СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы Федеральных государственных стандартов начального общего образования для обучающихся с особенными образовательными потребностями категории слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального Закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.(ст.32п.7)
2.Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей.
4.Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида 2006 года (авторы – К.Г.Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И., Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Н.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова)
Программа направлена на решение следующих задач:
- развитие у слабослышащих школьников речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции;
- формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими.
Решаемые задачи позволяют достичь цели – воспринимать на слух определенный речевой материал и произносить его, реализуя сформированные речевые навыки.
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Данная программа состоит из двух разделов:
- развитие слухового восприятия;
- формирование произносительной стороны речи.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). С каждым учащимся проводятся индивидуальные занятия по 20 минут. Каждое занятие делится на 2 части: 10 минут отводится на работу над произношением и 10 минут – на работу по развитию восприятия речи на слух.
Обучение детей с нарушением слуха по данной программе проходит в индивидуальном темпе, который зависит от уровня слухоречевого развития и психофизических особенностей каждого обучающегося.
Развитие слухового и слухо-зрительного восприятия, формирование, коррекция и автоматизация произносительной стороны проводятся на специально организованных индивидуальных занятиях с использованием
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки выполнения | Содержание работы по РСВ | Приёмы и виды работы | Дидактический и наглядный материал | Содержание работы по произношению |
I четверть
| ||||
I неделя
| I. Речевой материал разговорно-обиходного характера. Диалог «Я и лето». II. Исследование остаточного слуха (определение рабочего и резервного расстояния по спискам Неймана).
| Ответы на вопросы; диалог; восприятие предложений. | Таблички; фотографии; сюжетные картинки; карточки с материалом для проверки произношения.
| Исследование произношения обучающихся. Исследование грамматического строя речи. |
II неделя
| I.Речевой материал разговорно-обиходного характера. II. Исследование монологической речи. Исследование диалогической речи. | Описание предмета; ответы на вопросы; слуховой математический диктант; восприятие предложений.
| Сюжетные картинки; предметные картинки; таблички с вопросами и предложениями. | Исследование произношения обучающихся. Исследование словарного запаса. |
III неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Школа»
| Ответы на вопросы; диалог; дополнение предложений; восприятие словосочетаний и предложений. | Таблички с предложениями; таблички с примерами; сюжетные картинки. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слогов. II.Изменение силы голоса. III.Автоматизация и дифференциация звуков. |
IV неделя
| I.1) Речевой материал, организующий учебную деятельность. 2)Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Уборка».
| Ответы на вопросы; восприятие словосочетаний и предложений; дополнение предложений; выполнение поручений с последующим отчётом.
| Таблички с вопросами и предложениями; наглядный материал по природоведению. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слогов. II.Изменение высоты голоса. III. Автоматизация и дифференциация звуков.. |
V неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Товарищи».
| Диалог; восприятие предложений и вопросов; дополнение реплик диалога. | Таблички с вопросами и предложениями; наглядный материал к тексту. | I. Артикуляционная гимнастика. II. Различение краткого и долгого звучания звуков. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VI неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Осень»
| Восприятие предложений и вопросов; ответы на вопросы; составление предложений; подбор предложений к сюжетным картинкам. | Сюжетные и предметные картинки; таблички. | I. Артикуляционная гимнастика. II.Слитное произношение слов. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VII неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «В столовой». | Ответы на вопросы; дополнение предложений; математический диктант; восприятие предложений и вопросов.
| Наглядный материал по теме «Профессии»; таблички с предложениями и вопросами. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слов. II.Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному. III. Автоматизация и дифференциация звуков.
|
VIII неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Мурка».
| Восприятие вопросов и предложений; ведение диалога; составление предложений. | Сюжетные и предметные картинки; таблички с вопросами и предложениями. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе словосочетаний и фраз. II.Изменение силы голоса в связи со словесным ударением. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
II четверть
| ||||
I неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2)Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Доктор и его звери».
| Восприятие вопросов и предложений; ответы на вопросы; диалог. | Наглядный материал по природоведению; таблички с вопросами и предложениями. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слогов. II.Изменение громкости голоса. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
II неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера: 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Ежик».
| Ответы на вопросы; восприятие вопросов и предложений; дополнение предложений; решение примеров. | Наглядный материал по тексту; таблички с предложениями и вопросами. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слов. II.Изменение высоты и силы голоса. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
III неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Нельзя обижать животных».
| Восприятие вопросов и предложений; ведение диалога; ответы на вопросы; составление предложений; слуховой диктант.
| Сюжетные и предметные картинки, таблички с вопросами и предложениями. | I. Изменение высоты и силы голоса в повествовательных предложениях. II.Ритм слова. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
IV неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «День рождения».
| Ведение диалога; дополнение реплик диалога; ответы на вопросы; дополнение предложений. | Наглядный материал по тексту, таблички с вопросами и предложениями. | I. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях. II.Словесное ударение. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
V неделя | I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Наступление зимы».
| Ведение диалога; подбор парных реплик, предложенных на выбор дополнение диалога пропущенными репликами; восприятие вопросов и предложений; выполнение поручений. | Таблички с предложениями, вопросами и математическими заданиями. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе словосочетаний и фраз. II. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях. III. Автоматизация и дифференциация звуков.
|
VI неделя | I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Зимой в лесу». | Ведение диалога; продолжение диалога по заданному началу; составление диалога по заданной ситуации; восприятие вопросов и предложений. | Наглядный материал по теме; таблички с вопросами, предложениями, математическими и грамматическими заданиями. | I.Правила орфоэпии. Безударное О. II. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VII неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «На пруду».
| Ведение диалога; составление диалога по содержанию текста; дополнение предложений; ответы на вопросы. | Сюжетные картинки, предметные картинки, таблички. | I. Правила орфоэпии. Удвоенные согласные. II.Изменение темпа речи. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VIII неделя | I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Елка». | Ответы на вопросы; восприятие тематического словаря и предложений; ведение диалога; дополнение реплик диалога.
| Сюжетные картинки, предметные картинки, таблички с вопросами и предложениями. | I. Правила орфоэпии. Безударное О. II.Изменение темпа речи. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
III четверть
| ||||
I неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Прокатился».
| Подбор подписей к рисункам; подбор предложений по заданной ситуации; дополнение предложений; восприятие пословиц. | Сюжетные картинки; таблички с вопросами, предложениями и заданиями по математике. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слогов и слов. II.Изменение громкости голоса. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
II неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Снежная баба».
| Ответы на вопросы; восприятие вопросов и предложений; ведение диалога; дополнение предложений.
| Таблички с предложениями; наглядный материал с изображением зимы. | I. Вопросительная интонация. II. Изменение темпа речи. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
III неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Ленивый кот».
| Ответы на вопросы; составление вопросов; дополнение предложений; подбор предложений к картинкам. | Предметные и сюжетные картинки; таблички с вопросами; таблички с примерами и задачами. | I. Правила орфоэпии. Безударное О. II. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
IV неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Три сына».
| Составление предложений; восприятие терминов, ответы на вопросы; слуховой диктант. | Сюжетные картинки, таблички с терминами, таблички с предложениями и вопросами. | I. Правила орфоэпии. Удвоенные согласные. II.Словесное ударение. III. Автоматизация и дифференциация звуков.
|
V неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Синичка».
| Ответы на вопросы; восприятие вопросов и предложений; дополнение предложений. | Наглядный материал по тексту; таблички с вопросами и предложениями. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе словосочетаний и фраз. II.Изменение силы голоса. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VI неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Живой уголок».
| Подбор предложений к картинкам; составление предложений; ответы на вопросы; восприятие вопросов и предложений. | Наглядный материал с изображением школьных помещений, таблички с математическими терминами. | I. Правила орфоэпии. Звонкие согласные в конце слов. II. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VII неделя
| I. 1) Речевой материал, организующий учебную деятельность. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «О птицах». | Дополнение предложений; восприятие слов и предложений; ответы на вопросы; ведение диалога. | Предметные картинки; таблички с предложениями и вопросами. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слогов. II.Словесное ударение. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VIII неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «В марте».
