СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для детей с ОВЗ. 7-10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит 139 часов для обязательного изучения учебного предмета « Физика»  на ступени основного общего образования   в 7-10 классах.

   Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов в 7 классе ; 35 учебных часов в 8 классе; 35 учебных часов в 9 классе; 34 учебных часа в 10 классе (из расчета 1 час в неделю в каждом учебном году).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для детей с ОВЗ. 7-10 класс»

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов



Утверждаю

Директор ГБОУ РЦДО

_______(Ф.Ж. Нуриев)

Приказ №____ от

«__»_____20__г.







Рабочая программа


по учебному предмету физика

для 7-10 классов

(на конкретный уровень образования)

обучающихся по уровню основного общего образования

учителя высшей квалификационной категории

Сафоновой Ирины Михайловны

на 2018 – 2022 учебный год

(срок реализации рабочей программы)






Рассмотрено на заседании МК

Руководитель МК_____________

Протокол №__от «__»____20__г

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________( _______________)

«__»_______20__г.















г. Уфа

2018год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по физике 7-10 классов разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального базисного учебного плана(приказ Минобразования РФ №1312 от 09.09.2003 « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- примерной образовательной программы по физике среднего общего образования (составители: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков);

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год;

- Положения о рабочей программе ГБОУ РЦДО реализующей программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- учебного плана ГБОУ РЦДО на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы «Физика, 7 – 9», авт. Е.М. Гутник, А. В. Пёрышкин.



Физика является фундаментом естественнонаучного образования, естествознания и научно-технического процесса. Введение данных нормативов по физике способствуют пониманию целей как учителями, так и школьниками и их родителями, а также повышению ожидаемых учебных результатов.


Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта физического исследования, включая космические явления (астрофизика), явления в недрах Земли и планет (геофизика), некоторые особенности явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводники, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ).

Физика стала теоретической основой современной техники и ее неотъемлемой составной частью. Этим определяются образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические структуры:


  • Физические методы изучения природы.

  • Механика: кинематика, динамика, гидро-аэро-статика и динамика.

  • Молекулярная физика. Термодинамика.

  • Электростатика. Электродинамика.

  • Атомная физика.


В аспектном плане физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах – вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания.

В объектном плане физика изучает различные уровни организации вещества: микроскопический – элементарный частицы, атом и ядро, молекулы; макроскопический – газ, жидкость, твердое тело, плазма, космические объекты как мегауровень.

А также изучаются четыре типа взаимодействий (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое), свойства электромагнитного поля, включая оптические явления, обширная область технического применения физики.


Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды


Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.


В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит 139 часов для обязательного изучения учебного предмета « Физика» на ступени основного общего образования в 7-10 классах.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов в 7 классе ; 35 учебных часов в 8 классе; 35 учебных часов в 9 классе; 34 учебных часа в 10 классе (из расчета 1 час в неделю в каждом учебном году).

Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 1 часу в неделю в 7-10 классах, авторской программой А.В.Перышкина и в соответствии с выбранными учебниками:

А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2017 г.

А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2017 г.

А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2017 г.




Отличительной особенностью нашей рабочей программы по сравнению с примерной связаны с уменьшением на преподавание физики в условиях дистанционного обучения в 7-10 классе количества часов в неделю и за год. Поэтому произошло сокращение часов на изучение тем и уплотнение материала. Содержание материала определено обязательным минимумом. Количество часов на изучение физики в каждом классе может быть увеличено за счет часов по выбору по заявлению родителей. Это отражается в календарно - тематическом планировании.

Сроки реализации программы 2018-2022 года.






















Планируемые результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



В результате изучения физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


В результате изучения физики 8 – 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки в квартире


            1. В результате изучения физики в 10 классе ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.







Содержание программы 7 класс

(35 часов)


Введение. (2 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Первоначальные сведения о строении вещества. (4 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.


Движение и взаимодействие тел. (10 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.


Давление твердых тел, газов, жидкостей. (13 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.


Работа и мощность.(7 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.



Содержание программы 8 класс

(35 часов)


Тепловые явления. (17 часов.)

Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения.

Построение графика по результатам экспериментов. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов.

Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний по тепловым и электрическим явлениям.

Построение и проверка гипотез. Систематизация в виде таблиц, графиков, теоретические выводы и умозаключения.

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Конвекция.

Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.


Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.

Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния

вещества.

Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работа пара и газа при расширении.

Кипение жидкости. Влажность воздуха.

Тепловые двигатели.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.


Агрегатные состояния вещества. (7 часов)

Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.

КПД теплового двигателя.



Содержание программы 9 класс

(35 часов)


Электрические явления. (21 час.)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.


Электромагнитные явления. (4 часа.)

