СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа по физике 9 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Краевой центр общего образования»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
|
|
|
«Утверждаю» Директор ГКОУ «КЦОО» ________Ю. Г. Максименко
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физика 9 класс
2019– 2020 учебный год
Составил: учитель
физики
ФИО Галицкая Елена Борисовна
г.Чита, 2019
Содержание:
Пояснительная записка
- нормативные документы;
- цели и задачи;
- место учебного предмета в учебном плане;
- используемый учебно-методический комплекс;
Содержание:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- особенности образовательной организации;
- тематическое планирование;
-основная литература;
- нормы оценок;
1.Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г (ст. 48, п.1), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897, основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ГКОУ «Краевой центр общего образования», учебным планом ГКОУ «КЦОО»; на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.
Основные задачи данной рабочей программы:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающих умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:
развитие интеллекта;
использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у обучающихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения обучающимися умениями и навыками. Предполагается, что материал обучающиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей обучающихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание обучающихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю ( 0,75 ч урочная форма обучения, 2,25 ч - самоподготовка обучающихся)
При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 9 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
№ | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-9кл | 2019 | Москва, Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2007 | Москва, Просвещение |
3. | Чеботарева А.В. | Тесты по физике 9 класс | 2010 | Москва, Экзамен |
4. | Волков В.А. | Поурочные разработки по физике 9 класс | 2009 | Москва, Дрофа |
5. | Годова И.В. | Контрольные работы в новом формате 9 класс | 2011 | Москва, Интеллект-Центр |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
2. Содержание:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
В программе по физике для 7- 9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Частными предметными результатами обучения физике в 9 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
- Содержание учебного предмета:
Содержание программы учебного предмета (68 часов)
1. Законы взаимодействия и движения тел (35ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы
№1 « Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
2. Механические колебания и волны. Звук (16 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Лабораторные работы
№2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.»
3. Электромагнитное поле (8ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
4. Строение атома и атомного ядра (8 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
5.Итоговое повторение (1ч)
Количество и распределение контрольных уроков по темам указаны в таблице:
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ | Кол-во зачетов |
Законы движения и взаимодействия тел | 35 | 1 | 1 | - |
Механические колебания и волны. Звук | 16 | 1 | - | 1 |
Электромагнитное поле | 8 | - | - | 1 |
Строение атома и атомного ядра | 8 | - | 1 | - |
Итоговое повторение (резервное время) | 1 | - | - | - |
Всего | 68 | 2 | 2 | 2 |
- Особенности образовательного учреждения:
Преподавание в школе при исправительных колониях (ИК) имеет свою специфику, которая определяется контингентом обучающихся и формой обучения. Обучающиеся - это осужденные 18 – 30 лет и более, имеющие весьма низкий образовательный уровень. Достигнув совершеннолетия, они не имеют основного образования. При этом перерыв в обучении составляет от пяти и более лет. Среди учащихся наблюдается низкий уровень мотивации к обучению.
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы: заочная форма обучения -0,75 ч урочная форма обучения и 2,25 ч на самоподготовку ( 26 ч урочная форма обучения, 76 ч самоподготовка в год) , всего в неделю 3 ч, в год 102 ч.
В практическую часть внесены изменения в сторону уменьшения лабораторных работ в связи с отсутствием необходимого оборудования. Но эти изменения не влияют на реализацию задач концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира, соответствует базовому уровню образования.