| Ответы на вопросы; восприятие вопросов и предложений; составление предложений по вопросам . | Предметные и сюжетные картинки, таблички с предложениями.
| I. Правила орфоэпии. Слова ЧТО-ЧТОБЫ. II.Вопросительная интонация. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
IX неделя | I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Подарок маме». | Ответы на вопросы; восприятие вопросов и предложений; беседа; составление предложений.
| Картинки; таблички с вопросами, предложениями, заданиями по математике и грамматике. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слов. II.Изменение темпа речи. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
X неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Грачи прилетели». | Ответы на вопросы; восприятие предложений; составление рассказа о своей маме; дополнение предложений. | Предметные и сюжетные картинки; таблички с предложениями и вопросами. | I.Правила орфоэпии. Окончания ого-его. II. Изменение темпа речи. III. Автоматизация и дифференциация звуков.. |
IV четверть
| ||||
I неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Скворечник»
| Ведение диалога; ответы на вопросы; выполнение поручений с последующим отчётом; восприятие предложений. | Сюжетные картинки, таблички с предложениями, таблички с математическими заданиями. | I. Правила орфоэпии. Безударное О. II.Изменение силы и высоты голоса в связи с повествовательной интогацией. III. Автоматизация и дифференциация звуков.
|
II неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Смелый мальчик». | Ответы на вопросы; составление предложений; ведение диалога; восприятие вопросов и предложений. | Наглядный материал; таблички с вопросами, предложениями, заданиями по математике и грамматике. | I. Речевое дыхание. Произношение на одном выдохе ряда слогов и слов. II.Изменение силы голоса. III. Автоматизация и дифференциация звуков.
|
III неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «На лесной полянке».
| Восприятие терминов, предложений; дополнение предложений; составление предложений и вопросов собеседнику. | Предметные и сюжетные картинки, таблички с предложениями. | I. Правила орфоэпии. Окончания ого-его. II. Изменение темпа речи. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
IV неделя
| I.1)Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Умная галка». | Ответы на вопросы; составление предложений; ведение диалога; дополнение предложений. | Предметы; предметные и сюжетные картинки, таблички. | I. Правила орфоэпии. Слова ЧТО-ЧТОБЫ. II.Изображение ритма слова. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
V неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Восприятие математического, грамматического, природоведческого материала. II.Текст «Дружба». | Задавание вопросов к собеседнику; ответы на вопросы; подбор предложений к картинкам; восприятие вопросов и предложений.
| Наглядный материал, таблички с математическим материалом. | I. Правила орфоэпии. Звонкие согласные в конце слов. II. Вопросительная интонация. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VI неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Слуховое восприятие контрольных фраз. II.Слуховое восприятие контрольного текста «Умная собака». | Ведение диалога; восприятие вопросов и предложений; дополнение предложений; подбор предложений к картинкам. | Таблички с вопросами и предложениями; предметные и сюжетные картинки. | I. Правила орфоэпии. Удвоенные согласные. II.Словесное ударение. III. Автоматизация и дифференциация звуков. |
VII неделя
| I.1) Речевой материал разговорно-обиходного характера. 2) Слуховое восприятие контрольных фраз. II.Исследование остаточного слуха. | Ответы на вопросы; выполнение просьб и поручений; восприятие терминов, вопросов и предложений. | Картинки; таблички с вопросами, предложениями. | Исследование внятности произношения.
|
VIII неделя
| Исследование связной речи. Исследование общих умений коммуникации. Исследование диалогической речи.
| Ответы на вопросы; выполнение просьб и поручений; восприятие терминов, вопросов и предложений. | Картинки; таблички с вопросами, предложениями. | Исследование произносительных навыков обучающихся. Исследование правил орфоэпии. |
Слуховое восприятие текста.
Школа.
Это школа. Ребята идут в школу. Они несут в руках портфели и цветы. Цветы они подарят учительнице. В портфеле лежат тетради, книги. Пенал. В пенале лежат карандаши и ручки. Ребята будут в школе читать, писать, считать.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы по тексту.
Куда идут ребята?
Что они несут?
Что лежит в портфеле?
Что будут делать ребята в школе?
Пересказ текста по опорным словам и картинке.
В школу, подарят цветы, в портфеле лежат, будут читать.
Ответь на вопросы.
- Как тебя зовут?
- Как твоя фамилия?
- В каком городе ты живешь?
- Сколько тебе лет?
Восприятие математического материала.
Какое число я не назову: 1,2 … 4,5 3,4,5… 7,8
7,8 … 10 2,3,4 … 6,7
Послушай, сосчитай: 9-2 = … 3+4 = … 2+8 = …
Игра «Лото» (закрепление словаря) «овощи – фрукты».
Аня собирала овощи. Вова собирал фрукты.
Слушай, клади картинки правильно.
Лук, перец, банан, капуста, яблоко, ананас, морковь, лимон.
8. Восприятие предложений. Послушай, найди картинку.
Папа читает газету.
Вера моет руки.
Мама наливает чай.
Бабушка вяжет носки.
9. г/у школа, ребята, овощи, минус, два, карандаш, ручка, плюс, фрукты, моет руки, будут писать.
Слуховое восприятие текста.
Уборка.
Сегодня суббота. Маша не пошла в школу. Папа и мама не пошли на работу. Вся семья делает уборку. Папа моет окно. Маша поливает лейкой лимон. Мама моет пол. Все работают хорошо.
Посмотри на картинку. Ответь на вопрос.
Что делает папа? (читает газету)
Что делает бабушка? (вяжет носки)
Что делает мама? (наливает чай)
Что делает Вера? (моет руки)
Фразовое восприятие текста.
Послушай предложение, продолжи
М аша не пошла лимон
Мама не пошла пол
Маша поливает в школу
Мама моет лейкой
Поливает лимон на работу
Выполни поручения.
Где лежит карандаш?
Положи карандаш в пенал.
Что ты сделал?
Где лежит карандаш?
Кто положил карандаш в пенал?
Ответы на вопросы по тексту.
Какой сегодня день?
Что делает вся семья дома?
Кто поливает лимон?
Что делает папа и мама?
Как все работают?
Восприятие математического материала.
Возьми карточки с цифрами. Составь пример: 6+ 1 = …
8 – 3 = …
Покажи и назови цифры: 2,4,9,7,3
Покажи знаки: , =,
Пересказ текста с опорой на картинку.
Игра «лото». «Учебные вещи – игрушки»
Послушай и правильно разложи картинки:
Ранец, мишка, кубики. Ручка, клей, клоун, пирамида, книги.
9. г/у. суббота, окно, пол, ручка. Игрушки, больше, карандаши, моет, поливает, работают хорошо, моет руки.
Слуховое восприятие текста.
Товарищи.
У Алеши – ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Саша и Оля. Они рассказали товарищу о школьных делах. Саша научил его решать новую задачу. Алеша был рад ребятам. Хорошие у Алеши товарищи.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы по тексту.
Почему Алеша не ходит в школу?
Кто пришел к нему?
О чем ребята рассказали Алеше?
Что сделал Саша?
Какие у мальчика товарищи?
Пересказ текста по опорным словам и картинкам.
Ангина, Саша и Оля, о школьных делах, научил решать, был рад, хорошие товарищи.
5. Восприятие математического материала.
Реши задачу. У Пети было 6 карандашей. Он подарил 2 карандаша другу. Сколько карандашей осталось у Пети?
Было 5 тарелок. 2 тарелки разбились. Сколько тарелок осталось?
Слушай, отвечай.
В каком классе ты учишься?
В каком городе ты учишься?
В каком городе ты живешь?
Назови свой адрес.
Сколько человек в твоей семье?
Восприятие грамматического материала.
Послушай, повтори. Девочка решает задачу.
Это предложение. О ком говорится в предложении. Послушай, найди главные члены: Рыбка плавает в банке.
Игра « Кто где живёт»
Продолжи предложение. Подбери картинку.
С обака живет в дупле Что это?
Белка живет в берлоге дупло
Медведь спит в норе конура
Лиса живет в конуре берлога
дупло
9. г/у Алеша заболел, хорошие товарищи, город Сарапул, сколько осталось, предложение.
Слуховое восприятие текста.
Осень.
Наступила осень. День стал короче, а ночь длиннее. Солнышко светит редко. Трава пожелтела. Листья падают на землю. Только елки стоят зеленые. Птицы улетают на юг. Часто идет дождь. Дует холодный ветер.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы по тексту.
Какое время года наступило?
Как светит солнышко?
Куда падают листья?
Какие деревья стоят зелеными?
Пересказ текста. Составление картины из отдельных частей.
(солнце, трава, листья, елки, птицы, дождь, ветер)
5. Восприятие математического материала.
Запиши пример 4+6 = (прочти)
Чем ты писал? ( Я писал ручкой)
Назови первое слагаемое.
Назови второе слагаемое.
Назови сумму.
Реши пример: 2 + 6 = 3+5 = 7+ 1 =
6. Слушай, отвечай правильно.
Какое сегодня число?
Какой сегодня день недели?
Дождь идет или нет?
Сегодня на улице тепло или холодно?
Подбери картинку. Повтори предложения.
Наташа читает книгу.
Саша ставит вазу на стол.
Мама режет капусту.
Сколько слов в предложении: Саша ставит на стол вазу.
Первое слово … и т.д.
8. Слушай, говори клички животных.
Собака - ……….. , коза - ………., корова - ………., кошка - ………..
Клички животных пишутся с большой буквы.
9. г/у осень, птицы улетают, холодный ветер, предложение, клички животных, первое слагаемое, читает книгу, кошка Мурка.
Слуховое восприятие текста.
В столовой.
Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурит 6 класс. Дежурные положили на стол ложки, хлеб. Воспитательница налила суп. Дети ели вкусный суп. Потом ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какая столовая?
Что стоит в столовой?
Кто сегодня дежурит?
Что ели дети на обед?
Что сказали ребята поварам?
Пересказ текста по опорным словам.
Столовая, дежурные, ложки, суп, обед, спасибо.
Восприятие математического материала.
Послушай, реши задачу.
На катке катались дети. Девочек было 9, а мальчиков 7. На сколько меньше каталось мальчиков, чем девочек?
Реши пример: 9 + 1 , 4 + 6 , 8 + 2
Восприятие грамматического материала.
- Что такое предлог?
- Как пишутся предлоги?
- Для чего служат предлоги?
- Какие предлоги ты знаешь, назови?
- Дополни: думаю о …, лежит на …., убегаю от …
Послушай предложение, подбери картинку.
Сел медведь на пень и думает.
Медведь несет короб.
Маша кормила медведя кашей.
Вышла маша из короба. Рады бабушка и дедушка.
Разложи картинки по-порядку. Как называется сказка «Маша и медведь»
Выполни поручения.
Поставь куклу между мишкой и машиной.
Положи ручку на стол. Поставь собаку на стул.
Положи тетрадь между книгой и карандашом.
г/у Столовая, дежурный, обед, задача, между, сказка «Маша и медведь», примеры, машина, на стол.
Слуховое восприятие текста.
Мурка.
Нашу кошку зовут мурка. Она черная, только грудь и лапки белые. Шерсть у неё длинная, хвост пушистый, глаза зеленые. У мурки трое маленьких котят. Два котенка черные, а третий – белый. Мурка и котята спят в большой корзине. Им там хорошо.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Как зовут нашу кошку?
Какого она цвета?
Какие у неё шерсть, хвост, глаза?
Сколько котят у мурки?
Какие они?
Где спят мурка и котята?
Как им там?
Дополни предложения.
Кошку зовут … . Лапки у неё … . Глаза … . Хвост … . У Мурки … .
Мурка и котята спят…. Им там … . Перескажи текст самостоятельно.
Восприятие математического материала.
Послушай, какого числа нет? 50, 60, …, 80
40, …, 60, 70.
10, 20, … 40.
Возьми карандаш и линейку. Начерти отрезок длиной 5 см.
Сколько будет 5 +3 =…, 6 + 2 = …, 9 – 4 = …, 3 + 7 = …
Восприятие грамматического материала.
Послушай слово: рыба Назови гласные звуки.
Назови согласные звуки.
Сколько слогов в слове «рыба»?
Послушай, выложи слова: ребята, в, гуляют, парке.
Составь предложение : ребята гуляют в парке.
Восприятие диалога.
Сколько дней в неделе? В какие дни мы учимся?
Какой сегодня день? В какие дни мы отдыхаем?
Какой день был вчера? Какой день будет завтра?
Игра «Домашние и дикие животные».
Повтори: домашние животные живут дома.
Дикие животные живут в лесу.
Распредели животных на группы.
Кто это, угадай: голодный, злой ( волк); рыжая, хитрая (лиса)
г/у. кошка, лапы, котенок, пятьдесят, линейка.
Слуховое восприятие текста.
Доктор и его звери.
Жил доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. Он очень любил зверей. В комнате у Айболита жили зайцы. В шкафу жила белка. На диване жил колючий ежик. В клетке жили белые мыши. Во дворе на дереве жила ворона. Доктор Айболит лечил своих зверей.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Как звали доктора?
Каким он был?
Кого очень любил доктор?
Где жили звери?
Пересказ текста по иллюстрациям.
Доктор, звери, зайцы, белка, ежик, мыши. Ворона.
Восприятие математического материала.
Начерти прямоугольник длина – 5 см.. ширина 3 м.
Найди сумму длин всех сторон
Послушай, ответь: У Миши было 8 книг. Он прочитал 2 книги. Сколько книг осталось прочитать?
Восприятие вопросов диалога.
В каком классе ты учишься?
Сколько в классе девочек?
Сколько в классе мальчиков?
Кто хорошо читает?
Кто красиво пишет?
Назовите имена девочек.
С какой буквы пишутся имена?
Восприятие грамматического материала.
Повтори: в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
Раздели слова на слоги, и найди гласные звуки:
Собака, игрушка, барабан, тетрадь, книга, комната.
Игра « Кто у кого?»
У лисы - …….. У козы - …..
У кошки - …… У волка - …
У коровы - …. У медведя - ….
Назови домашних и диких животных.
г/у. Доктор Айболит. Звери. Колючий ёжик, мыши, ворона, белка, гласные звуки, слоги, прямоугольник, сантиметр.
Слуховое восприятие текста.
Ёжик.
Алла и Катя осенью принесли в школу ежика. Ребята решили ухаживать за ним. А утром ежик пропал. Заглянули ученики в соседний класс. В углу лежала куча бумаги. А в ней спал ежик. Учительница Анна Федоровна попросила Надю отнести ежика в лес. Там еж будет спать всю зиму.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Куда принесли ежика?
Что решили ребята?
Где спал ежик?
Куда ребята отнесут ежика?
Краткий пересказ текста по опорным словам и иллюстрациям.
Решили ухаживать, пропал, заглянули, попросила, будет спать.
Восприятие математического материала.
Повтори: вопрос, условие, решение, ответ, схема, выражение
Реши задачу: У Даши было 5 конфет. 2 конфеты она подарила.
Сколько конфет осталось у Даши?
Восприятие грамматического материала.
Придумай предложения по картинкам.
Повар варит суп.
Саша вытирает пыль.
Маша и Алёша собирают разноцветные листья.
Определи, сколько слов в предложении.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Подними карточку»
Шапка, парта, кукушка, камыш, книга, мышка, дерево, шуба, душ.
Восприятие диалога.
- Назови времена года.
- Какая погода бывает осенью?
- Что надевают люди осенью?
- Когда птицы улетают в теплые края?
г/у. принесли ежика, учительница, ежик зимой спит, вопрос, решение, осень, птицы улетают.
1.Слуховое восприятие текста.
Нельзя обижать животных.
