Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шаранчинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ______________________ Л. Н. Маркова Протокол № _____________ от «___» ____________ 2020 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ ____________________ Т. А. Астраханцева от «___» ____________ 2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Шаранчинской СОШ _______________________ С.Н. Субуханкулова Приказ № ____________ от «___»____________ 2020 г. |
Рабочая программа
по предмету «Экономическая и социальная география мира»
в 10-11 классе
(В. П. Максаковский)
подготовила учитель географии
Литвиненко Виктория Сергеевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________
от «___»___________ 2020 г.
с. Шаранча
Пояснительная записка по учебному предмету «География » 10-11 класс
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего(полного) общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География 10-11 класс» М.:Дрофа 2010 г (рекомендовано главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации)
В соответствии с образовательной программой и учебным планом образовательного учреждения на изучение курса географии в 10 классе отведено 34 часа, из расчета 1 час в неделю; в 11 – 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных про- грамм, телекоммуникации, простого общения.
Для реализации программы используется следующее учебно-методическое обеспечение
Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2006
Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: АСТ-Пресс, 2014 (по возможности)
Дополнительная литература:
- Асеева И.В. География мира. Примерное тематическое планирование и методические рекомендации (10 класс) - СПб., 2007
• Баранчиков Е.В. Тесты по географии к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира: 10 класс» -М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 2014.
Сиротин В.И. Программно-методические рекомендации и материалы. География 6-10 класс.-М.: Дрофа, 2014.
Смирнова В.М. Дидактический материал по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 2007
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание рабочей программы
10 класс (1ч. в неделю)
Раздел I. Введение.(4часа)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Раздел II. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Раздел III. География населения мира. (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел IV. НТР и мировое хозяйство. (7 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Раздел V. География отраслей мирового хозяйства. (12 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Оценочные практические работы
1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
11 класс (1 час в неделю)
Раздел I. Современная политическая карта мира. (3 часа)
Тема 1: Современная политическая карта мира. (3 часа)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Раздел II. Региональная характеристика мира.(29 часов)
Тема 2: Зарубежная Европа. (5 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира.
Тема 3: Зарубежная Азия. (5 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.
Тема 4: Африка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 5: Северная Америка. (4 часа)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Тема 6: Латинская Америка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
Тема 7: Австралия и Океания. (1 час)
Комплексная характеристика региона.
Тема 8. Россия в современном мире.(6 часов)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место России в мировом хозяйстве.
Тема 9: Глобальные проблемы человечества. (2 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Оценочные практические работы
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
5. Составление характеристики Канады.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
10 класс |
| Введение | 1 | | |
Часть 1. Общая характеристика мира | 34 | | |
1 | Современная политическая карта мира | 5 | 2 | 1 |
2 | Природа и человек в современном мире | 6 | | 1 |
3 | География населения мира | 6 | 1 | 1 |
4 | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 7 | 2 | 1 |
5 | География отраслей мирового хозяйства | 10 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 34 | 6 | 5 |
11 класс |
Часть 2. Региональная характеристика мира | 32 | | |
6 | Зарубежная Европа | 7 | 1 | 1 |
7 | Зарубежная Азия. Австралия | 10 | 2 | 1 |
8 | Африка | 4 | | |
9 | Северная Америка | 5 | 2 | 1 |
10 | Латинская Америка | 5 | | |
11 | Россия в современном мире. | 1 | | 1 |
Часть 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) | 2 | | |
12 | Глобальные проблемы человечества | 2 | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 5 | 5 |
| ВСЕГО | 68 | 11 | 10 |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | Часы | Элементы содержания | Планируемые результаты | Домашнее задание | Виды контроля | Дата |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
Введение (1 час) |
1 | Что изучает социально - экономическая г география мира | 1 | Экономическая география как наука. Источники получения знаний о населении и хозяйстве мира. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации. | Знать традиционные и новые методы географических исследований | Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы интернета. | Стр. 5 | Фронтальный опрос, индивидуальные письменные задания. | |
Тема 1 .Современная политическая карта мира (4 часа). |