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Электродвигатель.


Световые явления. (10 часов.)


Источники света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз и зрение. Очки.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света.

Знать законы отражения света.

Знать понятие «плоское зеркало».

Знать законы преломления света.

Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их.

Уметь строить изображения, даваемые линзой. Уметь решать задачи.




Содержание программы 10 класс

(34 часа)


Законы взаимодействия и движения тел (12 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

ускорения свободного падения.


Механические колебания и волны. Звук. (7 ч)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Электромагнитное поле (6 ч)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.


Строение атома и атомного ядра. (6 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.


Строение и эволюция Вселенной. (3 ч)

Состав6 строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.















Тематическое планирование

7 класс

(1 час в неделю, 35 уроков за учебный год)

п\п

Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Первоначальные сведения о строении вещества

4

3

Движение и взаимодействие тел

10

4

Давление твердых тел, жидкостей и

газов.

13

5

Работа и мощность. Энергия.

7


Итого

35



Тематическое планирование

8 класс

(1 час в неделю, 35 уроков за учебный год)

п\п

Тема

Количество часов

1

Тепловые явления.

17

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

3

Агрегатные состояния вещества

7


Итого

35



Тематическое планирование

9 класс

(1 час в неделю, 35 уроков за учебный год)

п\п

Тема

Количество часов

1

Электрические явления

21

2

Электромагнитные явления

4

3

Световые явления

10


Итого

35


Тематическое планирование

10 класс

(1 час в неделю, 34 урока за учебный год)

п\п

Тема

Количество часов

1

Законы движения и взаимодействия тел

12

2

Механические колебания и волны. Звук.

7

3

Электромагнитное поле

6

4

Строение атома и атомного ядра

6

5

Строение и эволюция Вселенной

3


Итого

35

































Календарно-тематическое планирование физика 7 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов.


урока

Тема урока

урока

в теме

Тип урока

Основной материал (формулы, понятия).

Формы контроля и закрепления

Демонстрации


Дата


Примечание


Тема №1. Введение — 2 часа

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

Инструктаж по ТБ.

1

Урок изучения нового материала

Физика –наука о природе.

Примеры физических явлений.

Главная задача физики. Физическое тело, вещество, материя. Физика – основа техники.

Д: падение шарика по наклонной плоскости, давление света, звучание камертона, горение лампочки от батарейки, постоянный магнит. Фронтальный опрос



2

Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение.

2

Урок формирования новых знаний

Источники физических знаний. Физические величины и единицы измерения. Международная система единиц. Кратные и дольные единицы. Физические приборы. Навыки по переводу единиц и определения цены деления физического прибора.

Д: шкалы различных физических приборов.

Фронтальный опрос; решение кроссворда.




Тема № 2 . Строение вещества – 4 часа.


3

Строение вещества. Молекула.

1

Урок изучения нового материала

Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения вещества из частиц. Представление о размерах частиц. Молекулы. Оценка размеров молекулы масла . Атомы.


Фронтальный опрос

Д: деформация тел, растворение марганца в воде, расширение тел при нагревании. Снимки молекул, атомов. Смешивание воды и ацетона.



4

Диффузия. Взаимодействие молекул.

2

Урок формирования новых знаний

Опыт по распространению эфира в воздухе. Диффузия в жидкостях и твердых телах. Объяснение причины диффузии и различий скорости протекания диффузии в газах и твердых телах. Зависимости скорости молекул от температуры. Объяснение явлений смачивания и несмачивания. Капиллярные явления. Смачивание и капиллярность в природе.

Фронтальный опрос



5

Агрегатные состояния вещества.

3

Урок изучения нового матириала

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. Свойства веществ в разных агрегатных состояниях. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе знаний о молекулах.

Заполнение сравнительной таблицы



6

Контрольная работа по теме»Первоначальные сведения о строении вещесива»

4


Тестирование




Тема №3. Движение и взаимодействие тел - 10 часов.


7

Механическое движение. Скорость

1

Урок формирования новых знаний

Понятия:

1. механическое движение;

2. система отчета;

3. тело отчета;

4. относительность движения;

5. материальная точка;

6. траектория;

7. путь;

8. равномерное движение;

9. неравномерное движение.

Скорость. Единицы измерения скорости. Понятие о векторах.Формулы

Взаимоопрос.

Д: равномерное и неравномерное движение.



8

Расчёт пути и времени движения

2

Урок изучения новой темы

Расчет пути и времени движения. Средняя скорость.


Самостоятельная работа



9

Инерция. Взаимодействие тел. Масса.

3

Урок открытия новых знаний

Факты, приводящие к выводу для изменения скорости тела относительно Земли необходимо действие других тел. Движение по инерции. Инертность тел. Масса. Сравнение масс тел. Единицы массы. Весы. Развитие умений и навыков по переводу единиц.