- Тематическое планирование:
№ | Тема урока: | Кол час | Самоподготовка | ||
Тема | Кол.час | ||||
Законы движения и взаимодействия тел (35 часов) |
| ||||
1-4 | ТБ на уроках физики. Материальная точка. Система отсчёта | 1 | Перемещение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 4 | |
5-6 | Перемещение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 | Решение задач по теме «Перемещение. Перемещение при прямолинейном движении» | 2 | |
7-10 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 4 | |
11-15 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Решение задач | 1 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй и третий законы Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх | 5 | |
16-19 | Законы Ньютона. Решение задач | 1 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон | 4 | |
20-21 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела, брошенного горизонтально поверхности земли | 1 | Решение задач по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» | 2 | |
22-25 | Сила трения Сила упругости. Решение задач | 1 | Сила трения Сила упругости. Решение задач. | 4 | |
26-30 | Криволинейное движение. Характеристики криволинейного движения. Решение задач. | 1 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью Искусственные спутники Земли. | 5 | |
31-35 | Импульс тела. Закон сохранения импульса Контрольная работа №1 по теме «Перемещение. Ускорение. Скорость. Законы взаимодействия и движения тел» | 1 | Реактивное движение. Ракеты. Механика и человек Решение задач. | 5 | |
| Механические колебания и волны. Звук ( 16 часов) | ||||
36-37 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | Свободные колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс | 3
| |
38-39 | Характеристики колебательного движения | 1 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач | 3 | |
40-41 | Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | 1 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач | 3 | |
42-43 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | Высота и тембр звука. Громкость звука Решение задач Отражение звука. Эхо. | 3
| |
44-45 | Высота и тембр звука. Громкость звука Решение задач | 1 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука | 2 | |
46-47 | Отражение звука. Эхо. | 1 | Решение задач «Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука» | 3 | |
48-49 | Ультразвук и инфразвук. | 1 | Интерференция и дифракция звука | 2 | |
50-51 | Зачёт № 1: «Механические колебания и волны» | 1 | Звук в живой природе | 2 | |
Электромагнитное поле ( 8 часов) | |||||
52-53 | Магнитное поле и его графическое изображение. Индукция магнитного поля. | 1 | Электрические явления в природе Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 3
| |
54-55 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | Магнитный поток. Постоянные магниты | 3 | |
56-57 | Получение переменного тока. | 1 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 2
| |
58-59 | Зачёт №2 «Электромагнитное поле» | 1 | Интерференция света Решение задач | 2 | |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер( 8 часов) | |||||
60-61 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | 1 | Модели атомов. Опыт Резерфорда Экспериментальные методы исследования частиц. | 2 | |
62-63 | Состав ядра Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое чис | 1 | Открытие протона и нейтрона.. | 2 | |
64-65 | Изотопы. Альфа- и бета-распад. Правило смещения | 1 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция | 3 | |
66-67 | Контрольная работа № 2 «Строение атома и атомного ядра» | 1 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика Биологическое действие радиации. Получение и применение радиоактивных изотопов | 3 | |
Повторение ( 1 час) | |||||
68 | Повторение курса физики 9 класс | 1 |
|
| |
| Всего: | 26ч |
| 76ч |
- Основная литература:
Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2019 г.
«Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, М., Просвещение, 2011 г.
Семке , А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля/ А.И. Семке.- Ярославль: Академия развития, 2007.- 320с.: ил.- (В помощь учителю).
Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина. 9 класс. Изд. 2-е исп. и доп. - М.: ВАКО, 2005. - 368 с. – (В помощь школьному учителю).
Шевцов В.А. Тесты по физике для 7 – 11 классов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 58 с.
Физика и экология. 7 – 11 классы. Материалы для проведения учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г.А.Фадеева, В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 74 с.
О.И.Громцева . Тесты по физике. 9-й класс. – Издательство «экзамен», Москва, 2011г
Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М,: Дрофа, 2006. –111с.
Рабочая тетрадь по физике. Р.Д. Минькова, В.В.Иванова. Издательство «экзамен», Москва, 2011г
Примерные программы по учебным предметам .Физика 7-9 классы. Москва «Просвещение»,2011
-Нормы оценок:
Оценка ответов обучающихся при проведении устного опроса
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-- обучающийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- обучающийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- обучающийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
Оценка ответов обучающихся при проведении контрольных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
-- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
-- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
-- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов обучающихся при проведении лабораторных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- обучающийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок
Грубые ошибки: Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. Неумение определить показание измерительного прибора. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки: Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты : Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
№ | Тема урока: | Кол час | Самоподготовка | ||
Тема | Кол.час | ||||
Законы движения и взаимодействия тел (35 часов) |
| ||||
1-4 | ТБ на уроках физики. Материальная точка. Система отсчёта | 1 | Перемещение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 3 | |
5-6 | Перемещение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 | Решение задач по теме «Перемещение. Перемещение при прямолинейном движении» | 1 | |
7-10 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 3 | |
11-15 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Решение задач | 1 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй и третий законы Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх | 4 | |
16-19 | Законы Ньютона. Решение задач | 1 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон | 3 | |
