СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 9 класса к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по физике (авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017.)

Цель: формирование у обучающихся представлений о научной картине мира — важного ресурса научно–технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 9 класса к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по физике (авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017.)

Цель: формирование у обучающихся представлений о научной картине мира — важного ресурса научно–технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Задачи:

развивать у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;

 способствовать овладению научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;

 способствовать формированию у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоению практического применения научных знаний физики в жизни, формированию межпредметных связей с предметами, как математика, информатика, химия, биология, география, экология, литература и др.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. Физика. 9 кл. : учебник А.В. Перышкин, Е. М. Гутник - М.: Дрофа, 2019.

  2. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». ФГОС ( к новому учебнику) / О.И. Громцева – М. : Издательство «Экзамен», 2017.

  3. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ О. И. Громцева. - М. : Издательство «Экзамен», 2017.

  4. Физика. 9 класс: тесты к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник / Н.И. Слепнева. – М.: Дрофа, 2017.

  5. Физика. 9 класс. Методическое пособие / Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2016.

  6. Физика. 9 класс: самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2018.

  7. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений /А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – М.: Дрофа, 2017.

  8. Сборник задач по физике. 7-9 классы: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9класс». ФГОС ( к новым учебникам) / А. В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

  9. Сборник задач по физике. 7-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018

Программа 9 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).


  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания  необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения физике

Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


2. Содержание учебного предмета

1. Законы взаимодействия и движения тел (24 часа)

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. Перемещение. Различие между понятиями «путь» и «перемещение». Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе). Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость. Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Формула для расчета силы трения скольжения. Примеры полезного проявления трения. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Импульс тела. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Закон сохранения импульса. Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Работа силы. Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.

Контрольные работы

по теме «Механическое движение»;

по теме «Взаимодействие тел. Законы сохранения в механике»

Лабораторные работы

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Темы проектов

«Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел», «История развития искусственных спутников Земли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи» Свободное падение тел. Ускорение свободного

  1. Механические колебания и волны. Звук (10 часов)

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты маятника от длины его нити. Гармонические колебания. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний. Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике. Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука — от амплитуды колебаний и некоторых других причин. Тембр звука. Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Контрольная работа

по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Лабораторная работа

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Темы проектов

«Определение качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины», «Определение качественной зависимости периода колебаний нитяного (математического) маятника от величины ускорения свободного падения», «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине»

  1. Электромагнитное поле (14 часов)

Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля. Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления. Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца. Явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример —гидрогенератор). Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Получение и регистрация электромагнитных волн. Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний. Интерференция и дифракция света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты). Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа. Типы оптических спектров. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света. Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора.

Контрольная работа

по теме «Электромагнитное поле»

Лабораторные работы

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Темы проектов

«Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней», «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»

  1. Строение атома и атомного ядра (9 часов)

Сложный состав радиоактивного излучения, α-, иβ- и γ-частицы. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома. Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере α-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание α-частицами протонов из ядер атома азота. Наблюдение фотографий образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы. Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях. Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Биологическое действие радиации. Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд.

Контрольная работа

по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Лабораторные работы

6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (выполняется дома).

Тема проекта

«Негативное воздействие радиации (ионизирующих излучений) на живые организмы и способы защиты от нее»

5.Строение и эволюция вселенной (5 часов)

Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид. Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца. Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла.

Темы проектов

«Естественные спутники планет земной группы», «Естественные спутники планет-гигантов»

  1. Повторение (6 часов)


3.Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Вводимые понятия

Предпол.

Факт.

1.Законы взаимодействия и движения тел (24 часа)

1



Вводный инструктаж по охране труда. Материальная точка. Система отсчета.

1

Механическое движение. Характеристики движения - координата, траектория, путь, скорость. Материальная точка - модель тела. Система отсчета.

2



Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1

Скалярная величина. Векторная величина. Перемещение. Путь. Проекция вектора. Модуль вектора. Координата тела.

3



Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Уравнение движения. График движения.


4



Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного движения. График скорости.

1

Неравномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

5



Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

Проекция перемещения при равноускоренном движении. Уравнение движения. Перемещение тела при прямолинейно равноускоренном движении без начальной скорости.

6



Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Л.р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

7



Решение задач по теме: «Механическое движение».

1


8



Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение».

1


9



Анализ контрольной работы. Относительность движения.

1

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

10



Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

Инерция. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

11



Второй закон Ньютона

1

Второй закон Ньютона

12



Третий закон Ньютона.

