Муниципальное образовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
Директор школы
____________М. М.Степанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
8 класс
Срок реализации: 2018/2019 учебный год.
Составитель: Синдяшкина Л.П.
Новосиньково, 2018
Данная программа является рабочей программой по предмету «Физика» для учащихся 8 класса МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Физика» в 8 классе, в соответствии с которыми, непосредственно, осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем физики высшей квалификационной категории Синдяшкиной Лидией Петровной в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской программы А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник ,Программы образовательных учреждений «Физика»7-9 классы. «Просвещение», 2015 г Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта (2010 г) и Основной образовательной программе школы. Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в 7 классе основной школы отводит 2 учебных часа в неделю, всего 70 часов.
Рабочая программа включает следующие разделы:
планируемые результаты освоения предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода;
ценностные отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Умение самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
умение понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
умение приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
умение развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение использовать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
Обучающийся научиться:
понимать и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы;
измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества;
понимать принципы действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
понимать смысл закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
понимать и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока;
уметь измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
понимать смысл закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля – Ленца;
понимать принцип действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
понимать и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
понимать и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света;
различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.
Обучающийся получит возможность научиться:
приобретать познавательно - исследовательскую компетентность, проявляющуюся в овладении универсальными способами освоения действительности;
пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
формировать собственный алгоритма решения познавательных задач;
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
иметь представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Явление испарения.
Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Исследование процесса испарения.
Измерение влажности воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электростатическая индукция.
Источники постоянного тока.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Лабораторные работы и опыты:
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
Измерение силы взаимодействия между наэлектризованными телами
Измерение силы электрического тока.
Измерение электрического напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
Измерение электрического сопротивления проводника.
Измерение мощности электрического тока.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
3. Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты:
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Световые явления
Свет — это излучение. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение.
Демонстрации:
1. .Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Преломление света.
4. Ход лучей в собирающей линзе.
5. Ход лучей в рассеивающей линзе.
6. Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:
1. Наблюдение преломления света и измерение показателя преломления стекла.
2. Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
3. Получение изображения при помощи линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Тепловые явления | 25 |
2 | Электрические и электромагнитные явления | 31 |
3 | Электромагнитные колебания и волны. Геометрическая оптика | 10 |
4 | Повторение | 4 |
5 | Итого за год | 70 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы |
общее | По разделу | | план | факт |
| | Раздел 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов) | | 8А | 8Б | 8В | 8Г |
1 | 1 | Тепловые явления. Температура. Техника безопасности в кабинете физики. | 03.09-07-09 | | | | |
2 | 2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | | | | |
3 | 3 | Виды теплопередачи. Примеры теплообмена в природе и технике. | 10-09-14-09 | | | | |
4 | 4 | Конвекция. Излучение. | | | | |
5 | 5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. |
17.09-21.09 | | | | |
6 | 6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. | | | | |
7 | 7 | Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» |
24.09-28.09 | | | | |
8 | 8 | Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | | | | |
9 | 9 | Лабораторная работа №3 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
01.10-05.10 | | | | |
10 | 10 | Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса. | | | | |
11 | 11 | Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива. | 08.10-12.10 | | | | |
12 | 12 | Решение задач по теме «Внутренняя энергия» | | | | |
13 | 13 | Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 15.10-19.10 | | | | |
14 | 14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | | | | |
15 | 15 | Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. | 22.10-26.10 | | | | |