2 | Многообразие стран современного мира. | 1 | Типология стран мира. Развитые и развивающиеся страны. | Знать общее количество стран современного мира и их типология. Знать основные критерии выделения различных типов стран. Различия в географическом районировании мира. Понятие о географическом районировании мира. Понятие о географическом регионе. Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. | Знать и понимать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития. Показывать крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы. Уметь показывать и называть все страны на материках со столицами. | Стр. 9-13 | Мини-зачёт на знание политической карты мира | |
3. | Международные отношения и политическая карта мира. | 1 | Карта мира после второй мировой войны. Движение неприсоединения. Современные международные отношения. | Знать основные этапы формирования политической карты мира. Знать основные части света и сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет». | Уметь показывать и называть все страны на материках со столицами. | Стр. 14-16 | Устный опрос по теме. Мини – зачёт на знание политической карты мира ( продолжение). | |
4 | Государственный строй стран мира. | 1 | Монархии и республики. Унитарные государства и федерации. | Знать государственный строй, основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира. | Уметь показывать и называть монархии и республики, унитарные и федеративные государства и их столицы. | Стр. 17-18 | Устный опрос по теме. Мини – зачёт на знание политической карты мира ( продолжение). | |
5 | Политическая география | 1 | Общее представление о политической географии. | Знать основные критерии определения типологии стран мира. | Уметь определять типологию стран мира. | Стр. 19-20 | Практическая работа «Политическая карта мира» | |
Тема 2. География мировых природных ресурсов (5 часов ) |
6 | Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов. | 1 | Антропогенное воздействие на природу. Исчерпаемость мировых природных ресурсов. | Знать понятие «ресурсообеспеченности». Иметь представление об изменении окружающей среды в прошлом и настоящем. Знать понятие «географическая оболочка» и её границы, составные части и свойства географической оболочки. Знать об этапах формирования географической оболочки, об обмене вещества и энергии в географической оболочке. Знать закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. | Понимать: - основные географические понятия и термины; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: — определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и геоэкологических объектов, процессов и явлений; — оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Показывать крупнейшие месторождения природных ресурсов. | Стр. 25-27 | Фронтальный опрос. Работа с картой «Полезные ископаемые мира». | |
7 | Минеральные, земельные, водные и биологические ресурсы. | 1 | Мировой земельный фонд. Мировой речной сток. Пути восстановления биоресурсов. | Знать основные направления использования территории. Иметь понятие об эффективной территории. | Понимать основные направления использования территории. Иметь представление об эффективной территории. | Стр. 28-38 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картами земельных и водных ресурсов. | |
8 | Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы. | 1 | Использование ресурсов мирового океана. Неисчерпаемые ресурсы. | Знать природную специфику ресурсов Мирового океана. | Понимать природную специфику ресурсов Мирового океана. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 38-41 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Ресурсы Мирового океана» | |
9 | Загрязнение и охрана окружающей среды. | 1 | Виды загрязнения окружающей среды и основные пути решения природоохранных проблем. | Знать основные виды загрязнений окружающей среды и основные пути решения природоохранных проблем. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 41-46 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
10 | Географическое ресурсоведение и геоэкология | 1 | Геоэкология как новое направление в географической науке. | Иметь представление о геоэкологии, как о новом направлении в географической науке. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 46-47 | Проверочный тест по теме «Природные ресурсы мира» | |
Тема 3. География населения мира (6 часов ) |
11 | Численность и воспроизводство населения. | 1 | Понятие рождаемости, смертности и воспроизводства населения. Первый и второй тип воспроизводства. | Знать и понимать: - основные географические понятия и термины; - численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран | Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. | Стр. 57-66 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
12 | Состав (структура) населения мира. | 1 | Половой и возрастной состав населения. Качество населения. Национальный состав населения мира | Знать этнографическую специфику разных стран и регионов мира; видеть различия в уровне и качестве жизни населения мира. | Уметь сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. | Стр. 66-71 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Народы мира». | |
13 | Размещение и миграция населения. | 1 | Механическое движение населения. Плотность населения. | Знать основные направления и причины миграции населения а мире. Иметь представление о различиях в размещении населения мира. | Уметь: оценивать и объяснять уровни территориальной концентрации населения мира. | Стр. 71-74 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Плотность населения мира» | |
