Пояснительная записка для 7 класса.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года;
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы – М.: Просвещение, 2008
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Учебный план образовательного учреждения «СОШ №12»
Программа предназначена для классов базового уровня, на изучение которой выделяется 2ч в неделю.
Цели обучения физике в 7 классе следующие:
Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной картине мира, формирование знаний о методах познания в физике - теоретическом и экспериментальном.
Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов, формирование экспериментальных умений, формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах , о движении материи.
Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.
Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Задачи обучения физики в 7 классе
- развитие творческих способностей учащихся, а также их познавательного интереса к физике и технике;
- формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, формирование экспериментальных умений: пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
- формирование научных знаний учащихся об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;
- выяснение соотношения роли теории и опыта в развитии физик;
- ознакомление учащихся с физическими основами главных направлений научно-технического прогресса, а также с применением физических законов в технике и технологии производства;
В соответствии с целями и задачами обучения физике курс имеет следующее содержание и структуру.
Физика и физические методы изучения природы: 4 часа
Первоначальные сведения о строении вещества: 6 часов
Взаимодействие тел: 22 часа
Давление твердых тел, жидкостей и газов: 20 часов
Работа, мощность, энергия. Простые механизмы: 11 часов
Повторение 7 часов
На изучение темы «Механические явления» добавлено 4 часа из резерва свободного учебного времени, которое рассчитано для реализации авторских подходов, т.к. в 7 классе учащиеся с интересом делают проектные работы.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика, рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания. Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.
Затем изучается тема «Первоначальные сведения о строении вещества», где рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, используемые в дальнейшем при объяснении тепловых явлений: механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Центральное место в курсе занимает раздел «Взаимодействие тел», в котором закладываются основы механики: кинематика равномерного прямолинейного движения, виды сил, вводится понятии массы, плотности. Изучение этого раздела позволяет учащимся сформировать представление о механической картине мира.
Немаловажное место в изучении физики занимает раздел «Давление», в котором изучаются способы передачи давления твердыми телами, жидкостями, газами. Особенностью этого раздела является изучение приборов и устройств, что подчеркивает практическую направленность физики.
Завершается курс разделом «Простые механизмы», в котором даются ключевые понятия таких величин как «работа», «мощность», «энергия». При повторении курса выделяется 3 часа на тему «Механические явления», 2 часа на тему «Работа и мощность» и 2 часа на тему «Физика и физические методы изучения природы»
Таким образом, в 7 классе учащиеся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими), свойствами тел и учатся объяснять их.
Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в школе, так и дома.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения физики ученик должен
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.
Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия.
Смысл физических законов: Гука, Паскаля. Архимеда.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: диффузию, смачивание, равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел.
Использовать физические приборы для измерения физических величин: расстояние, время, масса, сила, плотность, объем, давление.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов.
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (научно-популярной литературы, ресурсов Интернета).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Контроль исправности водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Рационального использования простых механизмов.
Содержание программы курса физики 7 класса
Класс 7А, 7Б, 7В
№ п/п | Раздел | Примерные сроки изучения | Количество часов | Примечание |
всего | изучение нового материала | решение задач | лабораторные работы | контрольные работы |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 2.09 – 12.09 | 4 | 3 | | 1 | | |
Тепловые явления |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 16.09 - 3.10 | 6 | 4 | 1 | 1 | | |
Механические явления |
3 | Взаимодействие тел | 07.10 - 23.12 | 22 | 11 | 6 | 4 | 1 | |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 26.12 - 17.03 | 20 | 10 | 6 | 2 | 2 | |
5 | Работа и мощность. Энергия | 20.04 - 5.05 | 11 | 6 | 1 | 2 | 2 | |
6 | Повторение | 8.05 – 29.05 | 7 | | 6 | | 1 | |
| | | | | | | | |
| Итого | | 70 | 34 | 20 | 10 | 6 | |
Содержание программы
(7 класс , 2 часа в неделю)
Физика и физические методы изучения природы (4ч)
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины. Физика и техника.
Демонстрации
Лабораторные работы и опыты
Тепловые явления.
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
Физика и развитие представлений о материальном мире. Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Агрегатные состояние вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.Модели строения газов. Жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Лабораторные работы и опыты
Механические явления (53ч)
Взаимодействие тел (22)
Механическое движение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Взаимодействие тел. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Связь между силой тяжести и массой тела. Правило сложения сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (20)
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Манометры, барометры, гидравлические машины. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел.Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия.(11)
Работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. Равновесие работ при использовании простых механизмов.
