Планируемые результаты освоения учебного курса «Физическая культура»
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация движений).
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета,
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2. Основное содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Дисциплины лёгкой атлетики: барьерный бег, бег с препятствиями
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Содержание раздела физической подготовки включает освоение и совершенствование разных способов передвижения человека; использование широкого спектра физических упражнений разной направленности в зависимости от задач уроков, применение элементов спортивной деятельности.
Примечание. В помощь детям со сколиозом и нарушением осанки (для ГБОУ АО АСШИ №1) раздел «Гимнастика с основами акробатики» заменён на раздел «Гимнастика с лечебными упражнениями», т.к. детям, больным сколиотической болезнью, запрещены акробатические упражнения, кувырки и упражнения на гибкость, увеличивающие подвижность позвоночника, а также снарядовая гимнастика.
Для выработки правильной осанки и в связи со спецификой работы санаторной школы-интерната из рабочей программы исключены разделы: «Передвижение на коньках», «Плавание».
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Организационно-методические требования на уроках физической культуры. Строевые и порядковые упражнения | |
| Гимнастика, ее история и значение в жизни человека. | |
| Упражнения у гимнастической стенки. | |
| Строевые и порядковые упражнения | |
| Ходьба обычная, на носках, в полуприседе, с разным положением рук | |
| Лазание по шведской стенке | |
| Тренировка ума и характера. Зарядка | |
| Подвижные игры с мячом | |
| Лазание по гимнастической стенке | |
| Детские народные игры | |
| Игровые упражнения на координацию движений | |
| Броски и ловля мяча в парах | |
| Броски и ловля мяча в парах на точность | |
| Броски и ловля мяча в парах у стены | |
| Упражнения с мячом | |
| Игровая эстафета | |
| Броски и ловля мяча | |
| Ведение мяча. | |
| Органы пищеварения. Пища и питательные вещества. | |
| Метание малого мяча с места на заданное расстояние | |
| Метание малого мяча. | |
| Игровые упражнения с малым мячом в парах | |
| Самоконтроль. Понятие о физическом состоянии | |
| Различные виды перелезаний. | |
| Игровые упражнения с элементами баскетбола | |
| Игровые упражнения с элементами баскетбола | |
| Броски мяча в баскетбольное кольцо | |
| Броски мяча в баскетбольное кольцо | |
| Гимнастические упражнения с набивным мячом | |
| Броски набивного мяча разными способами | |
| Вода и питьевой режим. | |
| Полоса препятствий. | |
| Усложненная полоса препятствий. | |
| Мозг и нервная система. | |
| Правила ТБ на уроках лыжной подготовки | |
| Подводящие упражнения на лыжах: приставные шаги, повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж. | |
| Ступающий и скользящий шах без лыжных палок | |
| Ступающий и скользящий шах с лыжными палками | |
| Попеременный и одновременный двухшажный ход на лыжах | |
| Попеременный одношажный ход на лыжах | |
| Одновременный одношажный ход на лыжах | |
| Выполнение подъёма «ёлочкой», «полуёлочкой» и спуск в основной стойке на лыжах | |
| Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах. | |
| Передвижение и спуск на лыжах. | |
| Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» | |
| Подвижная игра на лыжах «Накаты». | |
| Подвижная игра на лыжах «Подними предмет». | |
| Сердце и кровеносные сосуды | |
| Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья | |
| Первая помощь при травмах | |
| Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении | |
| Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен | |
| Освоение общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой | |
| Висы и лазанье на шведской стенке | |
| Освоение лечебных упражнений с гантелями | |
| Броски мяча через волейбольную сетку на точность | |
| Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций | |
| Подвижная игра «Пионербол» | |
| Упражнения с мячом | |
| Волейбольные упражнения | |
| Игра с элементами волейбола | |
| Спортивные игры | |
| Встречные эстафеты | |
| Промежуточная аттестация. Тест. | |
| Подвижная игра «Вышибалы через сетку» | |
| Подвижные и спортивные игры | |
| Подвижные и спортивные игры | |