20-21 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела, брошенного горизонтально поверхности земли | 1 | Решение задач по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» | 1 | |
22-25 | Сила трения Сила упругости. Решение задач | 1 | Сила трения Сила упругости. Решение задач. | 3 | |
26-30 | Криволинейное движение. Характеристики криволинейного движения. Решение задач. | 1 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью Искусственные спутники Земли. | 4 | |
31-35 | Импульс тела. Закон сохранения импульса Контрольная работа №1 по теме «Перемещение. Ускорение. Скорость. Законы взаимодействия и движения тел» | 1 | Реактивное движение. Ракеты. Механика и человек Решение задач. | 4 | |
| Механические колебания и волны. Звук ( 16 часов) | ||||
36-37 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | Свободные колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс | 1
| |
38-39 | Характеристики колебательного движения | 1 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач | 1 | |
40-41 | Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | 1 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач | 1 | |
42-43 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | Высота и тембр звука. Громкость звука Решение задач Отражение звука. Эхо. | 1
| |
44-45 | Высота и тембр звука. Громкость звука Решение задач | 1 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука | 1 | |
46-47 | Отражение звука. Эхо. | 1 | Решение задач «Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука» | 1 | |
48-49 | Ультразвук и инфразвук. | 1 | Интерференция и дифракция звука | 1 | |
50-51 | Зачёт № 1: «Механические колебания и волны» | 1 | Звук в живой природе | 1 | |
Электромагнитное поле ( 8 часов) | |||||
52-53 | Магнитное поле и его графическое изображение. Индукция магнитного поля. | 1 | Электрические явления в природе Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1
| |
54-55 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | Магнитный поток. Постоянные магниты | 1 | |
56-57 | Получение переменного тока. | 1 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1
| |
58-59 | Зачёт №2 «Электромагнитное поле» | 1 | Интерференция света Решение задач | 1 | |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер( 8 часов) | |||||
60-61 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | 1 | Модели атомов. Опыт Резерфорда Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | |
62-63 | Состав ядра Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое чис | 1 | Открытие протона и нейтрона.. | 1 | |
64-65 | Изотопы. Альфа- и бета-распад. Правило смещения | 1 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция | 1 | |
66-67 | Контрольная работа № 2 «Строение атома и атомного ядра» | 1 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика Биологическое действие радиации. Получение и применение радиоактивных изотопов | 1 | |
Повторение ( 1 час) | |||||
68 |
|
| Повторение. | 1 |
3.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2010 г.
«Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, М., Просвещение, 2011 г.
Семке , А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля/ А.И. Семке.- Ярославль: Академия развития, 2007.- 320с.: ил.- (В помощь учителю).
Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина. 9 класс. Изд. 2-е исп. и доп. - М.: ВАКО, 2005. - 368 с. – (В помощь школьному учителю).
Шевцов В.А. Тесты по физике для 7 – 11 классов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 58 с.
Физика и экология. 7 – 11 классы. Материалы для проведения учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г.А.Фадеева, В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 74 с.
О.И.Громцева . Тесты по физике. 9-й класс. – Издательство «экзамен», Москва, 2011г
Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М,: Дрофа, 2006. –111с.
Рабочая тетрадь по физике. Р.Д. Минькова, В.В.Иванова. Издательство «экзамен», Москва, 2011г
Примерные программы по учебным предметам .Физика 7-9 классы. Москва «Просвещение»,2011
Презентации к урокам.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:
I. Урок изучения нового материала
II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков
III. Урок обобщения и систематизации знаний
IV. Урок контроля
V. Комбинированный урок
4.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 9 класса.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 9 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.
Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер. С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.
Педагогические технологии, средства обучения
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Необходимые средства обучения:
слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.;
раздаточные и дидактические материалы;
технические средства обучения (устройства и пособия к ним);
физические приборы и т.д.
Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете.
Оборудование для лабораторных работ
Лабораторная работа № 1. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутый через кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.
Лабораторная работа № 2. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
5.НОРМА ОЦЕНОК:
Оценка ответов обучающихся при проведении устного опроса
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-- обучающийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- обучающийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- обучающийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
Оценка ответов обучающихся при проведении контрольных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
-- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
-- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
-- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов обучающихся при проведении лабораторных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- обучающийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме «Перемещение. Ускорение. Скорость. Законы взаимодействия и движения тел»
К каждому из заданий 1-9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
1. Среди предложенных ниже величин выберите только скалярные.
А: пройденный путь
Б: перемещение
В: проекция перемещения
1) А 2) Б 3) В 4) А и В.
2. Решаются две задачи:
А) рассчитывается маневр стыковки двух космических кораблей;
Б) рассчитывается период обращения космических кораблей вокруг Земли.
В каком случае космические корабли можно рассматривать как материальные точки?
1) только в первом случае; 2) только во втором случае;
3) в обоих случаях; 4) ни в первом, ни во втором случае.
3. Турист прошел по горизонтальному полю 4 км строго на север, затем еще 3 км на восток. Найдите модуль перемещения туриста.
1) 3 км 2) 4 км 3) 5 км 4) 7 км
4. Автомобиль едет со скоростью 60 км/ч, а автобус – со скоростью 20 м/с. Сравните скорости этих тел.
