Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бугровская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ . Протокол № ___ от«____»________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ БСОШ __________ . «____»____________201__г. | «Утверждаю» Директор МОУ БСОШ __________ Приказ № ______ от«____»________201__ г. |
Рабочая программа
по географии
Программа разработана
учителем географии высшей квалификационной категории
Хапугиной Татьяной Николаевной
10 – 11 класс
2018 - 2019 учебный год
Оглавление
Титульный лист стр. 1
Пояснительная записка стр. 3
Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемые результаты
освоения учебного предмета) стр. 5
Учебно-тематический план стр. 8
Содержание программы учебного курса стр. 8
Средства контроля стр. 12
Учебно-методические средства обучения стр. 13
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года)
Примерной рабочей программы среднего общего образования География. 10-11 классы. ФГОС под редакцией Курчиной С.В., изд. М.: Дрофа, 2015 год.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год, с изменениями.
Учебного плана МОУ «Бугровская СОШ» Всеволожского района ЛО
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Количество часов: по программе - 68 часов за два года: 10 класс - 34 часа, 11класс -34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели и задачи:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Используемый УМК:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 класса М., «Просвещение», 2013 г.
Максаковский В.П. Метод. пособие по экономической социальной географии мира 10-11 класс. М., «Просвещение», 2012 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс. Изд. М. «Просвещение», 2017 г. с комплектом контурных карт
Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по географии являются:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• применять знания о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
• применять географическое мышление для оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
• применять знания о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
•проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
•владеть навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
•владеть умениями работать с геоинформационными системами;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Количество практических работ |
Раздел 1. Географическая картина мира | 34 | 6 |
1 | Введение. Современная политическая карта мира | 3 | - |
2 | Тема 1. Природа и человек в современном мире | 5 | 1 |
3 | Тема 2. Население мира | 8 | 3 |
4 | Тема 3. География мирового хозяйства | 18 | 2 |
| Итого | 34 | 6 |
11 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Количество практических работ |
Раздел 2.Многоликая планета | 32 | 13 |
1 | Тема 4. Географический облик регионов и стран мира | 2 | 1 |
2 | Тема 5. Зарубежная Европа | 7 | 3 |
3 | Тема 6. Зарубежная Азия. | 10 | 3 |
4 | Тема 7. Америка | 6 | 3 |
5 | Тема 8. Африка | 3 | 1 |
6 | Тема 9. Австралия и Океания | 2 | 1 |
7 | Тема 10. Россия | 2 | 1 |
Раздел 3. Насущные проблемы человечества | 2 | 1 |
Итого | 34 | 14 |
Итого за 2 года | 68 | 20 |
Содержание учебного курса
10 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Географическая картина мира (34 часа)
Введение. Современная политическая карта мира (3часа)
География как наука. Методы географических исследований.
Количество и группировки стран. Типология стран. Основные формы правления и административно-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Тема 1. Природа и человек в современном мире (5 часов).
Природные условия и природные ресурсы. Взаимодействие общества и природной среды. Понятие о ресурсообеспеченности. География природопользования. Загрязнение окружающей среды. Решение природоохранных проблем.
Практическая работа № 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.
Тема 2. Населения мира (8 часов)
Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Демографическая политика. Половой и возрастной состав населения. Размещение и плотность населения. Миграции населения. Этнолингвистический состав. Религиозный состав. Современная география религий. Городское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Уровень и качество жизни населения.
Практическая работа № 2. Анализ современного состояния естественного движения населения мира.
Практическая работа № 3. Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации.
Практическая работа № 4. Составление характеристики «идеального города» - «экополиса».
Тема 3. География мирового хозяйства. (18 часов)
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Особенности развития современного мирового хозяйства. Факторы размещения хозяйства.
Промышленность – ведущая отрасль мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность. Металлургическая промышленность. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, деревообрабатывающая, легкая промышленность. Мировое аграрное производство. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Непроизводственная сфера мирового хозяйства. Транспорт. Мировая транспортная система. Виды транспорта. Современные мирохозяйственные связи. Общая характеристика всемирных экономических отношений. Внешняя торговля. Международные финансовые отношения. Международный туризм.
Практическая работа № 5. Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности.
Практическая работа № 6. Составление характеристики одной из отраслей промышленности.