Проверочная работа по теме: «Равномерное движение».

№1 - №18

№2 - № 20

Д: стакан с газетой



10

Плотность вещества.

4

Урок изучения нового материала

Плотность вещества. Единицы плотности. Формулы

Навыки по решению задач и переводу единиц.

[ Л] 237 – 241

решение задач

Д: тела равной массы, равного объема.



11

Решение задач на расчёт массы и объема по его плотности

5

Урок комплексного применения знаний

Расчет плотности, массы, объема тела.

Выражение неизвестной величины из формулы ( математика)

Устный опрос

[ Л] 243 247, 256, 258



12

Контрольная работа по теме: «Движение тел. Плотность вещества».

6

Урок контроля и оценки знаний

Проверит умения и навыки по решению задач на формулы

Дифференцированные задания



13

Сила. Сила тяжести.

7

Урок-открытие новых знаний

Причины изменения скорости тела. Понятие о силе. Единицы силы. Сила - векторная величина. Сложение сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Притяжение Земли. Сила тяжести. Ускорение свободного падения.

Ответы на вопросы упр.

[ Л ] 286, 291, 293, 316, 317.



14

Сила упругости.

Вес тела.

8

Комбинированный урок

Деформация тел. Сила упругости. Сила реакции опоры. Закон Гука. Вес тела. Жесткость, упругие и пластичные деформации.

Д: упругие и пластичные деформации.

Индивидуальное тестирование



15

Динамометр. Сила трения.

9

Урок- изучения нового материала

Динамометр. Градуирование пружины. Связь. F= mg. Различие между весом, массой, силой тяжести. Сила трения. Виды трения (трение скольжения, трение покоя, трение качения). Причины возникновения трения. Трение в природе и технике. Способы трения.

Решение задач.

Д: динамометр

[ Л ] № 355 - 371



16

Контрольная работа по теме : «Силы».

10

Урок контроля и оценки знаний

Проверить умения и навыки по решению задач

Дифференцированные задания



Тема № 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов – 13 часов.

17

Давление и сила давления. Давление в природе и технике.

1

Урок изучения нового материала

Опыты, показывающие, что результат действия силы зависит от площади опоры, на которую она действует. Сила давления. Давление. Единица давления – Паскаль. Способы ↑ и ↓ давления. Значение давлений, встречающееся в природе и технике. Формула

Устный опрос


Работа различных агрегатов ( техника)



18

Давление газа. Закон Паскаля.

2

Урок формирования новых знаний

Причина давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема при постоянной температуре. Применение сжатого воздуха – отбойный молоток, пневматический тормоз.


Самостоятельная работа по вопросам теории.

Д: давление газа при движении поршня

Принцип работы отбойного молотка и пневматического тормоза ( техника)



19

Гидростатическое давление

3

Урок закрепления и формирования знаний

Вывод формулы гидростатического давления . «Весовое давление газа»

Индивидуальный опрос.

Д: давление внутри жидкости



20

Решение задач.

4

Урок комплексного применения знаний

Развитие умений и навыков по решению задач на формулы

Самостоятельная работа по теории



21

Контрольная работа по теме «Давление».

5

Урок контроля и оценки знаний

Проверка умения и навыков по решению задач

Дифференцированные задания



22

Сообщающиеся сосуды.

6

Урок изучения нового материала

Поведение однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Закон сообщающихся сосудов, его доказательство. Высоты столбов однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Примеры сообщающихся сосудов, водомерное стекло, шлюз.

Индивидуальный опрос



23

Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

7

Комбинированный урок

Атмосфера. Атмосферное давление. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Почему существует атмосфера. Связь плотности воздуха с высотой и температурой.

Индивидуальный опрос

Д: принцип действия шприца, пипетки, автопоилки



24

Барометр – анероид. Манометры.

8

Урок комплексного применения знаний

Устройство барометра – анероида. Атмосферное давление на различных высотах. Высотомер. Решение задач № 96, 97

Самостоятельная работа по теории.

Д: барометр - анероид



25

Гидравлический пресс.

9

Урок закрепления знаний

Устройство и действие гидравлического пресса. Выигрыш в силе получаемый при работе пресса.

Устный опрос

Принцип работы гидроподъемника, гидротормоз

( техника)



26

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел.

10

Урок формирования новых знаний

Причины возникновения выталкивающей силы. Условия, при которых тело тонет, всплывает. Решение задачи № 99.

Д: изменение веса тела, при погружении его в воду



27

Решение задач.

11

Урок закрепления знаний

Развитие умений и навыков в решении задач ( № 112 – 114, 116)

Самостоятельная работа по теории



28

Воздухоплавание.