14 | Городское и сельское население. Урбанизация. | 1 | Уровни и темпы урбанизации. Городские агломерации. Мегалополисы. | Знать и понимать основные проблемы современной урбанизации. | Уметь: оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения мира. | Стр. 74-81 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Городское и сельское население мира» | |
15 | Общение знаний по теме. Подготовка учащихся для тестирования по теме «Население мира». | 1 | Расчет естественного прироста. Определение типа воспроизводства стран мира. Практическое осмысление естественного и механического движения населения. | Знать формулы воспроизводства населения и основную информацию карт, характеризующих население мира. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. | повторение | Фронтальный опрос. Работа с географическими картами населения мира. | |
16 | Проверочный тест по теме «Население мира». | 1 | Все понятия по теме «Население мира». | Знать и использовать все понятия по теме и все карты по теме «Население мира» | Самоконтроль и взаимоконтроль по теме «Население мира» | повторение | Практическая работа в форме проверочного теста «Население мира». | |
Тема 4. НТР и мировое хозяйство ( 6 часов ) |
17 | НТР. Характерные черты и составные части | 1 | Черты и составные части НТР. | Иметь представление о четырёх чертах и составных частях НТР. | Понимать, что такое НТР и какова её роль в развитии производительных сил человечества. | Стр. 91-97 | Фронтальный опрос. | |
18 | Мировое хозяйство. | 1 | Понятие и структура мирового хозяйства. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. | Знать: -основные географические понятия и термины; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. | Уметь: - оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения и производства; - составлять картосхемы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 98-101 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. | |
19 | Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. | 1 | Изменение отраслевой структуры мирового хозяйства под влиянием НТР. | Знать географическую «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. | Уметь находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы; понимать географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха. | Стр. 102-105 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
20 | Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. | 1 | Изменение территориальной структуры мирового хозяйства под влиянием НТР. | Знать международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. | Иметь представление о географической специфике крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха. | Стр. 106-109 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
21 | Факторы размещения | 1 | Понятие о факторах размещения отраслей мирового хозяйства. | Знать о Международных экономических отношениях, их основных формах и значении для развития национальных хозяйств. | Уметь разбираться в изменениях, происходящих в географии мирового хозяйства.. | Стр. 110-115 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
22 | Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство» Контроль знаний. | 1 | Эволюционный и революционный путь развития мирового хозяйства под влиянием НТР. | Знать все понятия по теме «НТР и Мировое хозяйство» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | повторение | Проверочный тест по теме «НТР и Мировое хозяйство». | |
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов) |
23 | География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная промышленность мира). | 1 | Основные направления развития промышленности мира. Размещение нефтяной, газовой и угольной промышленности. | Знать о размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности мира, и о направлении основных грузопотоков энергоресурсов. | Уметь работать с картами размещения нефтяной, газовой и угольной промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 123-130 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
24 | Электроэнергетика, Горнодобывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия. | 1 | Размещение электроэнергетики, горнодобывающей промышленности. Главные факторы размещения чёрной и цветной металлургии. | Знать состав и особенности размещения электроэнергетики и добывающей промышленности | Уметь работать с картами размещении электроэнергетики и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 130-134 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
25 | Машиностроение. Химическая промышленность. | 1 | Размещение машиностроения. Размещение химической промышленности. | Знать состав и особенности размещения машиностроения и химической промышленности. | Уметь работать с картами размещении машиностроения и химической промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 134-138 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
26 | Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда | 1 | Размещение лесной промышленности. Северный и южный лесной пояс. Размещение лёгкой промышленности | Знать состав и особенности размещения лесной и лёгкой промышленности | Уметь работать с картами размещении лесной и лёгкой промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 138-140 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
