Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
для 7 класса
Автор: Пономарчук Анастасия Сергеевна, учитель физики
2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании нормативных документов:
ФЗ – 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26. 11. 2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29. 12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ БГО СОШ № 3;
Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. -М., «Дрофа», 2014
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобразования науки РФ от 31.03.2014 года № 253;
Учебного плана МБОУ БГО СОШ № 3.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Физика. 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
В 7 классе на обучение физики отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель)
Раздел I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/ результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Физика и ее роль в познании окружающего мира
Обучающийся научится
давать определения/описания физических понятий: материя, вещество, физические модели, физические величины, международная система единиц, методы познания;
измерять: длину, время, температуру;
определять цену деления измерительного прибора;
выполнять измерения размеров малых тел способом рядов.
Обучающийся получит возможность научиться
определять погрешность измерительного прибора;
понимать и объяснять роль физики в формировании естественно- научной грамотности;
осуществлять перевод единиц измерения в несистемные единицы;
понимать и объяснять отличия наблюдений и экспериментов;
выдвигать и обосновывать гипотезы.
Механические явления
Обучающийся научится
объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения давления;
описывать физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, невесомость;
давать определения/описания физических понятий: относительность движения; материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении;
измерять: скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую сил, действующих на тело, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
понимать смысл основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения энергии, закон Паскаля, закон Архимеда и умение применять их на практике;
способам выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей сил, действующих на тело, механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Обучающийся получит возможность научиться
объяснять смену дня и ночи на Земле, невесомость;
экспериментальным методам исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления), силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
экспериментальным методам исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, рычага, блока, наклонной плоскости, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способам обеспечения безопасности при их использовании.
Тепловые явления
Обучающийся научится
объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
понимание причин броуновского движения; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Обучающийся получит возможность научиться
понимать физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
экспериментальным методам исследования при определении размеров малых тел.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Тема 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира (6 часов)
Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественно- научной грамотности.
Лабораторная работа: «Определение цены деления измерительного прибора».
Тема 2. Тепловые явления (5 часов)
Строение вещества. Атомы и молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа: «Измерение размеров малых тел».
Тема 3. Движение и взаимодействия тел (26 часов)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Законы Ньютона Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы:
«Измерение скорости равномерного движения»;
«Измерение массы тела на рычажных весах»;
«Измерение объема тела»;
«Определение плотности твердого тела»;
«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»;
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»;
«Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы»;
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 часов)
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид, манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Поршневой жидкостный насос. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа: «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Тема 5. Работа. Мощность. Энергия (13 часов)
Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («золотое правило» механики). Виды равновесия. Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторные работы:
«Выяснение условия равновесия рычага»;
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
Содержание | Количество часов | Количество контрольных | Количество лабораторных работ |
Физика и методы научного познания | 6 | 0 | 1 |
Тепловые явления | 5 | 0 | 1 |
Движение и взаимодействия тел. | 26 | 2 | 9 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 10 | 1 | 0 |
Работа. Мощность. Энергия. | 13 | 2 | 2 |
ИТОГО | 70 | 5 | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечание |
По плану | Фактически |
I четверть |
1 | Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Физические свойства тел. | 1 | | | |
2 | Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. | 1 | | | |
3 | Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры.. | 1 | | | |
4 | Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физические законы и закономерности. | 1 | | | |
5 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | | | |
6 | Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественно- научной грамотности. | 1 | | | |
7 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | | | |
8 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». | 1 | | | |
9 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | | | |
10 | Взаимодействие молекул. | 1 | | | |
11 | Три состояния вещества. | 1 | | | |
12 | Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. | 1 | | | |
13 | Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). | 1 | | | |
14 | Относительность механического движения. Система отсчета. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. | 1 | | | |
15 | Расчет пути и времени движения | 1 | | | |
16 | Первый закон Ньютона и инерция. | 1 | | | |
17 | Решение задач по теме «Механическое движение» | 1 | | | |
18 | Контрольная работа № 1. Тема «Механическое движение» | 1 | | | |
II четверть |
19 | Лабораторная работа № 3 «Измерение скорости равномерного движения» | 1 | | | |
20 | Равнодействующая сила. | 1 | | | |
21 | Масса тела. | 1 | | | |
22 | Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | | | |
23 | Лабораторная работа № 5 "Измерение объема тела". | 1 | | | |
24 | Плотность вещества. | | | | |
25 | Лабораторная работа № 6 «Определение плотности твердого тела» | 1 | | | |
26 | Решение задач «Расчет массы, объема и плотности тела» | 1 | | | |
27 | Сила. Единицы силы. | 1 | | | |
28 | Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Закон всемирного тяготения. | 1 | | | |
29 | Решение задач по теме «Плотность. Масса. Сила» | 1 | | | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Плотность. Масса. Сила» | 1 | | | |
31 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | | | |
32 | Вес тела. Динамометр. Невесомость. | 1 | | | |
III четверть |
33 | Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | 1 | | | |
34 | Лабораторная работа № 8 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | | | | |
35 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | 1 | | | |
36 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы». | 1 | | | |
37 | Трение в природе и технике. | | | | |
38 | Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. | 1 | | | |
39 | Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. | 1 | | | |
40 | Давление жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | | | |
41 | Решение задач по теме «Давление». | 1 | | | |
42 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | | | |
43 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | | | |
44 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | | | |
45 | Решение задач по теме «Вес воздуха». | 1 | | | |
46 | Гидравлические механизмы (пресс, насос). | 1 | | | |
47 | Решение задач по теме «Гидростатическое и атмосферное давление» | 1 | | | |
48 | Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | | | |
49 | Водопровод. Поршневой жидкостный насос. | 1 | | | |
50 | Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 | | | |
51 | Закон Архимеда. | 1 | | | |
52 | Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | | | |
IV четверть |
53 | Лабораторная работа № 11 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | | | |
54 | Плавание тел и судов Воздухоплавание. | 1 | | | |
55 | Решение задач по теме «Сила Архимеда». | 1 | | | |
56 | Обобщение знаний по теме «Сила Архимеда» | 1 | | | |
57 | Механическая работа | 1 | | | |
58 | Мощность. | 1 | | | |
59 | Решение задач на тему «Работа и мощность» | 1 | | | |
60 | Простые механизмы | 1 | | | |
61 | Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. | 1 | | | |
62 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге | 1 | | | |
63 | Рычаги в технике, природе и быту. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 | | | |
64 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики» | 1 | | | |
65 | Виды равновесия. Коэффициент полезного действия механизма. | 1 | | | |
66 | Лабораторная работа № 13 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | | | |
67 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | 1 | | | |
68 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 | | | |
69 | Решение задач по теме "Энергия" | 1 | | | |
70 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |