Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Переваленская основная общеобразовательная школа № 1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Принято на педагогическом совете протокол №_____ от «___»____________2017 | «Утверждаю» Директор МКОУ Переваленской ООШ №1 _____________С.В.Величко Приказ № от «__»____________2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
_________________физика_____________________,
_______7_______ класс
на 2017-2018 учебный год
Рубанова Ольга Алексеевна
учитель физики
2017г.
1.Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.
В результате изучения физики ученик 7 класса должен:
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения и силы нормального давления;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощьюисунков);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности, использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
2.Основное содержание тем курса
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.Научный метод познания. Наука и техника
Демонстрации
- свободное падение тел
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
Эксперименты
- измерение расстояний
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины ( проект)
- измерение времени между ударами пульса
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты , доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- измерение размеров малых тел
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой,кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время,когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект)
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Внеурочная деятельность
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу .Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Условия равновесия твердого тела
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- измерение массы тела
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
- исследование условий равновесия рычага
- измерение Архимедовой силы
Внеурочная деятельность
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома,сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- анализ ( критическая оценка) газетных публикаций с физическим содержанием: Петрова Н. Какие бывают весы// Юг , №10 (95), 13 – 19 марта , 2002 г.
- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п ( мини – проект)
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение
- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму
- дома на боковой стороне высокой банки из-под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками объясните.
- изготовление фонтана
- зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- сконструировать автоматическую поилку для кур
- определение плотности собственного тела
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе .
Возможные экскурсии: цехи заводов, ферма, строительные площадки. Мельница, пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, э, Торичелли, Архимед
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни., перспектива использования или обреченность.( изготовление модели дирижабля), изготовление автоматической поилки для скота, проект - изготовление фонтана для школы
График реализации рабочей программы по физике 7 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов учащихся |
Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 | 0 | 1 |
| №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 4 | 1 | 1 | 2 |
| №2 «Измерение размеров малых тел» | Контрольная работа № 1. «Первоначальные сведения о строении вещества» |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 16 | 4 | 1 | 6 |
| №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Контрольная работа № 2 « Взаимодействие тел» |
№4 «Измерение объема тела» |
№5 «Определение плотности вещества твердого тела» |
№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | 18 | 2 | 1 | 6 |
| №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Контрольная работа №3 « Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» |
5 | Работа. Мощность. Энергия. | 12 | 8 | 2 | 1 | 4 |
| №9 «Выяснение условия равновесия рычага» | Контрольная работа №4 « Работа, мощность, энергия» |
№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
6 | Повторение | 4 | 4 | | 1 итоговая | |
| Итого | 70 ч | 53 | 10 | 5 | 19 |
3.Тематическое планирование
по_______физике_________
Классы__7 _____
Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____
Количество часов по учебному плану
Всего____70______; в неделю___2 часа____
Планирование составлено на основе_______
«Сборника задач по физике для 7-9 классов» (В.И.Лукашник,Е.В.Иванова)
линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса);
Примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012
Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012 (Волков В.А.)
с особенностями основной образовательной программы
№ урока всего | По плану | фактически | Тематика уроков | Количество часов |
| Введение (4 ч) | |
1 | 01.09. | | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 | 05.09. | | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 |
3 | 08.09. | | Лабораторная работа № 1 Определение цены деления измерительного прибора. | 1 |
4 | 12.09. | | Физика и техника. | 1 |
| | | Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч) | |
5 | 15.09. | | Строение вещества. Молекулы. | 1 |
6 | 19.09. | | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». | 1 |
7 | 22.09. | | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 |
8 | 26.09. | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 |
9 | 29.09. | | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 |
10 | 03.10. | | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
| | | Взаимодействие тел. (21 ч) | |
11 | 06.10. | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 |
12 | 10.10. | | Скорость. Единицы скорости. | 1 |
13 | 13.10. | | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 1 |
14 | 17.10. | | Явление инерции. Решение задач. | 1 |
15 | 20.10. | | Взаимодействие тел. | 1 |
16 | 24.10. | | Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тел на весах. | 1 |
17 | 27.10. | | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 |
18 | 31.10.14.11. | | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | 1 |
19 | 17.11. | | Плотность вещества. | 1 |
20 | 21.11. | | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела». | 1 |
21 | 24.11. | | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 |
22 | 28.11. | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
23 | 01.12. | | Контрольная работа № 1. По теме «Плотность тела». | 1 |
24 | 05.12. | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 |
25 | 08.12. | | Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
26 | 12.12. | | Вес тела. | 1 |
27 | 15.12. | | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 |
28 | 19.12. | | Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование динамометра» | 1 |
29 | 22.12. | | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | 1 |
30 | 26.12. | | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | 1 |
31 | 29.12. | | Контрольная работа № 2 Трение в природе и технике. | 1 |
| | | Давление твердых тел, жидкостей и газов.(23ч) | |
32 | 12.01. | | Давление. Единицы давления. | 1 |
33 | 16.01. | | Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 |
34 | 19.01. | | Решение задач. | 1 |
35 | 23.01. | | Давление газа. | 1 |
36 | 26.01. | | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 1 |
37 | 30.01. | | Расчет давления на дно и стенки сосуда. | 1 |
38 | 02.02. | | Решение задач. | 1 |
39 | 06.02. | | Сообщающиеся сосуды. | 1 |
40 | 09.02. | | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 |
41 | 13.02. | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 |
42 | 16.02. | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 |
43 | 20.02. | | Решение задач. | 1 |
44 | 23.02. | | Манометры. | 1 |
45 | 27.02. | | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 |
46 | 02.03. | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 |
47 | 06.03. | | Архимедова сила. | 1 |
48 | 09.03. | | Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 |
49 | 13.03. | | Плавание тел. | 1 |
50 | 16.03. | | Решение задач. | 1 |
51 | 20.03. | | Лабораторная работа № 8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 1 |
52 | 23.03. | | Плавание судов. | 1 |
53 | 03.04. | | Воздухоплавание. | 1 |
54 | 06.04. | | Контрольная работа № 3 Давление в жидкости и газов. Архимедова сила. | 1 |
| | | Работа и мощность. Энергия. (12 ч.) | |
55 | 10.04. | | Механическая работа. | 1 |
56 | 13.04. | | Мощность. Решение задач. | 1 |
57 | 17.04. | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 |
58 | 20.04. | | Момент силы. | 1 |
59 | 24.04. | | Рычаги в природе, быту и технике. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага. Приложения закона равновесия рычага к блоку». | 1 |
60 | 27.04. | | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». | 1 |
61 | 04.05. | | Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.» | 1 |
62 | 08.05. | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 |
63 | 11.05. | | Решение задач. | 1 |
64 | 15.05. | | Контрольная работа № 4. Работа, мощность, энергия. | 1 |
65 | 18.05. | | Решение задач. | 1 |
66 | 22.05. | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
| | | Повторение.(4 часа) | |
67 | 25.05. | | Решение задач | 1 |
68 | 29.05. | | Решение задач. | 1 |
69 | | | Уроки повторения. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 1 |
70 | | | Уроки повторения. Работа и мощность. Энергия. | 1 |

