СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике, 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пргорамма по физике для 9 класса. Автор учебника А.В.Перышкин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике, 9 класс»

Тема урока. Динамометр. Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра.

Класс 7

Тема: Взаимодействие тел.

Цель урока: Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой заданной ценой деления и с ее помощью измерять силы.

Задачи:

  • Обучающие: познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научиться измерять силы динамометром. способствовать развитию у учащихся компетентностей: информационной (аспект - извлечение первичной информации 2 уровень; обработка информации – 3 уровень), разрешения проблем (аспект - действия по решению проблем, 3 уровень).

  • Развивающие: развивать навыки экспериментальной работы, умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся к исследовательскому труду.

  • Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, коммуникабельность, любознательность, трудолюбие и аккуратность, воспитание инициативы и самостоятельности в достижении поставленной цели.


  • Базовый учебник: Перышкин А.В., Родина Н.А... Учебник «Физика-7». - Москва: Дрофа, 2017 г.

  • Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

  • Формы и методы работы: метод исследования, беседа, письменные упражнения.

  • Принципы обучения: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, научности, доступности, фундаментальности и прочности результатов обучения, связи теории с практикой.

  • Технологии обучения: партнерская технология, здоровьесберегающая технология, информационные технологии.















Схема конспекта урока (занятия)

ФИО педагога Волков Михаил Алексеевич______________________________________________________________

Полное название ОУ МБОУ «Люкская средняя общеобразовательная школа»__________________________________

Предмет (форма занятия) физика Класс (группа)_7______УМК____________________________________________

Тема урока (занятия) Динамометр. Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра.

Дата проведения урока (занятия) 8.12.17____________________________________________________________



Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный момент




Положительный настрой работы на уроке.

Целеполагание, планирование, прогнозирование.

Рассказывает, показывает, направляет.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Создает положительный настрой деятельности.

Настраиваются на учебную деятельность. Воспринимают информацию.

Приветствие.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Выяснение пробелов по теме «Силы»

Структурирование знаний, рефлексия деятельности.

Определение задания: фронтальный опрос и решение текстовых задач.

Выполняют задания учителя. Отвечают на вопросы, решают задачи.


Практический: решение задач.

Объяснение нового материала


Научить работать с динамометром.


Формулировка проблемы, поиск информации.

Рассказывает, показывает, объясняет, направляет.


Слушают учителя. Воспринимают информацию.

Работают с учебником.


Словесный: рассказ учителя, беседа.

Наглядный: демонстрация

Закрепление учебного материала


Успешное выполнение лабораторной работы.

Поиск информации, моделирование.

Помогает формулировать решение экспериментальной задачи.

Решение экспериментальной задачи.


Словесный: инструктаж.

Практический: лабораторная работа.

Задание на дом




Осмысление задания на дом.

Смысловое чтение.

Разъясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Словесный: беседа
















Проект самоанализа урока (занятия)

ФИО педагога Волков Михаил Алексеевич________________________________________________________________________

Полное название ОУ МБОУ «Люкская средняя общеобразовательная школа»__________________________________________

Предмет (форма занятия) физика Класс (группа) 7________________________УМК____________________________________

Тема урока (занятия) Динамометр. Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра.

Дата проведения урока (занятия) 8.12.17_________________________________________________________________________





Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

организационный момент


1 уровень - ученический.

Нет рисков.

Нет

опрос учащихся по заданному на дом материалу


2 уровень – репродуктивный (алгоритмический).

Переход с репродуктивного на ученический уровень.

Выполнение похожей работы на следующем уроке

объяснение нового материала


2 уровень – репродуктивный (алгоритмический).


Ученики не усвоят, принцип работы динамометра.

Повторить материал о работе динамометре.

закрепление учебного материала


3 уровень - реконструктивный (эвристический).

4 уровень - творческий.

Переход эвристического уровня на репродуктивный и ученический.

Нехватка времени.

Уменьшить объём работы.

задание на дом




3 уровень - реконструктивный (эвристический)

Не решат домашние задачи.

Решить задачи на следующем уроке.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время (мин)

1

2

3

4

5

Организационный этап.

Организационно-психологический момент, возможность подготовить учащихся к работе на уроке.

Эмоциональный и психологический настрой на урок.

1

Постановка цели.

Рассказывает, показывает, направляет.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.  Сегодня на уроке вам предстоит:

решать задачи

познакомиться с новым измерительным прибором,

рассмотреть принцип его действия,

научиться пользоваться  им,

выполнить практическое  задание.


Воспринимают информацию.

2

Актуализация опорных знаний.


Определение задания: фронтальный опрос и решение текстовых задач.

Что такое сила?

(мера взаимодействия тел между собой)

Какие силы вы знаете?

(сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела)

Что называется деформацией?

(изменение формы или размеров тела под действием внешних сил)

Какие виды деформации вы знаете.

(растяжение, сжатие, кручение, сдвиг, изгиб)


Решение задач.

1.Определите силу тяжести действующую на тело массой 3 кг. (30 Н)

2.Определите силу тяжести действующую на тело массой 300 г. (3Н)

3.Определите силу упругости действующую на покоящееся тело массой 100 кг. (1000 Н)

4.Тело массой 5 тонн находится в покое. Найдите вес этого тела. (50000 Н)

5.Найдите вес десятилитрового ведра, заполненного медом. (135,5 Н)

(приложение 1)


Отвечают на вопросы, решают задачи.

