СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс Пёрышкин А.В.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс Пёрышкин А.В.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 27»


УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Школа № 27»

Н. Н. Антонюк

«_______»_____________ 20___ г.





Рабочая программа

по физике

9 класс

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год

уровень базовый


















Составитель:

Фадеев Иван Петрович,
учитель физики









2019 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644); письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Рабочая программа составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» (о недопустимости фальсификации истории России), Историко- культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр. – 1334 и авторских программах:

Авторская учебная программа по физике для основной школы, 7-9 классы к УМК  А. В. Перышкина. Авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2017г

Программа реализована в учебнике Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2018 г.


Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Российская гражданская идентичность.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные результаты изучения курса физики

Выпускник научится:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владеть такими видами публичных выступлений как: высказывания, монолог, дискуссия

следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- использовать элементы причинно-следственного анализа;

- уметь исследовать несложные реальные связи и зависимости;

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- находить и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для - корректировки собственного поведения в окружающей среде,

- выполнять в повседневной жизни этические и правовые нормы, экологические требования;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.


Предметные результаты обучения физике в основной школе.

Выпускник научится:

••соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

••понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

••распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

••ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

••понимать роль эксперимента в получении научной информации;

••проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

••проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

••проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

••анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; ••понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

••использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.


Содержание программы учебного предмета


Законы взаимодействия и движения.

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. Перемещение. Различие между понятиями «путь» и «перемещение». Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе). Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость. Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Формула для расчета силы трения скольжения. Примеры полезного проявления трения. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Импульс тела. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Закон сохранения импульса. Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Работа силы. Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.

Механические колебания и волны.

Звук Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты маятника от длины его нити. Гармонические колебания. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний. Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике. Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука — от амплитуды колебаний и некоторых других причин. Тембр звука. Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Электромагнитное поле.

Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля. Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления. Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца. Явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример — гидрогенератор). Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Получение и регистрация электромагнитных волн. Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний. Интерференция и дифракция света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты). Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа. Типы оптических спектров. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света. Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора.

Строение атома и атомного ядра.

Сложный состав радиоактивного излучения, α-, β- и γ-частицы. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома. Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере α-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание α-частицами протонов из ядер атома азота. Наблюдение фотографий образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы. Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях. Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Биологическое действие радиации. Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной.

Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид. Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца. Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла.


Формы организации учебной деятельности:

урок, практическое занятие, игры-обсуждения, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии.




Количество часов по программе 70 часов в год, 2 часа в неделю

Количество часов по учебному плану школы 70 часов в год, 2 часа в неделю


Тематический план


№ п/п

Содержание

Количество часов

в рабочей программе

1

Законы взаимодействия и движения тел

34 часа

2

Механические колебания. Звук.

12 часов

3

Электромагнитное поле

18 часов

4

Строение атома и атомного ядра.

16 часов

5

Строение и эволюция Вселенной.

6 часов

6

Резервные уроки

16 часов


Всего

102 часов





































Календарно-тематическое планирование

Предмет: физика

Учитель: Фадеев Иван Петрович

Учебник: Физика 9 класс. Под ред. Е.М. Гутник, А. В. Пёрышкина – М.: Дрофа, 2015 г.

Количество часов: 3 в неделю, 102 в году.


№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки изучения

Дата изучения темы

9 а

9 в

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (34 часа).


1

Инструктаж по охране труда в кабинете физики. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь.

02.09-06.09



2

Перемещение

02.09-06.09



3

Определение координаты движущегося тела.

02.09-06.09



4

Скорость и перемещение при прямолинейном равномерном движении. График скорости и перемещения.

09.09-13.09



5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Мгновенная скорость.

09.09-13.09



6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

09.09-13.09



7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

16.09-20.09



8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

16.09-20.09



9

Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

16.09-20.09



10

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение без начальной скорости.

23.09-27.09



11

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.

23.09-27.09



12

Относительность движения.

23.09-27.09



13

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

30.09-04.10



14

Решение задач на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

30.09-04.10



15

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки»

30.09-04.10



16

Относительность механического движения.

07.10-11.10



17

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

07.10-11.10



18

Второй закон Ньютона.

07.10-11.10



19

Решение задач на второй закон Ньютона.

14.10-18.10



20

Третий закон Ньютона.

14.10-18.10



21

Решение задач по теме: «Законы Ньютона».

14.10-18.10



22

Свободное падение тел.

21.10-25.10



23

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость.

21.10-25.10



24

Решение задач на движение тела под действием силы тяжести.

21.10-25.10



25

Закон Всемирного тяготения.

28.10-31.10



26

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

28.10-31.10



27

Движение искусственных спутников Земли.

28.10-31.10



28

Решение задач по теме «Законы динамики». Подготовка к контрольной работе.

11.11-15.11



29

Контрольная работа №2 «Законы динамики»

11.11-15.11



30

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

11.11-15.11



31

Реактивное движение. Ракеты.

