Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
г. Ковдор Мурманской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМС Зам. директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 3
_____________________ ____________________ _____________________
Руководитель ШМС Кирилева О.А. Пояркова Н.М.
_____________________ ___________________ _____________________
Щербакова В.В.
Рабочая программа
по физике
9 класс
Программу составила: Тимофеева Н.Ф., учитель физики
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа базового курса по физике для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению.
Структура программы
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку; тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане школы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Физика» в 9 классе из расчёта: 2 часа в неделю. С учётом учебного плана и годового календарного графика МБОУ ООШ №3 курс «Физика» изучается в 9 классе 2 часа в неделю и рассчитан на 66 часов (33 недели, 1 день).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Резервное время распределено на изучение раздела: «Механические явления» и на итоговое повторение
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Механические явления (12 часов)
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Энергия.
Закон сохранения механической энергии.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения
Сложение сил, направленных под углом
Нахождение центра тяжести плоского тела
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Контрольные работы
№ 1. «Механические явления».
2. Электромагнитные колебания и волны (30 часов)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Наблюдение явления дисперсии света.
Контрольные работы
№ 2. «Электромагнитные колебания».
№ 3. «Электромагнитные волны».
3. Квантовые явления (23 часа)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счётчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Контрольные работы
№ 4. «Квантовые явления».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля — Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблицу графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;
• оценки безопасности радиационного фона.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор с экраном;
3. МФУ;
4. Таблицы по всем разделам;
5. Компьютерные презентации по всем разделам;
6. Наглядный материал по всем разделам;
7. Демонстрационное оборудование;
8. Лабораторное оборудование;
9. Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42 В;
10. Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В)
11. Перышкин А.В. Физика. 9 кл. –М.: Дрофа, 2011;
12. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008;
13. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов/тем/практической части | Количество часов | Дата | Примечание |
теория | практика | контроль |
1. Механические явления | 12 | | |
1/1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. | 1 | | | | |
2/2. Ускорение. Равноускоренное движение. Опыт: «Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении». Графики зависимости пути и скорости от времени. | 1 | | | | |
3/3 . Лабораторная работа 1: «Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения» | | 1 | | | |
4/4. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. | 1 | | | | |
5/5. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Опыт: «Сложение сил, направленных под углом». | 1 | | | | |
6/6. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Опыт: «Нахождение центра тяжести плоского тела». | 1 | | | | |
7/7. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии | 1 | | | | |
8/8.Закон сохранения механической энергии | 1 | | | | |
9/9. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников .Опыт: «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». Опыт: « Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза». | 1 | | | | |
10/10. Лабораторная работа 2: «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити». | | 1 | | | |
11/11. Механические волны. Длина волны. Звук. | 1 | | | | |
12/12. Контрольная работа 1: «Механические явления» | | | 1 | | |
2. Электромагнитные колебания и волны | 30 | | |
13/1. Электромагнитная индукция. | 1 | | | | |
14/2. Электромагнитная индукция. | 1 | | | | |
15/3. Опыты Фарадея. | 1 | | | | |
16/4. Лабораторная работа 3: «Изучение явления электромагнитной индукции». | | 1 | | | |
17/5. Правило Ленца. | 1 | | | | |
18/6. Правило Ленца. | 1 | | | | |
19/7. Самоиндукция. | 1 | | | | |
20/8. Электрогенератор. | 1 | | | | |
21/9. Переменный ток. | 1 | | | | |
22/10. Переменный ток. | 1 | | | | |
23/11. Трансформатор. Изучение принципа действия трансформатора. | 1 | | | | |
24/12. Трансформатор. Опыт: «Изучение принципа действия трансформатора». | 1 | | | | |
25/13. Передача электрической энергии на расстояние. | 1 | | | | |
26/14. Передача электрической энергии на расстояние. | 1 | | | | |
27/15. Колебательный контур. | 1 | | | | |
28/16. Колебательный контур. | 1 | | | | |
29/17. Электромагнитные колебания. | 1 | | | | |
30/18. Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | | | | |
31/19. Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | | | | |
32/20. Контрольная работа 2: «Электромагнитные колебания» | | | 1 | | |
33/21. Электромагнитные волны и их свойства. | 1 | | | | |
34/22. Электромагнитные волны и их свойства. | 1 | | | | |
35/23. Скорость распространения электромагнитных волн. | 1 | | | | |
36/24. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | 1 | | | | |
37/25. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | 1 | | | | |
38/26. Свет - электромагнитная волна. | 1 | | | | |
39/27. Свет - электромагнитная волна. | 1 | | | | |
40/28. Дисперсия света. | 1 | | | | |
41/29. Дисперсия света. Опыт: «Наблюдение явления дисперсии света». | 1 | | | | |
42/30. Контрольная работа 3: «Электромагнитные волны». | | | 1 | | |
3. Квантовые явления | 23 | | |
43/1. Опыты Резерфорда. | 1 | | | | |
44/2. Планетарная модель атома. | 1 | | | | |
45/3. Линейчатые оптические спектры. Опыт: «Наблюдение линейчатых спектров излучения». | 1 | | | | |
46/4. Поглощение и испускание света атомами. | 1 | | | | |
47/5. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. | 1 | | | | |
48/6. Ядерные силы. | 1 | | | | |
49/7. Энергия связи атомных ядер. | 1 | | | | |
50/8. Энергия связи атомных ядер. | 1 | | | | |
51/9. Ядерные реакции. | 1 | | | | |
52/10. Ядерные реакции. | 1 | | | | |
53/11. Радиоактивность. | 1 | | | | |
54/12. Альфа-, бета- и гамма-излучения. | 1 | | | | |
55/13. Методы регистрации ядерных излучений. | 1 | | | | |
56/14. Методы регистрации ядерных излучений. | 1 | | | | |
57/15. Деление и синтез ядер. | 1 | | | | |
58/16. Период полураспада. | 1 | | | | |
59/17. Ядерная энергетика. | 1 | | | | |
60/18. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 1 | | | | |
61/19. Дозиметрия. | 1 | | | | |
62/20. Лабораторная работа 5: «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром». | | 1 | | | |
63/21. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | 1 | | | | |
64/22. Источники энергии Солнца и звезд. | 1 | | | | |
65/23. Контрольная работа 4: «Квантовые явления». | | | 1 | | |
66. Повторение темы: «Механические явления» | 1 | | | | |