Решать задачи на применение изученных физических законов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощьюисунков);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности, использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов


Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.




Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию


Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;


- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



2.Основное содержание тем курса



Физика и физические методы изучения природы


Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.Научный метод познания. Наука и техника

Демонстрации

- свободное падение тел

- колебания маятника

- притяжение стального шара магнитом

- свечение нити электрической лампы

- электрические искры

Эксперименты

- измерение расстояний

- определение цены деления шкалы измерительного прибора

Внеурочная деятельность

- внесистемные величины ( проект)

- измерение времени между ударами пульса


Строение и свойства вещества


Строение вещества. Опыты , доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества

Демонстрации

- диффузия в растворах и газах, в воде

- модель хаотического движения молекул в газе

- демонстрация расширения твердого тела при нагревании

Эксперименты

- измерение размеров малых тел

Внеурочная деятельность

- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла

- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой,кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время,когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.

- выращивание кристаллов соли или сахара( проект)


Механические явления


Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость

Демонстрации

- равномерное прямолинейное движение

- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета

Внеурочная деятельность

- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу .Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками


Динамика


Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Условия равновесия твердого тела

Демонстрации

- явление инерции

- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов

- измерение силы по деформации пружины

- свойства силы трения

- сложение сил

- барометр

- опыт с шаром Паскаля

- опыт с ведерком Архимеда

Эксперименты

- измерение массы тела

- измерение плотности твердого тела

- измерение плотности жидкости

- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы

- исследование условий равновесия рычага

- измерение Архимедовой силы

Внеурочная деятельность

- наблюдение инертности монеты на листе бумаги

- определение массы воздуха в классе и дома,сравнение

- домашнее наблюдение невесомости

- анализ ( критическая оценка) газетных публикаций с физическим содержанием: Петрова Н. Какие бывают весы// Юг , №10 (95), 13 – 19 марта , 2002 г.

- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п ( мини – проект)

- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение

- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму

- дома на боковой стороне высокой банки из-под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками объясните.

- изготовление фонтана

- зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление

- сконструировать и изготовить дозатор жидкости

- сконструировать автоматическую поилку для кур

- определение плотности собственного тела

- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)


Механическая энергия


Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Демонстрации

- реактивное движение модели ракеты

- простые механизмы

Эксперименты

- измерение КПД наклонной плоскости

Внеурочная деятельность

- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)

- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини проект)

- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе .


Возможные экскурсии: цехи заводов, ферма, строительные площадки. Мельница, пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.


Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, э, Торичелли, Архимед


Подготовка сообщений по заданной теме:

Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях


Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни., перспектива использования или обреченность.( изготовление модели дирижабля), изготовление автоматической поилки для скота, проект - изготовление фонтана для школы


График реализации рабочей программы по физике 7 класса


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов учащихся

Уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

4

3

1

0

1


№1 «Определение цены деления измерительного прибора»


2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

4

1

1

2


№2 «Измерение размеров малых тел»

Контрольная работа № 1. «Первоначальные сведения о строении вещества»

3

Взаимодействие тел

21

16

4

1

6


№3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Контрольная работа № 2

« Взаимодействие тел»

№4 «Измерение объема тела»

№5 «Определение плотности вещества твердого тела»

№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

18

2

1

6


№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Контрольная работа №3

« Давление твердых тел, жидкостей и газов»

№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

5

Работа. Мощность. Энергия.

12

8

2

1

4


№9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Контрольная работа №4

« Работа, мощность, энергия»

№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

6

Повторение

4

4


1 итоговая



Итого

70 ч

53

10

5

19























3.Тематическое планирование

по_______физике_________

Классы__7 _____

Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____

Количество часов по учебному плану

Всего____70______; в неделю___2 часа____

Планирование составлено на основе_______

  • «Сборника задач по физике для 7-9 классов» (В.И.Лукашник,Е.В.Иванова)

  • линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса);

  • Примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012

  • Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012 (Волков В.А.)

с особенностями основной образовательной программы

  • и образовательными потребностями и запросами обучающихся воспитанников (см. основную образовательную программу основного общего образования Школы).




урока

всего

По плану

фактически


Тематика уроков

Количество часов


Введение (4 ч)


1


01.09.


Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Инструктаж по технике безопасности.

1

2



05.09.


Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

3



08.09.


Лабораторная работа № 1 Определение цены деления измерительного прибора.

1

4

12.09.


Физика и техника.

1




Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)


5

15.09.


Строение вещества. Молекулы.

1

6


19.09.


Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

1

7


22.09.


Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

8


26.09.


Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

9




29.09.


Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

10

03.10.


Повторительно-обобщающий урок.

1




Взаимодействие тел. (21 ч)


11



06.10.


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

12

10.10.


Скорость. Единицы скорости.

1

13


13.10.


Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

14

17.10.


Явление инерции. Решение задач.

1

15

20.10.


Взаимодействие тел.

1

16


24.10.


Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тел на весах.

1

17



27.10.


Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

18


31.10.14.11.


Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1

19

17.11.


Плотность вещества.

1

20



21.11.


Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

1

21

24.11.


Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

22


28.11.


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

23

01.12.


Контрольная работа № 1.

По теме «Плотность тела».

1

24


05.12.


Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

25

08.12.


Сила упругости. Закон Гука.

1

26

12.12.


Вес тела.

1

27

15.12.


Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

28


19.12.


Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование динамометра»

1

29


22.12.


Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

30


26.12.


Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1

31

29.12.


Контрольная работа № 2

Трение в природе и технике.



1




Давление твердых тел, жидкостей и газов.(23ч)



32

12.01.


Давление. Единицы давления.

1

33


16.01.


Способы уменьшения и увеличения давления.


1

34

19.01.


Решение задач.

1

35

23.01.


Давление газа.

1

36



26.01.


Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

1

37

30.01.


Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

38

02.02.


Решение задач.

1

39

06.02.


Сообщающиеся сосуды.

1

40



09.02.


Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

41


13.02.


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

42


16.02.


Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

43

20.02.


Решение задач.

1

44



23.02.


Манометры.

1

45


27.02.


Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

46

02.03.


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

47


06.03.


Архимедова сила.

1

48


09.03.


Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

49


13.03.


Плавание тел.

1

50

16.03.


Решение задач.

1

51



20.03.


Лабораторная работа № 8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

52

23.03.


Плавание судов.

1

53

03.04.


Воздухоплавание.

1

54

06.04.


Контрольная работа № 3

Давление в жидкости и газов. Архимедова сила.

1




Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)



55

10.04.


Механическая работа.

1

56

13.04.


Мощность. Решение задач.

1

57

17.04.


Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

58

20.04.


Момент силы.

1

59

24.04.


Рычаги в природе, быту и технике. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага.

Приложения закона равновесия рычага к блоку».

1

60


27.04.


Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».

1

61


04.05.


Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.»

1

62

08.05.


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

63




11.05.


Решение задач.

1

64



15.05.


Контрольная работа № 4.

Работа, мощность, энергия.

1

65




18.05.


Решение задач.

1

66

22.05.


Итоговая контрольная работа.

1




Повторение.(4 часа)


67

25.05.


Решение задач

1


68


29.05.



Решение задач.


1

69



Уроки повторения. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1

70



Уроки повторения. Работа и мощность. Энергия.

1