1) сформируется представление о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) сформируются первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоят основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладеют понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретут опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) будут понимать физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознают необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладеют основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7)разовьются умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) сформируются представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ. Измерение физических величин. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать смысл понятия «вещество». Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Измерение размеров малых тел.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь описывать и объяснять физическое явление: диффузия.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема твёрдого тела.
5.Определение плотности твердого вещества.
6.Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
8.Выяснение условия равновесия рычага.
9.Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости.
Обобщение полученных навыков за курс 7 класса.
№ п/п | № в теме | Дата проведения | Тема урока | Форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Раздел 1. Введение. Физика и её роль в познании окружающего мира. |
1 | 1 | | | Первичный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | | Знать физические величины и их единицы измерения. Уметь проводить опыты, иллюстрирующие, что наблюдения и эксперименты служат основой для выдвижения гипотез и построение научных теорий. |
2 | 2 | | | Физические величины. Погрешность измерений. | | Знать определение погрешность. Уметь определять величину погрешности измерения. |
3 | 3 | | | Лабораторная работа №1: "Определение цены деления измерительного прибора". | | Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр). |
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества. |
4 | 1 | | | Строение вещества. Молекулы. | | Знать смысл физических понятий молекула и атом. |
5 | 2 | | | Лабораторная работа №2: "Измерение размеров малых тел". | | Уметь проводить наблюдения и обобщать результаты, использовать простейшие измерительные приборы для изучения физических явлений. |
6 | 3 | | | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | | Знать смысл понятия взаимодействия молекул. Уметь объяснять примеры проявления диффузии. |
7 | 4 | | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | | Знать смысл понятия взаимодействия молекул. Уметь объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекулами. |
8 | 5 | | | Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ. | | Знать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях. Уметь объяснять свойства веществ в различных агрегатных состояниях. |
9 | 6 | | | Решение качественных задач по теме: "Три состояния вещества". | | Знать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях. Уметь объяснять свойства веществ в различных агрегатных состояниях. |
10 | 7 | | | Контрольная работа №1 по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества". | | Знать о молекулярном строении вещества, модели газа, жидкости и твердого тела; о силах взаимодействия между молекулами, зависимости сил от расстояний между молекулами. Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, а так же различий между агрегатными состояниями вещества; объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекулами; определять цену деления. |
Раздел 3. Взаимодействие тел. |
11 | 1 | | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | | Знать определение механического движения, понятий равномерного и неравномерного движения, пути, траектории. Уметь различать виды движения. |
12 | 2 | | | Скорость. Единицы скорости. | | Знать определения скорость, единицы скорости. |
13 | 3 | | | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | | Знать определения путь, время. Уметь применять формулы для решения задач. |
14 | 4 | | | Явление инерции. Решение задач. | | Знать понятие явления инерции. Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы в СИ; объяснять примеры из жизни. |
15 | 5 | | | Взаимодействие тел. | | Знать виды взаимодействия тел. Уметь решать качественные задачи. |
16 | 6 | | | Масса тел. Единицы массы. Измерение массы. | | Знать определение массы тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы в СИ; пользоваться рычажными весами; объяснять примеры из жизни. |
17 | 7 | | | Лабораторная работа №3: "Измерение массы тела на рычажных весах". | | Знать определение массы тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; измерять массу тела с помощью рычажных весов. |
18 | 8 | | | Лабораторная работа №4: "Измерение объема тел". | | |
19 | 9 | | | Плотность веществ. | | Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. |
20 | 10 | | | Лабораторная работа №5: "Определение плотности твердого тела". | | Знать определение плотности тела, формулу, единицы измерения. Уметь пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотности тел и веществ; |
21 | 11 | | | Расчет массы и объема тела по его плотности. | | Знать формулу для нахождения массы и объема. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
22 | 12 | | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. |
23 | 13 | | | Контрольная работа №2 по теме: "Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества". | | Знать определения и формулы изученные по теме. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
24 | 14 | | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | | Знать понятие силы, единицу измерения силы, явления тяготения, силы тяжести как частного случая проявления сил тяготения, закон Всемирного тяготения. Уметь пользоваться динамометром для определения сил, применять формулу для решения задач; графически изображать силы. |
25 | 15 | | | Сила упругости. Закон Гука. | | Знать определение силы упругости, закон Гука. Уметь измерять и рассчитывать силу упругости, представлять результаты измерений в виде графика зависимости силы упругости от удлинения пружины; применять формулу для решения задач. |
26 | 16 | | | Вес тела. Невесомость. | | Знать определение и формулу вес тела, невесомость. Уметь определять вес тела с помощью динамометра; графически изображать вес тела, силу тяжести. |
27 | 17 | | | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | | Знать определения сила, единицы измерения силы. |
28 | 18 | | | Динамометр. Лабораторная работа №6: "Градуирование пружины и измерение сил динамометром". | | Уметь пользоваться динамометром, градуировать шкалу динамометра. |
29 | 19 | | | Равнодействующая сила. | | Знать определение равнодействующей. Уметь рассчитывать равнодействующую сил, графически её изображать. |
30 | 20 | | | Сила трения. Трение покоя. | | Знать определения силы трения, причины силы трения, трения скольжения, понятия трения качения, трения покоя. Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. |
