СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике в 10 классе ( в условиях реализации ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является рабочей программой по предмету физика для учащихся 10 классов. Определяет содержание, объем и порядок содержания предмета "Физика" в 10 классе, в соответствии с которым осуществляется учебный процесс. В учебном плане отводится 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике в 10 классе ( в условиях реализации ФГОС)»


Муниципальное образовательное учреждение

Синьковская средняя общеобразовательная школа №1


Утверждаю

Директор школы

____________М. М.Степанова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

10 класс


Срок реализации: 2019/2020 учебный год.




Составитель: Синдяшкина Л.П.





п. Новосиньково 2019 г.


Данная программа является рабочей программой по предмету «Физика» для учащихся 10 класса МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Физика» в 10 классе, в соответствии с которыми, непосредственно, осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем физики высшей квалификационной категории Синдяшкиной Лидией Петровной в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом рекомендаций авторской программы О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова Программы образовательных учреждений «Физика» 10-11 классы. Москва «Просвещение», 2017 г. Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта (2010 г) и Основной образовательной программе школы. Учебный (образовательный) план на изучение физики в 10 классе основной школы отводит 3 учебных часа в неделю, всего 103 часа..


Рабочая программа включает следующие разделы:

  • планируемые результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета;

  • тематическое планирование.


  1. Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • убеждения в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • ценностные отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.


Метапредметные результаты

У обучающихся будут сформированы:


  • навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • умение понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • умение приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение, развитие монологической и диалогической речи;

  • приемы действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты

Обучающийся научиться:


  • понимать , описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • давать определения, описывать физические понятия: относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение;

  • представлять физические модели: материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимать смысл основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;

  • приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения, объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

  • измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;


  • давать определения понятиям: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, ионизация, плазма; микроскопические и макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние газа, температура идеального газа, абсолютный нуль температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;

  • называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • классифицировать агрегатные состояния вещества;

  • характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах.

  • воспроизводить основное уравнение молекулярно-ки­нетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейро­на—Менделеева, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люсса­ка, закон Шарля;

  • формулировать условия идеальности газа, а также опи­сывать явление ионизации;

  • использовать статистический подход для описания по­ведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических парамет­ров;

  • описывать демонстрационные эксперименты, позво­ляющие установить для газа взаимосвязь между его давле­нием, объемом, массой и температурой;

  • объяснять газовые законы на основе молекулярно - кинетической теории;

  • давать определения понятиям: теплообмен, теплоизо­лированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент полезного дей­ствия теплового двигателя;

  • формулировать первый и второй законы термодина­мики;

  • объяснять особенность температуры как параметра со­стояния системы;

  • описывать опыты, иллюстрирующие изменение внут­ренней энергии тела при совершении работы;

  • делать вывод о том, что явление диффузии является не­обратимым процессом;

  • применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охра­ны окружающей среды.

  • давать определения понятиям: точечный заряд, элект­ризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатиче­ского поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность электростатического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды;

  • формулировать закон сохранения электрического заря­да и закон Кулона, границы их применимости;

  • описывать демонстрационные эксперименты по элект­ризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;

  • применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств — cBч- печей, то копировальной машины.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • формулировать проблему и цели своей работы;

  • прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями;

  • представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации;

  • формировать собственный алгоритм решения познавательных задач;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • извлекать наиболее значимую информацию из текста, выделять главное и фиксировать в определенной логической структуре;

  • применять знания и умения для анализа бытовых, природных и технических явлений и процессов;

  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

  • следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • Приобретать познавательно - исследовательскую компетентность, проявляющуюся в овладении универсальными способами освоения действительности;

  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);

  • развивать способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося;

  • иметь представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения.


2.Содержание учебного предмета

  1. Механические явления

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Демонстрации:

Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

Измерение силы по деформации пружины.

Третий закон Ньютона.

Свойства силы трения.

Равномерное прямолинейное движение.

Свободное падение тел.

Равноускоренное прямолинейное движение.

Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы, практикум и опыты:

« Определение ускорения тела при равноускоренном движении»

«Измерение ускорения свободного падения»

«Изучение движения тела по окружности»

«Измерение жесткости пружины»

«Измерение коэффициента трения скольжения»

«Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

«Исследование упругого и неупругого столкновений»

«Изучение закона сохранения механической энергии»

« Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения.

2 . Молекулярная физика.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы и практикум:

«Исследование изотермического процесса»

«Экспериментальная проверка закона Гей –Люссака»

«Исследование изохорного процесса»

«Измерение влажности воздуха»

«Измерение удельной теплоемкости вещества»

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): определять состав атомного ядра химического элемента, относительную атомную массу по таблице Менделеева, параметры идеального газа с помощью уравнения состояния.

Объяснять строение кристалла, взаимосвязь скорости теплового движения молекул и температуры газа, принцип действия теплового двигателя. Формулировать условия идеального газа, законы термодинамики. Вычислить работу газа, совершенную при изменении его состояния по замкнутому циклу. Наблюдать эксперименты, служащие обоснованием МКТ. Исследовать взаимосвязь параметров газа при изотермическом, изобарном и изохорном процессах.

3 . Электродинамика.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея. Электрический ток в газах. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в полупроводниках.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Лабораторные работы и практикум:

«Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи»

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

«Определение элементарного заряда методом электролиза»

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): наблюдать взаимодействие заряженных и наэлектризованных тел. Объяснять явление электризации, причину возникновения сопротивления в проводниках, действия электрического тока на примере бытовых и технических устройств. Анализировать устройство и принцип действия светокопировального аппарата, крутильных весов, гальванического элемента и других источников тока, зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки.

Формулировать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи и полной цепи. Исследовать последовательное и параллельное соединение проводников. Рассчитывать сопротивления смешанного соединения проводников, значение величин, входящих в закон Ома, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Механика

45

2

Молекулярная физика

28

3

Электродинамика

28

3

Повторение

2


Итого за год

103


Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема

Сроки прохождения программы

общее

По разделу


по плану

фактически



Раздел 1 Механика (45 ч)



1

1

Физика - наука о природе. Механическое движение. Система отсчета.

02.09-06-09



2

2

Траектория. Перемещение. Путь

3

3

Решение задач

4

4

Вектора и линейные операции над векторами. Проекции векторов

09.09-13.09



5

5

Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.

6

6

Решение задач по теме «Равномерное движение»

7

7

Мгновенная и средняя скорости. Относительная скорость движения. Сложение скоростей

16.09-20.09



8

8

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

9

9

Практикум №1 « Определение ускорения тела при равноускоренном движении»

10

10

Свободное падение тела. Ускорение свободного падения тел. Решение задач

23.09-27.09



11

11

Практикум №2 «Измерение ускорения свободного падения»

12

12

Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков.

13

13

Решение задач по теме «Движение с постоянным ускорением»

30.09-04.10



14

14

Движение с постоянным ускорением свободного падения

15

15

Решение графических задач по теме «Различные виды механического движения».

16

16

Решение задач по теме «Кинематика»

07.10-11.10




17

17

Контрольная работа по теме «Кинематика»

18

18

Анализ контрольной работы. Поступательное и вращательное движение тела.

19

19

Решение задач. Движение тела по окружности. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

14.10-18.10




20

20

Основное утверждение механики. Инертность и масса.

21

21

Три закона Ньютона.

22

22

Решение задач

21.10-25.10



23

23

Принципы относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета

24

24

Силы в природе. Сила тяжести

25

25

Сила всемирного тяготения. Первая космическая скорость

05.11-08.11



26

26

Вес. Невесомость

27

27

Сила упругости. Закон Гука. Решение задач

28

28

Лабораторная работа №2 «Измерение жесткости пружины». Решение задач

11.11-15.11



29

29

Сила трения. Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения»

30

30

Решение задач

31

31

Применение законов Ньютона. Решение задач на движение и равновесие тел под действием нескольких сил

18.11-22.11




32

32

Решение задач

33

33

Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

34

34

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Решение задач на применение закона сохранения импульса

25.11-29.11



35

35

Практикум №3 «Исследование упругого и неупругого столкновений»

36

36

Решение задач на применение закона сохранения импульса

37

37

Механическая работа и мощность силы. Потенциальная и кинетическая энергия

02.12-06.12



38

38

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Механическая энергия »

39

39

Законы сохранения в механике.

