Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………....3
Содержание учебного предмета………………………………………………………...6
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………………………...…9
1.Планируемые результаты освоения учебного процесса
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
6) владение умениями работать с геоинформационными системами;
7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
2.Содержание учебного плана
10 класс (35ч. 1ч. в неделю)
СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ (1ч.)
Географическая наука.
СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА (2ч.)
Типы стран современного мира. Развитые и развивающиеся страны.
Практические работы:
Работа с контурной картой «Типы стран мира»
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (5ч.)
Численность и динамика населения мира. Расовой и половозрастной состав населения. Этнический и религиозный состав населения. Сельское и городское население. Размещение населения и его миграция.
Практические работы:
Расчет демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и смертности.
МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (13ч.)
История взаимоотношений между природой и обществом. Природопользование и экологические проблемы. Природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических проблем.
Практические работы:
Расчет обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (2ч.)
Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство. Современная эпоха НТР и мировое хозяйство.
Практические работы:
Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (9ч.)
Топливно-энергетическая промышленность. Металлургия. Машиностроение. Химическая, лесная и легкая промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство. Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран. Виды транспорта. Транспорт и мировое хозяйство. Международные экономические отношения.
Практические работы:
Группировка стран мира по уровню развития машиностроения.
Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (3ч.)
Глобальные проблемы и их взаимосвязи.
11 класс (34ч. 1ч. в неделю)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (2ч.)
Этапы формирования политической каты мира. Регионы мира и международные организации.
Практические работы:
Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (5ч.)
Состав и географическое положение. Природа и люди. Хозяйство и внутренние различия . Федеративная республика Германи. Республика Польша.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (9ч.)
Географическое положение и ресурсы. Население и хозяйство Япония. Географическое положение, ресурсы и население. Хозяйство Японии. Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население. Хозяйство Китая. Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население. Хозяйство и внутренние различия Республики Индии.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.
Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
АМЕРИКА (7ч.)
Соединенные штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население . Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия. Канада. Географическое положение, ресурсы и население. Географическое положение, ресурсы население. Хозяйство и внутренние различия. Федеративная республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население. Хозяйство Бразилии.
Практические работы:
Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
АФРИКА (5ч.)
Географическое положение, ресурсы и население. Население и хозяйство. Южно-Африканская республика. Географическое положение, ресурсы и население. Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население.
Практические работы:
Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (2ч.)
Австралия. Океания.
Практические работы:
Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (4ч.)
Экономико-географическая история России. Современная России.
Практические работы:
Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводящихся на освоение каждой темы
10 класс
№ п\п | Раздел, тема | Количество учебных часов |
| Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ |
Географическая наука | 1 |
| Раздел 2. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА |
Типы стран современного мира | 1 |
| Развитые и развивающиеся страны. Практическая работа № 1. Работа с контурной картой «Типы стран мира» | 1 |
| Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА | |
Численность и динамика населения мира | 1 |
| Расовой и половозрастной состав населения Практическая работа №2 «Расчет демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и смертности» | 1 |
| Этнический и религиозный состав населения | 1 |
| Сельское и городское население. Размещение населения и его миграция | 1 |
| Обобщающий урок по теме «География населения мира» | 1 |
| Раздел 4. МИРОВЫ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
История взаимоотношений между природой и обществом | 1 |
| Природопользование и экологические проблемы | 1 |
| Природные ресурсы | 1 |
| Минеральные ресурсы | 1 |
| Рудные и нерудные полезные ископаемые | 1 |
| Земельные ресурсы | 1 |
| Лесные ресурсы | 1 |
| Водные ресурсы | 1 |
| Ресурсы Мирового океана Практическая работа №3 «Расчет обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов» | 1 |
| Другие виды природных ресурсов | 1 |
| Загрязнение окружающей среды | 1 |
| Пути решения экологических проблем | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Мировые природные ресурсы» | 1 |
| Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ |
Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство | 1 |
| Современная эпоха НТР и мировое хозяйство. Практическая работа №4 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов» | 1 |
| Раздел 6. ХАРАТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА |
Топливно-энергетическая промышленность | 1 |
| Металлургия | 1 |
| Машиностроение Практическая работа №5 «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения» | 1 |
| Химическая, лесная и легкая промышленность | 1 |
| Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство | 1 |
| Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | 1 |
| Виды транспорта | 1 |
| Транспорт и мировое хозяйство | 1 |
| Международные экономические отношения Практическая работа №6 «Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях» | 1 |
| Раздел 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ |
Глобальные проблемы и их взаимосвязи | 1 |
| Обобщение знаний по пройденному курсу географии | 1 |
| Резерв | 1 |
| Итого | 35 |
11 класс
| Раздел 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА |
Этапы формирования политической каты мира | 1 |
| Регионы мира и международные организации Практическая работа №1 «Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира» | 1 |
| Радел 9. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА |
Состав и географическое положение | 1 |
| Природа и люди | 1 |
| Хозяйство и внутренние различия Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы» | 1 |
| Страны Европы Федеративная республика Германия | 1 |
| Республика Польша Практическая работа №3 «Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы» | 1 |
| Раздел 10. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ |
Географическое положение и ресурсы Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии» | 1 |
| Население и хозяйство | 1 |
| Страны Азии Япония. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Хозяйство Японии Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии» | 1 |
| Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Хозяйство Китая | 1 |
| Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Хозяйство и внутренние различия Республики Индии Практическая работа №6 «Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии» | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Зарубежная Азия» | 1 |
| Раздел 11. АМЕРИКА |
Страны Северной Америки Соединенные штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия | 1 |
| Канада. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Латинская Америка Географическое положение, ресурсы население | 1 |
| Хозяйство и внутренние различия | 1 |
| Федеративная республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Хозяйство Бразилии Практическая работа №6 «Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | 1 |
| Раздел 12. АФРИКА |
Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Население и хозяйство | 1 |
| Южно-Африканская республика. Географическое положение, ресурсы и население | 1 |
| Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население Практическая работа «Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки» | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Америка и Африка» | |
| Раздел 13. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ |
Австралия | 1 |
| Океания Практическая работа №7 «Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа» | 1 |
| Раздел 14. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР |
Экономико-географическая история России | 1 |
| Современная России | 1 |
| Практическая работа №8 «Анализ материалов, опубликованных в средствам массовой информации, характеризующих место России в современном мире» | 1 |
| Обобщение знаний по пройденному курсу географии | 1 |
| Итого | 34 |
21