1) у автобуса скорость больше 2) у автомобиля скорость больше
3) их скорости равны 4) среди ответов нет правильного.
5. Во время подъёма в гору скорость велосипедиста, двигающегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 5 м/с до 3 м/с. При этом модуль ускорения велосипедиста был равен
1) -0,25 м/с2 2) 0,25 м/с2 3) -0,9 м/с2 4) 0,9 м/с2
6. Через какое время от начала движения велосипедист проходит путь 20 м, двигаясь с ускорением 0,4 м/с2?
1) 5 с 2) 10 с 3) 20 с 4) 50 с
7. Под действием равнодействующей силы, равной 5 Н, тело массой 10 кг движется
1) | равномерно со скоростью 2 м/с |
2) | равномерно со скоростью 0,5 м/с |
3) | равноускоренно с ускорением 2 м/с2 |
4) | равноускоренно с ускорением 0,5 м/с2 |
8. Тележка массой m, движущаяся со скоростью v, сталкивается с неподвижной тележкой той же массы и сцепляется с ней. Импульс тележек после взаимодействия равен
1) | 0 | 2) | mv/2 | 3) | mv | 4) | 2mv |
9. На рис.А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рис.Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
В заданиях 10-11 требуется указать последовательность цифр, соответствующих правильному ответу. Эту последовательность следует записать сначала в таблицу в тетради, а затем поставить возле номера задания без пробелов и других символов. (Цифры в ответе могут повторяться).
10. Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения.
Физические величины | Единицы измерения |
А) ускорение | 1) м/с |
Б) перемещение | 2) секунда |
В) скорость | 3) м2/с |
| 4) метр |
| 5) м/с2 |
А | Б | В |
|
|
|
11. Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ПРИБОРЫ
|
А) сила тяжести | 1) динамометр |
Б) атмосферное давление | 2) ареометр |
В) температура | 3) манометр |
| 4) барометр |
| 5) термометр |
А | Б | В |
|
|
|
Ответами к заданиям 12, 13 будет некоторое число. Это число надо записать в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ (цифру, запятую, знак минус) пишите в отдельной клеточке. Единицы физических величин писать не нужно.
12. Уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени: vx = 2 + 3t (м/c). Определите скорость и перемещение тела за 5 с.
13. Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,8 м/с, сцепляется с другой тележкой массой 30 кг, движущейся навстречу со скоростью 0,2 м/с. Чему равна скорость движения тележек после сцепки, когда тележки будут двигаться вместе?
Коды ответов:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Ответ | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 541 | 145 | 17 м/с, 47,5 м | 0,44 м/с |
Оценивание: 12-13 «5», 9-11 «4», 6-8 «3».
Зачёт № 1: «Механические колебания и волны»
1. Механические волны - это..
А. Колебание маятника.
Б. Периодически повторяющийся процесс.
В. Колебание, которое распространяется в упругой среде.
2. Звуковая волна — это...
А. Волна, распространяющаяся в пространстве с частотой от 16 Гц до 20 кГц.
Б. Волна, распространяющаяся в пространстве с частотой меньше 16 Гц.
В. Волна, распространяющаяся с частотой больше 20 кГц.
3. Максимальное отклонение тела от положения равновесия называется ...
А. Амплитуда. Б. Cмещение. В. Период.
4. Какое из перечисленных ниже волн не являются механическими?
А. Волны в воде. Б. Звуковые волны. В. Волны в шнуре.
5. Найдите скорость распространения звука в материале, в котором колебания с периодом 0,01 с вызывают звуковую волну, имеющую длину 10 м.
А. 1100 м/с Б. 1010 м/с В. 1000 м/с
6. В каких средах могут возникать продольные волны?
А. В твердых. Б. В газообразных. В. В твердых, жидкостях и газообразных.
7. От чего зависит громкость звука?
А. От частоты колебаний. Б. От амплитуды колебаний. В. От частоты и амплитуды.
8. С какой частотой колеблется источник волн, если длина волны 4м, а скорость распространения 10м/ с?
А. 2,5 Гц Б. 0,4 Гц В. 40 Гц.
9. Период свободных колебаний нитяного маятника зависит от...
А. От массы груза. Б. От длины нити. В. От частоты колебаний.
10. Ультразвуковыми называются колебания, частота которых…
А. Менее 20 Гц. Б. От 20 до 20 000 Гц. В. Превышает 20 000 Гц.
11. Может ли при распространении волны переноситься энергия и вещество?