Условия равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Лабораторные работы и опыты
Измерение массы.
Измерение объема тела.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости
измерение сил динамометром.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Изучение условия равновесия рычага.
Измерение КПД наклонной плоскости.
Сложение сил направленных вдоль одной прямой.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение
Явление инерции
Взаимодействие тел
Сложение сил
Сила трения
Превращение механической энергии из одной формы в другую
Зависимость давление твердого тела на опоры от действующей илы и площади опоры
Обнаружение атмосферного давления
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом
Закон паскаля
Гидравлический пресс
Закон Архимеда
Простые механизмы
Повторение 7ч
График контрольных и лабораторных работ по физике
7 А,Б,В классы
№ | Дата | Тема контрольной работы | Факт. |
1 | 2.12 | Механическое движение. Плотность | |
2 | 30.01 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | |
3 | 10.03 | Архимедова сила | |
4 | 10.04 | Работа и мощность | |
5 | 5.05 | Простые механизмы. Энергия | |
6 | 22.05 | Итоговая контрольная работа | |
| | | |
| Дата | Тема лабораторной работы | |
1 | 9.09 | Определение цены деления измерительного прибора | |
2 | 19.09 | Определение размеров малых тел | |
3 | 11.11 | Измерение массы тела на весах | |
4 | 18.11 | Измерение объема тела | |
5 | 25.11 | Определение плотности вещества | |
6 | 12.12 | Градуирование пружины динамометра | |
7 | 20.02 | Измерение Архимедовой силы | |
8 | 24.02 | Выяснение условия плавания | |
9 | 24.04 | Выяснение условия равновесия рычага | |
10 | 28.04 | Определение КПД наклонной плоскости | |
| | | |
7 А,Б,В классы
№ | Дата | Тема контрольной работы | Факт. |
1 | 2.12 | Механическое движение. Плотность | |
2 | 30.01 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | |
3 | 10.03 | Архимедова сила | |
4 | 10.04 | Работа и мощность | |
5 | 5.05 | Простые механизмы. Энергия | |
6 | 22.05 | Итоговая контрольная работа | |
| | | |
| Дата | Тема лабораторной работы | |
1 | 9.09 | Определение цены деления измерительного прибора | |
2 | 19.09 | Определение размеров малых тел | |
3 | 11.11 | Измерение массы тела на весах | |
4 | 18.11 | Измерение объема тела | |
5 | 25.11 | Определение плотности вещества | |
6 | 12.12 | Градуирование пружины динамометра | |
7 | 20.02 | Измерение Архимедовой силы | |
8 | 24.02 | Выяснение условия плавания | |
9 | 24.04 | Выяснение условия равновесия рычага | |
10 | 28.04 | Определение КПД наклонной плоскости | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование
Харитоновой Алии Сиреневны
по физике на 2014/2015 учебный год
Предмет | Класс | Всего часов | Кол-во часов в неделю | Количество работ | Автор учебника, год издания |
Контр | Тестов | Практич. |
Физика | 7 А,Б,В | 70 | 2 | 6 | 6 | 10 | Перышкин А.В. Физика. 7 класс – М:Дрофа, 2008г. |
Методическая тема на 2014/2015 учебный год
Городская | школьная | учителя |
Организация методической службы образовательных учреждений в контексте ФГОС общего образования в целях повышения компетентности профессионального роста педагогических кадров | Формирование личности, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения на основе использования современных информационных и педагогических технологий | Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики |
Тематическое планирование учебного материала
за курс физики 7 класса по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс».
(всего 70 часов, 2 часа в неделю).