1

Третий закон Ньютона.

13



Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Невесомость.

14



Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Л. р. №2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

Измерение ускорения свободного падения

15



Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

1

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

16



Сила упругости.

1

Сила упругости. Закон Гука.

17



Сила трения.

1

Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Сила трения качения. Коэффициент трения скольжения.

18



Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

1

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила.

19



Искусственные спутники Земли

1

Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.

20



Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

21



Реактивное движение. Ракеты.

1

Реактивное движение. Ракеты.

22



Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергии.

1

Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергии.

23



Закон сохранения механической энергии.

1

Закон сохранения механической энергии.

24



Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел. Законы сохранения в механике»

1




2.Механические колебания и волны. Звук (10 часов)

25



Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания.

1

Колебательное движение. Механические колебания. Период колебаний. Свободные колебания. Колебательная система. Пружинный маятник. Нитяной маятник.

26



Величины, характеризующие колебательное движение.

1

Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Собственные колебания. Разность фаз.

27



Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Л. р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.»

1

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины

28



Гармонические колебания.

1

Гармонические колебания. Математический маятник.

29



Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

30



Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

1

Волны. Упругая волна. Продольная волна. Поперечная волна. Длина волны. Скорость распространения волн.

31



Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.

1

Источники звука. Звуковые колебания. Камертон. Эхолокация. . Высота звука. Чистый тон. Основной тон. Обертон. Тембр. Громкость звука.

32



Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.

33



Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1


34



Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1


3.Электромагнитное поле (14 часов)

35



Анализ контрольной работы. Магнитное поле.

1

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Магнитные линии.

36



Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

Правило буравчика. Правило правой руки.

37



Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Правило левой руки.

38



Индукция магнитного поля.

1

Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

39



Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индуктивность. Явление самоиндукции.

40



Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Л. Р. № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

Изучение явления электромагнитной индукции

41



Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

Переменный электрический ток. Индукционные генераторы. Статор. Ротор. Трансформатор.

42



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

43



Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения.

1

Колебательный контур. Формула Томсона. Радиосвязь. Модуляция. Детектирование.

44



Интерференция и дифракция света. Электромагнитная природа света.

1

Интерференция и дифракция света. Квант. Фотон. Формула Планка.

45



Преломление света. Физический смысл показателя преломления

1

Закон преломления света. Относительный показатель преломления. Абсолютный показатель преломления.

46



Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических приборов. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

Дисперсия света. Монохроматический свет. Спектроскоп. Спектрограф. Спектральный анализ. Спектр испускания. Спектр поглощения. Постулаты Бора.

47



Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Л. Р. № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1


48



Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»

1


4.Строение атома и атомного ядра (9 часов)

49



Анализ контрольной работы. Радиоактивность. Модели атомов.

1

Радиоактивность. Радиоактивное излучение. Альфа-, вета-, гамма – частицы. Метод сцинтиляций.

50



Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Массовое число. Зарядовое число. Камера Вильсона. Пузырьковая камера.

51



Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

Протон. Нейтрон. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

52



Энергия связи. Дефект массы.

1

Энергия связи. Дефект массы.

53



Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

Цепная реакция. Критическая масса. Ядерный реактор.

54



Биологическое действие радиации. Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Л. Р. № 6 «Измерение радиационного фона дозиметром».

1

Поглощенная доза излучения. Коэффициент качества. Эквивалентная доза. Период полураспада.

55



Закон радиоактивного распада. Термоядерные реакции. Л. Р. № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1

Закон радиоактивного распада. Термоядерные реакции.

56



Л. Р. № 7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

.

57



Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1


5.Строение и эволюция вселенной (5 часов)

58



Анализ контрольной работы. Состав, строение и происхождение солнечной системы.

1

Большие планеты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной Системы. Протозвезды.

59



Большие планеты Солнечной системы.

1

Тропосфера. Стратосфера. Мезосфера. Термосфера. Ионосфера. Мантия. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун.

60



Малые тела Солнечной системы.

1

Астероиды. Комета. Метеор. Метеорит. Болид. Радиант.

61



Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.

1

Светимость.

62



Строение и эволюция Вселенной

1

Галактика. Млечный путь. Закон Хаббла.

6.Повторение (6 часов)

63



Повторение основного материала за курсы 7-8 классов.

1


64



Повторение основного материала за курс 9 класса.

1


65



Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1


66



Итоговая контрольная работа

1


67



Анализ контрольной работы. Повторение.

1


68



Итоговое повторение.

1



19