Володя гулял по двору. Собака Жучка грызла кость. Володя взял палку и бросил её в Жучку. Собака прыгнула и укусила Володю за ногу. Мальчик заплакал и побежал к маме. А мама сказала, что Володя сам виноват. Нельзя обижать животных!
2. Фразовое восприятие текста.
3. Ответы на вопросы.
- Где гулял Володя? - Что делала собака Жучка?
- Как поступил Володя? - Что сделала собака?
- Что сделал мальчик? - Что сказала мама?
- Что нужно помнить каждому?
4. Пересказ текста по картинкам.
5. Восприятие математического материала.
Считай: 11,12...
Повтори: больше, меньше.
Возьми число 16. Возьми число 12.
Какое число больше? 16 больше 12(ти)
Какое число меньше? 12 меньше 16(ти)
Сколько будет 16 -12 =
6. Восприятие грамматического материала.
Повтори: восклицательный знак, точка.
вопросительный знак.
Прочитай предложение, где стоит точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Кто учится в школе?
Как красиво кругом!
Саша решает примеры.
7. Тема: хвойные деревья. Покажи и назови деревья
Ель, береза, сосна, рябина, дуб. Какие из них хвойные?
Покажи сосновую шишку, покажи еловую шишку
Покажи ветку ели, покажи ветку сосны.
Чем ель и сосна похожи? ( всегда зеленые)
Назови и покажи части дерева: корень, ствол, ветка, хвоя.
8. Игра «Пирамида»
Определи, сколько слогов в слове, поставь на нужную ступень.
Корова, дом, ручка.
9. г/у собака Жучка, укусила, одиннадцать, 3 слога, хвойные деревья, предложение, больше.
1.Слуховое восприятие текста.
День рождения.
Ребята пошли к Марине в гости. У неё сегодня день рождения. Ей исполнилось 8 лет. Бабушка испекла сладкий пирог. Папа купил фрукты, печенье, конфеты. Друзья подарили Марине книги, игрушки. Ребята пили чай. Потом играли, пели песни, танцевали. Всем было весело.
2. Фразовое восприятие текста.
3. Ответы на вопросы.
Какой праздник сегодня у Марины? Сколько лет ей исполнилось?
Что испекла бабушка? Что купил папа?
Что подарили Марине друзья? Что делали ребята в гостях у Марины?
4. Пересказ текста по картинкам, используя слова.
Пошли в гости, сегодня, исполнилось, испекла, купил, подарили, играли, танцевали, весело.
5. Восприятие математического материала.
Считай от 11 до 20.
Какое число я не назову: 13, 14, .., 16 18,…, 20
Назови состав числа 13, 14
9 + 4 = 8 +5 = 7 + 6 =
9 + 5 = 6 + 8 = 7 + 7 =
6. Восприятие грамматического материала.
Назови гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных звуков ( у, ё, ю,я, и).
Какие гласные звуки обозначают твердость согласных звуков (а, о, у, ы, э)
Запиши слова мяч, папа, липа.
Назови твердые и мягкие согласные.
7. Дополни предложения.
Зимой идет листопад
Летом идет снег
Весной тает снег
Осенью дождь
8. Восприятие диалога.
Какой сегодня день недели?
Какой день недели будет завтра.
Назови дни недели.
Продолжи: четверг, пятница.
Какой день я не назвала: вторник, …. , четверг.
9. г/у день рождения, сладкий, пирог, испекли, подарили, игрушки, тринадцать, четырнадцать, мягкость согласных звуков, дни недели.
1.Слуховое восприятие текста.
Наступление зимы.
Наступили первые морозы. Замерзли лужи. Серые тучи закрыли небо. Начали падать первые снежинки. Потом пошел густой снег. Земля стала белая. На улицу выбежали дети. Они ловят первые снежинки.
2. Фразовое восприятие текста.
3. Ответы на вопросы.
Какие морозы наступили? Какой стала земля?
Что замерзло? Кто выбежал на улицу?
Какие тучи закрыли небо? Что делают дети?
Какой пошел снег?
4. Пересказ текста по картинкам.
Наступили выбежали дети
Замерзли закрыли небо
Серые тучи густой снег
Начали падать первые морозы
Потом пошел лужи
Земля стала первые снежинки
На улицу белая
Они летят первые снежки
5. Восприятие математического материала.
Послушай и реши примеры:
9 + 4 = 7 + 5 = 8 = 6 =
Реши задачу: У Наташи было 10 шаров. Она подарила 4 шара Оле.
Сколько шаров осталось у Наташи?
6. Восприятие грамматического материала.
- Определи. Сколько слов в предложении.
Ребята пошли в лес на лыжах.
- Назови предлоги. Какие предлоги ты ещё знаешь?
Вчера мы ездили к бабушке.
Саша написал предложение на доске.
7. Назови лишнее слово, объясни, почему оно лишнее?
Огурец, яблоко, помидор. Карандаш, кукла, линейка.
Курица, корова, гусь. Диван, кастрюля, чайник, стол.
8. Восприятие поручений.
Покажи левую руку. Опусти руку вниз.
Покажи правую ногу. Поверни голову направо.
Подними руку вверх. Поверни голову налево.
9. г/у первые морозы, лужи, серые тучи, густой снег, задача, предлоги, овощи, птицы, карандаш, линейка, левая, правая.
1.Слуховое восприятие текста.
Зимой в лесу.
Давно кончилась осень. Пришла холодная, морозная зима. Пушистый снег накрыл сосны и ели белыми шапками. Снег покрыл землю и деревья. Тихо зимой в лесу. Только дятел стучит по дереву. Прибежала в лес собака. Собака увидела белку и громко залаяла. А белка сидит на дереве и грызет орешки.
2. Фразовое восприятие текста.
3. Ответы на вопросы.
Какой лес зимой? Что лежит на земле и на деревьях?
Кого увидела собака в лесу? Что делала белка?
4. Пересказ текста по опорным словам.
Осень, пришла зима, пушистый снег, дятел стучит, собака, белку, залаяла, сидит и грызет орешки.
5. Восприятие математического материала.
- Считай десятками до ста.
- Продолжи счет: 24, 25,…,30 ; 49,50,…,55
- считай обратно: 20, 19,18, …, 10.
- реши примеры: 8+ 9 = …, 6+7= …, 9+7=…, 8+8= …, 9+5= …
6. Восприятие грамматического материала.
Распредели слова по вопросам: Кто? Что?
Тетрадь, рыба, дом, кошка, снег, ученик, Саша, шоколад, машина, корова.
7. Восприятие диалога.
- Какое время года наступило?
- Назови зимние месяцы?
- Назови первый месяц зимы.
- Назови последний месяц зимы.
- Какой праздник отмечают зимой?
8. Восприятие предложений.
Послушайте предложение, повтори, покажи картинку.
Девочка несет грибы.
Бабушка спит на диване.
Мама завязывает сыну шарф.
Девочка ест арбуз.
Сколько слов в предложении: Мама завязывает сыну шарф?
9. г/у. зима, пушистый снег, последний месяц зимы, двадцать пять, в предложении 4 слова, вопросы.
Слуховое восприятие текста.
На пруду.
Пришла зима. Пушистый снег укутал землю. Ударил сильный мороз. Толстым льдом покрылся пруд. На уроках физкультуры ребята принесли коньки. Учительница Ирина Андреевна вывела их на лёд. Она учила детей кататься. Мороз хватает за щеки и нос. А ребятам весело.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какое время года пришло? Что сделал пушистый снег?
Какой мороз ударил? Чем покрылся пруд?
Что принесли ребята на урок физкультуры?
Куда вывела их учительница? Чему она учила детей?
Какое настроение было у ребят?
Пересказ текста по картинке.
Восприятие математического материала.
Назови состав числа 12, 13,14
Запиши и реши примеры:
18 – 9 = …. 21+ 9 = … 14 – 7 = …. 13 + 9 = …
Восприятие диалога.
Назови зимние месяцы.
Расскажи о зимних приметах.
Как дети одеваются зимой?
Чем тебе нравится зима?