40

40

Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

09.12-13.12




41

41

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

42

42

Равновесие тел. Момент силы.

43

43

Лабораторная работа №6 « Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»

16.12-20.12




44

44

Решение задач по теме «Статика»

45

45

Контрольная работа по теме «Динамика»



Раздел 2. Молекулярная физика (28ч)



46

1

Анализ контрольной работы. Строение атома. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

23.12-27.12



47

2

Агрегатные состояния вещества. Решение задач по теме «МКТ»

48

3

Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ

49

4

Решение задач

10.01-17.01



50

5

Температура и способы ее измерения. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии

51

6

Уравнение состояния идеального газа

52

7

Решение задач с применением уравнения состояния идеального газа

20.01-24.01




53

8

Газовые законы

54

9

Решение задач по теме «Газовые законы»

55

10

Решение задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов»

27.01-31.01




56

11

Практикум №4 «Исследование изотермического процесса»

57

12

Лабораторная работа №7 «Экспериментальная проверка закона Гей –Люссака»

58

13

Практикум №5 «Исследование изохорного процесса»

03.02-07.02


59

14

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.

60

15

Влажность воздуха. Решение задач

61

16

Лабораторная работа №8 «Измерение влажности воздуха». Решение задач

10.02-14.02




62

17

Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел.

63

18

Практикум №6 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

64

19

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

17.02-21.02




65

20

Контрольная работа по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории»

66

21

Анализ контрольной работы. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

67

22

Работа в термодинамике. Количество теплоты


25.02-28.02



68

23

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

69

24

Решение задач на первый закон термодинамики

70

25

Устройство и принципы действия тепловых двигателей. Технический прогресс и охрана окружающей среды

02.03-06.03



71

26

Работа холодильной машины

72

27

Второй закон термодинамики. Решение задач

73

28

Контрольная работа по теме: «Основы термодинамики»

10.03-13.03






Радел 3. Электродинамика (28 ч)

74

1

Анализ контрольной работы. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона

75

2

Решение задач по теме «Закон Кулона»

76

3

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии

16..03-20.03


77

4

Решение задач по теме «Напряженность электрического поля»

78

5

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

79

6

Потенциал и разность потенциалов. Решение задач

01.04-03.04


80

7

Решение задач с применением закона сохранения электрического заряда, вычисление потенциальной энергии электростатического поля

81

8

Связь между напряженностью и разностью потенциалом электростатического поля»

82

9

Решение задач по теме: «Связь между потенциалом и напряженностью электрического поля»

06.04-10.04




83

10

Конденсаторы. Виды конденсаторов

84

11

Емкость конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. Применения конденсатора

85

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика»

13.04-17.04



86

13

Контрольная работа по теме: «Электростатика»



Законы постоянного тока ( 7 часов)

87

1

Анализ контрольной работы. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

88

2

Электрические цепи. Лабораторная работа № 9 « Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи»


20.04-24.04


89

3

Решение задач по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи»

90

4

Работа и мощность тока. Решение задач

91

5

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.


27.04-30.04


92

6

Лабораторная работа № 10 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

93

7

Решение задач по теме: «Закон Ома для полной цепи»



Электрический ток в различных средах (8 часов)




94

1

Электрический ток в металлах

06.05-08.05



95

2

Электрический ток в полупроводниках

11.05-15.05



96

3

Электрический ток в вакууме

97

4

Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея

98

5

Практикум №7 «Определение элементарного заряда методом электролиза»

18.05-22.05


99

6

Электрический ток в газах. Плазма.

100

7

Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»

101

8

Контрольная работа по теме «Электродинамика»

25.05-29.05




Повторение (2 часа)

102

1

Итоговая контрольная работа

103

2

Анализ контрольной работы. Решение задач по темам «Законы постоянного тока», «Механика»











СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей математики и физики

Протокол № __1___ от «____» _________ 2019 г.


____________/ /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



____________ / /

«_____»______________2019г.





















Лист изменений и дополнений в рабочую программу

пп

Виды дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений

Дата согласования с заместителем директора по УВР

Дата утверждения и № приказа директора, подпись



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!