31 | 21 | | | Контрольная работа №3:"Силы. Равнодействующая сила". | | Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел». Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. |
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
32 | 1 | | | Давление. Единицы давления. | | Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления, зависимость давления от силы, действующей на опоры. Уметь применять полученные знания для решения задач и объяснения жизненных примеров. |
33 | 2 | | | Способы измерения давления. Решение задач. | | Знать способы изменения давления. Уметь применять полученные знания на практике. |
34 | 3 | | | Давление газа. | | Знать формулу для вычисления давления. Уметь объяснять давление газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач. |
35 | 4 | | | Закон Паскаля. | | Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля. Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
36 | 5 | | | Давление в жидкости и газе. | | Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля. Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
37 | 6 | | | Расчет давления на дно и стенки сосуда. | | Знать формулу для вычисления давления. Уметь пользоваться формулой для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины. |
38 | 7 | | | Решение задач на расчет давления. | | Знать формулу для вычисления давления твердых тел, давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля. Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения МКТ; использовать формулы и законы при решении задач; с их помощью объяснять природные явления, примеры из жизни. |
39 | 8 | | | Сообщающие сосуды. | | Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей; применение сообщающихся сосудов в быту, жизни. |
40 | 9 | | | Вес воздуха. Атмосферное давление. | | Знать, что воздух имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Уметь вычислять вес воздуха в помещении. |
41 | 10 | | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | Знать способы измерения атмосферного давления. Уметь объяснять опыт Торричелли; переводить единицы давления. |
42 | 11 | | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | | Знать принцип работы барометра. Уметь рассчитывать атмосферное давление на различных высотах. |
43 | 12 | | | Манометры. | | Знать, как устроен манометр. |
44 | 13 | | | Контрольная работа №4: "Давление в жидкости и газе". | | Знать определения и формулы изученные по теме. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
45 | 14 | | | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | | Знать принцип работы поршневого насоса. Уметь решать качественные задачи по теме. |
46 | 15 | | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | | Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, уметь вычислять по формуле. |
47 | 16 | | | Закон Архимеда. | | Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, уметь вычислять по формуле. Уметь вычислять выталкивающую силу по формуле. |
48 | 17 | | | Лабораторная работа №7: "Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело". | | Уметь измерять объем тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; вычислять значение выталкивающей (архимедовой) силы. |
49 | 18 | | | Плавление тел. | | Знать условия плавания однородных тел. Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. |
50 | 19 | | | Решение задач. | | Знать определения и формулы изученные по теме. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
51 | 20 | | | Лабораторная работа №8: "Выяснение условий плавания тел". | | Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости. Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и её результатах. |
52 | 21 | | | Плавание судов, водный транспорт. | | Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов через знания основных понятий: водоизмещение судна, грузоподъемность. |
53 | 22 | | | Воздухоплавание. | | Уметь применять торию плавания тел, теорию Архимедовой силы к воздухоплаванию через знание основных понятий: ватерлиния, грузоподъемность. |
54 | 23 | | | Обобщение по теме: "Закон Архимеда. Условия плавания тел". | | Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел». Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме. |
55 | 24 | | | Контрольная работа №5 по теме: "Закон Архимеда. Условия плавления тел". | | Знать определения и формулы изученные по теме. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия тел. |
56 | 1 | | | Механическая работа. | | Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы. Уметь применять формулу к решению задач. |
57 | 2 | | | Механическая работа. Мощность. | | Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы и мощности. Уметь применять формулу к решению задач. |
58 | 3 | | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | | Знать простые механизмы, их виды, назначение; определение рычага, плечо силы, условия равновесия рычага. Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага. |
59 | 4 | | | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | | Знать определения момент силы, правило моментов. Уметь объяснять использование рычага в технике, быту и природе. |
60 | 5 | | | Лабораторная работа №9: "Выяснение условия равновесия рычага". | | Уметь объяснять устройство и чертить схему простого механизма (рычаг), решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага. |
61 | 6 | | | Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку. | | Знать определения подвижный и не подвижный блок. Уметь применять закон равновесия рычага к блоку. |
62 | 7 | | | "Золотое" правило механики. | | Знать «золотое правило» механики, условия равновесия рычага. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов; решать задачи с применением изученных законов и формул. |
63 | 8 | | | Лабораторная работа №10: "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости". | | Знать определение, формулу, единицы измерения КПД. Уметь применять теорию к решению задач; экспериментально определять КПД наклонной плоскости. |
64 | 9 | | | Превращение энергии. Закон сохранения энергии. | | Знать понятие энергии (кинетической и потенциальной), обозначение, формулы и единицу измерения, формулировку закона сохранения и превращения энергии. Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять преобразования энергии на примерах. |
65 | 10 | | | Контрольная работа №6 по теме: "Работа и мощность. Энергия". | | Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы, мощности, энергии. Уметь применять формулы к решению задач; применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. |
66 | 11 | | | Решение задач по теме: "Работа и мощность. Энергия". | | Знать определения и формулы изученные по теме. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
Раздел 6. Повторение. |
67 | 1 | | | Итоговая контрольная работа. | | Знать определения и формулы изученные. Уметь применять полученные знания при решении задач. |
68 | 2 | | | Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса. | | Знать определения и формулы. Уметь применять полученные знания при решении задач. |