СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике 9 класс автор Пёрышкин , Гутник

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

  1. Содержание учебного предмета

Механические явления (38 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Электромагнитное поле (13 ч).

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Квантовые явления (15 ч)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Физика и физические методы изучения природы (2 ч)

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом

1. Физика. 9 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин., Гутник Е.М.-М.: Дрофа, 2018.

2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.



Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол. часов


Тема 1. Кинематика. 11 часов


Механическое движение.

1

Путь и перемещение.

1

Векторы и их характеристики.

1

Прямолинейное равномерное движение. Средняя скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения.

1

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

Мгновенная скорость. Уравнение скорости.

1

Уравнение прямолинейного равноускоренного движения.

1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Решение задач.

1

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения»

1

Система отсчета и относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

1

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика».

1


Тема 2. Динамика. 8 часов


Инерция. Первый закон Ньютона. Сложение сил. Равнодействующая сила.

1

Второй закон Ньютона.

1

Третий закон Ньютона.

1

Свободное падение. Невесомость.

1

Движение тел под действием силы тяжести.

1

Закон всемирного тяготения.

1

Закон всемирного тяготения. Решение задач.

1

Контрольная работа № 2 по теме «Динамика»

1


Тема 3. Механика. Законы сохранения. 8 часов


Криволинейное движение.

1

Движение по окружности.

1

Искусственные спутники Земли.

1

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Реактивное движение. Реактивный двигатель. Решение задач.

1

Закон сохранения механической энергии.

1

Закон сохранения механической энергии. Решение задач.

1

Контрольная работа № 3 по теме «Механика. Закон сохранения импульса».

1


Тема 4.Механические колебания и волны. 11 часов


Механические колебания. Свободные колебания. Маятник.

1

Период, частота, амплитуда, фаза колебаний.

1

Лабораторная работа № 2 «Исследование колебаний маятника»

1

Гармонические колебания. Энергия колебательных систем.

1

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

Механические волны. Продольные и поперечные волны.

1

Длина волны.

1

Звук. Громкость звука и высота тона.

1

Распространение звука. Скорость звука.

1

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

Контрольная работа № 4 по теме «Механические колебания и волны»

1


Тема 5. Электромагнитное поле. 13 часов


Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

Направление линий магнитного поля.

1

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

Вектор индукции магнитного поля

1

Лабораторная работа № 3 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

1

Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.

1

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

Колебательный контур. Электромагнитные колебания.

1

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитное поле»

1


Тема 6. Квантовые явления. 15 часов


Радиоактивность, α, β, γ – излучения.

1

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

1

Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

1

Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы исследования частиц.

1

Открытие протона и нейтрона.

1

Состав атомного ядра. Изотопы. α и β - распад.

1

Ядерные силы, энергия связи атомных ядер.

1

Деление ядер урана. Ядерные реакции.

1

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»

1

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

1

Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерная реакция.

1

Элементарные частицы. Античастицы.

1

Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Контрольная работа № 6 по теме «Квантовые явления»

1


Тема 7. Физика и физические методы изучения природы. 2 часа


Физические законы и границы их применимости.

1

Роль физики в формировании научной картины мира.

1









Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесённые в ТП

причина