Самоанализ полученных ответов.

10

Введение знаний.

Рассказывает, показывает, объясняет, направляет.

А каким прибором можно измерить силу?

«Динамометр (греческое слово) - сила, измеряю».

Устройство динамометра: шкала, стальная пружина, указатель.

Какие бывают динамометры? (работа с учебником)

Для измерения силы используют  – прибор динамометр   (греч. "динамис" – сила).

Основные его части – упругая пружина со стрелкой, движущейся по шкале.

Действие прибора основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины.


Воспринимают информацию.

Работает с учебником.

Записывает определение слова динамометр.

Рассматривает виды динамометров.

5

Компетентностно-ориентированные задания

Решение экспериментальной задачи.

Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра.

Лабораторная работа № 6

Просмотр комплекта оборудования: штатив, динамометр с заклеенной бумагой шкалой, комплект грузов по 102 г, деревянный брусок.

Инструкционная карта

  1. Закрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке     штатива.

  2. Отметьте горизонтальной чертой, начальное положение указателя динамометра, – это будет нулевое деление шкалы.

  3. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого100 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

  4. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы и делайте отметки на бумаге.

  5. Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,… Выше числа 0 напишите: «ньютон»

Вы дополнили прибор шкалой, а теперь проверьте себя:

  1. Измерьте расстояние между соседними точками, объясните результат измерений.

Одинаковы ли будут расстояния между соседними черточками? Почему?

  1. Получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.

А для этого давайте вспомним, как определяется цена деления

прибора.

Для этого расстояния между отметками 0 и 1; 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 и

далее делят на десять равных частей. Так можно сделать, учитывая,

что сила упругости пружины увеличивается во столько раз, во

сколько

увеличивается ее удлинение. Это следует из закона Гука.

  1. Измерьте вашим динамометром силу трения скольжения при движении деревянного бруска по парте без грузов и с добавлением грузов.

  2. Снимите бумагу и сравните свою шкалу с фабричной.

(приложение 2)


Знакомятся с динамометром, оборудованием предложенным учителем.

Работа с инструкционной картой.

Закрепляют динамометр к штативу.

Подвешивают грузы массой по 102 грамма.

Градуируют пружину динамометра.

Прочерчивают штрихами шкалу динамометра с ценой деления 1 Н.

Измеряют расстояние между соседними штрихами и делят расстояние на 10 равных частей.

Получают шкалу динамометра с ценой деления 0,1 Н.

Измеряют динамометром вес, предложенного тела, предмета находящегося на парте.

Снимают бумагу и сравнивает свою шкалу с фабричной.

Представляют результаты своей работы.

20

Задание на дом

Разъяснение домашнего задания: § 28

Решение задач (приложение 3)

  1. Записывают задание

2



Приложение 1

Решение задач.

1.Определите силу тяжести действующую на тело массой 3 кг.

2.Определите силу тяжести действующую на тело массой 300 г.

3.Определите силу упругости действующую на покоящееся тело массой 100 кг.

4.Тело массой 5 тонн находится в покое. Найдите вес этого тела.

5.Найдите вес десятилитрового ведра заполненного медом.



Приложение 2.

Инструкционная карта

  1. Закрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке     штатива.

  2. Отметьте горизонтальной чертой, начальное положение указателя динамометра, – это будет нулевое деление шкалы.

  3. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого100 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

  4. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы и делайте отметки на бумаге.

  5. Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,… Выше числа 0 напишите: «ньютон»

Вы дополнили прибор шкалой, а теперь проверьте себя:

  1. Измерьте расстояние между соседними точками, объясните результат измерений.

Одинаковы ли будут расстояния между соседними черточками? Почему?

  1. Получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.

А для этого давайте вспомним, как определяется цена деления прибора.

Для этого расстояния между отметками 0 и 1; 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 и далее

делят на десять равных частей. Так можно сделать, учитывая, что сила

упругости пружины увеличивается во столько раз, во сколько

увеличивается ее удлинение. Это следует из закона Гука.

  1. Измерьте вашим динамометром силу трения скольжения при движении деревянного бруска по парте без грузов и с добавлением грузов.

  2. Снимите бумагу и сравните свою шкалу с фабричной.



Приложение 3.

Решение задач.

1.С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни размером 10х8х5 см?

2.Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2,5 см?

3.Спортивное ядро, объем которого 570 см3, весит 38,2 Н. Из какого металла изготовлено ядро?

4.Чему равна жесткость пружины, если под действием силы 2 Н она растянулась на 4 см.

5.Самая крупная птица –африканский страус: его масса достигает 90 кг. Определите вес страуса и сравните его с весом самой маленькой птицы-колибри, масса которой 2 г.

6.Определите силу тяжести, действующую на сосновый брус размерами 5х10х400 см3. Плотность сосны 400 кг/м3.

7.Определите вес бензина объёмом 25 литров.

9.С какой силой растянута пружина, к которой подвесили тело массой 600 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!