Какой праздник отмечают в декабре?
Восприятие грамматического материала.
Повтори правило: жи-ши пиши с буквой и.
Подбери по смыслу слова.
Д ушистые ежи
Колючие карандаши
Цветные ландыши
Тема « Зимующие птицы».
Послушай, покажи птицу.
Дятел, воробей, голубь, ворона, синица.
Какие это птицы? ( зимующие птицы).
г/у.
пушистый снег, сильный мороз, коньки, щеки, двенадцать, нос, ворона, дятел.
Слуховое восприятие текста.
Елка.
В школе стоит большая красивая елка. На елке много игрушек: шары, бусы, лошадка, зайки. На елке горят красные, синие, зеленые лампочки. Наверху горит большой шар. Около елки дед Мороз. Он принес всем ребятам подарки: конфеты, орехи, мандарины, яблоки. Дети играют, танцуют, поют. Всем весело.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какой праздник был в школе?
Какие игрушки висели на елке?
Кто принес ребятам подарки?
Что делали ребята на елке?
Почему на елке было весело?
Пересказ текста пол опорным словам.
Большая елка, много игрушек, горят лампочки, дед Мороз, подарки, дружный хоровод, поздравил ребят.
Восприятие математического материала.
Повтори: однозначные числа.
двузначные числа.
Составь числа: 25, 74, 30 Какие это числа?
Отложи числа : 5,8,2 Какие это числа7
Какое число я пропустила: 12,13,14,…,16,17.
Распредели животных.
Домашние животные. Дикие животные.
Волк, собака, кошка, медведь, лиса, корова, овца, еж.
Восприятие диалога.
Какие каникулы скоро начнутся?
Какого числа ты поедешь домой?
Что будешь делать дома7
Какого числа придешь в школу?
Как ты закончил II четверть?
Восприятие грамматического материала.
Определи: Сколько слов в предложении.
Мама завязывает сыну шарф.
Сколько слогов в каждом слове?
г/у. большая ёлка, красивые игрушки, зимние каникулы, дикие животные, Новый год!
Слуховое восприятие текста.
Прокатился.
Стоял морозный солнечный денек. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика. Витя выбежал на лед в коньках. Тонкий лед затрещал.
Витя провалился в воду и закричал. На крик прибежал дядя Федор. Он бросил мальчику веревку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какая была погода?
Где играли дети?
Чем они были заняты?
Что случилось с Витей?
Кто спас Витю?
Пересказ текста пол опорным словам.
Солнечный денёк, снежки. Лепили. Выбежал на лёд, затрещал. Провалился и закричал, прибежал, бросил веревку, ухватился.
Восприятие математического материала.
Игра «Лото» Слушай число, закрывай фишкой.
42 21 6 89 54
Считай десятками: 10, 20, …
Восприятие диалога.
Где ты был во время каникул?
Чем ты занимался?
Как помогал родителям?
Хорошо ли ты отдохнул?
Какого числа приехал в школу?
Восприятие грамматического материала.
Игра «Пирамида» Определи, сколько слогов в слове, поставь на нужную ступень.
Машина, книга, дом
Восприятие природоведческого материала.
У всех насекомых 6 ног.
Послушай, покажи на картинке: кузнечик, шмель, оса, комар, муха, стрекоза, бабочка, клоп – солдатик.
Почему кузнечик зеленый, а шмель пёстрый?
г/у. солнечный денек, девочки лепили снеговика, ударный слог, двадцать один, мальчик упал в воду.
Слуховое восприятие текста.
Снежная баба.
Ночью выпала много снега. После уроков ребята вышли во двор. Дети стали лепить снежную бабу. Толя слепил большой ком. Вова слепил ком поменьше. Оля слепила маленький ком. Потом они вместе слепили снежную бабу. На голову надели ведро.
Около снежной бабы положили доску. На доску насыпали крошки хлеба. Прилетели птицы и стали клевать хлеб.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Когда выпало много снега?
Что делали ребята во дворе?
Какой ком слепил Толя?
Какой ком слепил Вова?
Какой ком слепила Оля?
Что положили ребята для птиц?
Перескажи текст по картинке. Используй слова.
… выпало … . После уроков… . … стали лепить … . … большой … . поменьше…
… снежную бабу. … надели … положили … … насыпал крошки … … стали клевать…
Восприятие математического материала.
Подумай и реши: 15 – 8 = … 16 – 9 = …
9 + 3 = … 7 + 5 = …
Считай от 15 до 20; от 13 до 17
Восприятие диалога.
Сколько сегодня уроков?
Какой урок был первым?
Какой урок был последним?
Что вы делали на уроке математики?
Какую оценку ты получил?
Восприятие грамматического материала.
Назови парные звонкие согласные. б в г д ж з
Назови парные глухие согласные. п ф к т ш с
Сколько слов в предложении: Дети лепили снежную бабу.
Определи количество слогов в словах: ведро, хлеб, маленький.
Восприятие поручений.
Иди прямо. Повернись налево.
Повернись направо. Опусти руки вниз.
Подними руки вверх. Сядь на стул.
г/у. снежная баба, иди прямо, урок математики, птицы, большой ком, ребята, крошки хлеба, пятнадцать, девять.
Слуховое восприятие текста.
Синичка.
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Её было холодно. У окна стояли ребята. Им стало жалко синичку. Они открыли окно. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодная. Ребята насыпали синичке хлебные крошки. Синичка стала клевать. Всю зиму синичка жила у ребят. Весной дети отпустили синичку.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какое было время года?
Кто прилетел к окну?
Почему синичка замерзла?
Что сделали дети?
Какая была синичка?
Что насыпали ей дети?
Когда ребята отпустили синичку?
Пересказ текста по опорным словам.
Прилетела, стояла, стало жалко, открыли, влетела, голодная, насыпали, клевать, отпустили.
Восприятие математического материала.
Повтори: единицы, десятки. Считай десятками.
Назови число. В котором 4 д. 7 ед.; 8 д. 6 ед.: 3 д.5 ед.
Сколько будет 20+ 50 = ? 60 – 10 = ? 90 – 40 = ?
Восприятие грамматического материала.
Послушай, выбери карточку: ручка, кукла.
Девочка пьет сок.
Назови слова. Прочитай предложение.
Что ставим в конце предложения?
Как пишем первое слово в предложении?
Восприятие природоведческого материала.
Послушай и покажи птицу: свиристель, синица, снегирь, воробей, поползень.
Чем питаются птицы зимой?
Как называются птичьи столовые?
Чем подкармливают птиц зимой?
Игра «Лото» послушай, соотнеси картинку и предмет.
Тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, стакан, ложка, вилка, чашка.
Как можно назвать все предметы, одним словом?
г/у. зима, прилетела синичка, единицы, предложение, десятки, точка, жила у ребят.
Слуховое восприятие текста.
Зайка.
Папа у Васи охотник. Он принес домой зайца. Заяц жил у Васи всю зиму. Мальчик давал зайцу морковку, капусту и другие овощи. Один раз зайчик убежал в сад. Вася поймал его и отнес в школу. В школе ребята кормили зайца. Летом ребята отпустили зайца у лес.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Кем был Васин папа?
Кого принес папа?
Чем Вася кормил зайца?
Куда Вася отнёс зайчика?
Что сделали ребята летом?
Закончи предложения.
П апа у Васи … всю зиму
Он принес домой … отнес в школу
Он жил у Васи… охотник
Мальчик давал зайцу … зайца
Один раз зайчик … отпустили зайца в лес
Вася поймал его и … морковку и капусту
В школе ребята … убежал в сад
Летом ребята … кормили зайца
Восприятие математического материала.
Повтори: первое слагаемое 30 Чему равна сумма?
второе слагаемое 50
уменьшаемое 90 Чему равна разность?
вычитаемое 40
вычисли 20 – 10 = ? 50 – 30 = ? 80 – 20 = ?
Восприятие грамматического материала.
Повтори: О людях и животных спрашивают - Кто?
О других предметах - Что?