А. Энергия - нет, вещество – да Б. Энергия - да, вещество – нет В. Энергия и вещество – да
12. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ФОРМУЛЫ |
А) Частота колебаний | 1) λ/T 2) v/ν 3) N/t 4) t/N 5) 1/ν |
Б) Длина волны | |
В) Скорость распространения волны |
А | Б | В |
|
|
|
13.Сколько полных колебаний совершит материальная точка за 5 с, если частота колебаний 440 Гц?
А. 2200 Б. 220 В. 88
14. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
А. 0,5 с Б. 1 с В. 2 с
15. Груз подвешенный к пружине совершает 10 колебаний в минуту. Период колебаний груза равен
А.10 с. Б. 0,6с. В. 6с.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Б | А | А | Б | В | В | А | А | Б | В | Б | А-3 Б-2 В-1 | А | А | В |
Оценивание: 13-15 «5», 9-12 «4», 6-8 «3».
Зачёт №2 «Электромагнитное поле»
1.Тело, которое наэлектризовано ( имеет электрический заряд)…
А)…нагревается Б)…охлаждается В) …приходит в движение Г) … притягивает к себе другие тела
2.Электрические заряды бывают…
А) …положительными Б) отрицательными В) положительными и отрицательными Г) разными
3.Как названа частица, которая обладает наименьшим (неделимым) отрицательным электрическим зарядом?
А) диэлектриком Б) электрометром В) электроном
4. Из каких частиц, имеющих электрические заряды, построен атом?
А) из положительно заряженного ядра и отрицательных электронов Б) из ядра и протонов В) из ядра и нейтронов
5.Если в атоме 6 электронов, а в его ядре 7 нейтронов, то сколько в ядре протонов?
А) 7 Б) 6 В) не хватает данных: сколько в атоме всего частиц?
6.Какие вещества проводят электричество?
А)те, атомы(молекулы) которых могут свободно перемещаться
Б)те, которым переданы электрические заряды
С)те, в которых есть свободные электроны или ионы.
7.Что представляет собой электрический ток?
А) движение по проводнику заряженных частиц
Б) упорядоченное движение частиц тела
В) упорядоченное (однонаправленное) движение заряженных частиц
8. Какое устройство создает в проводнике электрическое поле?
А) источник тока Б) электрометр В) изолятор
9.Какие два условия должны обязательно выполнятся, чтобы в цепи существовал электрический ток?
А)Наличие в цепи источника тока и потребителя Б) отсутствие разрывов в цепи и наличие потребителя тока В) замкнутость цепи и наличие в ней источника тока
10.Упорядоченное движение каких заряженных частиц в электрическом поле принято за направление электрического тока?
А) частиц с положительным зарядом Б) частиц с отрицательным зарядом В) электронов
11.Какое действия производит электрический ток?
А) химические и тепловые Б) магнитные и тепловые В) магнитные, химические, тепловые
12. В приведенных ниже примерах проявляются разные действия электрического тока. В каком случае используется магнитное действие тока?
А) кипячение воды в электрическом чайнике Б) получение чистого металла на электроде, опущенном в раствор соли, молекулы которой содержат этот металл
В) сбор гвоздиков сердечником катушки с током.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Г | В | В | А | Б | С | В | А | В | А | В | В |
Оценивание: 11-12 «5», 8-10 «4», 6-7 «3».
Контрольная работа № 2 «Строение атома и атомного ядра»
Уровень А
1. β-излучение – это
1) вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
2) поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
3) электромагнитные волны
4) поток электронов
2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит
1) электрически нейтральный шар
2) положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
3) отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
4) положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
3. Какая из строчек таблицы правильно отражает структуру ядра ?
Р – число протонов | n – число нейтронов |
13 | 14 |
13 | 27 |
27 | 13 |
27 | 40 |
4. В ядре элемента содержится
1) 92 протона, 238 нейтронов
2) 146 протонов, 92 нейтрона
3) 92 протона, 146 нейтронов
4) 238 протонов, 92 нейтрона
5. Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?
1) 2)
3)
4)
6. Укажите второй продукт ядерной реакции +
→
+ …
1) 2)
3)
4)
Уровень В
7. Установите соответствие между научными открытиями и учёными, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Н А У Ч Н Ы Е О Т К Р Ы Т И Я У Ч Ё Н Ы Е
А) Явление радиоактивности 1) Д. Чедвик
Б) Открытие протона 2) Д. Менделеев
В) Открытие нейтрона 3) А. Беккерель
4) Э. Резерфорд
5) Д. Томсон
А | Б | В |
|
|
|
Уровень С
8. Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжёлого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м.=1,66·
кг, а скорость света с=3·
м/с.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 241 | 2,8*10 в-13 Дж |
Оценивание: 8 «5», 7 «4», 5-6 «3».