16 | 16 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | | | | |
17 | 17 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №4 « Измерение влажности воздуха» | 06.11-09.11 | | | | |
18 | 18 | Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества» | | | | |
19 | 19 | Тепловые машины. Паровая турбина. | 12.11-16.11 | | | | |
20 | 20 | Двигатель внутреннего сгорания. | | | | |
21 | 21 | КПД теплового двигателя | 19.11-23.11 | | | | |
22 | 22 | Решение задач по теме «Нахождение КПД теплового двигателя». | | | | |
23 | 23 | Семинар по теме «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин» | 26.11-30.11 | | | | |
24 | 24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления» | | | | |
25 | 25 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | 03.12-07.12 | | | | |
| | Раздел 2 Электрические и электромагнитные явления (31 час) | | | | |
26 | 1 | Анализ контрольной работы. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов | | | | |
27 | 2 | Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | 10.12-14.12 | | | | |
28 | 3 | Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда | | | | |
29 | 4 | Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электрических явлений | 17.12-21.12 | | | | |
30 | 5 | Решение качественных и экспериментальных задач по теме «Электризация тел» | | | | |
31 | 6 | Электрический ток. Источники тока. Действие электрического тока | 24.12-28.12 | | | | |
32 | 7 | Электрическая цепь и ее составные части. Направление тока. Л/р № 5 «Сборка простейшей электрической цепи» | | | | |
33 | 8 | Сила тока. Амперметр. Л/р № 6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 09.01-11.01 | | | | |
34 | 9 | Напряжение. Вольтметр. Л/р № 7 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | | | | |
35 | 10 | Электрическое сопротивление проводников | 14.01-18.01 | | | | |
36 | 11 | Л/р № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах и от сопротивления» | | | | |
37 | 12 | Закон Ома для участка цепи | 21.01-25.01 | | | | |
38 | 13 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты | | | | |
39 | 14 | Л/р № 9 «Регулирование силы тока реостатом» Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 28.01-01.02 | | | | |
40 | 15 | Решение задач на применение закона Ома для участка цепи | | | | |
41 | 16 | Последовательное соединение проводников. Опыт | 04.02-08.02 | | | | |
42 | 17 | Параллельное соединение проводников. Опыт | | | | |
43 | 18 | Решение задач | 11.02-15.02 | | | | |
44 | 19 | Работа и мощность электрического тока | | | | |
45 | 20 | Л/р № 10 «Измерение работы и мощности электрического тока» | 18.02-22.02 | | | | |
46 | 21 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца | | | | |
47 | 22 | Лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | 25.02-01.03 | | | | |
48 | 23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления» | | | | |
49 | 24 | Контрольная работа №2 по теме «Электрические явления» | 04.03-08.03 | | | | |
50 | 25 | Анализ контрольной работы. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | | | | |
51 | 26 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л/р № 11 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 11.03-15.03 | | | | |
52 | 27 | Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | | | | |
53 | 28 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л/р № 12 «Изучение принципа его действия» | 18.03-22.03 | | | | |
54 | 29 | Решение задач по теме «Магнитные явления» | | | | |
55 | 30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления». |
02.04-05.04 | | | | |
56 | 31 | Контрольная работа № 3 по теме «Электромагнитные явления». | | | | |
| | Раздел 3. Электромагнитные колебания и волны. Геометрическая оптика (10 час) | | | | | |
57 | 1 | Анализ контрольной работы. Понятие электромагнитных волн. Свет – электромагнитная волна. Оптические явления. Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики | 08.04-12.04 | | | | |
58 | 2 | Прямолинейное распространение света. Тень. Полутень. Солнечные и лунные затмения | | | | |
59 | 3 | Закон отражения света. Плоское зеркало. Принципы построения изображения и области видимости. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла отражения от угла падения» | 15.04-19.04 | | | | |
60 | 4 | Преломление света. Призма. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла преломления от угла падения» | | | | |
61 | 5 | Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в тонких линзах | 22.04-26.04 | | | | |
62 | 6 | Формула тонкой линзы | | | | |
63 | 7 | Л/р № 13 «Получение изображения при помощи собирающей линзы.» | 29.04-08.05 | | | | |
64 | 8 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы | | | | |
65 | 9 | Решение задач на построение изображений в тонких линзах, применение формулы тонкой линзы | 13.05-17.05 | | | | |
66 | 10 | Контрольная работа № 4 по теме «Геометрическая оптика» | | | | |
| | Раздел 4. Обобщающее повторение ( 4 час) | | | | | |
67 | 1 | Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Тепловые явления» | 20.05-24.05 | | | | |
68 | 2 | Решение задач по теме «Электрические и магнитные явления» | | | | |
69 | 3 | Итоговая контрольная работа | 27.05-31.05 | | | | |
70 | 4 | Анализ итоговой контрольной работы | | | | |
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Виды дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений | Дата согласования с заместителем директора по УВР | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей математики и физики Протокол № __1___ от «____» _________ 2018 г. ____________/ / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
____________ / / «_____»______________2018г. |