12

Урок обобщения и систематизации знаний

Аэростаты ( воздушные шары, дирижабли, стратостаты). Подъемная сила аэростата. Решение задач № 119

Самостоятельная работа по переводу единиц.

Самостоятельная работа по теории.



29


Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

13

Урок контроля и оценки знаний

Проверка умения и навыков по решению задач

Дифференцированные задания




Тема №5. Работа и мощность – 6 часов.


30

Механическая работа

1

Урок- изучения нового материала

Работа постоянной силы. Условия совершения работы. Единица работы. Формула А= F · s

Решение задач

[ Л ] 661 – 664



31

Мощность.

2

Урок открытия новых знаний

Мощность. Единица мощности. Расчет мощности и времени, в течение которого она совершалась.

Устный опрос.

Работа по карточкам

[ Л ] 698 – 705, 706 - 708



32

Простые механизмы. Рычаг.

3

Урок комбинированный

Простые механизмы. Их примеры.

Рычаг. Правило рычага. Выигрыш в силе получаемый с помощью рычага. Рычаг в технике, быту, природе.

Решение задач.

Д: рычаг

[ Л ] 728 - 738

условие равновесия рычага.



33

Решение задач на правило равновесия рычага. Момент силы.

4

Урок комплексного применения знаний

самостоятельная работа по дифференцированным заданиям



34

Блоки. Коэффициент полезного действия.

5

Урок- изучения нового материала

Подвижные и неподвижные блоки. Выигрыш в силе, получаемый с помощью подвижного блока. Применение закона равновесия рычага к блоку. Полезная и затраченная работа. КПД «Золотое правило механики». Равенство работ при использовании простых механизмов.

Д: блоки

Решение упр.

[ Л ] 757 – 764, 765 - 766



35

Контрольная работа

по теме «Работа и мощность»

6

Урок контроля и оценки знаний

Проверить умения и навыки по решению задач

Дифференцированные задания










Календарно-тематическое планирование , физика 8 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов.



урока

Тема урока



урока

в теме

Тип урока

Основной материал (формулы, понятия).

Виды контроля и закрепления (К,З) Демонстрации(Д).



Дата


Примечание

Тема №1. Тепловые явления. – 17 часов.

1

Тепловое движение. Температура.

Инструктаж по ТБ

1

УИНТ

Краткая характеристика разделов физики, изучаемых в 8 классах. Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности движения молекул, связь м/у температурой тела и скоростью движения его молекул. Тепловое движение как особый вид движения. Измерение температуры. Термометры.

Д: Движение камня подброшенного вверх.

В: фронтальный опрос.



2

Внутренняя энергия

2

УФНЗ

Превращение энергии в механических процессах ( на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела.

Д: Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального шарика на стальную плиту.

З: Чтение § 1, ответы на вопросы.



3

Способы изменения внутренней энергии

3

УКПЗ

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним и её уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии путем тепло передачи.

Д: Нагревание тел при трении, ударе. Нагревание металлического стержня опущенного в горячую воду.

Качественные задачи



4

Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвенция.

4

УКПЗ

Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопроводности различных веществ. Конвенция в жидкостях и газах. Объяснение конвенции. Передача энергии излучением: особенности этого вида излучения.

Д: Теплопроводность металлов. Конвенция в жидкости.

К: решение качественных задач.



5

Излучение.

5

УФНЗ
Передача энергии излучением: особенности этого вида излучения.

К: решение качественных задач.

Тестирование



6

Сравнение видов теплопередачи. Примеры в природе и технике.

6

УЗЗ

Сравнение всех видов теплопередачи, возможность их осуществления в газах, жидкостях, твердых телах. Образование ветра. …… отопление и охлаждение жилых помещений. Теплопередача и расширение …. Термос.

З: заполнение сравнительной таблицы.



7

Количество теплоты.

7

УИНТ

Количество теплоты. Единица количества теплоты – 1 Дж. Зависимость Q от m, Δ t.

З: фронтальный опрос.



8

Удельная теплоемкость вещества.

8

УФНЗ

Удельная теплоемкость вещества, ее единица 1 Дж/кгс. Ее физический смысл. Развитие умений и навыков работы со справочной литературой.

З: работа с таблицей №1.



9

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

9

УКПЗ

Формула Q= mc(t2 – t1). Решение задач. Развитие умений и навыков по решению задач.

З: решение задач.



10-11

Решение задач

10-11

Развитие умений и навыков по решению задач на формулу

Q= mc(t2 – t1).


К: решение задач № 811 (а,б), [ Л ] 812, 814, 817 (в), 818.




