СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике в 10 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике в 10 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»





УТВЕРЖДАЮ


Директор средней школы № 70

____________И.И. Луковикова

Приказ

от «31» августа 2020 г.

№ 01-08/249





Рабочая программа

по физике

в 10а классе

на 2020-2021 учебный год




Учитель:


Лаврова Дарья Владимировна, учитель физики








г. Ярославль

2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС СОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413);

3. ООП СОО (утверждена приказом директора от 01.09. 2019г.№ 01-08/336);

4. Положение о рабочей программе учебного предмета средней школы №70;

5. Учебный план ОО (утверждён приказом директора от «31» августа 2020г. № 01-08/249);

6. Календарный учебный график ОО (утвержден приказом директора от «31» августа 2020г. № 01-08/249);

7. Примерная программа по учебному предмету физика ФГОС СОО;

8. Приказ директора школы от «31» августа 2020г. № 01-08/249 о перечне учебников.


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 10 классе отводится 2 ч. в неделю.

Таким образом, при 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 ч. Промежуточная аттестация по физике в 10 классе проводится в форме интегрированного зачета. Для тех, кто предварительно выбрал физику для сдачи ЕГЭ, промежуточная аттестация проводится в тестовой форме.



2. Планируемые предметные результаты освоения по физике на уровень обучения отражены в образовательной программе школы.

Планируемые предметные результаты в 10а классе

Планируемые предметные результаты

Тема/раздел

Содержание программы


10 класс

Ученик научится


Ученик получит возможность научиться


  1. сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  2. владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

  3. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  4. сформированность умения решать физические задачи;

  5. сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  6. сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

  7. сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

  8. сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

  9. владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

  10. владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

  11. сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.


  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.


  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.



Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.


распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;



3. Содержание учебного предмета физика, с указанием форм организации учебных занятий, на уровень отражено в образовательной программе школы.

Содержание учебного предмета физика в 10 классе отражено в календарно-тематическом планировании.

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов

общее

контрольные работы

1

Введение

1


2

Механические явления

22

3

3

Тепловые явления

34

3

4

Электростатика

9

1

5

Повторение и обобщение

2



ИТОГО

68

7


п/п

урока в теме

Содержание
(что пройдено на уроке)

Дата

По плану

Фактическая

1

1

Стартовая контрольная работа.



Глава I. Механические явления (22 ч)

2

1

Введение. Физика — наука о природе. Научные методы по-

знания окружающего мира.



3

2

Основные понятия классической механики.

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета.



4

3

Путь и перемещение.



5

4

Время движения.Скорость. Ускорение



6

5

Решение задач по теме «Скорость.Ускорение»



7

6

Законы движения: Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Решение задач по теме «Законы движения»



8

7

Подготовка к контрольной работе по теме «Кинематика»



9

8

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»



10

9

Анализ контрольной работы.Динамические характеристики движения.

Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела.Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел.



11

10

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Решение задач по теме «Динамика»



12

11

Лабораторная работа №1 «Исследование движения тел под действием постоянной силы»



13

12

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»



14

13

Подготовка к контрольной работе по теме «Динамика»



15

14

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»



16

15

Анализ контрольной работы. Идеализированные объекты. Основание классической механике. Принципы классической механики.



17

16

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.



18

17

Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением механической энергии тела»



19

18

Лабораторная работа №4 «Изучение закона сохранения механической энергии при действии на тело сил тяжести и упругости».



20

19

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.



21

20

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.



22

21

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Подготовка к контрольной работе по теме «Классическая механка»



23

22

Контрольная работа №3 по теме «Классическая механика»



Тепловые явления(34 ч)

24

1

Анализ контрольной работы. Макроскопическая система и характеристики её состояния. Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул.



25

2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.



26

3

Опытное распределение скоростей движения молекул



27

4

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.



28

5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.



29

6

Лабораторная работа №5 «Измерение удельной теплоты плавления льда»



30

7

Внутренняя энергия макроскопической системы. Изменение агрегатных состояний вещества. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.



31

8

Работа в термодинамике. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.



32

9

Плавление и отвердевание кристаллических тел.. Первый закон термодинамики.



33

10

Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Испарение и конденсация. Второй закон термодинамики



34

11

Подготовка к контрольной работе



35

12

Контрольная работа №4 по теме «Основные понятия и законы термодинамики»



36

13

Давление идеального газа.



37

14

Уравнение состояния идеального газа



38

15

Лабораторная работа №6 «Изучение состояния идеального газа»



39

16

Газовые законы



40

17

Критическое состояние вещества



41

18

Насыщенный пар. Влажность воздуха



42

19

Лабораторная работа №7 «Измерение влажности воздуха»



43

20

Применение газов. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель).



44

21

Тепловые двигатели. Принцип работы тепловых двигателей



45

22

Работа холодильной машины. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.



46

23

Подготовка к контрольной работе.



47

24

Контрольная работа №5 по теме «Свойства идеального газа»



48

25

Идеальный кристалл



49

26

Лабораторная работа №8 «Наблюдения образования кристаллов»



50

27

Анизотропия свойств кристаллических тел



51

28

Деформация твёрдого тела. Виды деформации



52

29

Механические свойства твёрдых тел



53

30

Аморфное состояние твёрдого тела



54

31

Свойства поверхностного слоя жидкости.Смачивание. Капиллярность



55

32

Лабораторная работа №9 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»



56

33

Подготовка к контрольной работе.



57

34

Контрольная работа №6 «Свойства твёрдых тел»



Электростатика( 9 ч )

58

1

Анализ контрольной работы. Электрический заряд. Действие электрического поля на электрические заряды.



59

2

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.



60

3

Электрическое поле. Линии напряжённости электрического поля



61

4

Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп.



62

5

Работа электрического поля. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля.



63

6

Потенциал электрического поля. Электрическая ёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.



64

7

Лабораторная работа №10 «Измерение электрической ёмкости конденсатора»



65

8

Подготовка к контрольной работе.



66

9

Контрольная работа №7 по теме «Электростатика»



Повторение и обобщение (2 ч )

67

1

Повторение и обобщение



68

2

Повторение и обобщение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!