СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по  физике для 9 класса составлена на основе:

·  Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС). Утвержден приказом Минобрнауки России  17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированом Минюстом России №19644   01 февраля 2011 г.

     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе:

 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС). Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированом Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.

  • Примерной программы учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования. –2-е издание - М.: Просвещение, 2015 г. (стандарты второго поколения).

  • Приказа Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Рабочей программы «Физика». 7-9 классы /сост. Е.Н.Тихонова.- 5-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2015

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования по физике 5 -9 класс и рабочей программы к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017. — 76, [2] с.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения:

  • Физика. Учебник. А. В. Перышкин. Физика. 9 класс.- 4-е изд.стереотип.- М.: Дрофа. 2019 г.

  • Физика. Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).

  • Физика. Методическое пособие. 9 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

  • Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

  • Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  • Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

  • Электронное приложение к учебнику. Учебно-методические пособия по физике 7 класс


В соответствии с базисным учебным планом предмет «Физика» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на уровне основного общего образования. Данная Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю, что соответствует Учебному плану образовательной организации (на изучение курса в 9 классе отведено 68 часов) и Годовому учебному графику школы (34учебных недель).




















2.Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поста­новки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.





3.Содержание учебного предмета «Физика» в 9 классе

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических мо­делей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

— понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

— умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракетоносителей;

— умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

— знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная часто­та колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглоще­ние и испускание света атомами, возникновение линейча­тых спектров испускания и поглощения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

— знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

— [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета- распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма- частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно­нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, пе­риод полураспада;

— умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

— умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

— владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

— понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

— умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

— знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);

— сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

— объяснять суть эффекта X. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Резервное время (2 ч)









Учебно - тематический план


п/п


Наименование

разделов и тем

Количество часов

В том числе на:

лабораторные

работы

проверочные (контрольные) работы

1

Законы движения и взаимодействия тел

23

2

1

2

Электромагнитное поле

16

1

1

3

Механические колебания и волны. Звук

12

2


4

Строение атома и атомного ядра

11

3

1

5

Строение и эволюция Вселенной

5



6

Итоговая контрольная работа

1


1


Итого

68

8

4






























Календарно-тематическое планирование с указание часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

Название разделов, тем

Количество часов

Дата по плану

Дата фактическая

I

Законы движения и взаимодействия тел

23


1

Материальная точка. Система отсчета

1



2

Перемещение

1



3

Определение координаты движущегося тела

1



4

Перемещение при прямолинейном и равномерном движении

1



5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1



6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1



7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1



8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1



9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1




10

Относительность движения

1



11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1



12

Второй закон Ньютона

1



13

Третий закон Ньютона

1



14

Свободное падение тел

1



15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления»

1



16

Закон всемирного тяготения

1



17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1



18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1



19

Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

1



20


Импульс тела. Закон сохранения импульса

1



21

Реактивное движение. Ракеты

1



22

Вывод закона сохранения механической энергии

1



23


Контрольная работа №1 по теме «Законы движения и взаимодействия тел»

1




Механические колебания и волны. Звук

12



24

Колебательное движение. Свободные колебания

1



25

Величины, характеризующие колебательное движение

1



26

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

1



27

Затухающие колебания. Вынужденные колебания

1



28

Резонанс

1



29

Распространение колебаний в среде. Волны

1



30

Длина волны. Скорость распространения волн

1



31

Источники звука. Звуковые колебания

1



32

Высота, тембр и громкость звука

1



33

Распространение звука. Звуковые волны

1



34

Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1



35

Отражение звука. Звуковой резонанс

1




Электромагнитное поле

16



36

Магнитное поле

1



37

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1



38

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

1



39

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1



40

Явления электромагнитной индукции

1



41

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1



42

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1



43

Явление самоиндукции

1



44

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1



45

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1



46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1



47

Принципы радиосвязи и телевидения

1



48

Электромагнитная природа света

1



49

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел

1



50

Типы оптических спектров. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

1



51

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

1




Строение атома и атомного ядра

11



52

Радиоактивность. Модели атомов

1



53

Радиоактивные превращения атомных ядер

1



54

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1



55

Открытие протона и нейтрона

1



56

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1



57

Энергия связи. Дефект масс

1



58

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1



59

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика

1



60

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1



61

Термоядерная реакция. Контрольная работа № 3 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1



62

Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома)

1




Строение и эволюция Вселенной

5



63

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

1



64

Большие тела Солнечной системы

1



65

Малые тела Солнечной системы

1



66

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

1



67

Строение и эволюция Вселенной

1



68

Итоговый урок по изученному курсу

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!