27 | Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний. | 1 | Все понятия по теме: «Промышленность мира»». | Знать все понятия по теме «Промышленность мира»». | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | повторение | Проверочный тест по теме «Промышленность мира». | |
28 | География сельского хозяйства и рыболовства. Растениеводство. | 1 | Понятие зелёной революции. Размещение различных отраслей растениеводства. | Знать структуру и географию мирового сельского хозяйства. Знать закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. | Уметь работать с картами размещении отраслей мирового сельского хозяйства и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 140-148 | Фронтальный опрос. | |
29 | Животноводство мира | 1 | Размещение различных отраслей животноводства. | Знать структуру и географию мирового животноводства. | Уметь работать с картами размещении отраслей животноводства и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Стр. 148-150 | Проверочный тест по теме «Сельское хозяйство мира». | |
30 | География транспорта. | 1 | Мировая и региональная транспортная система. Размещение разных видов транспорта на планете. | Знать структуру и географию мирового транспорта. | Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы. | Стр. 150-158 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
31 | Контроль знаний по теме «Транспорт мира» | 1 | Все понятия по теме: «Транспорт мира»». | Знать все понятия по теме: «Транспорт мира»». | Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы. | повторение | Проверочный тест по теме «Транспорт мира». | |
32 | Международные экономические отношения | 1 | Современные международные экономические отношения. Экономическая интеграция стран. | Знать о современных мирохозяйственных связях, о внешней торговле между странами, о . международных финансовых отношениях. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха | Стр. 159-165 | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | |
33 | Урок обобщения и закрепления знаний по теме: «География отраслей мирового хозяйства ». | 1 | Создание целостной картины мирового хозяйства из географии его отраслей. | Иметь представление о целостной картине мирового хозяйства, сложенную из географии его отраслей. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха | повторение | Диагностический срез знаний по теме «Мировое хозяйство» | |
34 | Резерв. | 1 | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока | Дата | Тип урока | Планируемые результаты: личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные | Тема урока | Практические работы | Домашнее задание |
| | |
Региональная характеристика мира (31 час) |
Зарубежная Европа (7 часов) |
1 | | Изучение нового материала | Обсуждать, оценивать и формулировать особенности местоположение географических объектов на карте. Обозначать объекты, характеризующие местоположение субрегионов Зарубежной Европы. Формулировать выводы об особенностях географического положения регионов. Выявлять существенные признаки географических объектов и явлений. Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия природные ресурсы страны. Анализировать учебный материал. Выявлять и оценивать основные направления миграций Формулировать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. Определять условия и факторы географических особенностей отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве мира, на основе анализа текста, иллюстративного и статистического материалов учебника. Определять на карте местоположение географических объектов. Оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Подготавливать краткие сообщения (презентации). | Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы | | Стр.180-181 |
2 | | Изучение нового материала | Население Зарубежной Европы | | Стр.181-183 отметить на к/к страны Европы и их столицы, выделить крупные агломерации |
3 | | Урок -лекция | Хозяйство стран Европы | 1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки». | Стр.183-202 задание 14 – в тетрадь |
4 | | Семинар | Государства -«малютки» зарубежной Европы | | Работа с дополнительной литературой |
5 | | Изучение нового материала | Федеративная Республика Германия | | Разбить тер-рию ФРГ на эконом. р-ны, свой выбор данного типа районирования аргументировать |
6 | | Урок-путешествие в Восточном Экспрессе | Субрегионы Восточной Европы. Интеграционные процессы в Европе. | | Приготовить доклады о ЕС , др. экономических союзах Европы |
7 | | Урок контроля знаний | Контрольно-обобщающий урок по теме | контрольная работа 1 по теме «Зарубежная Европа» | Повторить основные термины и понятия темы |
Зарубежная Азия. Австралия ( 10 часов) |
8 | | Урок-изучение нового материала с элементами практикума | Обсуждать, оценивать и формулировать особенности местоположение географических объектов на карте. Обозначать объекты, характеризующие местоположение субрегионов Зарубежной Азии. Формулировать выводы об особенностях географического положения регионов. Выявлять существенные признаки географических объектов и явлений. Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия природные ресурсы страны. Анализировать учебный материал. Выявлять и оценивать основные направления миграций. Формулировать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. Определять условия и факторы географических особенностей отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве мира, на основе анализа текста, иллюстративного и статистического материалов учебника. Определять на карте местоположение географических объектов. Оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Подготавливать краткие сообщения (презентации). | Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии | | Работа с контурной картой |