12

Горение топлива

12

УКПЗ

Энергия топлива. Теплота сгорания топлива. Расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива Q=qm

К: решение задач № 830, 831, 836.



13-14

Решение задач.


13-14

УЗЗ

Развитие умений и навыков по решению задач на формулу

Q=qm.


К: решение задач № 811 (а,б), [ Л ] 812, 814, 817 (в), 818.




15

Закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах.

15

УКПЗ

Превращение энергии в механических процессах. Сущность закона сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.

К: фронтальный опрос.



16

Решение задач.

16

УОСЗ

Развитие умений и навыков по решению задач

К: решение задач [ П] № 838, 839, 840, 842.



17

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

17

УКОЗ

Проверка умений и навыков по решению задач.

К: дифференцированные задачи





Тема № 2. Изменение агрегатных состояний вещества – 11 часов.

18

Плавление и отвердевание.

1

УКПЗ

Агрегатные состояния вещества. Свойства тел в различных состояниях вещества. Плавление и отвердевание. Температура плавления и отвердевания. Графическое представление процессов.

К: решение упр..№ 6

Д: плавление льда в воде.



19

Удельная теплота плавления.

2

УИНТ

Объяснение процесса плавления и отвердевания с точки зрения молекулярного строения вещества. Удельная теплота плавления. Физический смысл величины. Q = m λ, Q = - m λ

К: упр.№8.

Устный опрос



20-21

Решение задач

3-4

УЗЗ

Развитие практических умений и навыков по решению задач на формулы Q= mc(t2 – t1), Q = m λ, Q=qm. Чтение графиков.

К: [ Л ] № 853, 856, 869, 873, 875, 882



22

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

5

УКПЗ

Процессы испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Насыщенный и ненасыщенный пар. От каких факторов зависит скорость испарения.

К: упр.№9.

Д: Зависимость скорости испарения от рода жидкости. Движение воздуха.



23

Кипение. Удельная теплота парообразования.

6

УКПЗ

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении. Удельная теплота паро-образования. Работа с таблицей № 6.



24

Влажность воздуха. Способы её определения.

7

УЗЗ

Понятие относительной влажности воздуха. Психрометр, гигрометр. Их виды. Значение влажности для различных производств. Точка росы.

Д: Гигрометр и психрометр.

К: упр.№ 10



25-26-27

Решение задач

8-9-10

Развитие умений и навыков при решение задач



К: решение задач № 886, 887, 888, 889, 890, 891



28



Контрольная работа № 2 по теме»Изменение агрегатных состояний вещества»

11

УОСЗ

Развитие умений и навыков при решение задач

Дифференцированные задания





Тема №3. Агрегатные состояния вещества – 7 часов.

29

Работа газа при расширении. ДВС.

1

УФНЗ

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный ДВС. Применение ДВС

К: решение задач № 911, 912

Д: Кинематическая модель ДВС



30

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

2

УКПЗ

Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Превращения тепловой энергии в механическую КДП.

Д: Действующая модель паровой турбины.

К: [ Л ] № 927, 929, 930

Тестирование



31-32

Решение задач

3-4

Развитие умений и навыков при решение задач

Подготовка к контрольной работе



33




Контрольная работа №3 по теме «Агрегатные состояния вещества»

5

УКОЗ

Контроль основных умений и навыков по решению задач по теме «Тепловые явления».

дифференцированные задачи



34

Анализ контрольной работы

6

Устранение ошибок и пробелов в знаниях по данной теме

Решение задач, ответы на вопросы



35

Итоговый урок

7

Применение знаний на практике








Календарно-тематическое планирование физика 9 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов.



урока

Тема урока

урока

в теме

Тип урока

Основной материал (формулы, понятия)

Виды контроля и закрепления(К,З)

Демонстрации(Д)

Дата


Примечание

Тема №1. Электрические явления – 21 час.

1

Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники.

1

УИНТ

Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел.

Д: Электризация тел при трении.

К: [ Л ] № 934, 936, 938, 940, 942.



2

Делимость электрического заряда. Строение атома.

2

УФНЗ

Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Модуль и направление электрических сил. Электрический заряд единица заряда – Кулон. Делимость электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.

Д: Делимость электрического заряда.

К: № 966, 969, 971, 973, 974



3

Объяснение электрических явлений.

3

УКПЗ

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому.

Д: Притяжение к заряженной палочке листочков султана.

К: фронтальный опрос.



4

Электрический ток. Действия электрического тока. Направление тока.

4

УФНЗ

Электрический ток. Направление тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Применение аккумуляторов.

Д: Источники тока.

К: самостоятельная работа по теории



5

Электрическая цепь. Электрический ток в металлах.

5

УКПЗ

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения. Повторение сведений о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металле.