Раздел 2. Многоликая планета (32 часа)
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира (2 часа)
Общая характеристика регионов и стран мира. Геополитический облик мира.
Практическая работа № 7. Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира.
Тема 5. Зарубежная Европа (7 часов).
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности экономики. Зарубежная Европа в современном мире. Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия. Средняя Европа. Германия - «экономический локомотив» Европы. Франция. Великобритания. Южная Европа. Италия. Восточная Европа. Венгрия.
Практическая работа № 8. Анализ историко - географических особенностей формирования экономического пространства Европы.
Практическая работа № 9. Составление характеристики географического пространства Италии.
Практическая работа № 10. Создание географического образа территории зарубежной Европы.
Тема 6. Зарубежная Азия. (10 часов).
Общая характеристика стран Зарубежной Азии. Территория, границы, положение. Географическое наследие Азии. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. Население: воспроизводство, этнический, религиозный и национальный состав. Урбанизация. Роль стран в мировом хозяйстве. Зарубежная Азия в современном мире. Роль стран в мировом хозяйстве. Юго-Западная Азия. Турция. Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна-архипелаг. Восточная Азия. Китай. Япония – «экономическое чудо». Республика Корея – новая индустриальная страна. Центральная Азия и Закавказье.
Практическая работа № 11. Анализ особенностей размещения населения Зарубежной Азии.
Практическая работа № 12. Составление характеристики текстильной промышленности Индии.
Практическая работа № 13. Создание географического образа территории зарубежной Азии.
Тема 7. Америка (6 часов).
Америка в современном мире. Географическое наследие Америки. Население и
география культур Америки. Северная Америка. Общая характеристика США. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: воспроизводство, этнический, религиозный и национальный состав. Общая характеристика хозяйства. Пространственный рисунок США.
Понятие «Латинская Америка». Общая характеристика региона. Природные условия и
ресурсы. Население. Индустриализация в Латинской Америке. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Особенности транспорта. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Субрегионы Латинской Америки. Бразилия – латиноамериканский гигант. Мезоамерика – территория на стыке двух Америк.
Практическая работа № 14. Выявление географических особенностей населения Северной Америки.
Практическая работа № 15. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США.
Практическая работа № 16. Составление характеристики латиноамериканских столиц.
Тема 8. Африка (3 часа).
Общая характеристика стран Африки. Африка в современном мире. Географическое наследие Африки. Географическая специфика Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы. Население: воспроизводство, национальный состав и размещение. Хозяйство: отраслевая и территориальная структура. Географические субрегионы Африки. Северная Африка. Тропическая Африка. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента.
Практическая работа № 17. Создание географического образа территории Африки..
Тема 9 . Австралия и Океания (2 часа).
Австралия и Океания в современном мире. Географическая специфика Австралии и Океании.
Практическая работа № 18. Анализ внешней торговли Австралии.
Тема 10. Россия (2 часа).
Геополитическое положение России. Россия в мировой экономике.
Практическая работа № 19. Анализ внешней торговли России.
Раздел 3. Насущные проблемы человечества (2 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Экологическая проблема. Проблема демилитаризации и сохранения мира. Демографическая проблема. Глобальная продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы. Глобальные проекты.
Практическая работа № 20. Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества.
Средства контроля
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Для оценки освоения школьниками планируемого содержания предусмотрены самостоятельные работы и тестирование (продолжительность работы 15-20 минут) по основным темам курса:
Современная политическая карта мира
География мировых природных ресурсов
География населения мира
География отраслей мирового хозяйства
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия и Австралия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Учебно-методические средства обучения
Печатные пособия:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2013 г.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2010 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2012 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2017 г.
В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017 г.
Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Настенные карты:
Политическая карта мира
Население мира
Топливная промышленность мира
Электроэнергетика мира
Черная и цветная металлургия
Машиностроение
Химическая промышленность
Страны Европы
Страны Азии
Страны Африки
США
Страны Латинской Америки
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Редактор создания презентаций
Презентации к урокам географии
Электронные уроки и тесты для 10-11 классов
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Технические средства обучения (ТСО)
телевизор
DVD – плеер
персональный компьютер
МФУ
Магнитофон
Интерактивная доска
Проектор
Документ камера