9 | | Урок-лекция | Хозяйство стран Азии | | Сделать доклады о странах Восточной Азии |
10 | | Урок-практикум с элементами игры | Восточная Азия | | Работа с контурной картой |
11 | | Комбинированный урок | Мы изучаем Японию | 4. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. | Сделать доклады о культурных традициях Японии. |
12 | | Урок-игра | Культура Японии | | Подготовиться к уроку по теме «Китай», сделать доклады о населении и истории Китая. |
13 | | Комбинированный урок | Китай | | Совершить путешествие по Пекину с помощью карты города в атласе |
14 | | Комбинированный урок | Китай | | Подготовить доклады по теме « история , культура Индии» |
15 | | Комбинированный урок | Индия | | Продумать и представить туристический маршрут по Индии. Свой выбор аргументировать. |
16 | | Урок-обобщение в форме игры « интеллектуальное казино» | Обобщение по теме «Азия» | Контрольная работа 3 по теме «Азия» | Повторить основные термины и понятия темы |
17 | | Урок – игра в виде брейн-ринга | Определять географическую специфику отдельных стран. Подготавливать краткие сообщения (презентации). | Австралия и Океания | 5. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза | Повторить основные термины и понятия темы |
Африка (4 часа) |
18 | | Лекция с элементами беседы; практическая работа с картой | Анализировать территориальную концентрацию населения Обсуждать и демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. Выявлять географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Анализировать специализацию стран в системе международного географического разделения труда. Выявлять географическую специфику отдельных стран. | Африка. История открытия и освоения европейцами. Население. | | Знать месторасположение крупнейших стран Африки |
19 | | Комбинированный урок | Природные ресурсы и хозяйство стран Африки | | Подготовить сообщение о любой стране. |
20 | | Комбинированный урок | Различия регионов Африки | | Подготовиться к семинару по теме «Африка» |
21 | | Урок-Семинар | Контрольно-обобщающий урок по теме | Контрольная работа 4 по теме «Африка» | Подготовить доклады об истории Латинской Америки |
Северная Америка (5 часов) |
22 | | Изучение нового материала с элементами практикума | Определять на карте местоположение географических объектов. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. | Экономико-географическое положение США | | Подготовить тексты докладов : волны миграции, этнический состав населения США |
23 | | Комбинированный урок | | Население США | | Представьте себе, что вы посетили один из городов США. Опишите его |
24 | | Урок лекция с элементами самостоятельной работы | Определять географическую специфику отдельных районов. Анализировать ресурсообеспеченность отдельных районов. Устанавливать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения основных отраслей. Подготавливать краткие сообщения (презентации). | Природные ресурсы и хозяйство США | 2.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем. | Сделать сообщения о некоторых штатах и городах США (по выбору уч-ся) |
25 | | Комбинированный урок | Макрорегионы США | 3. Составление характеристики Канады. | Работа с контурной картой |
26 | | Урок-игра | Урок-обобщение по теме «США» | Контрольная работа 2 по теме «США» | Повторить основные термины и понятия темы |
Латинская Америка (5 часов) |
27 | | Изучение нового материала | Определять на карте местоположение географических объектов. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. Оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами. Устанавливать географическую специфику отдельных стран. | Латинская Америка | | На контурных картах показать границы субрегионов Латинская Америка |
28 | | Изучение нового материала | Население Латинская Америка | | На к/к обозначить районы проживания негроидного населения , белого, коренного населения. |
29 | | Комбинированный урок | Хозяйство стран Латинская Америка | | Приготовить доклады о Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле, Кубе. |
30 | | Изучение нового материала | Различия регионов Латинской Америки | | На к/к показать стрелками международные связи регионов. Указать виды экспортной и импортной продукции. |
31 | | Урок-обобщение в форме игры | Урок –обобщение по теме: «Латинская Америка» | Контрольная работа 5 по теме «Латинская Америка» | Подготовиться к конференции «Глобальные проблемы человечества» |
Россия в современном мире (1 час) |
32 | | Урок – семинар | Обсуждать и оценивать роль России в международном географическом разделении труда. Обсуждать и устанавливать специфику географического положения Российской Федерации. | Россия в современном мире | | Подготовить доклады о роли России в современном мире. |
Глобальные проблемы человечества (2 часа) |
33 | | Урок – конференция | Выявлять и обсуждать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем. Обсуждать, выявлять и прогнозировать экономические проблемы и перспективы развития мира. | Глобальные проблемы человечества | | Самостоятельно ознакомиться с текстом учебника стр.351-364, приготовиться к дискуссии |
34 | | Урок – семинар в виде ролевой игры | Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты | | Повторить основные термины и понятия темы |