Распредели слова по вопросам: кто? что?
Ребята, пенал, собака, самолет, медведь, тетрадь, воробей, трактор, гусь, молоко.
Восприятие природоведческого материала.
В тепле снег и лёд …. Образуется …. Тают, вода
Снег белый, лёд … бесцветный
Снег непрозрачный, лед … прозрачный
Снег рыхлый, лед … хрупкий
Тема «мебель». Игра « Что для чего?»
Стул, кресло, диван, тумбочка, стол, шкаф, табуретка. Для чего нужен стул?
г/у. папа охотник, давали морковку, первое слагаемое, мебель, отпустили лес, зайчик.
1. Слуховое восприятие текста.
Ленивый кот.
Жил у нас в доме огромный толстый кот. Он только ел и спал. Залезет кот на печь, а хвост вниз свесит. Щенок бобка вбежал в дом и сразу к печке. Бобка схватит кота зубами за хвост, стащит на пол и везёт по полу. Кот вскочит и бежит спать на печку. Он был очень ленивый, даже мышей не ловил.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Кто жил в доме?
Какой был кот?
Где он спал?
Кто играл с котом?
Почему кот не ловил мышей?
Пересказ текста по опорным словам.
Огромный, толстый кот, ел, спал, залезет, свесит, Щенок Бобка, схватит зубами, стащит, везёт, вскочит и бежит, ленивый, мышей не ловил.
Восприятие математического материала.
Дециметр. Запомни: в одном дециметре – 10 см.
Сколько см. в 1 дм. 6 см.? 6 дм = ? см. , 2 дм. 9 см. = ? см.
56 см. = ? дм. ? см., 68 см. = ? дм., ? см. ; 70 см. = ? дм.
Восприятие грамматического материала.
Слушай слова, раскладывай картинки к вопросам.
Кто? Что? Коньки, машина, заяц, береза, щука, гусь, кошка, книга, белка, школа.
Восприятие природоведческого материала.
Выбери правильный ответ:
Растениям необходимо для жизни: ( вода, свет, тень, воздух, холод, тепло).
Зачем поливают комнатные растения?
Какие растения растут у вас дома?
Игра « Угадай слово» Подставляй слоги жи или ши.
Лы… , мы … малы…, е…, у…, камы…
г/у. ленивый кот, щенок, дециметр, белка, комнатные растения, ловит мышей.
Слуховое восприятие текста.
Живой уголок.
После уроков мы спешим в живой уголок. Там у нас много работы. Антон на скамейке чистит клетку чижа. Около окна Витя наливает воду для морской свинки. Валя и Алла поливают цветы и моют листья. Я пою молоком ежика. Все дети работают дружно.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Куда после уроков спешат дети?
Что делает Антон?
Что делает Витя?
Что делают Валя и Алла?
Как работали дети?
Допиши предложения.
После уроков мы спешим ….. Там у нас …. Антон на скамейке …. Около окна …. Витя … Ваня и Алла поливают …. Я пою молоком …. Все дети ….
Восприятие математического материала.
Повтори: 1 м. это 10 дм.: 1 м. это 100 см.
Дециметр, сантиметр.
Подумай и ответь, что больше?
1 м. или 99 см. 99 см. или 100 см. 1 м. или 9 дм.
Восприятие грамматического материала.
Повтори: слова, отвечающие на вопрос что делает?
П окажи: сидит, лежит, стоит, идет.
Что делает корова, кошка мяукает, лает
Собака, воробей мычит, чирикает
Восприятие природоведческого материала.
Назови времена года.
Перечисли месяцы.
Какое идёт время года?
Какое время года скоро наступит?
Назови признаки весны.
Восприятие вопросов диалога.
Как зовут твоего папу?
Какой у тебя папа?
Где работает папа?
Какой праздник будет 23 февраля?
Какой подарок ты приготовил папе?
г/у. Живой уголок, ежик, работают дружно, дециметр, что делает, времена года, месяцы, мой папа.
1.Слуховое восприятие текста.
Три сына.
Было у матери три сына. Началась война. Проводила мать сыновей на войну. Один сын бьет врага в небе. Другой сын бьет врага на земле. Третий сын бьет врага в море. Кончилась война. Вернулись к матери три сына – героя: лётчик, танкист и моряк.
2.Фразовое восприятие текста.
3.Ответы на вопросы.
Кто защищает нашу Родину от врагов?
Кто бьет врача в небе?
Кто бьет врага на земле?
Кто бьет врага в море?
4. Пересказ текста по картинкам.
5. Восприятие математического материала.
Запиши пример и реши : ( 80 – 4) + 6 =
Сколько минут в одном часе?
Сколько секунд в одной минуте?
Сколько дней в неделе? Перечисли их.
6. Восприятие грамматического материала.
Повтори: слова, которые обозначают признак предмета,
отвечают на вопросы какой, какая, какое?
Подбери существительные к прилагательным.
Маленькая яблоко голубое девочка
Сочный бабочка цветной небо
красное арбуз красивая карандаш
7. Восприятие природоведческого материала.
«Как путешествует письмо?» Повтори: отправитель, адресат.
Что пересылают по почте? ( письмо, открытка, посылка).
Как правильно подписать конверт?
Ты писал когда-нибудь письмо сам?
Игра « Что не подходит?»
Пишет, рисует, говорит, ворона.
Диван. Стол, стакан, висит.
Тигр, птица, читает, корова.
Коза, прыгает, играет, плавает.
Слушай, ответь правильно.
Где ты живешь?
Назови столицу Удмуртии.
Назови столицу России.
г/у. война, в небе, в море, герои, танкист, летчик, моряк, минута, Москва, Удмуртия.
Слуховое восприятие текста.
Подарок маме.
8 марта Таня и Вова встали рано. Таня вытерла пыль. Вова подмел пол. Потом Таня побежала в магазин. Она купила конфеты и печенье. Вова купил в цветочном магазине цветы. Пришла мама с работы. Дети сказали: « Мамочка, поздравляем тебя с праздником 8 марта!»
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какого числа Таня и Вова встали рано.
Что сделала Таня?
Что сделал Вова?
Какие слова дети сказали маме?
Пересказ текста по картинке и опорным словам.
Встали рано, вытерла, подмел, купила, в цветочном магазине, с работы, с праздником.
Восприятие математического материала.
Повтори: десятки вычитают из десятков.
Единицы вычитают из единиц.
Выбери пример и реши: 64-21 = 78 – 45 =
Какого числа не хватает: 31, 32,…, 34, 35
64, 65, 66, …68, 69.
Восприятие вопросов диалога.
Как зовут твою маму?
Какая у тебя мама?
Где работает мама?
Что мама любит делать?
Какие слова ты скажешь маме?
Какой подарок ты ей приготовишь?
Восприятие грамматического материала.
Выбери слова по вопросам: кто? Что? Что делает?
Арбуз, волк, моет, рисует, мама, солнце, цветок, девочка, поливает.
Составь предложения со словами: волк. Солнце, поливает.
Восприятие природоведческого материала.
Какое время года наступило?
Перечисли весенние месяцы.
Какой праздник отмечают в марте?
Назови признаки весны.
Какие птицы прилетают первыми?
г/у. 8 марта, вытерла пыль, десятки, единицы, наступила весгна, моя мама, волк, солнце
Слуховое восприятие текста.
В марте.
Наступил март. Утром мороз, а днем капает с крыши. На крыше повисла сосульки. Сначала они были маленькие. Потом стали длинные и толстые. Белые сугробы потемнели и стали ниже. Солнце греет всё сильнее.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какой месяц наступил?
Что повисло на крышах?
Какие сосульки были вначале?
Какие были потом?
Что случилось с сугробами?
Как греет солнце?
Дополни предложения.
Наступил …. Утром .., а днем…. На крыше повисли….сначала они были …. Потом стали …. Белые сугробы …. Солнце греет всё ….
Восприятие математического материала.
Повтори: Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы- какой(ая).
Послушай слова, на имя прилагательное подними карточку: белый карандаш, бежит, голубая, тяжелое, солнце, моет, весёлый.