7А,Б,В
№ п/п | № Темы | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | Общие учебные умения и способы деятельности | Виды контроля Проектная деятельность | |
По плану | фактически | Знания | Умения | |
Физика и физические методы изучения природы 4ч | |
1 | 1.1 | Физика- наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений | 1 | 2.09(А, Б, В) | | Знать/понимать смысл понятий «физическое явление, тело, вещество», физические законы и роль физики в формировании научной картины мира | Уметь приводить примеры явлений | Уметь анализировать, описывать явления, моделирование явлений и объектов природы | | |
2 | 1.2 | Физические величины и их измерение. Физические приборы. | 1 | 5.09(А, Б, В) | | Знать/понимать разницу между физическим явлением и физической величиной | Уметь определять цену деления измерительных приборов. | Уметь сравнивать и делать выводы | Тест | |
3 | 1.3 | Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | 9.09(А, Б, В) | | Знать определение физической величины, международной систем1 единиц | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | Изготовить мензурку | |
4 | 1.4 | Погрешность измерений | 1 | 12.09(А,Б,В) | | Знать способ определения погрешности измерительного прибора | Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ | Уметь сравнивать и анализировать | | |
Тепловые явления II. Первоначальные сведения о строении вещества 6ч | |
5 | 2.1 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | 16.09(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл понятий: вещество, молекула, атом | Уметь изображать молекулы различных веществ | Уметь наблюдать и сравнивать | | |
6 | 2.2 | Лабораторная работа№2 «Определение размеров малых тел» | 1 | 19.09(А,Б,В) | | Знать определение атома и молекулы | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | Измерить толщину книги | |
7 | 2.3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. | 1 | 23.09(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл явления диффузии, что такое броуновское движение | Уметь описывать и объяснять явление диффузии, броуновского явления | Уметь сравнивать и анализировать | | |
8 | 2.4 | Взаимодействие частиц вещества | 1 | 26.09(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие» | Уметь приводить примеры практического использования взаимодействий | Уметь наблюдать и делать выводы | | |
9 | 2.5 | Три состояния вещества. | 1 | 30.09(А,Б,В) | | Знать молекулярное строение твердых, жидких, газообразных тел | Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях | Уметь сравнивать и анализировать | Изготовить модели молекул различных веществ | |
10 | 2.6 | Решение качественных задач по теме «Три состояния вещества» | 1 | 3.10(А,Б,В) | | Знать три положения молекулярно-кинетической теории | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | тест | |
III. Взаимодействие тел 22 часа | |
11 | 3.1 | Механическое движение и его относительность | 1 | 7.10(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл понятий: «путь, траектория, относительность движения» | Уметь определять вид траектории и пройденный путь в различных системах отсчета | Уметь анализировать и делать выводы | Определить пройденный путь, используя длину своего шага | |
12 | 3.2 | Равномерное и неравномерное движение. Скорость, средняя скорость. | 1 | 10.10(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл понятий «скорость, средняя скорость» | Уметь описывать равномерное прямолинейное движение | Уметь сравнивать и анализировать | | |
13 | 3.3 | Решение задач на расчет средней скорости движения. | 1 | 14.10(А,Б,В) | | Знать формулы скорости и средней скорости | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | с.р. Определить среднюю скорость своего движения | |
14 | 3.4 | Расчет пути и времени движения при равномерном прямолинейном движении | 1 | 17.10(А,Б,В) | | Знать формулы пути и времени движения | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | | |
15 | 3.5 | Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение» | 1 | 21.10(А,Б,В) | | Знать формулы скорости, пути и времени | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | С.р. | |
16 | 3.6 | Явление инерции | 1 | 24.10(А,Б,В) | | Знать определение инерции | Уметь объяснять явление инерции | Уметь наблюдать и делать выводы | | |
17 | 3.7 | Взаимодействие тел | 1 | 28.10(А,Б,В) | | Понимать смысл взаимодействия тел | Уметь объяснять взаимодействие тел | Уметь наблюдать и делать выводы | | |
18 | 3.8 | Масса тела. Единицы массы. | 1 | 31.10(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл понятия: «масса» | Уметь вычислять массу тела по взаимодействию | Уметь анализировать и делать выводы | | |