Д: Элементы цепи.

К: № 1007, 1009, 1011, 1014.



6

Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока.

6

УИНТ

Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током: единица силы тока – ампер (1А). Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы

Д: Амперметр. Измерение силы тока с его помощью.

К: упр. 14, упр. 15



7

Электрическое напряжение. Измерение напряжения.

7

УИНТ

Напряжение. Единица напряжения – вольт ( 1В). Вольтметр. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения

Д: Вольтметр. Измерение напряжения.

К: упр.16



8

Электрическое сопротивление.

8

УКПЗ

Зависимость силы тока от напряжения. Зависимость силы тока от природы проводника. Формула для нахождения сопротивления (Ом). Удельное сопротивление проводника

Д: Определение сопротивления проводника с помощью

А и N



9

Закон Ома для участка цепи.

9

УКПЗ

Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома

Д: Установление закона Ома.

К: [ Л ]



10

Расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

10

УЗЗ

Развитие практических умений и навыков по решению задач на формулы , , ,

К: решение задач [ Л ]



11

Реостаты.

11

УОСЗ

Реостаты , их виды.

Оборудование для лабораторной работы.



12

Последовательное соединение проводника.

12

УИНТ

Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока в последовательно соединенных участках цепи, напряжение на них.

Д: Последовательное соединение проводников.

Упр.22



13

Параллельное соединение проводников.

13

УИНТ

Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Напряжение и сила тока в цепи с параллельным соединением.

Д: параллельное соединение проводников.

К: упр23



14-15

Решение задач

14-15

УЗЗ

Развитие практических умений и навыков по решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа в группах





16

Работа и мощность электрического тока.

16

УКПЗ

Работа тока. Формула для ее расчета. Мощность тока. Мощность некоторых источников и потребителей тока.

Д: Измерение мощности плитки.

К: упр.26



17

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

17

УИНТ

Расчет количества теплоты выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Практическое определение КПД установки с электрическим нагревателем.

Д: Нагревание током проводника.

К: [ Л ]



18

Решение задач на закон Джоуля-Ленца

18

УКПЗ

Практическое определение КПД установки с электрическим нагревателем.

Самостоятельная работа в группах



19

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

19

УФНЗ

Устройство и история создания лампы накаливания. Причины перегрузки цепи и короткое замыкание. Предохранители.

Устройство лампы накаливания

Самостоятельная работа с текстом



20

Решение задач

20

УЗЗ

Развитие умений и навыков по решению задач

К: [ Л]



21

Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток».

21

УКОЗ

Контроль основных умений и навыков по решению задач

дифференцированные задания





Тема № 2. Электромагнитные явления — 4 часа

22

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока и катушки с током.

1

УИНТ

Магнитное поле и его свойство. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Д: Опыт Эрстеда

К: [ Л]



23

Постоянное магнитное поле Земли.

2

УКПЗ

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле земли. Влияние геомагнитных процессов на нашу жизнь.

Д: Постоянный магнитный компас.



24

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

3

УКПЗ

Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле.

Изменение направлений этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Применение.

Д: Электродвигатель.

К: задание №11,

стр. 146.



25

Контрольная работа №4 по теме «Магнитные явления»

4

УКОЗ

Проверить усвоение материала по теме «Электромагнитные явления»

дифференцированные задания -тестирование



Тема № 4 .Световые явления – 10 часов.

26

Источники света. Распространение света. Отражение света.

1

УИНТ

Оптические явления. Свет важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Понятие луча и пучка света. Образование тени. Затмения, как пример образования тени и полутени. Закон прямолинейного распространения. Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света.

Д: Излучение света различными источниками. Получение тени и полутени. Затмения (таблица)



27

Плоское зеркало.


2

УЗЗ

Построение изображения в плоском зеркале. Лени …. Изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами

Д: Луч. Построение изображений в плоском зеркале.



28

Преломление света.


3

УИНТ

Явление преломления света. Угол падения и преломления луча. Основные закономерности преломления света.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами

Д: Преломление света



29

Линзы.

4

УИНТ

Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Построение изображений даваемых линзой. Оптическая сила линзы. ……

Д: Собирающая и рассеивающая линзы.



30-31-32

Построение изображений даваемых линзой. Оптическая сила линзы.

5-6-7

УКПЗ

Построение изображений в линзах

Самостоятельная работа в группах





33

Урок повторения

8

УЗЗ

Повторение основного материала по теме «Световые явления»

К: [ Л]



34

Контрольная работа №5 по теме «Оптические явления»

9

УКОЗ

Проверить усвоение материала по теме «Оптические явления»

дифференцированные задания



35

Солнечный свет в явлениях природы – экскурсия на водоем

10

УЗЗ

Повторение основного материала по теме «Световые явления»










Календарно-тематическое планирование, физика 10 класс, 1 час в неделю, всего 34 часа.