Восприятие грамматического материала.
Послушай и запиши числа. Сравни их.
125 и 251, 47 и 74, 85 и 59, 200 и 20 , 150 и 105.
Послушай, подумай, какого знака нет ( +; -)
100 4 = 96 50 2 = 52 47 7 = 40
Восприятие природоведческого материала.
Какое идет время года?
Почему тает снег?
Откуда появляются сосульки?
Перечисли весенние месяцы.
Как люди одеваются весной?
Повтори и покажи.
Ухо, подбородок, затылок, потолок, дверь, окно, бровь, глаз, стул, пальцы, бумага, стол.
г/у. больше, весна, плюс, сосульки, март, май, имя прилагательное, апрель, минус.
Слуховое восприятие текста.
Грачи прилетели.
Первыми с юга прилетают грачи. Кругом снег. А грачи важно расхаживают по весенним дорогам. По прилету, выбирают грачи парк или рощу и начинают гнезда вить. Весь день кричат, длинными клювами сучья для гнезд ломают. Спешат грачи. Пора птенцов выводить.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какие перелётные птицы первыми возвращаются на родину?
В какое время они прилетают?
Где селятся грачи?
Почему спешат грачи?
Как ходят они по весенним дорогам.
Видел ли ты грачей?
Перескажи текст по картинкам.
Восприятие математического материала.
Повтори: отрезок, сантиметр, дециметр.
Начерти отрезок длиной 3 см.
Начерти отрезок на 2 см длиннее.
Какой длины получился отрезок?
Сколько будет 20+30 = 7 70 – 40 = ? 10 + 80 = ?
Восприятие грамматического материала.
Распредели слова на группы.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол .
Девочка, голубой, бегает, зеленая, бабочка, плавает, читает, белый, сумка.
Восприятие природоведческого материала.
Где растут цветы?
Для чего нужны цветы?
В какое время года цветы радуют нас?
Почему цветы не растут в саду, в лесу зимой?
Кому можно подарить цветы?
Восприятие вопросов диалога.
Какое время года наступило?
Какие птицы прилетают весной? Где вьют гнезда грачи?
Из чего грачи вьют гнезда?
Для чего они вьют гнезда?
г/у. перелетные птицы, весна,, 20 + 30, цветы растут в саду, грачи вьют гнезда, птенцы.
1. Слуховое восприятие текста.
Скворечник.
Наступила весна. Ребята сделали скворечник и повесили его на дерево около школы. Стало тепло. Однажды Ваня увидел, что две птички сидели на скворечнике. «Скворцы прилетели!» - радостно закричал Ваня. Ребята пришли посмотреть на скворцов. Скворцы приносили в скворечник травинки, мох, перышки.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какое время года наступило?
Что делали ребята?
Кто прилетел в скворечник?
Кто первым увидел скворцов?
Что приносили в скворечник птицы?, для чего?
Пересказ текста по картинке.
Восприятие математического материала.
Послушай задачу и реши:
В одном куске 17 м. ткани, в другом на 3 м. больше.
Сколько метров во втором куске ткани?
Запиши выражения и поставь знаки ,
52 ….56 – 2 34 – 2 … 36
Восприятие грамматического материала.
Слушай, добавляй глаголы, прочитай.
Травка … летит
Солнышко … блестит
Ласточка с весною в сени к нам … зеленеет
На какой вопрос отвечают слова: летит, блестит, зеленеет?
О ком и о чем говорится в стихотворении?
Восприятие природоведческого материала.
Какое идет время года?
Назови, каких насекомых ты знаешь?
Когда просыпаются насекомые?
Назови части тела насекомых? ( голова, ноги, брюшко, крылья, усики, грудь).
Назови полезных насекомых.
Соотнеси картинку и слово.
Юла, мяч, ручка, кукла, тетрадь, альбом, книга, машина.
Распредели картинки на 2 группы. Как можно назвать предметы, одним словом?
г/у. скворечник, скворцы прилетели, гнездо, солнышко, ласточка, насекомые, бабочки, жук.
Слуховое восприятие текста.
Смелый мальчик.
Ученик пятого класса Павлик шел по берегу реки. Вдруг он услышал крик.
Павлик увидел в реке мальчика. Он ловил рыбу на реке и упал в воду. Павлик прыгнул в воду и вытащил мальчика. Это был ученик первого класса Сережа. На другой день
все ребята в школе узнали, что Павлик спас Сережу. В школе была линейка.
Директор школы все ребята похвалили Павлика.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
В каком классе учился Павлик?
Кого он увидел в реке?
Что сделал Павлик?
В каком классе учился Серёжа?
Кто похвалил Павлика?
Где его похвалили?
Пересказ текста по вопросному плану.
Восприятие математического материала.
Повтори: проверка сложения.
Сложение проверяем вычитанием.
58 + 8 = 64 64 – 8 = 56
Напиши пример, реши с проверкой: 59 + 6, 76 + 7, 43 + 8
Восприятие грамматического материала.
Повтори: одни слог в слове произносится с ударением.
Какие гласные называются ударными?
Какие гласные называются безударными?
Послушай и найди слова, поставь ударение, под безударными гласными поставь точку: весна, зима, пирог, лето, осень, стулья, кровать.
Восприятие природоведческого материала.
Какие ты знаешь первые весенние цветы?
Послушай, покажи на картинке : подснежник, одуванчик, мать- и – мачеха, медуница.
Назови и покажи части растения ( корень, стебель, лист, цветок)
Какие цветы тебе нравятся?
Диалог.
Какие были каникулы7
Где ты был во время каникул7
Чем ты занимался?
Кто помогал родителям?
Хорошо ли ты отдохнул?
г/у. услышал крик, ловил рыбу, упал в воду, вытащил, сложение, ударение, весенние цветы, каникулы.
Слуховое восприятие текста.
На лесной полянке.
Пригрело весеннее солнышко. На лесной полянке растаял снег. Побежали веселые ручейки. На горке появилась зеленая травка. Из-под коры дерева вылезли жуки и букашки. Лягушки тоже проснулись и запрыгали по дороге. Проснулись муравьи. Из-под листьев вылез голодный ежик. Всех разбудило яркое весеннее солнышко.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Где растаял снег?
Какие ручейки побежали?
Где появилась зеленая травка?
Кто вылез из-под коры дерева?
Кто еще проснулся от солнца?
Откуда вылез еж? Что сделало солнце?
Пересказ текста по картинке.
Восприятие математического материала.
Повтори: проверка вычитания.
Вычитание проверяем сложением.
67 – 9 = 58 58 + 9 = 67
Послушай, запиши пример, реши с проверкой:
48 – 9 = , 36 – 8 = , 23 – 6 =
Восприятие грамматического материала.
Повтори: проверочное слово, ударная гласная,
Безударная гласная, ударение.
Послушай, найди слово, подбери проверочное:
Р..ка, пл..та, м…ча, г…ра, …кно, хл…ба
Восприятие природоведческого материала.
Дополни предложения.
Наступила …. Все ярче светит …. С крыши капает …. Журчат веселые…. Надулись на деревьях …. Прилетели белоносые …. Расцветают первые ….
(капель, грачи, солнце, весна, ручьи, почки, цветы).
Послушай, повтори, покажи картинку.
Учительница дает книгу ученику.
Мама читает дочке сказки.
Вова покупает товарищу подарок.
г/у. весеннее солнышко, растаял снег, проснулись муравьи, вычитание, учительница, проверочное слово.
1. Слуховое восприятие текста.
Умная галка.
Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Что захотела сделать галка?
Почему она не смогла сразу попить из кувшина?
Какой выход нашла галка?
Пересказ текста по картинке.
Восприятие математического материала.
Повтори: пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
Складываю единицы,
Складываю десятки.
Запиши примеры столбиком и реши: 73 + 21
34 + 45
Восприятие грамматического материала.
Раздели слова по вопросам:
Что делать? Что делает? Что делал?