19 | 3.9 | Лабораторная работа№3 «Измерение массы тела на весах» | 1 | 11.11(А,Б,В) | | Понимать смысл массы | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | | |
20 | 3.10 | Плотность вещества | 1 | 14.11(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл величины «плотность» | Уметь определять плотность вещества | Уметь анализировать и делать выводы | Определить плотность куска мыла | |
21 | 3.11 | Лабораторная работа№4 «Измерение объема тела» | 1 | 18.11(А,Б,В) | | Знать формулы объема | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | | |
22 | 3.12 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | 21.11(А,Б,В) | | Знать формулы массы и объема | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | С.Р. Определить плотность картофелины, лука, насыщенного р-ра соли | |
23 | 3.13 | Лабораторная работа№5 «Определение плотности тела» | 1 | 25.11(А,Б,В) | | Знать формулу плотности | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать вывод | Определить плотность собственного тела | |
24 | 3.14 | Решение задач по теме «Равномерное движение, плотность вещества» | 1 | 28.11(А,Б,В) | | Знать формулы плотности, массы, объема | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | | |
25 | 3.15 | Контрольная работа№1 по теме «Механическое движение, плотность» | 1 | 2.12(А,Б,В) | | Знать формулы скорости, пути, времени движения, массы, плотности | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | К.р. |
26 | 3.16 | Анализ контрольной работы. Сила. | 1 | 3.12(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл величины «сила» | Уметь приводить примеры, когда на тело действует сил | Уметь наблюдать и делать выводы | |
27 | 3.17 | Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | 5.12(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия | Уметь вычислять силу тяжести | Уметь анализировать | тест |
28 | 3.18 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | 1 | 9.12(А,Б,В) | | Знать/понимать причины возникновения силы упругости | Уметь вычислять силу упругости, используя закон Гука | Уметь наблюдать и делать выводы | В пластиковой бутылке сделайте отверстие и подбросьте его (ваши наблюдения) |
29 | 3.19 | Динамометр. Лабораторная работа№6 «Градуирование пружины динамометра» | 1 | 12.12(А,Б,В) | | Знать строение динамометра | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | ЛР |
30 | 3.20 | Равнодействующая сила | 1 | 16.12(А,Б,В) | | Знать определение равнодействующей силы | Уметь вычислять и строить общую силу | Уметь сравнивать и делать выводы | |
31 | 3.21 | Сила трения | 1 | 19.12(А,Б,В) | | Знать/понимать причины возникновения силы трения | Уметь объяснять явление трения, знать способы умен.и увеличения трения | Уметь наблюдать и делать выводы | |
32 | 3.22 | Решение экспериментальных задач по теме « Сила упругости и сила трения» | 1 | 23.12(А,Б,В) | | Знать формулы силы тяжести и силы упругости | Уметь проводить эксперименты | Уметь анализировать и делать выводы | Тест Что легче (выяснить на практике) вытянуть нижнюю книгу стопки или привести всю стопку в движение? |
Давление твердых тел, жидкостей и газов 20ч |
33 | 4.1 | Давление твердого тела. Единицы давления. | 1 | 26.12(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл величины «давление» | Уметь предлагать способы увеличения и уменьшения давления тела | Уметь наблюдать и делать выводы | Вычислить давление при ходьбе |
34 | 4.2 | Решение задач по теме Давление твердого тела» | 1 | 13.01(А,Б,В) | | Знать формулы давления | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | С.Р. |
35 | 4.3 | Давление в газе. Закон Паскаля для жидкостей и газов. | 1 | 16.01(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл закона Паскаля | Уметь объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами | Уметь наблюдать и делать выводы | |
36 | 4.4 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | 20.01(А,Б,В) | | Знать формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | Уметь анализировать и делать выводы | Проделайте в пластиковой бутылке отверстия на разной высоте и налейте воду. Пронаблюдайте вытекание воды из отверстий |
37 | 4.5 | Сообщающиеся сосуды | 1 | 23.01(А,Б,В) | | Знать определение сообщающихся сосудов | Уметь объяснять свойства сообщающихся сосудов | Уметь наблюдать и делать выводы | С.Р. Проект фонтана |
38 | 4.6 | Решение задач по теме «Давление твердых, жидких тел и газов» | 1 | 27.01(А,Б,В) | | Знать формулы давления твердых тел и жидкости | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | |
39 | 4.7 | Контрольная работа№2 «Давление твердых, жидких тел и газов» | 1 | 30.01(А,Б,В) | | Знать формулы давления твердого тела, давления жидкости на дно сосуда | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | К.Р. |
40 | 4.8 | Анализ контрольной работы. Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | 3.02(А,Б,В) | | Знать опыт по взвешиванию воздуха | Уметь объяснять явление атмосферного давления | уметь сравнивать и анализировать | Определить массу и вес воздуха в комнате |
41 | 4.9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | 6.02(А,Б,В) | | Знать опыт Торричелли | Уметь вычислять атмосферное давление | Уметь наблюдать и анализировать | |
42 | 4.10 | Методы измерения давления. Манометры, барометры | 1 | 10.02(А,Б,В) | | Знать/понимать устройство и принцип действия приборов для измерения давления | Уметь измерять давление с помощью приборов | Уметь сравнивать и анализировать | |
43 | 4.11 | Гидравлические машины. Поршневой жидкостный насос. | 1 | 13.02(А,Б,В) | | Знать/понимать устройство и принцип действия гидравлических машин и поршневого насоса | Уметь приводить примеры на применение машин и насоса в технике | Уметь анализировать и делать выводы | Тест |
44 | 4.12 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. | 1 | 17.02(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл закона Архимеда | Уметь объяснять причину возникновения выталкивающей силы | Уметь наблюдать и анализировать | Налейте в ванну воды, помещая туда различные тела, выясните как они ведут себя |
45 | 4.13 | Лабораторная работа№7 «Измерение архимедовой силы» | 1 | 20.02(А,Б,В) | | Знать формулу архимедовой силы | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | |
46 | 4.14 | Плавание тел. Лабораторная работа№8 «Выяснение условия плавания тел» | 1 | 24.02(А,Б,В) | | Знать условия плавания тел | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | Налейте в сосуд три различные жидкости (масло, воду, моющее средство). Объясните наблюдаемое |
47 | 4.15 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | 27.02(А,Б,В) | | знать закон Архимеда | Понимать принципы плавания судов и воздухоплавания | Уметь сравнивать и анализировать | |
48 | 4.16 | Решение задач по теме «Архимедова сила» | 1 | 3.03(А,Б,В) | | Знать формулы архимедовой силы | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | С.Р. |
49 | 4.17 | Решение задач по теме «Архимедова сила» | 1 | 6.03(А,Б,В) | | Знать закон Архимеда | уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | |
50 | 4.18 | Контрольная работа№3 по теме « Архимедова сила» | 1 | 10.03(А,Б,В) | | Знать формулы архимедовой силы | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | К.Р. |
51 | 4.19 | Анализ контрольной работы. Решение экспериментальных задач по теме» Архимедова сила» | 1 | 13.03(А,Б,В) | | Знать закон Архимеда | Уметь проводить исследования | Уметь анализировать и делать выводы | Опустите в ведро с водой пустую кастрюлю. Как изменится уровень воды, если кастрюля утонет? |
52 | 4.20 | Решение качественных задач по теме «Архимедова сила» | 1 | 17.03(А,Б,В) | | Знать закон Архимеда | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | |
Работа, мощность, энергия. Простые механизмы 11ч |
53 | 5.1 | Механическая работа. | 1 | 20.04(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл величины «работа» | Уметь вычислять работу | Уметь сравнивать и делать выводы | |
54 | 5.2 | Мощность. | 1 | 3.04(А,Б,В) | | Понимать смысл величины «мощность» | Уметь вычислять мощность | Уметь сравнивать и делать выводы | |
55 | 5.3 | Решение задач по теме «Работа и мощность» | 1 | 7.04(А,Б,В) | | Знать формулы работы и мощности | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | С.Р. |
56 | 5.4 | Контрольная работа№4 «Работа и мощность» | 1 | 10.04(А,Б,В) | | Знать формулы работы и мощности | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | К.Р. |
57 | 5.5 | Анализ контрольной работы. Простые механизмы. | 1 | 14.04(А,Б,В) | | Знать виды простых механизмов | Уметь приводить примеры на применение простых механизмов | Уметь сравнивать и анализировать | Выясните в чем дают выигрыш простые механизмы , имеющиеся у вас дома |
58 | 5.6 | Рычаг. Момент силы. Равновесие сил на рычаге. | 1 | 17.04(А,Б,В) | | Знать/понимать условие равновесия рычага | Уметь применять правило моментов | Уметь анализировать и делать выводы | Исследуйте равновесие стержня |
59 | 5.7 | Золотое правило механики. | 1 | 21.04(А,Б,В) | | Знать формулы золотого правила механики | У. объяснять прим. золотого пр. для различных механизмов | Уметь делать выводы | |
60 | 5.8 | Лабораторная работа№9 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | 24.04(А,Б,В) | | Знать условие равновесия рычага | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | |
61 | 5.9 | КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа№10 «Определение КПД наклонной плоскости» | 1 | 28.04(А,Б,В) | | Знать формулу КПД наклонной плоскости | Уметь проводить измерения | Уметь анализировать и делать выводы | |
62 | 5.10 | Энергия. Закон сохранения энергии. | 1 | 4.05(А,Б,В) | | Знать/понимать смысл кинетической и потенциальной энергии. | Уметь вычислять кинетическую и потенциальную энергию | Уметь анализировать и делать выводы | |
63 | 5.11 | Контрольная работа№5 «Простые механизмы. Энергия» | 1 | 5.05(А,Б,В) | | Знать условие равновесия рычага, формулу КПД | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | К.Р. |
Повторение 7ч |
64 | 6.1 | Анализ контрольной работы. Повторение темы «Механическое движение. Плотность» | 1 | 8.05 | | Знать формулы равномерного движения и формулу плотности | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | |
|
65 | 6.2 | Повторение « Сила. Давление» | 1 | 12.05(А,Б,В) | | Знать формулы силы тяжести, силы упругости, давления твердых тел, давления жидких. | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | Тест |
66 | 6.3 | Повторение темы «Механические явления» | 1 | 15.05(А,Б,В) | | Знать формулы скорости, пути, времени движения, массы, плотности | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | Тест |
67 | 6.4 | Повторение по теме «Сила» | 1 | 19.05(А,Б,В) | | Знать формулы силы тяжести и силы упругости | Уметь проводить эксперименты | Уметь анализировать и делать выводы | |
68 | 6.5 | Итоговая контрольная работа | 1 | 22.05(А,Б,В) | | Знать законы равномерного движения, законы Паскаля, Архимеда | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и обобщать | К.Р. |
69 | 6.6 | Решение комбинированных задач | 1 | 26.05(А,Б,В) | | Знать формулы равномерного движения, работы и мощности | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | Защита презентаций, демонстрация опытов. |
70 | 6.7 | Решение комбинированных задач | 1 | 29.05(А,Б,В) | | Знать формулы мощности и КПД | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь анализировать и делать выводы | |
Критерий и нормы оценки знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка выполнения тестовых заданий
Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей перерасчета:
Число заданий в тесте | Оценки |
«2» | «3» | «4» | «5» |
5 | Менее 3 | 3 | 4 | 5 |
6 | 3 и менее | 4 | 5 | 6 |
7 | 4 и менее | 5 | 6 | 7 |
8 | 5 и менее | 6 | 7 | 8 |
9 | 5 и менее | 6 | 7,8 | 9 |
10 | 6 и менее | 7 | 8 | 9,10 |
11 | 6 и менее | 7,8 | 9 | 10,11 |
12 | 7 и менее | 8 | 9,10 | 11,12 |
13 | 8 и менее | 9,10 | 11,12 | 13 |
14 | 9 и менее | 10,11 | 12,13 | 14 |
15-16 | 9 и менее | 10 | 11,12,13 | 14,15,16 |
18 | 11 и менее | 12.13 | 14,15,16 | 17,18 |
24 | 15 и менее | 16,17.18 | 19,20,21 | 22,23,24 |
30 | 19 и менее | 20,21,22,23 | 24,25,26,27 | 28,29,30 |
Проверка и оценка знаний и умений учащихся при выполнении тестовых заданий.
Выполнение тестовых заданий оценивается
Выполнение заданий на 85%-100% - «5»
Выполнение заданий на 75% и выше – «4»
Выполнение заданий на 66% и выше – «3»
Выполнение заданий менее 66% - «2»
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
класс)
1.Учебник для общеобразовательных учреждений Перышкин А.В. Физика 7 класс - М.:Дрофа,2008г
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, 7-9 классы.- Москва «Просвещение», 2008
3. Марон А.Е. Физика 7 класс: учебно-методическое пособие (Дидактические материалы.) - М.: Дрофа,2008г.
4.Марон А.Е.. Контрольные работы по физике 7-9 класс, книга для учителя. М.: Просвещение, 2008г.
5.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.
6. Сычев Ю.Н., Сыпченко Г.В. Физика. 7 класс. Тесты.- Саратов: Лицей, 2012г.
7.Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А. Контрольные работы по физике для основной школы. 7-9 классы. – М.: ИЛЕКС, 2011г.
8.Годова И.В.. Физика. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате.- М.: «Интеллект-Центр», 2011г.
9.Кирик Л.А. Физика. 7 класс. Обучающие тесты. – М.: ИЛЕКСА, 2009г.
10.Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010г.
11.Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010г.
12.Домнина С.Н. Физика. 7 класс. 44 диагностических варианта. – М.: Национальное образование, 2012г.
13.ЦОР Физические эксперименты.
14.Мультимед. учебное пособие. Физика 7-9 классы. Просвещение
15. Школьный физический эксперимент. Сб. демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы.
16.Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Физикон. Практикум
17.Мультимедийное учебное издание. Физика. 7 класс. Дрофа