урока

урока в теме

Тема урока

Тип урока

Основной материал (формулы, понятия)

Виды контроля и закрепления(К,З)

Демонстрации(Д)

Дата


Примечание

Типы уроков:

УИНТ — урок изучения новой темы;

УФНЗ — урок формирования новых знаний;

УЗЗ — урок закрепления знаний;

УКПЗ — урок комплексного применения знаний;

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний;

УКОЗ — урок контроля и оценки знаний.


Тема №1 Законы взаимодействия и движения тел. - 15 часов


1

1

Материальная точка. Система отчета. Инструктаж по ТБ

Перемещение и определение координат тела.

УИНТ

Описания движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система отчёта.

Техника безопасности в кабинете физики.

Д: Определение

координаты

материальной

точки в заданной

системе отчета.



2

2

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

УИНТ

Вектор перемещения и его введение для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различия между величинами «путь» и «перемещение». Векторы, их модули проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения. Умения нахождения проекции на ось.

К: иЗ:

Фронтальный опрос. Решение задач: Рымкевич №9, Упр.З (2)



3

3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

УФНЗ

Мгновенная скорость. Равнопеременное движение: равноускоренное и равнозамедоенное. Ускорение. Понятие. Формулы для определения скорости и ее проекции. График проекции ускорения.

К.: иЗ.:с/рпо теории. Рымкевич

№50,52,54.



4

4

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

УКПЗ

Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения: а) сонаправлены, б)противоположнонаправлены

К.: и 3.: Рымкевич

№51,53,55,57.



5

5

Перемещение при равноускоренном движении.

УФНЗ

Вывод формулы перемещения . геометрическим путем. Навыки по расчету перемещения и пути для равноускоренного движения. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости..

К.: иЗ.:

индивидуальный опрос по дидактическим карточкам. Решение задач Рымкевич №69,78. Д.: Зависимость перемещения от времени.



6

6

Относительность движения.

УИНТ

Относительность перемещения и других характеристик движения. Гео и гелиоцентрическая системы мира. Причины смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе).

Д.: относительность

движения.

К.: решение задач.

Рымкевич

№28,2930.



7

7

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».

УКОЗ
Контроль умений и навыков по решению задач на тему «Кинематика».




8

8

ИСО. Три закона Ньютона.

УФНЗ
Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции и его проявления в жизни. 1 закон Ньютона. ИСО. Понятие силы, массы. Инертность тел. 2 закон Ньютона. Единицы силы. Виды сил. 3 закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел.

Д.: опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействия тел. К.: иЗ.: решение задач. Рымкевич №112,113,116,117, 118.



9

9

Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

УКПЗ

Закон Всемирного тяготения и условия его применения. Гравитационная постоянная. Формула для определения ускорения свободного падения. Зависимость его от широты места и высоты над Землей.

Д: гравитацио иное

взаимодействие. 3. и К.:фронтальный опрос



10

10

Движение по окружности.

УФНЗ

Условие криволинейное™ движения, направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности при движении по окружности. Период ,частота,угловая скорость. Центростремительное ускорение. Направление векторов линейной скорости, ускорения. Центростремительная сила.

Д. :прямолинейнш е и криволинейное движение. К.: иЗ.: решение задач. Рымкевич №91, 93, 99



11

11

Решение задач.ИСЗ.

УЗЗ

Условие при которых тело может стать ИС3.1 космическая скорость. Развитие умений и навыков по решению .задач на движение по окружности.

К.:фронтальный опрос ,решение задач. Рымкевич №106,108,231,242.



12

12

Контрольная работа №2 по теме «Динамика».

УКОЗ

Контроль умений и навыков по решению задач на законы Ньютона.

Дифференцирован ные задания.



13

13

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

УИНТ

Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формула импульса. Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса.

Д. :закон

сохранения

импульса.

К.:Решение задач

Рымкевич

№314,315



14

14

Реактивное движение. Ракеты.

УКПЗ

Сущность реактивного движения. Назначение ,конструкция,принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Развитие ракетной техники.

Д.реактивное

движение, модель

ракеты

К. индивидуальны

й опрос



15

15

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения.»

УКОЗ

Контроль умений и навыков по решению задач по теме «Законы движения и взаимодействия тел.»

Тестовый контроль.



Тема№2. Механические колебания и волны - 7 часов.

16

1

Колебательное движение.Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

УФНЗ

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебательного движения горизонтального пружинного маятника. Определение свободных колебаний, колебательных систем. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

К.:фронтальный опрос; Д,:примеры колебаний, зависимость периода колебаний а)нитяного маятника от длины нити, б) пружинного от массы груза



17

2

Гармонические колебания. Превращение энергии при колебаниях.