18.11-22.11



32

Энергия. Закон сохранения энергии.

18.11-22.11



33

Решение задач на законы сохранения. Подготовка к контрольной работе.

18.11-22.11



34

Контрольная работа №3 «Законы взаимодействия и движения тел».

25.11-29.11



Раздел 2. Механические колебания. Звук. (12 часов)


35

Колебательное движение. Свободные колебания.

25.11-29.11



36

Гармонические колебания.

25.11-29.11



37

Лабораторная работа №3 «Исследование колебаний нитяного маятника».

02.12-06.12



38

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

02.12-06.12



39

Распространение колебаний в среде. Волны.

02.12-06.12



40

Характеристики волн. Решение задач.

09.12-13.12



41

Звуковые колебания. Источники звука.

09.12-13.12



42

Высота, тембр и громкость звука.

09.12-13.12



43

Звуковые волны.

16.12-20.12



44

Отражение звука. Эхо.

16.12-20.12



45

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

16.12-20.12



46

Контрольная работа №4 «Механические колебания. Звук».

23.12-27.12



Раздел 3. Электромагнитное поле (18 часов).


47

Магнитное поле.

23.12-27.12



48

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

23.12-27.12



49

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

13.01-17.01



50

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

13.01-17.01



51

Решение задач на силы Ампера и Лоренца.

13.01-17.01



52

Магнитный поток.

20.01-24.01



53

Явление электромагнитной индукции.

20.01-24.01



54

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

20.01-24.01



55

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

27.01-31.01



56

Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

27.01-31.01



57

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

27.01-31.01



58

Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.

03.02-07.02



59

Электромагнитная природа света.

03.02-07.02



60

Преломление света. Дисперсия света. Цвета тел.

03.02-07.02



61

Типы оптических спектров. Происхождение линейчатых спектров.

10.02-14.02



62

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».

10.02-14.02



63

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

10.02-14.02



64

Контрольная работа № 5 «Электромагнитное поле».

17.02-21.02



Раздел 4. Строение атома и атомного ядра (16 часов).


65

Открытие радиоактивности. Модели атомов.

17.02-21.02



66

Радиоактивные превращения атомных ядер.

17.02-21.02



67

Экспериментальные методы исследования частиц.

24.02-28.02



68

Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

24.02-28.02



69

Открытие протона и нейтрона.

24.02-28.02



70

Состав атомного ядра. Атомные силы.

2.03-6.03



71

Энергия связи. Дефект масс.

2.03-6.03



72

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

2.03-6.03



73

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

9.03-13.03



74

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

9.03-13.03



75

Атомная энергетика. Термоядерная реакция.

9.03-13.03



76

Биологическое действие радиации.

16.03-20.03



77

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».

16.03-20.03



78

Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

16.03-20.03



79

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

01.04-3.04



80

Контрольная работа №6 Строение атома и атомного ядра».

01.04-3.04



Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (6 часов)


81

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

01.04-03.04



82

Планеты земной группы.

6.04-10.04



83

Планеты гиганты Солнечной системы.

6.04-10.04



84

Малые тела Солнечной системы.

06.04-10.04



85

Строение, излучение и эволюция звезд.

13.04-17.04



86

Строение и эволюция Вселенной.

13.04-17.04



Раздел 6. Повторение (16 часов)


87

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

13.04-17.04



88

Сила Архимеда. Решение задач.

20.04-24.04



89

Тепловые явления.

20.04-24.04



90

Тепловые явления. Решение задач.

20.04-24.04



91

Законы взаимодействия и движения тел.

27.04-1.05



92

Законы сохранения.

27.04-1.05



93

Механическая работа и мощность. Простые механизмы.

27.04-01.05



94

Пробный экзамен в форме ОГЭ.

4.05-8.05



95

Механические колебания и волны.

4.05-8.05



96

Электрические явления.

04.05-08.05



97

Электрические явления.

11.05-15.05



98

Электромагнитные явления.

11.05-15.05



99

Световые явления.

11.05-15.05



100

Итоговая контрольная работа за курс 7-9 классов.

18.05-22.05



101

Обобщающие уроки повторения курса 7 – 9 классов.

18.05-2.05



102

18.05-2.05



Информационно-методическое обеспечение


  1. Сборник нормативных документов. Физика. М.: Дрофа, 2004

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы. - М.: Дрофа,2017

  3. Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., «Физика. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина», Москва, Дрофа, 2017 г.;

  4. Л.А.Кирик «Физика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы», Москва, ИЛЕКСА, 2018 г.;

  5. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе» под ред. А.А.Покровского, Москва, «Просвещение», 1978 г.;

  6. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7—11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К Ханнанова. - Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ.

  7. Физикон. «Физика 7-11 классы. Лаборатории».2005


СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения

учителей естественно – научного цикла

Протокол №1 от 30 августа 2019 г.




СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____________ М.Р.Журавлева

«_____» _____________ 2019г.




Скачать

© 2020, 96 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!