Бегал, играть, моет, пишет, танцевать, поливал.
Как называются эти слова7 Что такое глагол?
Восприятие природоведческого материала.
Послушай, назови и покажи птиц:
Журавль, соловей, скворец, кукушка, ласточка, грач.
Какие это птицы? ( перелетные)
Назови времена года?
Чем тебе нравится весна?
Какое время года будет после весны?
Какой третий месяц весны?
Тема «Правила гигиены»
Повтори: Перед едой надо мыть руки.
Умываться надо утром и вечером.
Утром и вечером нужно чистить зубы.
- чем чистят зубы?
- Ты делаешь утром зарядку?
Назови предметы гигиены.
г/у. умная галка, правила гигиены, глаголы, единицы, десятки, перелетные птицы, сложение.
Слуховое восприятие текста.
Дружба.
Дружно живут ребята в классе. Мальчики и девочки помогают друг другу. Однажды Саша заболел. Сашу положили в больницу. Ребята часто приходили к саше в больницу. Они приносили фрукты и конфеты. Саша подарил ребятам свои рисунки. Хорошие друзья у Саши.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Как живут ребята в классе?
Что случилось с Сашей?
Куда положили Сашу?
Кто приходил к Саше в больницу?
Что они ему приносили?
Какие у Саши друзья?
Пересказ текста по вопросному плану.
Восприятие математического материала.
Послушай число, называй следующее: 54,32,86,91
Повтори: вычитаю единицы
Вычитаю десятки
Разность равна
Запиши пример столбиком: 85 – 32 =
Восприятие грамматического материала.
Повтори: ъ и ь звука не обозначают.
Сколько букв в слове стол, подъезд, пальма.
Сколько звуков в этих словах?
Послушай и запиши слово: девочка.
Н азови гласные звуки Назови ударный слог.
Назови согласные звуки. Назови безударный слог.
Восприятие природоведческого материала.
Отгадай загадку: Поднялись врата –
Всему миру красота ( радуга).
Послушай и покажи цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Назови предметы зеленого ( желтого, красного) цвета.
Какого цвета листья на деревьях ( летом, осенью, зимой).
Тема «В продовольственном магазине»
- Где покупают продукты?
Что можно купить в продовольственном магазине?
Покажи: продавец, касса, покупатель, витрина, весы, товар.
г/у. помогают друг другу, магазин, радуга, красный цвет, гласный звук, единицы, вычитание.
Слуховое восприятие текста.
Школьный двор.
Школьный двор большой и чистый. Ученики старших классов посадили деревья и кусты.
Они посадили много цветов. За цветами ухаживают малыши. На школьном дворе всегда чисто. В субботу все ребята убирают двор.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Каким был школьный двор?
Что сделали ученики старших классов.
Кто ухаживал за цветами?
Когда ребята убирают двор?
Что они делают?
Любят ли ребята гулять во дворе?
пересказ текста по картинке.
Восприятие математического материала.
Дополни до 20 числа: 17, 15,19,14
Дополни до 50 числа: 44,48,46,45.
Назови все однозначные числа.
Повтори: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Восприятие грамматического материала.
Послушай, повтори.
Наступила весна. Прилетели скворцы!
В рощах кричат грачи. Хорошо весной!
Скажи, о ком или о чем говорится в предложении?
Что такое имя существительное?
Восприятие природоведческого материала.
Послушай, покажи на картинке.
Дети окапывают деревья.
Оля садит цветы.
Женя поливает грядки.
Дима вскапывает землю.
Как ты помогаешь родителям на огороде?
Тема : 9 мая. « День Победы».
Какой праздник будет 9 мая?
Кого поздравляют с днем Победы?
В каком году началась война?
Какая это война?
В каком году закончилась война? Кто победил в войне?
г/у. школьный двор, День победы, война, наступила весна, треугольник, пятнадцать, садит цветы.
Слуховое восприятие текста.
Березовая роща.
Это было в мае. Катя и её маленький брат пошли в березовую рощу. Было очень тихо. Хорошо весной в роще. Поют птицы, летают бабочки. Кругом много цветов. Растут душистые ландыши и красивые голубые цветы. Долго гуляли дети в роще. Ребята посидели около ручья. Радостные они вернулись домой.
Фразовое восприятие текста.
Ответы на вопросы.
Какой был месяц?
Кто пошел в березовую рощу?
Как было в роще?
Что дети увидели в роще?
Где они посидели?
Какие вернулись домой?
Пересказ текста по картинке.
Восприятие математического материала.
Игра «Лото» слушай числа , закрывай фишками.
42, 79, 86,95, 12,24,37.
Сколько будет 12 + 24 , 42 – 2, 37 + 1, 86 – 4 = ?
Восприятие грамматического материала.
Повтори: предлоги со словами пишутся раздельно.
Вставь нужные предлоги: Книга лежит …. парте.
Я вышел … школы.
Машина едет … дороге.
Закончи слово, добавь слоги са, ша.
Ли ….., ка …, Ми …, колба…, кры…., Са….
Восприятие вопросов диалога.
Ты сегодня делал зарядку?
С кем ты ходил гулять?
В какую игру ты играл?
Что ты будешь делать вечером?
Когда ты ляжешь спать?
Восприятие предложений и вопросов.
Послушай, покажи: Повар готовит обед.
Учитель учит детей.
Летчик ведет самолёт.
Маляр красит стены.
Игра « Кому что нужно для работы»: Врачу, парикмахеру, строителю.
г/у. маленький брат, 95, голубые цветы, повар готовит обед, поют птицы, березовая роща.
Слуховое восприятие контрольного текста.
Умная собака.
Мальчики живут в деревне. У них есть большая собака. Её зовут Жук. Саша и Дима нашли её в лесу. У собаки была перебита лапа. Мальчики ухаживали за Жуком. Скоро лапа зажила. Ребята ходили на речку ловить рыбу. Они брали с собой Жука. Собака лежала на берегу и охраняла ведро с рыбой.
Восприятие вопросов:
Где живут мальчики?
Кого нашли Саша и Дима в лесу?
Как зовут собаку?
Что с ней случилось?
Почему лапа быстро зажила?
Куда ходили ребята?
Что делала собака на рыбалке?
Восприятие контрольных фраз.
В каком классе ты учишься?
Что делают ребята в школе?
Сколько будет 54 + 5?
Осенью дует ветер и идет дождь.
Назови компоненты сложения.
Что такое имя существительное?
В одном часе 60 минут.
Зимой снег покрывает землю и деревья.
Сколько человек в твоей семье?
Назови свой адрес.
Что такое имя прилагательное?
Считай от 14 до 20.
Март – первый месяц весны.
В каком городе ты живёшь?
Назови компоненты вычитания.
Что такое глагол?
Кого поздравляют в день 8 Марта?
Первыми с юга прилетают грачи.
Ребята дружно играют, помогают друг другу.
Предлоги со словами пишутся отдельно.
Что вы делаете на уроке математики?
Назови столицу России.
Сложение проверяем вычитанием.
Перечисли времена года.
Сколько слогов в слове собака?
Какие птицы живут в скворечнике?
Назови дни недели.
Весной на деревьях появляются листья.
Имена людей пишутся с большой буквы.
В одном дециметре – 10 сантиметров.
Назови столицу Удмуртии.
Весной появляются первые цветы – подснежники.
Один слог в слове произносится с ударением.
Какие каникулы скоро начнутся?
Ложка, вилка, тарелка – это ..
На лесной полянке растаял снег.
Начерти отрезок длиной 3 см.
Назови число, в котором 1 десяток 9 единиц.
В русской азбуке 33 буквы.
Я учусь в городе Сарапуле.
Назови вежливые слова.
Десятки вычитают из десятков.
Жи – Ши пиши с буквой и.
Птицы – наши друзья.
Единицы вычитают из единиц.
Тетрадь, ручка, пенал, линейка – это учебные вещи.
В конце предложения ставим точку.
Назови геометрические фигуры.
Учебник – твой друг и помощник.
Все ребята переходят в третий класс.