УКПЗ

Понятие гармонических колебаний. Уравнение этих колебаний. График колебаний. Математический маятник. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю . Затухающие колебания и их график.

Д. преобразование энергии в процессе свободных колебаний, затухающие колебания ; К.: и 3.: взаимоопрос



18

3

Вынужденные колебания. Резонанс.

УФНЗ

Вынуждающая сила. Частота установившихся вынужденных колебаний. Резонанс. Условия возникновения резонанса. Полезное и вредное проявление резонанса.


Д.:резонанс,

вынужденные

колебания,К.: и 3.:

фронтальный

опрос, решение

задач.

Упр.24(2Д6)



19

4

Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны.

УКПЗ

Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: длина, скорость, частота, период. Связь между ними.

Д.продольные

волны,

поперечные

волны,К.:

фронтальный

опрос



20

5

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

УИНТ

Источники звука- тела, колеблющиеся с частотой 20-20кГц. Развитие умений и навыков по решению задач.

Д.: источники звука; К.:решение задач. Рымкевич №1018,1024,1026



21

6

Характеристики зв Распространение звука ука. Отражение звука. Эхо.

УКПЗ

Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука от амплитуды колебаний.

Наличие среды- необходимое условие распространения звука.Скорость звука в различных средах.

Д.: зависимость высоты тона от частоты, зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;

К.: комбинированный опрос, решение задач



22

7

Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны.»

УКОЗ

Контроль умений и навыков по решению задач.

Дифференцирован ные задания.



Тема №3. Электромагнитное поле -6 часов

23

1

Магнитное поле и его графическое изображение. Направление тока и направление его магнитного поля.

УКПЗ

Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Картина линий магнитного поля полосового магнита и прямолинейного проводника с током. Магнитное поле соленоида. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Практические умения по определению направления магнитного поля.

3.: решение задач

Упр.33(1),

Упр.34(1)



24

2

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

УФНЗ

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущийся электрический заряд. Силы Ампера и Лоренца. Правило левой руки. Применение сил в технике и электроизмерительных приборах.


Д. .движение прямого проводника в магнитном полеДД.: комбинированный опрос, решение задач, Рымкевич №879,882,888



25

3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление

электромагнитной

индукции.

УИНТ

Индукция магнитного поля. Линии вектора магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Развитие умений и навыков по вычислению модуля вектора магнитной индукции. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Применение в технике явления электромагнитной индукции.

К.: индивидуальны й опрос, решение задач, Рымкевич №890,891,892



26

4

Получение переменного электрического тока.

УИНТ

Переменный электрический ток. Его применение . Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости i(t). Применение генераторов.


К. комбинированн ый опрос, решение задач



27

5

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

УКПЗ

Выводы Максвелла. Электромагнитное поле. Его источники. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями.

Электромагнитные волны: скорость, длина волны, поперечность, причина возникновения волн. Напряженность электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.

К. индивидуальны й опрос, решение задач, Упр.41



28

6

Контрольная работа №5 по теме

«Электромагнитное поле.»

УКОЗ

Контроль за усвоением основных понятий и теоретического материала темы, практических умений и навыков по решению задач.

Тестовые задания по теме.





Тема №4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер - 6 часов.

29

1

Радиоактивность. Модели атомов. Опыты Резерфорда.

УФНЗ

Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа, бета, гамма частицы. Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атомов. Существование других явлений, доказывающих сложное строение атомов(электризация, электрический ток в металлах, электролиз) Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа частиц. Планетарная модель атома.

Д.: таблица « альфа, бета,гамма лучи)



30

2

Экспериментальные методы исследования частиц

УИНТ

Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона.

Д. устройство и принцип действия счетчика Гейгера, наблюдение треков частиц в камере Вильсона, К.,3.:с\р по таблице Менделеева



31

3

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

УИНТ

Протон-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарадового чисел. Особенности ядерных сил.

Д,3.:фронтальный опрос,решение задач, Упр.45(1,2)



32

4

Энергия связи. Дефект масс.

УФНЗ

Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение и поглощение энергии при ядерных реакциях.

К.:

комбинированный опрос,решение задач, Рымкевич

№1237,1238.



33

5

Деление атомных ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор

УКПЗ

Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция деления ядер урана и условия ее протекания. Критическая масса. Развитие практических умений и навыков по написанию уравнений ядерных реакций.

Д.:таблица «Деление ядер " урана»,К.: с\р по задачам



34

6

Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция

УЗЗ

Поглощенная доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии. Элементарные частицы.

Д.: таблица

«Ядерный

реактор.»